Это цитата сообщения
Димитрий_Будилин Оригинальное сообщениевторой символ... продолжение...
И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.
В великих мировых культурах и религиях есть свои храмы, песнопения, колокола, четки, трактаты, монастыри и многое другое. И главное отличие христианства от других мировых религий заключается в Евангелии, в личности Иисуса Христа.
Этой Личности, этого Откровения нет нигде. И как бы ни была велика личность Будды, основателя буддизма, его установки, его поучения, его принципы гораздо более существенны для буддизма, чем личность самого Гаутамы Будды. В конце концов, если бы и не было на свете Магомета, а просто кто-то неизвестный выдвинул бы эти важнейшие догматы: единый Бог, покорность Богу, молитвы несколько раз в день и т. д., - то ислам был бы таким, каков он есть и теперь.
А вот христианство без Иисуса Христа лишается своей сущности - самой последней и важнейшей.
Надо сказать, что с его времени ничего не изменилось. И с того времени, когда было написано Евангелие, в этом смысле ничего не изменилось. "Я есть Альфа и Омега, начало и конец", - говорит господь Иисус. А когда мы читаем древнейшие, хронологически древнейшие тексты Нового Завета, мы находим там слова апостола Павла, который говорит, что человек спасается, то есть приобщается к Богу, не через закон, не делами закона, а верою в Иисуса
Христа.
Что это значит? Закон есть некая система жизни. Закон есть религия, являющаяся частью человеческой культуры. У этой культуры, естественно, как у нас любят говорить, "земные корни". Это все важно и необходимо. Но совершить перелом, совершить прорыв это культурное наследие не может, потому что в нем слишком много человеческого, только человеческого. И только тогда, когда человек открывает для себя бессмертного, вечно живого Христа, тогда свершается то, что на специфическом библейском языке называется спасением - то есть приобщением человека к подлинной Жизни, о которой тоскует душа, к которой она стремится. Вот почему проповедь Свою Сам господь Иисус назвал бесора', что значит "радостное известие", по-гречески эвангелион. И мы это называем Радостной Вестью, Евангелием или Благой Вестью. О чем же эта Весть?
У бедуинов есть такой обычай: когда рождается мальчик, женщина, которая приняла такого мальчика, приходит к отцу и говорит: "Я возвещаю тебе великую
радость - у тебя родился сын". И вот,открывая Евангелие от Луки, мы читаем там эти слова: ночью пастухи стерегут свои стада, и вдруг является им Слава
Господня. На библейском языке это означает явление Тайны в этом материальном
мире. И они слышат: "Я возвещаю вам великую радость - ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, который есть Помазанник, Господь". (О том, что
такое помазанник и царь, мы с вами говорили в прошлый раз.) Пришел Царь
царствовать, но родился, как нищий.
Спустя 30 лет после рождественских событий на берегу реки Иордан произошел интересный диалог: два рыбака нашли своего друга, который также находился на берегу реки в толпе, и сказали ему странные слова: "Мы нашли Мессию". Рыбак сказал: "Кто это?" - "Это Иисус, сын Иосифа из Назарета". Он, конечно, не поверил. Тогда они сказали ему просто: "Пойди и посмотри". Это было главным доказательством, которое и сегодня мировое христианство приводит тем, кто хочет с ним познакомиться. Оно говорит эти два слова:
"Пойди и посмотри".
И вот мы всматриваемся в образ Того, Кто перед нами начертан в Евангелии. Образ, который не потускнел за двадцать столетий. Какой великий гений мог создать такой образ? Недаром Жан Жак Руссо говорил, что тот, кто
изобрел бы Христа, был бы еще более удивителен, чем Он Сам. Говорят о коллективном народном творчестве. Я думаю, что такого творчества не существует. Есть анонимное творчество. Тем не менее, показательно, что Евангелие написано не одним человеком. Если бы это было одно Евангелие от Иоанна, мы сказали бы: "Вот был великий гений Иоанн, и он создал такой образ". Но евангелистов четыре. И каждый со своей точки видит образ Христа.
У писателей есть прием, который используется для того, чтобы придать образу большую рельефность, жизненность и правдоподобность. Для этого надо отметить недостатки, показать слабости героя, наложить тени на этот портрет. Евангелисты на образ Христа теней не накладывают. Тем не менее Он поразительно жив, поразительно реален и ощутим.
