• Авторизация


Дело Елены Баснер 11-03-2018 21:01 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Дело Елены Баснер стало сродни землетрясению

https://www.vesti.ru/doc.html?id=2759195

 

Автор: Дмитрий Киселёв

В слоях петербургского общества, близких к художественному искусству и антиквариату, — чуть ли не землетрясение. Только и разговоров, что о судебном вердикте по делу искусствоведа-консультанта Елены Баснер. При ее посредничестве был продан дорогой фальшак. Но суд Елену Баснер оправдал, сочтя, что с ее стороны умысла нет, а речь идет о профессиональной ошибке при экспертизе.

Судебное решение закладывает важный прецедент и открывает дорогу широкому потоку фальшивого русского искусства.

Автор: Зинаида Курбатова

Врач-психиатр и коллекционер Андрей Васильев живет в поселке Комарово под Петербургом. Сейчас он особенно замкнут. Не хочет даже бродить по берегу залива. Слишком тяжело дались ему история фальшивой картины, которую он приобрел, и судебная тяжба, где главным фигурантом была искусствовед Елена Баснер. Когда он подавал в суд, то не собирался отмстить или даже вернуть деньги.

Дочь советского композитора до 2003 года трудилась в Русском музее, а затем была экспертом в шведском аукционном доме Bukowskis. Специализация Елены Вениаминовны — как раз авангард: Малевич, Гончарова и другие великие.

Баснер была известна лишь в профессиональных кругах до 1 февраля 2014 года, когда ее задержали в связи с делом о продаже поддельной картины. Тогда эта новость была шокирующей. Все сообщество искусствоведов, музейщиков, реставраторов пристально следило за судебными разбирательствами. Многие возмущены. Арестовать, как какого-то наперсточника, человека, который служит искусству! Да как это возможно?!

Зал Дзержинского районного суда Петербурга во время заседаний переполнен. И вот суд признает Баснер невиновной. И опять это — невероятная новость для всех.

Никто не может критиковать решение суда, но, возможно, суд не смог предъявить неопровержимые доказательства. Мошенничество было. Кто изготовил фальшивую картину и по чьему заказу, кто получил деньги от продажи — 250 тысяч долларов — и куда они делись, не выяснено. Преступление было, но никто за него не ответил.

"Оправдательный приговор Баснер огорчил наше сообщество. Она не одна такая. Кто-то подал в суд, чтобы раскрутить этот узел, а государство говорит: все в порядке, живите, как жили. Обидно", — сказала владелица галереи Наталия Курникова.

Ни для кого не секрет, что количество поддельных картин в мире увеличивается. Их продают, покупают, дарят. Антиквариатом торгуют — это очень прибыльно, третье место после наркотиков и оружия. Поддельные работы появляются на аукционах, в галереях и даже музеях.

Люди, купившие фальшивку, предпочитают молчать. Торговля антиквариатом — таинственный мир, где не приветствуется обращение в полицию. В России всего четыре раза в суд обращались люди, которые приобрели фальшивые картины в результате мошенничества. И Васильев — один из них. Важным для Васильева, да и для следствия стал тот факт, что выяснилось, где находится эталон картины, подлинник, с которого выполнена фальшивка.

Васильев купил гуашь Бориса Григорьева в 2009 году. Но через некоторое время выяснилось: это — подделка. Такое заключение еще до продажи вынесли в центре Грабаря в Москве. В ходе следствия стали выясняться все новые подробности. Оригинал картины Григорьева находится в Русском музее. Он не выставлялся, не публиковался. И именно Баснер принимала эту работу из коллекции Окунева в 1984-м в собрание музея. Однако сама Баснер уверяла, что забыла об этом.

Алиби для Баснер обеспечил гражданин Эстонии Михаил Аронсон, ранее судимый, маргинальный. В деле фигурируют три нероссиянина — граждане Эстонии и Швеции. Следователи хотели присовокупить к делу и истории шведского аукциона Bukowskis. Там с подачи Баснер продавались картины, которые еще до этого были признаны фальшивками. Но преступления, совершенные не в России, наши полицейские рассматривать не могут.

Подделки делают выдающиеся мастера, хорошо выученные, опытные, с твердой рукой, знанием истории искусств, технологически грамотные. Определить подделку с помощью даже той техники, что имеется в центрах экспертизы, непросто. Делают перешивочки — берут среднюю картинку неизвестного живописца и рисуют на ней несколько деталей и подпись известного художника. Работают на старых холстах, избегают пигментов и красок, появившихся в середине ХХ века. Приемов много. Подстаривают вещь. Особенно сложно установить фальшивку в случае с графикой.

