• Авторизация


Ференц Лист. «Данте-симфония», по «Божественной комедии» 22-10-2019 10:44 к комментариям - к полной версии - понравилось!


208 лет со дня рождения Ференца Листа

История создания симфонии

Величайшее творение Данте «Божественная комедия» вдохновила молодого Листа, блестящего пианиста-виртуоза, на создание фортепианной сонаты-фантазии «По прочтении Данте», где в центре — горестная история Франчески да Римини, обреченной на посмертные муки ада за измену мужу: вечно мчится она в адских вихрях со своим возлюбленным Паоло. (Из "Божественной комедии" ад представляет собой колоссальную воронку из концентрических кругов, сужающийся конец которой примыкает к центру земли. Пройдя преддверие ада, в котором обитают души нерешительных, ничтожных людей, они вступают в первый круг ада — лимб, населённый душами добродетельных язычников, не познавших истинную веру, однако приблизившихся к этому познанию и за то избавленных от адских мук. Следующий круг заполнен душами людей, при жизни не обуздавших свою страсть. Среди носимых диким ураганом Данте видит Франческу да Римини и Паоло Малатеста, погибших из-за запретной любви друг к другу.)  А почти 20 лет спустя Лист вновь обратился к «Божественной комедии» на этот раз в жанре программной двухчастной симфонии.

8 июля 1856 года Лист закончил «Данте-симфонию». 
Две части симфонии носят те же названия — «Ад» и «Чистилище», а «Рай» заменяет большая хоровая кода на латинский текст католического славления Девы Марии «Магнификат». 
R-7975229-1478438320-7109.jpeg (500x500, 75Kb)

Музыка
Первая часть — «Ад» — открывается медленным вступлением, где низкие медные и струнные инструменты, сопровождаемые тремоло литавр и ударами тамтама, как бы интонируют в унисон грозную надпись на вратах ада:
Я увожу к отверженным селеньям,
Я увожу сквозь вековечный стон,
Я увожу к погибшим поколеньям,
Входящие, оставьте упованья.

Последняя строка особенно важна: валторны и трубы чеканят ее, действительно не оставляя никакой надежды. Из начальной хроматической темы рождаются вихри и, убыстряясь, втягивая в свое кружение все новые инструменты, создают обобщенный образ ада. Крики отчаяния, проклятья — единый нерасчлененный поток, дикий, исступленный, достигает мощной кульминации. Замыкая развитие экспозиции, возвращается медленное вступление, в котором медные грозными аккордами фортиссимо повторяют роковую строку. И вдруг все резко меняется. Мягко переливаются пассажи струнных с сурдинами и арфы и, замерев, уступают место свободно льющемуся речитативу баскларнета, звучащему без сопровождения. Вслед за тем английский рожок на фоне арпеджио арфы поет экспрессивную мелодию:

Тот страждет высшей мукой,
Кто радостные помнит времена
В несчастии.
Это рассказ Франчески да Римини. Развертывается великолепная любовная сцена, где тема, варьируясь, расцветает в страстном упоении. Особенно выразительны полифонические переклички солирующих виолончелей и скрипок, словно голоса Франчески и Паоло сливаются в любовном дуэте. И этот эпизод замыкает роковая фраза: «Входящие, оставьте упованья». Тени влюбленных растворяются, исчезают, и в репризе возвращаются адские вихри, сметая все на своем пути. 
Вторая часть — «Чистилище» — медленная, сдержанная, полная ожидания искупления. Дантевская картина восхождения к небесам передана постепенным повышением регистра. На этом фоне звучат сосредоточенные неспешные напевные реплики духовых, завершающиеся, подобно припеву, мажорными трезвучиями. Хроматизмы подготавливают центральный эпизод — фугато с темой жалобной и неспокойной — словно воспоминание о муках ада. На кульминации фугато внезапно возникают красочные мажорные аккорды, навсегда прогоняя скорбь и страдание. Повторение начального раздела части приводит к заключительному женскому хору «Магнификат», в котором Лист цитирует подлинный хорал. Здесь варьируется одно эмоциональное состояние — блаженство.
Завершается симфония мистическим просветлением «Аллилуйи» и истаивающими звучаниями в верхнем регистре, подобно видению горних высей рая.



