• Авторизация


Торелли, Стефано [1712-1780] 21-06-2021 15:55 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Bo4kaMeda Оригинальное сообщение

Торелли, Стефано [1712-1780]

Bo4kaMeda



01. Портрет императрицы Екатерины II, урождённой принцессы Софии Августы Фредерики Ангальт-Цербстской (1729-1796)
Россия, конец XVIII в.
Торелли, Стефано. 1712-1780
холст масло
60 х 47,5 см



ТОРЕЛЛИ Стефано [1712, Болонья — 1780, Санкт-Петербург]. Итальянский живописец. Учился у своего отца Ф. Торелли, затем у Ф. Солимены в Неаполе. В 1740 был приглашен курфюрстом саксонским и королем польским Августом III в Дрезден. Работал также в Байрейте, Фрауенбурге, Ростоке, Любеке. В 1762 по приглашению И.И.Шувалова прибыл в Санкт-Петербург и был назначен профессором Императорской Академии художеств (ИАХ). Работал в России с 1762 по 1780 г. В 1763 работал в Москве в связи с коронацией Екатерины II. В 1768 оставил преподавательскую деятельность в ИАХ, став придворным художником Екатерины II. Работал как декоратор (настенные росписи, плафоны, десюдепорты в Китайском дворце в Ораниенбауме) и как портретист ("Екатерина II в обра зе Минервы, окруженная музами", 1760-е гг., ГТГ). С.Торелли - типичный мастер легкого, нарядного придворного стиля рококо. В своих декоративных композициях, украшающих Зимний дворец, Китайский дворец в Ораниенбауме, часто использовал аллегорические сюжеты. Его произведения имеются также в Государственном Русском музее, Государственном Эрмитаже, Саратовском государственном художественном музее им. А. Н. Радищев



02. Портрет графа Г. Г. Орлова
Россия, 1763 г.
Торелли, Стефано. 1712-1780
холст масло
98,7 × 76,8 см




03. Портрет графини А. А. Чернышевой
Италия, 1763-1764 гг.
Торелли, Стефано. 1712-1780
Портрет графини А. А.Чернышевой
холст масло
95 x 74 см




04. Портрет великого князя Павла Петровича
Россия, Санкт-Петербург, 1765-1766 гг.
Торелли, Стефано, тип. 1712-1780
холст масло
176 х 107 см




05. Диана и Эндимион
Италия, около 1765 г.
Торелли, Стефано. 1712-1780
холст масло
42 х 30 см




06. Торелли С. [1712, Болонья – 1780, Санкт-Петербург]
Екатерина II в образе Минервы, покровительницы искусств 1770
Холст, масло
318 x 20
Коллекция Государственного Русского музея


Екатерину II, как впрочем, и других российских монархов, в поэтических произведениях прямо или косвенно отождествляли с божеством. Образ императрицы чаше всего связывали с мифологическими образами, с именами Добродетелей: Минервой – богиней Мудрости и Силы, Фемидой – богиней Правосудия и Справедливости. Имя Минервы сочетало в себе качества воительницы, не уступающей в доблести Марсу, и мудрой покровительницы наук и художеств.

Картина написана венецианским живописцем Cтефано Торелли, приехавшим в Россию в 1762 году. Приверженец декоративного рококо, он быстро и в равной степени талантливо писал портреты и пышные аллегорические композиции, расписывал плафоны и стены дворцов.

Екатерина II изображена в виде богини мудрости Минервы, в латах и шлеме, с сопутствующей ей совой, символом мудрости. Три женские фигуры, а также три амура представляют «три знатнейшие художества» — живопись, скульптуру и архитектуру. Две женские фигуры слева — аллегории мира и войны, в центре — муза истории Клио, ведущая исторические записи, и Сатурн с косой, олицетворяющей время, не властное над деяниями императрицы, записанными в книгу истории. Над головой Екатерины путти, несущие орденские звезды и медали Академии художеств на голубых лентах.



07. Торелли С. [1712, Болонья – 1780, Санкт-Петербург]
Портрет императрицы Екатерины II
Между 1763 и 1766
Холст, масло
244 х 178
Коллекция Государственного Русского музея


Екатерина изображена в роскошном платье из гладкой серебряной парчи с вышитыми золотой нитью накладными орлами, императорской мантии, с державой и скипетром, лентой и бриллиантовой цепью ордена Св. Андрея Первозванного. На подушке — три царские короны Российской империи, соответствующие титулу императрицы — Казанская, Астраханская и Сибирская. Голову императрицы венчает большая императорская корона.

Этот шедевр мирового ювелирного искусства был изготовлен придворным ювелиром Георгом-Фридрихом Экартом и бриллиантовых дел мастером Иеремией Позье для коронации императрицы Екатерины II в 1762 году в рекордно короткий срок – всего за два месяца. Мастера сумели создать «гимн бриллианту в бриллиантовый век». Традиционная по форме, из двух ажурных серебряных полушарий, разделённых гирляндой и скреплённых невысоким венцом, сплошь украшенная бриллиантами и жемчугом, корона создаёт впечатление торжественного величия, удивляя в то же время лёгкостью и изяществом. Сверкание бриллиантового кружева Позье подчеркнул двумя рядами больших матовых идеально чистых жемчужин. Венчает корону редкий драгоценный камень тёмно-красного цвета — благородная шпинель (398,72 карата, приобретена в ХVII веке у восточных купцов) – один из семи исторических камней Алмазного фонда России.