Остается тайной, как прошла Его жизнь в Назарете. И вы, наверняка, уже
слышали, а некоторые из вас задавали мне вопросы о том, не был ли Он в это
время на Востоке, в Индии (а теперь уже и Японию прибавляют, правда, в
другом контексте). Могло ли быть такое? Вы знаете, у людей есть таинственная
особенность: всем хочется, чтобы Христос одновременно родился в разных
местах. В Америке есть такое движение мормонов, или христиан последнего дня.
В своей книге они утверждают, что в то время, когда Христос родился и жил в
Палестине, одновременно таинственным образом Он явился в Америке и создал
новое движение. Нечто подобное рассказывали и в Японии. И, наконец, так
называемое "Тибетское Евангелие" говорит о том, что Христос приходил в Тибет
и в Индию. Достоверность "Тибетского Евангелия" ничтожна, там полно
анахронизмов. Это позднее произведение, конечно, апокриф. Возможно, Христос
и мог быть там. Но это не имеет никакого значения хотя бы по одной простой
причине. Великие культуры Востока, в частности индийская, имели свои особые,
специфические философские идеи - и ни одна из них не отразилась в проповеди
Христа. Ни одна. Среди этих идей я могу назвать хотя бы две: ахимса, что
значит неубиение (вегетарианство). Христос этого не требует. И вторая -
перевоплощение, специфическая индийская концепция. В Евангелии этого нет.
Кроме того, сами форма, фразеология, стиль Евангелия связаны только с Ветхим
Заветом - не с греческой и не с индийской традициями. Таковы факты истории.
Для каждого непредубежденного человека это очевидно.
Но тайна Христа вовсе не в том, что Он Сын Своего народа, времени и
века. Тайна Христа в том, что Он обращается к каждому человеку. Здесь мы
видим соприкосновение двух измерений бытия. Учитель ли Он? Да, Учитель. Но
это совершенно особенный Учитель, ибо Он пришел тогда, когда Ветхий Завет,
эта священная книга, почиталась как "Слово Божие", и Он Сам называл ее
священной. А что же сделал Он?
Он говорил так: "Древним сказано - не убий. А Я говорю вам, что и гнев
является грехом". То есть Свое Слово Он ставил наряду с Писанием и выше
Писания.
В Ветхом Завете ради того чтобы оградить общину от влияния язычников,
была создана сложная система пищевых запретов. Христос говорит: не то, что
входит в человека, его оскверняет, а то, что исходит из него, - злоба,
ненависть, коварство - все это в человеке и из него исходит. Те ритуальные
запреты, которые тогда существовали, Он считает вчерашним днем. То есть Он
поступает со Словом Божиим как господин, как Владыка, имеющий право это
слово менять: А Я говорю вам...
Да, у Него человеческий лик и характер. Мы можем заметить в Нем целый
ряд удивительных особенностей, но они вполне земные. У Него есть друзья. Он
особенно любит Своего ученика Иоанна. Он очень любит семью Лазаря и его
сестер. Он не относится ко всем одинаково, как бы безлично. У Него
удивительный взгляд; когда будущие апостолы ловили рыбу, Он подходит к ним и
говорит: "Оставьте все, следуйте за Мной". И сказано: они тотчас - тотчас! -
оставили все и пошли. Несколько раз евангелист Марк подчеркивает силу Его
взгляда. Иногда Он тяжко вздыхает, когда чувствуется, что Он преодолевает
человеческую косность. Ему не чужды парадоксы речи. Кто это сказал, что
легче верблюду пролезть в игольное ушко, чем богатому войти в Царство Божие?
Кто это сказал про фарисеев, что они отцеживают комара и проглатывают
верблюда? Кто это сказал, что самое маленькое зерно вырастает в самое
большое дерево? Это Его слова, это Его индивидуальный стиль речи. Если вы
вчитаетесь в текст Евангелия, вы можете почувствовать там яркую, лаконичную, образную, насыщенную метафорами речь, которая сразу узнается. "Истинно, истинно говорю вам" - Аминь, аминь глаголю вам, как в славянском переводе. Аминь - это значит "точно". Это Его оборот. Его речь всегда определенна, колебаний никогда нет.
Он меньше всего похож на булгаковского Иисуса, Иешуа га-Ноцри. Ничего общего, кроме имени и смертной казни через распятие, там нет. Тот - такой милый фантазер, бродячий философ. Христос всегда говорил как власть имеющий.
Он ни у кого не спрашивал совета.
Но от земной силы и земной славы Он отказался. Более того. Тот знаменитый момент, отмеченный всеми четырьмя евангелистами, когда Иисус идет по морю, - что это было? Это было бегство от короны! Бегство от земной славы. Он был заперт толпой, которая хотела насильно сделать Его царем. И вот спускается ночь, и Он, не имея возможности уйти от этой толпы, отправляет учеников вперед, а потом уходит на гору, незаметно спускается к морю и настигает учеников, идя по воде.
