• Авторизация


Этимология слова "русский" 14-04-2003 02:59 к комментариям - к полной версии - понравилось!


«Мы от рода русского - Карл, Инегельд, Фарлаф, Веремунд, Рулав, Гут, Руальд, Карн, Фрелав, Руар, Актеву, Труан, Лидул, Фост, Стемид...»

представление послов князя Олега византийскому императору.



«И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы...» - "Повесть временных лет".

Логично? Вроде бы. Варяги - так славяне называли викингов. Русы, русичи, русские ведут свое название от варягов, от какого-то варяжского сообщества людей, называемого "русь". Но очень редко народ именуется так, как он сам себя назвал, - по самоназванию. К примеру, чеченцы - нохчи, или вайнахи, немцы - алеманны, албанцы - скептарии (шкиптарии), венгры - мадьяры, и так далее. Как правило же, название народу чаще всего дают соседние племена, причем совершенно по случайным признакам, и потому докопаться до первоистоков практически невозможно. И практически неразрешимой загадкой истории является происхождение этнонима "русский". Ведь в Скандинавии не было и нет, не выявлено никаких следов рода (племени, народа) русь. А значит, открывается широкий простор для фантазий и гипотез. Чего только не придумывали, где только не искали корни слова! От кельтов-рутенов и иранцев-роксоланов до сирийцев - вот куда отдельных товарищей-историков заносило!

А на самом-то деле всё очень даже просто. Славяне составляли только часть населения Старой Ладоги и Новгорода, а две другие части составляли меря и чудь. То есть карелофинские племена. А они издавна называли выходцев из скандинавской стороны рууси, или рооси. А древнескандинавские корни этого слова означают "гребец, участник похода на гребных судах".

Тут очень многое совпадает даже не по словам, а по логике жизни. Потому что варяги и викинги никогда не были родом, племенем, то есть этносом. Это были молодые люди, которые не хотели жить мирно и ловить селедку, как их отцы и деды, и уходили из родных поселений в вик, по-русски - выселок. Со временем они стали страшной силой и три века терроризировали Европу, поднимаясь на своих ладьях вверх по течению рек и сжигая города и села. А когда не было походов, нанимались в армии сопредельных воюющих государств, становясь наёмниками-ландскнехтами. Варяги были социальной группой. И именовались не по этническому признаку, а по социальному. "Викинги" - от слова "вик", по-русски - выселок, а "русы" - потому что участники похода на гребных судах. Профессиональное название, не более того.

Нанимали их и славянские города-государства (считается, что моду на это дело завёл Новгород). Многочисленные свидетельства тому в летописях. Причем во всех летописях о найме варягов говорится как о деле обыденном, никуда далеко за ними не ходили, они всегда были под рукой.

Славянское население городов и весей было оседлым, ремесленным и земледельческим. И только варяги-русы шарахались по всему свету, от Балтики до Византии. А поскольку они часто были наемниками восточнославянских городов-государств, то как бы и представляли в окрестных народах и государствах славян. И окрестные народы-государства стали называть население Киева и Чернигова русами по названию варягов.

Одновременно в самом Киеве, Чернигове и других городах русами стали называть княжеских дружинников, а затем и всех граждан Киевского государства. За один век этноним стал всеобщим! А своих славянских, доморощенных речных разбойников в Новгороде именовали ушкуйниками. От слова "ушкуй" - большая лодка...


Ну да это всё прелюдия. Я о другом хотел. В своей "Повести временных лет" Нестор-борзописец, высунув от усердия язык, накорябал: «Земля наша велика и обильна, но порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». Якобы такими смиренными речами тупые славяне приглашали к себе на княжение северных отморозков. Эта гнусная ложь, состряпанная по заказу одного хитрого Рюриковича.

Никто варягов княжить не приглашал. Дело было так:


Э-э… потом как-нибудь. В следующий раз.

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (18):
wirineya 14-04-2003-07:04 удалить
Потрясающе!! Расскажи что нибудь о Слове о Полку Игореве? Как ты думаешь, кто его автор?

Потом... Дай сначала Рюриковичей на чистую воду вывести.

