[381x473]
Ян Стен - самый весёлый голландский художник. Его темы - жанровая живопись. У него нет парадных сцен, его герои - живые люди с их достоинствами и недостатками.
Сам остроумный и весёлый человек, он показывает жизнь и быт голландских бюргеров (средний слой городского населения, состоявший из самостоятельных мастеров — ремесленников,обычно объединявшихся в цехи, и средних и мелких торговцев) с преувеличенным юмором:
врач и больная девушка, учитель и ученики, дети, отдых простых людей в играх, на праздниках и пирушках.
Картины Стена полны шутливых намеков и каламбуров, многие из которых непонятны современному зрителю.
Впрочем, наслаждаться его живописью это не мешает. В Голландии слава Яна Стена лишь немногим уступает славе Рембрандта, Вермеера или Хальса. О том, насколько глубоко вошли образы, созданные художником, в народную культуру, свидетельствует распространенное голландское выражение "семья Яна Стена". Так называют голландцы семьи, где взрослые пренебрегают своими обязанностями, а дети растут, как трава на пустыре. Картины "из жизни беспутных семейств" и в самом деле отменно удавались Стену.
Арнольд Хоубракен, ранний биограф живописца, настаивает на том, что он запечатлел в подобных работах жизнь своего собственного семейства.
Биограф отмечает: "Можно сказать, что Стен писал так, как жил, и жил так, как писал". Однако вряд ли словам Хоубракена можно верить безоглядно. Если уж художник был таким "тяжелым пьяницей" и распутником, то когда он писал свои картины? До нас дошло около 800 работ, что не так мало. И в каждой из них присутствует множество тонко подмеченных и тщательно выписанных деталей. На такую скрупулезную работу запойный пьяница вряд ли был бы способен. В каждом из "подвыпивших автопортретов" Стена есть изрядная доля шутки, а если он был бы таков, каким рисует его Хоубракен, он вряд ли смог бы "так шутить".
Хоубракен дает творчеству художника однобокую оценку. Он сосредоточивает свое внимание на "буффонаде" - то есть на грубовато-шутливой стороне картин Стена. В самом деле, живописцу было присуще "здоровое чувство юмора", но отнюдь не только шутки присутствуют в его работах, а и глубокий смысл тоже. От придирчивого взгляда Хоубракена как-то ускользает тот факт, что художник написал не менее семидесяти религиозных полотен. И в них он весьма далек от "буффонады".
[показать]Риторики в окне. 1662-1665
Современному зрителю не всегда легко понять подлинный смысл картин Стена, связанный с голландскими пословицами и поговорками, давным-давно устаревшими и вышедшими из употребления. Мог ли мастер предположить, что то, что было ясно любому голландскому школяру XVII столетия, в XXI веке придется расшифровывать? Например, что особенного мы углядим в женщине, штопающей чулок? Ничего. А во времена Стена словом "чулок" обозначался женский половой орган. Не правда ли, теперь мы посмотрим на соответствующую картину совсем по-другому? Яйца, присутствующие в ряде работ художника, тоже о многом говорили голландцу, изо дня в день слышавшему выражение "разбивать яйца о сковороду" и понимавшему, что речь идет вовсе не о яичнице, а о вступлении в любовную связь.
Танец яиц (ок.1674)
Так называемый "танец яиц" - народная забава, бывшая во времена Стена очень популярной во многих европейских странах.
Суть ее состоит в следующем: каждый танцор должен во время общего танца подталкивать ногой сырое яйцо - так, чтобы не разбить его.
Танцующие, впрочем, не занимают в композиции Стена основного места. Они собрались в свой, отдельный кружок, а прочие посетители гостиницы развлекаются кто во что горазд.
Брачный контракт
Картина «Брачный контракт», из коллекции Государственного Эрмитажа, повествует о счастливом союзе, который вот-вот будет заключен между потерпевшей девушкой и ее веселым ухажером. Нотариус уже составил контракт, и как бы не ругалась мать невесты, а другого выхода из сложившейся ситуации ей уже не найти...
Как обычно в полотнах голландских мастеров XVII века картина Стена полна недвусмысленных намеков на суть происходящего. Так, искусствоведы трактуют разбитые яйца и кошку, крадущуюся к убитой птице, как образы утраченного девичества, а коромысло на переднем плане и птичью клетку, которую вносит в комнату один из гостей, как образы символизирующие счастливую семейную жизнь.
Игра в трик-трак. 1667
Но перейдем от этой интересной темы к другой, менее захватывающей. А именно - к хронологии творческого пути Стена. Здесь, как водится, искусствоведы начинают плутать, поскольку точной датировке поддаются всего пятьдесят картин мастера, которые он создал в последние годы жизни. Осложняет ситуацию и то, что работы Стена очень "неровны". В одно и то же время он мог написать гениальное полотно и среднюю, "проходную" картину. Такие провалы отчасти можно объяснить материальным положением художника. Оказываясь на мели, он, по всей видимости, старался побыстрее написать "что-нибудь", в надежде (чаще всего - бесплодной) это "что-нибудь" продать.