И искусствовед, как и любой другой человек, может ошибиться. Только на Западе, если эксперт ошибается два раза в год, его лишают лицензии. А в России эксперт за свои слова и письменные экспертизы не отвечает. Экспертов не лицензируют. Если на Западе эксперты частные, то у нас это сплошь сотрудники музеев.

Только Третьяковка извинилась за ошибки и закрыла у себя отдел экспертиз. Все остальные музеи оставили. Понятно, что сотрудников это кормит. Владимир Рощин в свое время издавал каталоги фальшивок. Они прогремели. Вскрылось немало преступлений. Но теперь они не выходят.
Елена Баснер ошибалась в экспертизах не раз, как и другие искусствоведы, — это же человеческий фактор. В суде Баснер говорила, что она никогда не была арт-дилером.

Суд над Баснер стал историческим, потому что подтвердил: за неправильные экспертизы и даже посредничество при продаже фальшивых работ искусствовед ответственности не несет, если в его действиях не было умысла. А кто же скажет, что умысел был? А если учесть, что в стране ликвидирована Росохранкультура... Убрали из структур полиции специальные антикварные отделы. Скоро поток фальшивок увеличится в разы. И, что очень обидно, это будет поток фальшивого русского искусства.

 

Дело Елены Баснер отправлено на пересчет

Продавец и покупатель подделки картины из Русского музея требуют возмещения ущерба

https://www.kommersant.ru/doc/3273816

 

Верховный суд (ВС) отказался рассмотреть кассационные жалобы на оправдательный приговор, вынесенный в 2016 году искусствоведу Елене Баснер, обвинявшейся в мошенничестве при продаже за $250 тыс. подделки картины русского модерниста Бориса Григорьева "В ресторане". При этом в других процессах коллекционер Андрей Васильев взыскивает с искусствоведа уплаченные за фальшивку 16 млн руб., а госпожа Баснер судится с Минфином о возмещении 1,5 млн руб. ущерба из-за незаконного уголовного преследования.

По данным ВС, Андрею Васильеву, его представителям Виктору Касаткину и Никите Семенову на прошлой неделе было отказано в передаче их кассационных жалоб на оправдательный приговор Елене Баснер. Причины отказа потерпевшему и его защите неизвестны. По данным "Ъ", в жалобах акцент был сделан не только на нарушения норм материального и процессуального права, но и на фактические обстоятельства дела. Андрей Васильев, по его словам, требовал "не пересуживания, а продолжения расследования", указывая на нарушения, допущенные, по его мнению, в ходе следствия и утверждения обвинительного заключения. Потерпевший считает, что указание на соучастие в продаже ему подделки картины Бориса Григорьева "В ресторане" гражданина Эстонии Михаила Арансона не соответствует действительности. Не расследованы, по мнению коллекционера, и связанные с преступлением обстоятельства клонирования подлинника картины, хранящегося в запасниках Русского музея.

Напомним, Елена Баснер — бывший сотрудник Русского музея, один из крупнейших экспертов по русскому авангарду, дочь известного композитора Вениамина Баснера (автор песни "С чего начинается Родина") — была задержана в январе 2014 года по обвинению в мошенничестве. По версии следствия, Андрей Васильев приобрел через знакомого издателя за $250 тыс. переданную искусствоведом подделку. Дзержинский райсуд не нашел в действиях эксперта преступного умысла, сама Елена Баснер призналась в профессиональной ошибке. Апелляционная коллегия Санкт-Петербургского горсуда оправдательный приговор оставила в силе, но факт участия искусствоведа в сделке подтвердила. Иск к госпоже Баснер о взыскании 16 млн руб. ущерба от сделки, предъявленный Андреем Васильевым, в мае начнет рассматривать Дзержинский суд.

Как рассказал "Ъ" представитель коллекционера Александр Касаткин, сумма иска соответствует уплаченным за картину $250 тыс. по курсу, действовавшему на момент предъявления гражданского иска в рамках уголовного процесса. "Иск основан на вынесенном судом приговоре. В уголовном процессе было доказано, что продавала подделку, а затем распределяла по своему усмотрению вырученные средства именно Елена Баснер. По версии суда, она заблуждалась о предмете сделки, но мы хотим вернуть ей картину и получить назад деньги",— прокомментировал защитник суть иска. Он добавил, что выступавший посредником в сделке Леонид Шумаков был освобожден от уголовной ответственности, поэтому иск к нему в рамках этого дела предъявить не удалось. Как рассказала "Ъ" адвокат Марина Янина, представляющая интересы Елены Баснер в уголовном процессе, и ей, и ее доверительнице известно об этом иске. "К работе по гражданскому делу будет привлекаться адвокат-цивилист, после чего нами будет выработана общая позиция",— уточнила госпожа Янина.