Звучит вполне правдоподобно. На самом деле - "рооси" схоже с английским "роу" "row" - грести, "роуинг" - гребля. Не даром, видимо, постоянно чувствую в душе что-то "скандинавское" (уж не рога ли?). И хочется "грести" с территории бывшего Союза к едрене фене. Хотя последующие соратники Чингисхана, боюсь, смешали карты. А вот, кажется, Новгород как раз не сильно пострадал от ига. Или я путаю? Не помню уже ни хрена из истории. Как ты сам пишешь - умирать пора, какая разница? Так или иначе, думаю, "скандинавское" в конечном итоге поглотилось татаро-славянским. Ну и слава богу.
wirineya 14-04-2003-11:16 удалить
Ты прав, Господин Великий Новгород под иго татаро - монголов не попал, а так же территория Белорусии, потому так и названа "Белая" русь, не запачканная монголами... А грести ты что не помнишь куда?? Али компас подарить?? Посиделки ждут...
28-08-2009-09:09 удалить
здесь Лик Стража Смерти
слабонервным делать нечего
в глаза не смотреть !
Мощнейший гипноз
25-01-2010-14:22 удалить
Aleks Donskij:
Этимология слова "гусский"

РАЗДЕЛЯЙ ЖUДОВ И ВЛАСТВУЙ!!!
Даёшь войну между жыдовниками Пидерашкой и Окрадиной!
Когда русский жыдовник напал на черножопых грызунов, то палестинский жыдовник помогал грызунам. Интересно, кому будут помогать палестинские жыды, когда русские жыды нападут на украинских.

Жыды Носковский и Фоменко вместе с фоменкологами пытаются доказать:
1. Что Россия - это историческая родина всех жыдо-обезьян;
2. С помощью морковки перед носом у русских козлов, погнать их завоёвывать для жыдов какую-то "гусскую империю",
3. Что конец света для тупых жыдо-обезьян наступит не вот-вот, а только через тысячу лет.

Русский язык - это великий язык... чтобы писать стишки и мочить в сортирах. Но в науке он мало подходит, исходя из того, что 90 процентов всей науки в России - это переводы. Ботаника, физика, артиллерия и так далее. К 100 процентам подбирается. Так что переводить иностранные слова - с этим у русских всегда была проблема. Вот тебе и GOTH-готы. Слово "GOTH" перевели как "готы", а английское слово "gothic-госик" как "готика". Одно и тоже буквосочетание "th" русские мудрецы переводят по-разному. А чем ВЕЛИКИЙ АРИФМЕТИК Алекс Донский хуже? Раз русским мудрецам можно, значит мне и подавно.
Раз по-польски пишется "Goci", то по-русски можно прочитать: "госи".
Короче: раз "гусские" пишутся "русскими", то "готы-госи" - это "роси". Однако, не путать "госов" с "гусями"!!!
Так-как русские постоянно меняют себе древние названия "русы" на "росы" и наоборот. И никто не может объяснить - почему? Кроме Автора, гуманного демократа.
Виноваты древние писатели: (у Плиниуса Старшего Gutones; y Taцитa Gotones ) один написал с буквой "у", а другой - с "о". И пошло-поехало.
Исполнились и пророчества готического пейсателя Иорданеса: действительно в 1917 году готы приплыли на трёх кораблях из Скандинавии под мудрым руководством ихнего первого царя Барыги. Барыга (Berig, Berich) - это "BER" или "медведь". Поэтому все барыги прекрасно знают, где мёд водится? В Ульяновске.

ВООБЩЕ-ТО: обезьяны в Скандинавии не водятся, так-что в Скандинавию готы приплыли из-за Ефрита.

Гоци называли своего первого пахана "барыгою". Berich, Berig согласно готическому пейсателю Йорданесу, под такой кличкой явно скрывался некто пришедший из-за Еврита. Если даже гоци приплылили из Скандинавии, тогда сразу возникает вопрос: А откуда гоци приплыли в Скандинавию?
Короче: гоци - это триединая кочевая банда жuдов, немцев и цыган. В банде нет национальностей, а есть разделение труда (по крупному: домушники, мокрушники и скупщики краденого). Банда постоянно перекочевывает на новое место, пока их с этого места не выгонят. Естественно, чтобы замести следы, бандиты постоянно меняют себе клички: гоци, девчи, немци, ти иуды, ромы.
Гоци называли своего первого пахана "барыгой".
Гоци называли своего первого пахана словом "барыга".
А по-немецки так - не напишешь. Немец спросит: А "барыгой" - это кто будет?
22-02-2010-16:24 удалить
http://www.leugens.nl/wp-content/uploads/2010/02/Larry-Kong.jpg
Жыд - русская морда
Русские несухи-несушки даунов
Как Зара Палин - очутилась в Освобождённой от русского ига Аляске?