В картинах Торелли почти нет прямых линий – здесь все состоит из прихотливых изгибов, рокайльных завитков, все тяготеет к формам круга и овала. Изысканность блеклых гамм, оживленных позолотой, капризная асимметрия орнамента – бесконечных арабесок, растительных мотивов, развевающихся лент, нежно ниспадающие линии и складки – черты, в полной мере проявившиеся в живописи этого портрета.

Екатерина осталась довольна работой. Почти двухкилограммовую корону она продержала на голове всё необходимое время коронационной церемонии – несколько часов. Большой императорской короной после Екатерины II короновались в России все императоры.

Эскиз (?) портрета в рост, исполненный в зеркальном отражении, – Саратовский государственный художественный музей им. А. Н. Радищева; видоизмененная копия работы А. П. Антропова (1766) – ГРМ.
Портрет неоднократно копировался (фрагментарно).

В отличие от своего незадачливого супруга Петра III, так и сошедшего с исторической сцены некоронованным, Екатерина прекрасно понимала важность священного венчания на царство, а потому сразу после переворота ею были сделаны все распоряжения "о бытии коронации в сентябре".

Согласно многовековой традиции, церемония коронования проходила в Успенском соборе Московского Кремля. Посреди собора был возведен помост-возвышение с двенадцатью, расширяющимися книзу, ступенями. На ступенях стояли церемониймейстеры в мантиях и с жезлами. На помост было водружено кресло, так называемый "персидский" трон, украшенный драгоценными камнями. Над троном подвешен балдахин. Вдоль стен собора были устроены галереи, в которых разместились иностранные представители и придворные.
На картине итальянского художника С. Торелли, работавшего в России, изображен кульминационный момент, завершивший собственно коронацию, то есть последовательное возложение царских регалий, сопровождаемое молитвами. После того, как Екатерина прочла вслух Символ Веры, на нее возложили порфировую золототканую мантию с двуглавыми орлами на горностаевом меху. Архиепископ Новгородский Димитрий подал Екатерине корону, которую она сама возложила на голову. Приняв в правую руку скипетр, а в левую державу, она села на трон. В этот момент при пении «Многая лета» начался колокольный звон и пушечная пальба.

По их окончании императрица встала с трона и прочла молитву. Именно этот момент изображен на картине Торелли. ( отсюда)



08. Торелли С. [1712, Болонья – 1780, Санкт-Петербург]
Портрет графа Г. Г. Орлова
Не ранее 1763
Холст, масло
98,5 x 77
Коллекция Государственного Русского музея

Орлов Григорий Григорьевич (1734–1783) – граф (1762), Светлейший князь (1772), генерал-фельдцейхмейстер (1765), фаворит Екатерины II. Второй из пяти братьев Орловых, участник дворцового переворота 1762. Начинал службу в лейб-гвардии Семёновском полку, участвовал в Семилетней войне, был ранен в сражении при Цорндорфе (1758). В 1759 переведен в Петербург в артиллерийский полк. В 1760 адъютант П.И. Шувалова. В 1762 цалмейстер Канцелярии главной артиллерии и фортификации, в 1765 её первоприсутствующий. Президент Канцелярии Опекунства иностранных (1763–1782). Президент Вольного экономического общества (1765–1783). Член Совета при Высочайшем дворе (с 1769). Кавалер орденов Св. Анны, Св. Александра Невского (1762), Св. Андрея Первозванного (1763), Св. Владимира 1-й степени (1782).

Григорий Григорьевич Орлов – видный государственный деятель и доблестный офицер, совершивший немало подвигов. О нем слагали легенды. Гигантского роста, широкоплечий, с торсом, словно вырубленным из камня, он считался самым сильным среди измайловцев. Орлов появился в Петербурге весной 1759 года в эскорте прусского пленника, графа Шверина, часто и с почестями принимаемого при дворе. Именно там повстречала Орлова будущая императрица. Он показался ей ожившим античным героем, сразу и надолго очаровал великую княгиню. Впоследствии Екатерина выражала желание обвенчаться с Григорием, но Панин, воспитатель цесаревича, предостерег ее от этого поступка: «Императрица может поступать, как ей угодно, но госпожа Орлова никогда не будет императрицей российской».

Изображен в кирасе, с орденами Св. Андрея Первозванного (лента и звезда, получен 27 апреля 1763) и Св. Александра Невского (крест на шее).



09. Торелли Стефано 1712 - 1780
Портрет Семена Кирилловича Нарышкина
Холст, масло
62 x 50 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва




10. Торелли Стефано 1712 - 1780
Екатерина II в образе Миневры, окруженная музами. Конец 1760-х
Холст, масло
64 x 48 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва




кликабельно
11. Торелли Стефано 1712 - 1780
Коронование Екатерины II
Холст, масло
Государственная Третьяковская галерея, Москва




кликабельно
12. Торелли Стефано 1712 - 1780
Аллегория на победу Екатерины II над турками и татарами. 1772
Холст, масло
205 x 347 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва




hermitagemuseum
rusmuseumvr
art-catalog
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Торелли, Стефано [1712-1780] | Кесовский - Дневник Кесовский | Лента друзей Кесовский / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»