Когда Он стоит перед лицом неправедных судей, Синедриона и Пилата, Он
почти не говорит с ними. Он почти не оправдывается, потому что Он знает, что
для них нет истины. Она их не интересует. Ведь Пилат, спрашивая: "Что есть
истина?", произнес это риторически, как бы заранее зная, что ответа нет, что
никакой истины нет.
Один раз в Евангелии от Иоанна сказано, что Христос устал; Он сел у колодца, потому что Он утомился - знойный день, долгая дорога. Но на самом деле мы видим Его могучим - Он постоянно проходит по много километров, ночуя
иногда под открытым небом, не имея где преклонить голову. Напряженная борьба, трудническая жизнь могли быть только у сильного человека.
И вот образ Его прорисовывается все четче. Бесконечная доброта, бесконечная открытость к людям - но никакой сентиментальности, никакого компромисса со злом!
У Булгакова Иешуа га-Ноцри говорит: "Все - добрые люди", "добрый человек" и прочее. Христос же говорит, обращаясь к власть имущим: "Змеи! Змеиные отродья!", а Ирода он называет "шакалом", "лисицей". Он мог быть
очень резким и очень суровым: "Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры". Он
бросал слова обвинения самым авторитетным духовным кланам и группировкам.
Что же Он открывает для человека? "Заповедь новую даю вам - любите друг
друга, как Я возлюбил вас... Кто хочет за Мной идти, отвергни себя", "отдай
себя" - так тоже можно перевести. "Возьми свой крест (то есть свое служение
людям) и тогда иди за Мной".
Ученики долго Его не понимали. Им казалось, что Он действительно, как
Помазанник, Мессия, должен воцариться над миром. Люди так любят земную силу
и земную славу. Но Он от этого отказался. А как Ему, наверное, было горько в
тот момент, когда они в последний раз приближались к Иерусалиму и ученики начали делить, кто где будет сидеть у Его престола, когда Он станет Царем. А
Его через несколько дней ждало лобное место... И тут можно спросить: а почему же Он к Себе таких учеников привлек, которые так плохо Его понимали?
А как вы думаете? Если бы Он собрал великих мудрецов, людей железной воли, твердости, бесконечного мужества, высокого образования - не имели бы мы
право тогда сказать: "Конечно, то были апостолы, то были титаны; а мы кто,
мы - муравьи"?
Поэтому Он взял обыкновенных, простых людей, рядовых, таких, как мы,
которые могут и испугаться в критическую минуту, и поколебаться, и ошибаться
могут. Евангелисты подчеркивают эту особенность апостолов. Все они рассказывают об отречении Петра, о предательстве Иуды, о бесконечных вопросах учеников, которые показывают, насколько превратно они вначале понимали Его служение и слова. Раз это были обычные люди, у нас уже нет права говорить, что они титаны. Титанами сделала их вера и Дух Божий. А были
они простыми людьми, "не книжными и простыми", как говорит апостол Лука. Это
не значит - неграмотные: в Иудее грамотными были практически все, с детства
людей учили читать и писать. Но - "не книжные и простые", и по характеру
многие из них были порывистыми и неустойчивыми, как все обыкновенные люди.
Христос открывает великую тайну: в Ветхом Завете Бог указал людям на
то, что такое грех, что такое зло, - а дальше надо идти к величайшему добру.
Основа этого, как Он Сам говорит, - тоже в Ветхом Завете. Главные заповеди
Писания - "Возлюби господа Бога твоего и ближнего твоего как самого себя".
Из этого и вырастает евангельская мораль: мораль любви, отдачи - потому
мораль счастья. Тот, кто любит, тот счастлив. Кто отдает себя, тот счастлив.
Кто живет для себя, тот несчастлив.
Могли ли быть счастливы Иван грозный, Сталин, Берия? Да какие же это
счастливые люди? Это уроды; и, конечно, они были несчастны. А человек,
который живет для других, находит особое, несокрушимое счастье. Но вы скажете: да, это прекрасное учение, прекрасные слова, но ведь в Ветхом
Завете уже было сказано о любви к ближнему, как к самому себе, о любви к
Богу и еще некоторые великие вещи. Что же тогда заключается в Евангелии? Вот
это-то и есть, друзья мои, опровержение того взгляда, будто Евангелие сводится к этике, сводится только лишь к морали. Оно имеет и другое, более
глубокое содержание.