Огуительная логика.
Выходит все НеРусые - это не русские?
а как-же все лысые, пейсатые русские?
Русый в смысле - светловолосый - это новояз.
Раньше русый - означало "рыжий".
Barba Rossa - то-ли "русская борода" то-ли "красная борода".
Матти Rust, который приземлился на Красной (рыжей) Площади в 1986 году был по-фамилии "Ржавчина".
"Люди рустии" - из той-же оперы: "рыжие русские".
Русский - имя прилагательное. И ничего уникального в этом нет. Так-же называют сами-себя именем прилагательным и американцы, и немцы и другие искусственные народцы. Аre you American? (Ты, aмариканец? - No, Russian. Нет, русский). American way of life (американский образ жизни). Кроме шуток, американцы все искусственные народцы называют именем прилагательным: German - german car (немецкая машина). А вот немцы поступают точно также как русские, считая себя исключительными, и называют только сами-себя именем прилагательным: Deutsche (немец) - deutsche Bank (немецкий банк), a всех остальных гибридов (в том числе и русских) именем существительным: Russe - russisches WC, Amerikaner - amarikanische Lüge.

Коббылистические испражнения Автора, гуманного демократа:
Посвящается: Лысому каббалисту Соломону Носоломовичу Ломоносову (сочинившему российскую мову), Кучерявому каббалисту Грушевскому (сочинившему украинский язык), а также Красному каббалисту Климову (у которого все друзья были гомики, а в семье - одни лезбиянки).
Пролог
Начинающий коббулист, возьми на заметку: Рус-Урс-Уср.
Или "русский медвед усрался".
А также: Рsu-Сру-Сур.
Или "псу Срулю - сурово".
Кто виноват?
Армянские жопоёбы (русского происхождения, но с жыдовским уклоном, с греческим паспортом, с индийскими лусо-кучеряво-горбоносымы фотографиями, но с поддельными готическими подписями) Кирилло-Мефотии, сочинившие "русскую азбуку", в которой буква "β" читается и как "вита" и как "бэта", в зависимости от того, кто кого далбает в данный момент. Разночтение букв: "H" - и "эн", и "ха", и "аш", и "гэ". "C" - и "эс", и "цэ", и "ка". Например: Marc - имя Марк, планета Марс, месяц Март.
Что делать?
Аллилуйничать!
Глава первая и последняя на тему "Украина-Русь"
Великая страна UCrusciя-Усрусь, где временно обитает древний народ "усrusцов" призванный из-за моря, но прикочевавший из-за Евфрита и выведенный Мойсей из Египта (как мёртвые души Хохоля на вывод), разделившийся на две секты жыдовствующих (толмудистов) и аврействующих (Пидарославных).
Примечания
По вине анонимных каббалоидов буквы в древнем слове "UCруsь" потеряли первоначальное значение. В итоге образовались современные слова "Украина", "Россия", "Русь", "Изсраиль", "Джэ-Рус-алим". Каждый Ивошка Ебановичь, родства не помнящий и не желающий вспомнить, зомбирован этими новыми словами. Разделяй жuдов и властвуй! XX!!88

