[300x400] 1. Подписка на еженедельную бесплатную логопедическую рассылку http://subscribe.ru/catalog/socio.edu.logoped
2. Женский блог – подборка материалов о хозяйстве, воспитании и обучении детей http://idi-k-nam.ru/profile
3. Блог о логопедии http://www.liveinternet.ru/users/4701016/
4. Активная группа логопедов в «Одноклассниках» - «Логопеды, логопедия» http://www.odnoklassniki.ru/logovlad/
ОСОБЕННОСТИ СЕМЬИ НЕСТАНДАРТНОГО РЕБЕНКА
Защитные реакции родителей на дефект ребенка
1. Отрицание. Неверие в существование болезни, сомнение в квалификации специалиста, поставившего диагноз, дополнительные консультации с др. специалистами. Минус ситуации – задержка необходимого лечения, педагогической помощи.
2. Гнев. На специалистов, что не предупредили возникновение дефекта, не описали полной картины ране. На ребенка. Из-за чувства беспомощности , разочарования в себе и ребенке.
3. Чувство вины. Перерастает во всепоглощающее страдание и переживание ранее совершенных ошибок, за что наказаны аномальным ребенком.
4. Эмоциональная адаптация. Родитель «умом и сердцем» принимает болезнь своего ребенка. Отношение к преодолению проблем – позитивное. Активно работают с ребенком по преодолению его трудностей.
Данные защитные реакции родителей могут рассматриваться и как сменяющие друг друга этапы процесса адаптации, и как застывшие состояния, в рамках которых родители воспитывают ребенка.
o Жизненный цикл семьи с аномальным ребенком.
§ Рождение ребенка – получение точного диагноза, эмоциональное привыкание, информирование других членов семьи.
§ Школьный возраст – становление точки зрения на форму обучения ребенка, переживание реакции сверстников, организация внешкольной деятельности ребенка.
§ Подростковый возраст – привыкание к хроническому нарушению ребенка, переживание проблем сексуальности ребенка, изоляцией или отвержением сверстников, планирование будущей занятости ребёнка.
§ Период «выпуска» - признание и привыкание к продолжающейся ответственности семьи, принятие решения о месте дальнейшего проживания взрослого ребенка, осознание дефицита возможности социализации инвалида.
§ Постродительский период – перестройка взаимоотношений между супругами (если ребенок начал жить отдельно), взаимодействия со специалистами по месту проживания ребенка.
o Внутренние стратегии семьи.
- Пассивная позиция – «страусиная» - избегают поиска решения проблемы, надеются, что все уладится само собой. Все принимается как должное.
- Активная позиция – выявляют те позиции, которые можно изменить и активно их изменяют, те условия, которые изменить невозможно, принимают как должное.
o Связь с внесемейными подсистемами.
- Умение находить и использовать помощь других людей (соседей, друзей, пр.).
- Способность находить духовную поддержку (от религий).
- умение использовать ресурсы государственной поддержки.
Вторичные невротические расстройства аномальных детей
Вторичные невротические расстройства возникают как реакция на неправильное воспитание, личностные нарушения членов семьи. Личностные нарушения чаще возникают у матерей, вынужденных одиночку преодолевать кризис рождения аномального ребенка и коррекции его нарушений.
Вторичные невротические расстройства – нервный тик (лица), заикание, энурез, их сочетание, беспокойный сон, боязливость.
Выбор формы воспитания и образования аномальных детей
Раньше в нашей стране было нормально отказываться от такого ребенка сразу в роддоме, пока мать к нему не привыкла.
В настоящее время наблюдается тенденция считать социально приемлемым воспитание аномального ребенка в семье.
В семье |
В образовательном учреждении |
||
(+) |
(-) |
(+) |
(-) |
- Благоприятный микроклимат для развития ребенка. - Повышенная степень коррекционных и образовательных услуг. - гуманное воспитание др. детей.
|
- хроническая стрессовая ситуация; - уход отца от трудностей и из семьи. - неприятие семьи социальным окружением. - трудности с созданием максимально благоприятных условий для развития ребенка. - материальные трудности. - Смена работы. - малое количество внимания другим членам семьи. |
- комплексный подход в воспитательно-образовательном процессе. - освобождение семьи от забот по уходу и обучению аномального ребенка – семья свободна для рождения и воспитания других детей. - Ранняя профориентация. |
- Отставание в развитии. - эмоциональная холодность воспитанника. - широкий спектр психологической и неврологической симптоматики.
|
o Установки родителей на воспитание аномального ребенка.