Иов, герой библейской ветхозаветной книги, страдал от того, что он невиновен перед Богом, но терпит от Него, что Бог несправедлив к нему, и
вызывал Бога на суд, но когда Тот явился ему, он пал перед Ним и сказал: "Я
о Тебе только слышал, а теперь я Тебя вижу", - и все разрешилось.
Так человечество всегда хотело прикоснуться к Священной Тайне, прикоснуться, чтобы обрести жизнь в ее полноте. Поэтому учили мудрецы,
поэтому изводили себя индийские аскеты, поэтому ученые пытались прочесть в
звездах и в законах природы ответ на эту волнующую, единственную, самую важную загадку. Платон говорил: "Трудно постичь Отца всяческих". А поскольку
люди всегда чувствовали, что они потому лишь братья, что у них есть Отец, и
жизнь их потому имеет смысл, что она к какому-то небесному смыслу привязана,
- поэтому ученики спросили однажды у Иисуса: "Покажи, яви нам Отца Небесного. И этого будет нам довольно, нам больше ничего не нужно". И это,
пожалуй, говорит Ему все человечество: "Покажи нам Отца". И Он отвечает, как
и тогда Он ответил Своему ученику Филиппу: "Сколько времени Я с вами, Филипп, и ты не узнал Меня. Видевший Меня видел Отца".
Тем самым Он открывает тайну, которую Символ веры выражает греческим
словом омоусиос - единосущный Отцу. Он Сын Его не в том человеческом смысле,
который мы употребляем, а в мысле глубочайшего онтологического, бытийственного причастия. Сын - значит плоть от плоти. И поэтому Символ веры
говорит: Света от Света, Бога истинна от Бога истинна. Как пылающий костер,
если от него зажечь ветку, не уменьшится от этого, но будет новый огонь, свет от света. Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу. Единосущного. Не человек единосущен Отцу, а только Он,
Единственный.
Все великие святые сознавали себя грешниками. Просмотрите все биографии, жития. Недавно переиздали "Исповедь" бл. Августина - гениальная,
великая вещь. Этот великий человек клянет себя, клеймит, кается. Как говорит
одно православное сказание, святые видели свои грехи как песок морской. И
это понятно, потому что при ярком свете всякая пылинка видна. Единственный в
истории, Кто никогда не говорит о Своих грехах, - это Иисус Назарянин. Он -
Единственный, Кто никогда не смотрит на истину снизу вверх. Будда - основатель буддизма - постигает истину путем длительных размышлений, он
годами упражняется, годами ждет просветления, он как бы штурмует Небо.
Ничего подобного в личности Христа нет. Он приходит с этим.
Он относится к нам, как Небо к земле. Он - голос Вечности, который
начинает звучать в мире. Потому что безмерное не может говорить с ограниченным, потому что Божественное подавляет человека. Вот вам литературный пример: когда Фауст вначале вызывает духа земли и пылающий дух
земли оказывается перед ним, Фауст падает замертво - он не может перенести
явления этого духа. А ведь это только дух земли. И мы можем это понять.
Когда смотришь на бесконечное небо, когда смотришь на огромные пространства
- иногда живые, иногда мертвые - человек в этом безмерном теряется, как пушинка. А уж про космос не приходится и говорить. Кто такой человек, со своими машинами, аппаратами, когда он вращается вокруг своей маленькой Земли?
У Вечности не может быть имени, она бесконечна, безгранична. Поэтому и
Бог в Ветхом Завете говорит, что Он - Огонь поядающий. И когда Он говорит через пророков, Дух временно овладевает пророками, а потом они приходят в
себя и даже противятся тому, что Бог им говорил. Это подобно тому, что писал
Пушкин: "Но лишь божественный глагол до слуха чуткого коснется..." Помните:
"пока не требует поэта к священной жертве Аполлон", он, поэт, - обычный
смертный.
И вот здесь происходит то, что связывает Бесконечность с конечным. "Я
возвещаю вам великую радость": родился Тот, Кто будет говорить с вами, Кто
становится ребенком, юношей, взрослым человеком, Кто трудится Своими руками,
Кто приходит к людям, Кто живет с ними, Кто ест и пьет с ними, Кто до тридцати лет проводит жизнь обычного человека - самую обыкновенную, незаметную жизнь. Не нужно Индии, не нужно гималаев - есть маленькая хижина,
где Он работает, согнувшись над верстаком. Вот Его Назарет, вот Его тайная
жизнь - столь тайная, что даже соседи думали, что Он всего лишь плотник, и
когда Он стал проповедовать, они решили, что Он обезумел.