Слово "Изсраиль" - каббалисты маскируют под словом "израиль", т.е. "из рая". Но раз жыдовский "б-г" - это выдумки и пьяный бред, то и сказки про "рай" - это незбыточные мечты паразитов и дармоедов. Следовательно в слове "израиль" пропущена одна буква "с". И сегодня в Палестине существует жидовник под полным настоящим названием "Из Сраиль". А Сраиль - это Русь. Сруль - это русский Жид.
10-03-2010-20:16 удалить
Ответ на комментарий # Aleks Donskij:
Почему Россия не изСраиль?
Патамушта Россия - это Сраиль!
23-04-2010-10:04 удалить
"Россия - русские" это банальное "Russia -russians", одолженное в Европе название для "Московии -московиты". Последствия скоропалительной европеизации Московии. Не в обычае славян обзывать себя и других именем прилагательным. А вот в германцев это запросто -"deutsch" "spanisch". Вся этимология к возникновению "русских" сводится к соответствующим указам Петра 1 и Лизаветы 2 "называть впредь Московию Россией, а московитов - русскими".
Жителей Руси зовут "русины". Или "люди русьские", как до сих пор зовут себя запорожские козаки на Кубани. А для русинов жители Московии это московиты, москвины или в просторечии москали, кацапы. Но никак не "русские".
Автор скоропалительно и безпричинно вместо выяснения этимологии "русских" перескочил на "Русь".
21-12-2010-16:27 удалить
Русский - Рус С Кия (Киев по современному)
09-01-2011-18:49 удалить
Слово- русский, можно считать политической значимостью.
А именно государственность и НЕ БОЛЕЕ...
Потому что, нет и не было племени русских...
И применяя "русский" к кому то.... была БОЛЬШАЯ ГЛУПОСТЬ....
Русских НЕТ И НЕ БЫЛО....это не более слова "американец"
12-12-2011-16:24 удалить
Первое, слово "русский" как верно заметил Задорнов прилагательное (например, люди - веселые).
Второе, в слове "русский", кроме "рус" содержится "ск", определяющее "рус". Что означает "ск" неведомо. Однако Брянск, Курск, ..., есть версия, что "ск" означает крепость. Т.е. "русский" это житель крепости "Рус".
12-12-2011-16:51 удалить
В догонку к предыдущему: Новгород, Волга, гребцы, ушкуйники, остров Русский, крепость.Чьи будите? Русские.
25-08-2015-12:47 удалить
Ответ на комментарий wirineya # Ты прав, Господин Великий Новгород под иго татаро - монголов не попал, а так же территория Белорусии, потому так и названа "Белая" русь, не запачканная монголами... А грести ты что не помнишь куда?? Али компас подарить?? Посиделки ждут...

Что ты несёшь за бред? Монголы до ВНГ не дошли, но под игом он был. Вспомни как Александр Невский помогал монголам делать перепись населения в Новгороде.

Белая русь потому что далеко от монголии? Ты вообще в истории хоть чуть-чуть разбираешься, бестолочь?
БелаяРусь это противоположность от Черной Руси, которая входила в состав Великого Княжества Литовского и является полностью "москальским".

Иди учись, потом пиши комменты, неуч.
25-08-2015-12:59 удалить
Ответ на комментарий # Ты я тоже посмотрю поехавший псевдоисторик.
на тебе цитатки из летописей, читай и плачь, бестолочь.

Мнозии же уязвении наши, и тѣ помагаху, сѣкуще поганых без милости: единъ русинъ сто поганых гонить.( Сказание о Мамаевом побоище (XVI в.)

Герберштейн, Записки о Московии (1549):
Но каково бы ни было происхождение имени «Руссия», народ этот, говорящий на славянском языке, исповедующий веру Христову по греческому обряду, называющий себя на родном своем языке Russi, а по-латыни именуемый Rhuteni, столь умножился, что либо изгнал живущие среди него иные племена, либо заставил их жить на его лад, так что все они называются теперь одним и тем же именем «русские» (Rutheni).

Тоннис Фенне, Русский разговорник (1607):
… Здѣ яз божиею помочию почину писат кую рѣце как надобъ немьчину с русиномь порускы говорит от домовьню дѣле и всяких дѣлех говоря.

Записки капитана Маржерета (1607):
Поэтому ошибочно называть их московитами, а не русскими, как делаем не только мы, живущие в отдалении, но и более близкие их соседи. Сами они, когда их спрашивают, какой они нации, отвечают: Russac (русак), то есть русские, а если их спрашивают, откуда, они отвечают: is Moscova — из Москвы, Вологды, Рязани или других городов. Но нужно также знать, что есть две России, именно: та, что носит титул империи, которую поляки называют Белая Русь, и другая — Чёрная Русь, которой владеет Польское королевство и которая примыкает к Подолии.

Соборное уложение 1649 года. Глава 1 «О богохулниках и церковных мятежниках»:
Будетъ кто иновѣрцы, какія ни буди вѣры, или и русской человѣкъ…

Протопоп Аввакум к царю Алексею Михайловичу:
…рцы по рускому языку: Господи, помилуй мя грѣшнаго! А киръелеисон-отъ оставь; так елленя говорять; плюнь на нихъ! Ты вѣдь, Михайлович, русакъ, а не грекъ. Говори своимъ природнымъ языкомъ; не уничижай ево и в церкви, и в дому, и в пословицах.