История Паоло и Франчески
В 1200 году две семьи, Да Полента из Равенны и Малатеста из Римини, были наиболее влиятельными в политической жизни региона Романьи. В 1239 году правителем Римини был Малатеста из Веруккьо, у которого было четверо детей: Джованни, по прозвищу Джанчотто-Хромой, так как был безобразен и имел пороки при рождении, Малатестино, Паоло Прекрасный и Маддалена.
С малого возраста дети Малатесты были политически образованы и всегда сопровождали отца на различных переговорах. В особенности отличались в этом Джанчотто и Паоло. Оба, в 1265 году, воевали против Гуидо. В 1275 году, решив отпраздновать победу и закрепить союз, главы семейств договорились породниться: первенец Малатесты, Джанчотто, должен был повести под венец дочь Да Полента, Франческу. Родители Франчески понимали, что дочь никогда не захочет выйти замуж за калеку, и тогда было решено ввести дочь в заблуждение: молодой и прекрасный Паоло должен был жениться на Франческе по доверенности от старшего брата, и внушить, что он и есть ее настоящий муж.
Увидев из окна молодого и энергичного юношу, девушка была очарована и без промедления дала согласие на брак. На следующее утро она поняла, что лежит рядом с неприятным и безобразным стариком, это был Джанчотто. 
Несмотря на разочарование и обман, Франческа родила для Джанчотто дочь, которая после убийства матери и второго бракосочетания отца, была отправлена в монастырь.

R-7975229-1478438320-7109.jpeg (600x403, 119Kb)

Через некоторое время Паоло был назначен римским папой Мартином IV губернатором Флоренции, а Джанчотто в это время стал мэром города Пезаро. В 1283 году Паоло вернулся в Романью. И, обосновавшись около Градары, стал частым гостем в замке у Джанчотто, встречаясь также и с его женой Франческой. Во время одной их таких встреч, молодые были застигнуты врасплох, младшим братом Паоло. Он рассказал своему старшему брату об увиденном. После чего Джанчотто сделал вид, что уехал в Пезаро. Но внезапно вернувшись в замок, он застал Франческу и Паоло вместе в комнате.
 Разъяренный Джанчотто обнажил свой меч. Паоло пытался бежать через люк, но зацепившись одеждой, не смог завершить свой побег. В тот момент, когда Джанчотто решил вонзить меч в брата, между ними встала Франческа и была убита вместе с Паоло. Так, ослепленный ревностью и гневом, Джанчотто убил обоих.
Эта история любви вдохновила многих художников, поэтов и музыкантов разных времен на создание своих шедевров. Трагическая любовь Паоло и Франчески была воспета Данте Алигьери в «Божественной комедии»

Источники:

https://www.belcanto.ru/s_liszt_faust.html

https://ru.wikipedia.org/wiki/

 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (6):
Нина-Ник 22-10-2019-11:29 удалить
Ответ на комментарий Чингиз # Чингиз, спасибо и Вам!
Tajamir 22-10-2019-16:25 удалить
Два века..., талант не дает стареть!!! Приятного вечера, Нина!
Нина-Ник 22-10-2019-20:27 удалить
Ответ на комментарий Tajamir # Tajamir, Добрый вечер , Тая. Спасибо тебе за внимание!
Agnieszka75 24-10-2019-07:15 удалить
Вдруг пришло в голову: какие красивые и многозначительные сочетания фамилий и имен у композиторов прошлого. Ведь, наверное, дело не только в том, что повторяются столетиями, в них в самих заключена магия музыки. Ференц Лист из этой славной когорты.
Нина-Ник 24-10-2019-07:40 удалить
Ответ на комментарий Agnieszka75 # Agnieszka75, и в самом деле это так. Правильно, Саша Вы заметили. Спасибо!!!


Комментарии (6): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Ференц Лист. «Данте-симфония», по «Божественной комедии» | Нина-Ник - Дневник Нина-Ник | Лента друзей Нина-Ник / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»