«В СССР каждый труд почётен!» - этот, знакомый каждому советскому человеку, лозунг был сугубо декларативен, ибо в стране победившего социализма, как и в любом обществе, существовала иерархия профессий. Наверху «располагались» дипломаты, научные сотрудники, военные, и, разумеется, партийно - комсомольские бонзы.
Рабочий класс, объявленный «гегемоном» всех прошлых и будущих революций, увы, не являлся таковым - в СССР даже существовала циничная расшифровка аббревиатуры «ПТУ» - помоги тупому устроиться. Самым распространённым способом профессиональной самореализации считалась учёба в техническом ВУЗе с последующим распределением на профильное предприятие. В конце 1970-х гг. так и шутили: «Кинь камень - в инженера попадёшь». Профессии негласно делились на важные и второстепенные, на престижные и не престижные.
На этом фоне профессия манекенщицы выглядела, как нечто совершенно чуждое и (как считали многие!) даже мало приличное. Девушка с обложки модного журнала своей принадлежностью к миру моды, к так называемой «красивой жизни», не вписывалась в образ идеальной советской девушки.
Манекенщицы приравнивались к разнорабочим самого последнего разряда и получали одну из самых низких в стране зарплат.
Более того, эта профессия служила постоянной мишенью для сатиры. Помните эпизод из «Бриллиантовой руки», где герой Андрея Миронова вместе с красивыми девушками дефилирует по подиуму? Считалось, что именно манекенщицы с их «пониженным чувством социальной ответственности» могут быть верными подружками воров и казнокрадов.
Но самым несправедливым было, пожалуй, то, что имён девушек, ходивших по подиуму и снимавшихся для журналов мод, не знал практически никто - они лишались даже права на известность.
О советских манекенщицах вдруг вспомнили в разгар Перестройки, а в 1990-е гг. о них стали снимать фильмы, писать статьи, а историк моды А.Васильев в своей книге «Русская мода» скрупулёзно указал все фамилии юношей и девушек, демонстрировавших одежду в 1940 - 1980-е гг.
Судьбы советских манекенщиц сложились по-разному - одни из них стали жёнами признанных мэтров, другие - влачат жалкое существование типичных пенсионерок, третьи...
Регина Збарская
...В ноябре 1987 года легендарная манекенщица 1960-х - Регина Збарская покончила с собой. Ей было всего 51 год. А начиналось всё, как в сказке о Золушке.
Семнадцатилетней девочкой, после окончания школы, Регина Колесникова приехала из Вологды покорять Москву. Целью красивой девушки был (разумеется!) ВГИК, однако, знакомство с модельером Верой Араловой, привело Регину на подиум.
Регина, статная брюнетка, похожая на итальянскую кино - диву, быстро заболела «звёздной болезнью» - она сделалась высокомерной и постоянно выражала мало скрываемое презрение к девушкам - коллегам.
Она считала себя королевой, и, в общем-то, небезосновательно. Регина, как никто, умела подать демонстрируемое платье, а кривоватые ноги ставила таким образом, что это совсем не бросалось в глаза. В западной прессе её восторженно именовали «советской Софи Лорен». Кроме того, Регина слыла умницей и постоянно вращалась в кругу столичной богемы.
В конце концов, королева подиума нашла своего короля. Им оказался диссидентствующий художник Лев Збарский, чей отец - известный учёный Борис Збарский - в своё время бальзамировал труп Ленина.
Регина, как все женщины, мечтала о материнстве, однако, Збарский был категорически против обзаведения потомством - королева подиума была по совместительству его Музой, а разве музы бывают беременными?!
...После аборта Регина впервые попробовала антидепрессанты, однако, пережитая боль, как ни странно, лишь способствовала её карьере. Именно в те годы Збарская стала работать с молодым кутюрье Вячеславом Зайцевым.
Как бы там ни было, но Лев Збарский всё равно бросил Регину - художники так непостоянны! Впрочем, блудный сын советского учёного, в конце - концов, изменил не только жене, но и Родине - в середине 1970-х Збарский уехал за границу, что в те времена считалось едва ли не преступлением.
А что же Регина? Она больше не могла работать на показах, потому что антидепрессанты, доза которых всё увеличивалась, влияли на твердость походки. Её старый друг - Зайцев устроил Регину уборщицей к себе в Дом моды, хотя и понимал, что это не спасёт женщину. Быть уборщицей бывшая королева подиума так и не смогла.
Жизнь самой стильной женщины Москвы, дивы, музы трагически оборвалась холодной осенью 1987 года.
Татьяна Соловьева
...Татьяна Соловьева пришла устраиваться на работу с одной варежкой в руке. Белокурая худенькая девушка просто увидела объявление на дверях: «Требуются манекенщицы», ну и решила попробовать. Соловьёва, не в пример, многим своим коллегам, имела высшее образование, за что и получила смешное прозвище «институточка». А вот Вячеслав Зайцев называл её Боттичеллиевской девушкой.
