Видимо, прошли те времена, когда пассажир беззаботно распахивал дверцу такси падал на сиденье, называл водителю пункт назначения и расслаблялся до конца поездки. С вступлением в силу с начала года второй части закона о такси, у клиентов появились новые хлопотные дела - отслеживать, как в такси соблюдают новое законодательство.
1 января каждый водитель такси обязан иметь лицензию, выдавать пассажиру кассовый чек или квитанцию за поездку, сам автомобиль должен быть оборудован необходимыми опознавательными знаками - шашечками и специальным фонарем.
Водитель будет нести ответственность за отсутствие в салоне предусмотренной информации, невыдачу чека или квитанции и т. д. Штрафы для физических лиц могут доходить до 5 тысяч рублей, а для юридических они вообще измеряются несколькими сотнями тысяч.
Конечно, таксующий в столице народ на всякий случай лицензиями обзавелся - куда деваться. Но стало ли от этого лучше пассажирам? Стал ли проезд комфортнее? И, главное, дешевле? Ведь с начала января были случаи, когда за поездку от Казанского вокзала до Курского с пассажиров вместо привычных для подобных столичных расстояний сумм требовали аж 4200 рублей. Специалисты говорят: весь ужас в том, что таксометр - это собственность извозчика, и он имеет право настроить его таким образом, что триста рублей вам придется заплатить не за всю поездку, а только, например, за километр. И все будет в рамках закона о такси. То есть клиенту пора начать забывать, что такое дешевое такси.
- Мы считаем, что ужесточение правил перевозки направлено на зачистку данного рынка, - прокомментировал нашей газете ситуацию председатель Общества защиты прав потребителей "Общественный контроль" Михаил Аншаков. - В конечном итоге здесь сохранятся только некоторые крупные компании, способные соблюдать все требования закона. Но отсутствие конкуренции в лице многочисленных частных такси приведет к тому, что цены на услуги могут вырасти. Так что в конечном итоге пострадает потребитель. Влиять на недобросовестных перевозчиков можно посредством повышения их ответственности за нарушение прав потребителей.
Изменения нужны и в судебной системе: пока в судах практически невозможно взыскать большую компенсацию морального вреда, при том, что это может реально стимулировать недобросовестных предпринимателей.
Стало быть, и до принятия нового закона в стране существовала возможность заставить таксистов уважать своих клиентов и заботиться об их безопасности: не возить на разваливающихся авто, хорошо изучать город, прежде чем браться за извоз, и т. д. Вот взыскали бы пару раз с предпринимателей, которые позволяли себе разные подобные вольности, крупные суммы в рамках судебных решений, может, не было бы необходимости писать новые законы. Ведь и нововведения пока не избавляют потребителя от проблем. Во всяком случае, за собственное счастье (возможность ездить с комфортом и в безопасности) пассажирам, судя по всему, придется бороться собственными силами. Роспотребнадзор даже разработал специальную памятку для потребителей. Строго следуя этому документу, можно отличить настоящее такси от "левого".
Итак, такси должно быть в обязательном порядке украшено всем известными "шашечками" и опознавательным фонарем оранжевого цвета. Ладно, это можно рассмотреть еще издали. Далее: сев в такси, стоит внимательно осмотреть салон - есть ли информация о перевозчике, условия оплаты, визитная карточка и фото водителя, контактные телефоны организации, от лица которой он работает. Стоит ли говорить, что пока пассажир будет изучать обстановку в поисках всего вышеперечисленного, таксист уже рванет с места и отъедет на определенное расстояние. Вы заметили у него в салоне недочеты и решили не ехать на этой машине? Во-первых, представляете, во что может вылиться ваша поездка по времени и хлопотам? Во-вторых, где гарантия, что таксист не потребует с вас денег за то, что уже довез от перекрестка до перекрестка? И как быть в таком случае? Непонятно. Еще пассажир может потребовать у водителя предъявить разрешение на осуществление перевозок. То есть, сел в машину и тут же превратился в народного контролера советской поры: доставай, дескать, командир, свои документы, имею право изучить. Стоит ли говорить, что подавляющее большинство граждан не станет это свое право реализовывать: ведь водитель после такой проверки всю дорогу будет сидеть сычом, губы на тебя дуть, да еще и попытается стребовать с тебя лишние две-три сотни.
Такси в Москве - это кормящий бизнес: народ здесь работает не для приработка, люди на эти деньги живут. Такси - это высокая доходность и много свободы (ведь это не клерком сидеть с девяти до шести или охранником стоять неотлучно на посту), что некоторым нашим чиновникам кажется отвратительным вдвойне. Государство постоянно выделяет деньги на различные проекты, в этих финансовых потоках обязательно существует транспортная составляющая. Вот купили городу автобус, а руководство автоколонны жалуется наверх: дескать, мы убыточны, народ не хочет ждать общественный транспорт по остановкам. На мой взгляд, закон о такси и был создан, чтобы избавить общественный транспорт от конкуренции. Государству надо, чтобы пассажиры окупали приобретенный за государственные деньги автобус, а не катались на дешевом такси. Эта проблема особенно тяжела для тех городов, где нет метро. Москвичам зачастую проще куда-то добраться подземкой - быстрее и можно время рассчитать. А вот там, где плохо с общественным транспортом, частный извозчик - как раз то, что надо. Возьмет с двоих на десятку-двадцатку больше, чем в автобусе за одного. Но довезет куда надо и не заставит себя ждать полчаса на двадцатиградусном морозе. Однако именно в глубинке частные таксисты могут сделать свой выбор между заработанным в день стольником или пятитысячным неподъемным для него штрафом. И пойдет искать другую работу, которой нет.
Тем временем, Национальный совет такси уже потребовал послаблений для таксомоторных компаний: снизить количество необходимых документов для водителей, вернуть возможность работать на арендованных автомобилях. Чем закончится эта борьба - неясно. Катайтесь на такси по Москве, граждане, пока есть хоть какая-то возможность, а то когда еще доведется!