И тогда Он начинает говорить - сначала как Учитель, а потом все более и
более приближаясь к главному. Он говорил вещи странные, вызывающие, которые
коробили ортодоксов, тех, кто считал, что они поставлены охранять церковные
правила.
И вот наступает момент в Его жизни, когда они ополчаются на Него. Он
уходит из страны, уходит в Ливан, ходит там не узнанный никем и, возвращаясь, однажды спрашивает учеников: "За кого Меня почитают люди?" И,
как вы помните, они отвечают: "За пророка", а Петр говорит: "Ты Христос, Сын
Бога Живого..." Вот здесь основа христианского исповедания. Поэтому Петр
назван камнем, фундаментом, на котором строится Церковь.
А второй фундамент - Его победа над смертью. Нужна ли, необходима ли
была Его смерть? Он постоянно говорил о том, что так должно было свершиться.
Почему? - спросите вы. Как сказано в одном из посланий: почему, вместо
предлежащей Ему радости, Богочеловек встретил на земле страдание? Потому что
мир, как говорит нам Библия, во зле лежит. И если Божественное, светлое и
прекрасное приходит в этот мир, к нам, и соприкасается с нами, оно не может
не страдать. Страдания Христа, Его искупительные страдания начались не ночью
в гефсиманском саду, не на голгофе, а в ту ночь, когда Он родился. Он страдал каждый день и каждый час, живя с людьми. И однажды у Него даже вырвался вздох: "О, род неверный и развращенный, доколе буду терпеть вас!
Доколе буду с вами!" Его страдание было нужно нам - потому что либо Он
приходит к нам и страдает, либо Он освобождается от страданий, но уходит от
нас.
Христианство становится богочеловеческой верой. Не трепетом человека
перед Богом и не гордым восстанием, а союзом, новым союзом - Новым Заветом
человека с Богом. И когда Иисус умирает на кресте, оставленный всеми, то
есть переживший все и выпивший чашу унижения, предательства, злобы, несправедливости, жестокости до дна, - Он как бы впитывает в Себя все зло
мира. Недаром пророк за несколько веков до Него говорил: "Он был изъязвлен
за грехи наши, и мучим за беззакония наши, наказание мира сего было на Нем,
и язвами Его мы исцелились".
И вот Он похоронен. Это полное крушение, конец всему. И никакой
историк, никакой ученый не может проникнуть в эту тайну. Историк знает лишь
одно: горсточка обезумевших от страха людей, которая вчера еще, запершись,
боялась пошевелиться, вдруг выходит на площади Иерусалима и возвещает всем:
"Христос воскрес! Он жив, Он явился всем нам, Он послал нас проповедовать
Евангелие всему миру". Быть может, они сошли с ума? Быть может, у них была
галлюцинация? Быть может, они приняли желаемое за действительное? Если бы
это было так, то из такой чепухи, из таких эфемерных временных явлений не
могло родиться могучее древо христианства, не могло получить начало то
течение, та мощная река, которая до сих пор течет вопреки всем порогам,
камням и препятствиям.
Апостол Павел говорил знаменательные слова, и говорил их, опираясь на
опыт: "Иисус Христос вчера, сегодня и завтра Тот же".
Христос не оставил нам ни одной написанной строчки, чтобы мы не
обоготворяли букву. Он не оставил каких-то скрижалей, знаков - ничего не
оставил. Но Он сказал: "Я буду с вами во все дни до скончания века".
Вот где источник силы Церкви. Вот где источник силы христианства.
Он действительно живет с нами и в нас, и вовсе не потому, что христиане
- какие-то особо хорошие люди. Так же как и апостолы, мы слабые люди. Но Он
обладает Своей великой силой, которая совершается в немощи.
И если иные учения уводят человека от мира, иные делают человека
добрее, а иные делают его мудрее, концентрированнее, сосредоточеннее, то
здесь - не учение, здесь - Завет, живая связь с Богочеловеком. История
становится богочеловеческой, и все временное сочетается с вечным. В этом
феномен Евангелия.
И если бы мы из Символа веры убрали и начало, и, может быть, даже
конец, он бы все равно остался Символом веры.
Первоначально людей крестили во имя Иисусово - и только, потому что
через Него открылся Отец Небесный, Творец, и Дух Божий. Символ веры
прибавляет слова, не совсем понятные нам: Имже вся быша, то есть через Него
все было создано. Это особая тайна, она относится не к земной жизни Христа,
а к Его запредельной, трансцендентной, таинственной сущности. Об этом мы
поговорим с вами в следующий раз...