Её жизнь сложится вполне успешно - замужество с Никитой Михалковым, рождение детей, светская жизнь... В 1997 году Татьяна создала и возглавила в Благотворительный фонд «Русский силуэт», учрежденный с целью поддержки российских дизайнеров и отечественных производителей модной одежды.
Татьяна Чапыгина.
Татьяна Чапыгина, одна из самых красивых манекенщиц 1970-х, по её словам, никогда не мечтала о карьере «демонстратора одежды». После школы она получила профессию медработника и скромно трудилась в санэпидемстанции. В Общесоюзный дом моделей на Кузнецком мосту Чапыгина попала только в возрасте 23 лет.
На работу её принимал сам Вячеслав Зайцев, а уже спустя два года девушка первый раз оказалась за границей, в ГДР. Потом были Америка, Мексика, Япония.
Если Вы откроете любой советский журнал мод 1970-х, то непременно увидите строгое и, вместе с тем, невероятно доброе, спокойное лицо Татьяны Чапыгиной.
Когда Татьяне исполнилось 35 лет, она встретила человека, который стал ей дороже любой карьеры...
Елена Метелкина
Многие из тех, «кому за 30», помнят фантастический кино-хит 80-х - «Через тернии к звёздам», но мало, кто знает, что роль инопланетянки Нийи сыграла манекенщица Елена Метёлкина.
Не имея никакого киноопыта, девушка прекрасно справилась с ролью. Для того чтобы превратиться в Нийю, девушке пришлось расстаться с...волосами - Нийя носила на выбритой голове странный паричок.
Работа Метёлкиной была высоко отмечена профессионалами - в 1982 году, на международном кинофестивале научно-фантастических фильмов в Триесте манекенщица была награждена специальным призом жюри «Серебряный астероид» за лучшую женскую роль.
Четыре года спустя Елена снялась в детской фантастической ленте «Гостья из будущего», где сыграла эпизодическую, но запоминающуюся роль женщины из будущего - Полины.
В настоящее время Метелкина работает консультантом в салоне-магазине.
Румия
Говорят, что когда Зайцев увидел Румию, он воскликнул: «Богиня! Немедленно взять!» Румия представляла весьма актуальный в 1970-е годы образ - «женщина Будущего», такая холодная, загадочно - мистичная красавица из фантазий Ивана Ефремова.
Фотографии Румии постоянно появлялись на обложках «Журнала мод». Она показывала, в основном, вечерние, праздничные туалеты, так как повседневные костюмы ей совершенно не шли.
В начале 1990-х Румия организовала собственное модельное агентство, одно время была даже кандидатом в депутаты Московской Думы. В настоящее время Румия занимается организацией концертов, презентаций, выставок.
Мила Романовская
Милу Романовскую всё чаще вспоминают, благодаря двум фактам из её биографии - негласному соперничеству с Региной Збарской и «побегу» в Англию.
Романовская, скуластая блондинка, считалась за границей «воплощенной славянской красавицей», этакой берёзонькой. Она срывала аплодисменты, когда выходила на подиум в платье «Россия».
Платье «Россия» изначально шилось на Збарскую - в нем Регина была похожа византийскую принцессу, роскошную и высокомерную. Но когда «Россию» примерила Романовская, художники решили, что это более точное попадание в образ России. Кроме того, в отличие от капризной Регины, Мила была сговорчивой и спокойной - она выдерживала многочасовые примерки.
Однако в конечном итоге, именно «тихоня» Романовская смекнула, что в СССР с её уникальной красотой делать попросту нечего и поспешила эмигрировать в «цивилизованную» капстрану.
Сейчас, когда профессия манекенщицы сделалась весьма актуальной, остро модной и желанной, юным девушкам странно, что в те далёкие годы считалось едва ли не позором жениться на манекенщицах. Говорят, что даже сам Никита Михалков только в начале 1990-х прилюдно признался, что его Таня вовсе не переводчица...
[показать] Лариса Егорова
[показать] Тамара Моисеева
Серия сообщений "Женские типы и профессии":
Часть 1 - Древнегреческие гетеры.
Часть 2 - Средневековые монахини.
...
Часть 5 - "Летучий эскадрон" Екатерины Медичи.
Часть 6 - Королевские фаворитки.
Часть 7 - Дефиле по - советски: как сложились судьбы советских манекенщиц.
Часть 8 - По дорогам войны: маркитанки.
Часть 9 - Знаменитые женщины воительницы
...
Часть 11 - Тайны Института благородных девиц.
Часть 12 - Типы русских барышень 18-19 вв
Часть 13 - Субретки, гризетки и записные кокетки.