1. Принятие ребёнка и его дефекта – дефект ребенка принимается, объективно оценивается, по отношению к ребенку проявляется преданность, у родителей нет чувства вины или неприязни к ребенку. Родители верят в собственные силы и перспективы развития ребенка. Девиз воспитания- достичь как можно большего, где это возможно. У ребенка формируется чувство безопасности и нормальное развитие личности.
2. Реакция отрицания – Отрицается, что ребенок страдает дефектом, что отражается на планах родителей о дальнейшем образовании и профессии ребенка. Родители не признают никаких ограничений в возможностях ребенка. Воспитывают его в духе чрезвычайного честолюбия.
3. Скрытое отвержение – Родители могут не осознавать своих чувств. Дефект считается позором, отвращение к ребенку скрывается за чрезмерно заботливым, предупредительным отношением, педантичным выполнением обязанностей родителя.
4. Открытое отвержение – родитель осознаёт свое отвращение к ребенку, но прибегает к определенной форме психологической защиты, формирующегося от чувства вины – виновато общество, врач, учителя. Родитель постепенно обосновывает своё враждебное отношение к ребенку. У ребенка формируется агрессивность и эмоциональное недоразвитие.
5. Чрезмерная опека – родители переполнены чувства жалости и сочувствия. Защищают ребенка от всех видов опасности и расстройств (вплоть до избегания прививок, ДОУ), удовлетворяют малейшие потребности и пожелания ребенка. Дети вырастают инфантильными, эгоистичными.
Ошибки в воспитании нестандартного ребенка
1. Упущение времени в воспитании и лечении аномального ребенка в процессе поиска специалиста, который бы отменил бы диагноз.
2. Неправильный стиль воспитания (н-р воспитание в культуре болезни – болезнь ребенка – смысл жизни всей семьи; отвержение ребенка и пр.).
3. Психогенные расстройства основного воспитателя (матери) на основе переживания чувства вины.
4. Упор на лечение ребенка, а не на обучение и воспитание и (!) эмоциональное общение с ребенком.
5. Вера в одномоментное, чудодейственное средство (экстрасенс, гипноз, лекарство) и трата времени на поиск его.
6. Перекладывание ответственности за успехи в развитии ребенка на специалистов учреждения или платных.
7. Вера в то, что ребенок «перерастет» свой недостаток + приведение в пример себя из детства.
8. Невнимательность родителей – слишком поздно замечают дефект.
9. Заблуждения по вопросу возрастных возможностей ребенка, повышенные или пониженные требования к детям.
10. Применение «Домашних» приемов обучения (чтению) – снижение познавательного интереса детей, формирование неправильного навыка, тормозящего дальнейшее обучение (побуквенное чтение).
11. Перегрузки в процессе разностороннего развития ребенка.
12. Мало внимания другим детям в семье.
13. Физическое наказание детей.
14. Неблагополучные отношения между родителями.
Варианты развития детей логопатов
1. Повышенная тревожность и беспокойство – Страдания и переживания из-за будущего, ожидаемого, переходящие в депрессию (удрученность, подавленность, меланхолия, потеря инициативы) постепенно подключаются нервные проявления – перепады температуры, давления, потливость, изменение окраски кожных покровов.
2. Компенсанаторное самоутверждение – реализация себя в других видах деятельности (зависит от умственного развития) = математика, музыка, спорт, секс, лидерство среди младших детей, нарушение социальных норм (воровство, жестокость, смелость).
3. Проблемы социальной адаптации – негативизм ко всему новому – учителю, однокласснику, переменам в режиме, обстановке.
4. Нарушения автономности – излишняя самостоятельность, неприятие помощи, психический инфантилизм.
5. Нарушения идентичности – в связи с неадекватной самооценкой, ребенок не может себя соотнести с какой-либо социальной группой = противопоставлен всем, одинок.
6. Неадекватная оценка явлений действительности – все воспринимается в преломлении завышенной или заниженной самооценки.
Е.М. Мастюкова Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии.