В жизни каждого человека, особенно творческого, случаются перемены, которые подталкивают его к необъяснимым решениям. В 1928 году П. Беньков впервые посетил Узбекистан, в 1929 году побывал в Бухаре, в 1930 году вновь приехал в Бухару, затем посетил Хиву и, наконец, Самарканд. В 1931 году П. Беньков переехал в Самарканд навсегда, связав свою жизнь с этим городом, в который он был влюблён и который так поэтично воспел в своих работах.
Беньков пишет шумные базары с пёстрой толпой, древние медресе и мечети, многолюдные чайханы, тихие улочки с глинобитными домами и дувалами, зелёные дворики, увитые виноградной лозой, переливающиеся всеми оттенками радуги хаузы с живительной влагой. Художник заглядывает во дворы, бродит по узким улочкам, не защищенным от палящего солнца, часами сидит на базарах, наблюдая за суетливыми покупателями и продавцами в ярких национальных костюмах.
Беньков привёз в Самарканд две-три работы, включая «Портрет татарки», который он использовал, чтобы убедить узбекских женщин в возможности позировать художнику. С этого момента в биографии и творчестве художника начинается новая страница, столь же яркая красками, как солнце и природа этого края. Он начинает продуктивно и активно переносить свои впечатления на холст, фиксируя разные моменты одного и того же места в разное время, как когда-то делали великие французские импрессионисты. Так появляются полотна «Хауз с водоносами» (1929) и «Овощной базар. Хива» (1930).
В Бухаре Беньков жил рядом с Ляби-хаузом — центральным городским водоёмом, из которого ещё в начале 1930-х годов брали воду для питья. В то время в городе работали представители теперь уже несуществующей профессии — машкопчи. Они набирали воду из хаузов в кожаные бурдюки и разносили её по домам бухарцев. Художник подолгу наблюдал за ними у Ляби-хауза, запечатлев это действо на нескольких полотнах. Выбеленные солнцем каменные ступени водоёма, по которым движутся вверх-вниз пёстрые фигуры водоносов, разбегающаяся по сторонам рябь на водной глади хауза — всё это прописано энергичными мазками, отчего возникает ощущение движения людей, воды и воздуха.
На картине «Крытый базар в Бухаре» (1929) прохладный полумрак под сводом торгового купола прорезается перспективой арок улицы, уводящей взгляд зрителя на яркий солнечный день. Средневековая архитектура купола, подчёркнутая кирпичной кладкой парусов, и фигуры в пёстрых национальных одеждах дополнены приметами нового времени — красными знамёнами, развешанными по всем стенам.
В Узбекистане Беньков создал свой неповторимый живописный стиль: импрессионистический взгляд на Восток, без лишних деталей и этнографизма, — свет, цвет и настроение.⠀
Он, как никто другой, в своей живописи сумел передать красоту солнечной природы Узбекистана. Его картины являются наиболее точным отображением европейского восприятия восточного великолепия. Восприятия человека образованного, тонкого и наблюдательного.
Как и многие художники того времени, Беньков писал в основном на социально востребованные темы, но, несмотря на определенное давление идеологии того времени, ему удалось сохранить присущий его творчеству импрессионистический подход к живописи, хотя он и не смог избежать нападок со стороны критики, часто упрекавшей его в этюдности и незавершенности. Стоит вспомнить, что этюдность в передаче натуры, столь необходимая для передачи свежести впечатления, была широко популярна среди импрессионистов, но не находила одобрения у сторонников социалистического реализма.
В таких холстах, как «У арыка», Бенькову с большой поэтичностью удается выразить гармонию взаимоотношений человека и природы, передать ощущение красоты и счастья мирной жизни, наполнившее советских людей после окончания войны. На картине оживленно беседуют молодые узбечки, собравшиеся у водоема, чтобы наполнить водой принесенные с собой сосуды. Художник живо передал в этом полотне движения и позы женщин, их непосредственность.
Блистательное творчество П. П. Бенькова, которому время определило значительное место в истории русского искусства, сегодня опять привлекает внимание истинных ценителей живописи, а его работы стали предметом коллекционирования. https://dzen.ru/a/aOTd9oeVJweMzr6w?from_site=mail
