Однажды в чью-то светлую голову пришла великолепная идея - православные выставки-ярмарки.
Под одной крышей собираются в неформальной обстановке православные миряне, просто интересующиеся, преставители церковных приходов, монастрыей, примонастрыских и приходских хозяйств, разные издательства, фонды. Обмнениваются информацией, опять же - себя показать, на других посмотреть. Хозяйства - контракты заключить, монастыри - паломников привлечь. Издательства - продукцию показать. Приходы привозят свои иконы - помолиться можно, приложиться к Святыням. Опять же, различные миссионерские проекты появляются - презентовать их людям, найти единомышленников. Для простого мирянина - приятно побывать в месте, где так много своих людей - атмосфера хорошая. Для человека, занятого в жизни Церкви, это важное мероприятие как в экономическом, так и миссионерском значении.
Форма выставки-ярмарки выбрана с учетом психологии жителей городов. Форма для них привычная. Т.е., удачно подобраная форма встречи с людьми, даже от Церкви далекими. Прямо в точку попали организаторы.
Но вот уже несоклько лет я сталкиваюсь со странной формой подачи этих самых выставок-ярмарок в СМИ. А конкретно - в метро.
Тексты из громкоговорителей в метро льются практически всегда в одном стиле: "В связи с тем-то и тем -то в Москве на ВВЦ пройдет православная выставка-ярмарка такая-то. На выставке вы сможете познакомиться с...., встретиться с православными священниками, ...., и получить бесплатную консультацию психолога". Зафиксируем эти выделенные мной фразы. Они находятся в начале и в конце сообщения.
Есть такое правило, вытекающее из особенностей человеческого восприятия, согласно которому, то, что человек должен запомнить из вашей речи, ставится в начало вашего монолога и в его конец. То, что в промежутке, запоминается хуже. Когда человек двигается в метро, то чаще всего он находится в усталом состоянии, его сознание частично затуманено и работает плохо, особенно у тех, кто имеет в метро постоянные маршуты и идет на автопилоте (утро до работы, вечер после работы), а подсознание у этих людей открыто больше всего именно в это время.
Теперь представьте, что происходит, когда по ушам идет несколько раз в день вот такой текст, как выше! Особенно у людей, которые ещё в храм не заходили ни разу!
В голове у человека остается связка (привожу по мере забывания промежуточной информации): "Православие = бесплатная консультация психолога", "Православие для психов", "Православие = психи, больные"
Мне уже приходилось видеть молодых людей, которые смеялись на этим. Ничего удивительного.
А теперь представьте, что выставок таких несколько, и за год рекламщики успевают отъездить по ушам такой рекламой несколько раз в год и много раз в день!
Я не знаю, сделано ли это специально для того, чтобы Церковь скомпрометировать, то ли от непонимания. Но это серьезно.
Потому что выводы из такого сообщения будут вот такими:
православные - это маргинальная тусовка, состоящая из неудачников, людей с нерешенными внутренними проблемами, психов, невротиков и прочих клиентов и дипломированных выпускников института им. Кащенко. Более того, такая реклама вполне реально привлекает тех самых клиентов, выпускников и людей с нерешенными проблемами. Это позволяет упрекать Церковь в том, что она специально делает ставку на таких людей. Т.к. они легко внушаемы, управляемы, манипулируемы и т.п. Можете развить тему дальше.
Выводы ошибочные, но они следуют из рекламы и вводят в заблужение. Причем, многие даже не задумаются, что им на подкорку это записано прямо из динамиков в метро. Я даже не знаю, радоваться или нет тому, что молодежь в метро часто затыкает в уши бананы и не слышит этого! Чего потом удивляться, что народ смотрит на православных как на чумных? Чего потом удивляться, что в Церковь приходят слабые и безвольные, а сильные остаются в стороне? Какая тогда сила Православия?
Теперь вы понимаете, что это серьезно?
Мы живем не в Америке, где консультация психолога - нормальная практика, когда за деньги другой человек смотрит на тебя со стороны и помогает преодолеть твой субъективизм в решении вопросов. У нас не тот менталитет!
Я ничуть не против того, что Церковь помогает всем и для всех открыта, но надо понимать, что в нынешних условиях такая реклама - это выстрел в себя. В упор. Самокопрометация.
Более того, такая реклама реально привлечет в Церковь людей, которых в неё (особенно сейчас!) нужно привлекать в самую последнюю очередь!
Критикуя - предлагай.
Предлагаю уважаемым организаторам выставки:
1. Рекламный текст СРОЧНО ИЗЪЯТЬ из эфира.
2. Пределать текст, убрав из него упоминания про консультацию психолога.
3. Поменять PR контору, которая занимается составлением рекламы православных выставок-ярмарок, если таковая PR-контора имеется.
4. Провести ребрендинг (кстати, давно пора) православных выставок-ярмарок и их рекламы: приглашать в обязательном порядке и выделять самые видные места для военно-патриотических клубов и секций единоборств и вот про них как раз упоминать в рекламе из динамиков в конце рекламного сообщения.
Чтобы людям стало ясно, что Сила Православия - это не только скорая помощь для тех, кто нуждается в бесплатной консультации психолога, но и Вера здоровых, сильных духом и волей людей, героев, готовых идти на риск и на войну за свои убеждения, за свою Веру, за свое Отечество - земное и Небесное. Связку "Православие для психбольных" надо выводить из сознания соотечественников, которые уже наслушались этой "великолепной" рекламы, не имеющей с реальностью ничего общего, но легко создающей такую реальность - и в головах, и в реальности.
Чем раньше проведем ребрендинг, тем лучше.