Расспрос пленника Васьки Обруцкого (1632):
…А Васька Обруцкой въ роспросѣ сказалъ: роду онъ русской человѣкъ Дмитровскаго уѣезда крестьянской сынъ, взяли его въ полонъ литовскіе люди мала въ деревнѣ въ Овчинѣ и жилъ в Литвѣ у пана у Моковеса лѣта съ 12…
…и онъ пошелъ было съ литовскими людьми въ Смоленск, потому что жена и дѣти у него въ Смоленску, и на походѣ спросилъ его Василей Измайловъ, какой он человѣк? И онъ сказался, что русской человѣкъ…

Смоленская торговая Правда (1229):
Русину не звати Латина на поле биться у Русской земли, а Латинину не звати Русина на поле битося у Ризе и на Готском березе.

А вот тебе этимология слова "русский"

Несмотря на то, что современная субстантивированная форма этнонима русский является достаточно уникальной для современного русского литературного языка (что порождает разные наивные псевдолингвистические толки), она тем не менее берёт своё начало в очень распространённой в древне- и старорусском языке традиции обозначать народы через двусоставное сочетание: прилагательное на -ский + люди, человек. В большом количестве документов XVI—XVII вв. и многим ранее встречаются не только такие привычные сочетания, как русские люди, но и польские, литовские, немецкие (немецкие или шведские), крымские, татарские, турские (то есть турецкие), французские и нерлянские (то есть нидерландские) люди вместо современных существительных-этнонимов поляки, литовцы, немцы, шведы, крымцы, татары, турки. Вторая часть словосочетания не ограничивалась только словами люди или человек — вместо них могли использоваться более конкретные обозначения: цари, князья, бояре, послы, полоняники (то есть пленники), крестьяне, холопы, воры и пр. Однако само по себе слово русский без второго компонента встречается очень редко. Например, в Соборном уложении 1649 года более 35 раз встречаются сочетания русские люди и русский человек, однако просто русские — всего лишь два раза (Глава XX, параграф 69).

Постепенно второй компонент стал употребляться всё реже, и произошла субстантивация. Причина этого процесса может лежать в изначальной асимметрии в образовании этнонима: мн. ч. русь, но ед. ч. русин, а также отсутствие как таковой формы женского рода. Эта асимметрия нашла простой выход в подобных конструкциях.

Стоит отметить, что схожие сочетания применялись по отношению не только к людям, но и к странам. Современные, привычные нам названия стран старорусскому языку были практически нехарактерны — вместо них употреблялись сочетания: прилагательное на -ский + земля.

Для иностранных же этносов двухкомпонентные этнонимы стали редкими (исключая поэтическое употребление сочетаний со вторым элементом «народ»: польский народ, немецкий народ и т. п.), при этом ни в одном случае не произошла субстантивация, а основной формой стали выступать лишь этнонимы-существительные. К XVIII веку этноним русские стал вполне обычным. В переписке Петровской эпохи уже явно встречается субстантивированная форма, так же как и в произведениях писателей первой половины XVIII века, например, Тредиаковского или Татищева. Однако на протяжении почти двух столетий (с начала XVII века — времени первого появления россов, — вплоть до начала XIX века) ей приходилось «соперничать» с псевдоклассическими россами и россиянами (см. ниже). Под влиянием ложноклассицизма Ломоносов во всех своих трудах употребляет только существительное россияне и прилагательное российский.

Схожий процесс произошёл и в немецком языке. Наряду с возникшим ещё в древненемецкую эпоху сочетаниям Diutschiu liute «люди, народ», Diutschi man «человек» в Средневековье широко употребляется субстантивированное прилагательное die diutisken, tiutsche «немцы»[24]. Свой язык немцы называют diutsche (f), diutsch, tiutsch (n) и противопоставляют языку других народов (сравните: «русский язык» и «в, на русском»). Так же как и в русском, субстантивация в немецком слабо распространяется на другие народы (russisch, но Russe; italienisch, но Italiener; französisch, но Franzose и т. д.)

Так что прежде чем ручОнки свои тянуть к клаве, почитай для начала хоть что нибудь научное, олух.


Комментарии (18): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Этимология слова "русский" | Бляха-Мухин - ... | Лента друзей Бляха-Мухин / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»