И все-таки, несмотря на то, что работы Стена весьма неохотно выстраиваются в хронологическом порядке, общее направление развития стиля живописца проследить не так уж трудно. В ранний период (то есть до середины 1650-х годов) большое влияние на художника имел Ян ван Гойен, его тесть. Многое взял молодой Стен и от Адриана ван Остаде, прославившегося сельскими и жанровыми сценами. Впрочем, эти влияния наш герой вскоре перерос. И здесь начинается зрелый период его творчества.
Девушка с устрицами. 1658-1660
Работы, относящиеся к этому периоду, представляют собою, как правило, городские жанровые сцены. Героями их обыкновенно являются относительно зажиточные бюргеры, которые изображаются в интерьерах своих приличных (и даже не лишенных некоторого налета роскоши) домов. Эти картины многие историки искусства считают предвестниками стиля рококо, появившегося лишь в следующем столетии, через несколько десятков лет после смерти художника. Однако время от времени Стен возвращается к своей "первой любви" - и тогда пишет гуляк, пирующих в дешевом трактире.
[показать]Школьный учитель. 1663
Вдохновение Стен в этот период черпал в работах Питера Брейгеля Старшего. Не был он глух и к исканиям современных художников. Например, он охотно учился у Питера де Хооха, с которым познакомился, живя в Делфте. Но все, что Стен заимствовал у других живописцев, он заимствовал творчески, перерабатывая их технические и композиционные приемы, "перекраивая" их под себя.
[показать]
Веселая Семейка. 1668
Мастер виртуозно владел кистью. Джошуа Рейнолдс, замечательный английский художник XVIII столетия, с восхищением называл манеру Стена "необычайно мощной и смелой". А подобная оценка в устах строгого (и даже придирчивого) Рейнол-дса чего-нибудь да стоит. Конечно, очень сложно оценить мазок Стена по репродукциям, которые, как бы хороши они ни были, сглаживают индивидуальные черты стиля.
[796x663]
Течение жизни. 1668
Со временем Стен испытал влияние еще одного мастера, Франса Хальса (ок. 1582-1666). Довольно долго прожив в Харлеме, он просто не мог не познакомиться с его работами. И, вероятно, к Хальсу наш герой относился если не с пиететом, то с большим уважением. Не зря в его интерьерных сценах то и дело появляются картины Хальса. Но его уважение было признанием заслуг, равного себе живописца, а не преклонением ученик?, перед учителем. Стен никогда не работал в стилистике Хальса, а лишь отдавал ей должное.
Все биографы говорят о том, что Стен писал очень быстро и был буквально "одержим" работой. Этому легко поверить, поскольку за сравнительно недолгую жизнь он создал довольно много картин. А то, что до нас не дошло ни рисунков, ни набросков Стена, говорит еще и о том, что мастер был великим импровизатором и "досочинял" картины "на ходу". Удивительно, как удавалось ему выстраивать столь сложные композиции, не пользуясь предварительными зарисовками.
Фактуру и колорит Стен чувствовал прямо-таки кожей. Его обыкновенно считают "художником-рассказчиком" (и то, что он так полюбился современным зрителям, объясняют именно сюжетностью, повествовательностью его картин). Но лишь очень немногие из современных ему живописцев (кроме разве что Рембрандта и Хальса) так же точно улавливали тончайшие тональные переходы. Так что популярность Стена обусловливается не только его "занимательностью".
Клетка с попугаем. 1670
В 1654 Стен переезжает в Делфт, где отец, желая помочь сыну, арендовал для него пивоваренный завод. Это отвлекало Стена от работы художника и известно немного картин этих лет.
С 1657 Стен жил в маленькой деревне Вармонд, недалеко от от Лейдена. С 1660 - в небольшом городке Харлеме, где уже ничто не мешал отдаться живописи. Через год после смерти жены, умер отец, и в 1670 Стен поселился в одном из домов семейства в Лейдене. Через 2 года, он получил лицензию на открытие таверны в своём большом доме. Это давало дополнитльный доход, чтобы содержать большую семью.
[797x885]
Доктор и пациентка. 1670
У Яна Стена не было никаких зарегистрированных учеников (за исключением Рихарда Брэкенберга), но работам художника широко подражали многие голландские живописцы еще при жизни мастера. Точная дата кончины Яна Стена (как и причина смерти) не установлена, но известно, что художник был похоронен 3 февраля 1679 года в семейной могиле в Питерскерке на окраине Лейдена.
Серия сообщений "Голландия":
Часть 1 - Художник Гонзалес Коквес
Часть 2 - Великий Антонис ван Дейк
...
Часть 24 - Ян Вермеер - художник Золотого века голландского изобразительного искусства
Часть 25 - Ян Стен
Часть 26 - Голландский художник Ян Стен (1626-1679)