Между тем апелляционная инстанция горсуда Петербурга уже рассмотрела жалобу Марины Яниной на постановление Дзержинского райсуда о реабилитации оправданного искусствоведа Елены Баснер. По словам защитника, горсуд частично оставил решение Дзержинского райсуда в силе — в части взыскания с Минфина 209 тыс. руб., потраченных госпожой Баснер на услуги адвокатов. Однако апелляция вернула на новое рассмотрение просьбу Елены Баснер о взыскании 1,5 млн руб., причитавшихся ей по договору со шведским аукционным домом Bukowskis, который она была вынуждена расторгнуть из-за уголовного дела (за свои услуги в 2014 году она должна была получить €30 тыс.), и о размещении в СМИ сообщения об ее реабилитации. Ранее, в декабре 2016 года, Дзержинский райсуд отказал искусствоведу в удовлетворении этих просьб, сославшись на то, что упущенная выгода не попадает под действие законодательства о реабилитации. На прошлой неделе дело вернулось в суд и было передано другому судье для нового рассмотрения.

Адвокат Янина также отметила, что прокуратура Петербурга самостоятельно устранила одно из требований, о которых ранее Елена Баснер просила Дзержинский райсуд,— извинения от надзорного ведомства за ее незаконное уголовное преследование. В начале 2017 года госпожа Баснер была приглашена в Дзержинский райсуд, где ей вручили письмо городской прокуратуры Петербурга с извинениями за подписью заместителя прокурора города Александра Чубыкина. Отметим, что именно господин Чубыкин утверждал обвинительное заключение по уголовному делу о мошенничестве, по которому Елена Баснер проходила в качестве обвиняемой. При этом само письмо, как уточнила адвокат, датировано 2015 годом, хотя искусствовед была оправдана Дзержинским райсудом в 2016 году.

При этом в прокуратуре Петроградского района, как сообщил "Ъ" Андрей Васильев, недавно зарегистрировано его новое заявление в связи с угрозами физической расправы, если он "не остановится". Не предпринимать дальнейших шагов в рамках этого дела коллекционера, по его словам, просили при личных встречах лица, утверждавшие, что он своими действиями "обрушил им бизнес по продаже подделок". Имена угрожавших коллекционер не назвал, уточнив, что сообщил их прокуратуре. "Я никогда не скрывал, что стремлюсь не только возместить убытки, но и содействовать созданию правового механизма на арт-рынке и в музейном деле",— заявил он.

Дмитрий Маракулин, Анна Пушкарская, Санкт-Петербург

 

Клеймо Елены Баснер

http://www.fontanka.ru/2014/02/01/062/

Следственный комитет Петербурга шокировал мир искусства. В обмане при продаже серьезного полотна заподозрена Елена Баснер - первый специалист на международном рынке живописи авангарда, дочь культового советского композитора, написавшего любимую песню Владимира Путина «С чего начинается Родина». 31 января в камеру помещена ключевая фигура из абсолютного круга городской культуры. «Фонтанка» узнала, как многолетнее дело сдвинул глава СК Александр Бастрыкин и что под боем оказалась репутация Русского музея.

Следственный комитет Петербурга шокировал мир искусства. В обмане при продаже серьезного полотна заподозрена Елена Баснер - первый специалист на международном рынке живописи авангарда, дочь культового советского композитора, написавшего любимую песню Владимира Путина «С чего начинается Родина». 31 января в камеру помещена ключевая фигура из абсолютного круга городской культуры. «Фонтанка» узнала, как многолетнее дело сдвинул глава СК Александр Бастрыкин и что под боем оказалась репутация Русского музея.

 

С полудня 1 февраля телефоны большинства игроков на рынке антикварной живописи Петербурга, Москвы, Хельсинки, Амстердама, Лондона подверглись аномальному соединению внутри самих себя. Коллекционеры и посредники, владельцы салонов и организаторы выставок, эксперты и поддельщики созванивались, эмоционально обсуждая только одну новость. О многих широкая публика никогда не слышала, о некоторых знают на разных континентах. Новость о задержании Елены Баснер встала на «Фонтанку» в 11:53.

По мнению Следственного комитета Петербурга, бывший эксперт Русского музея, сотрудник именитого аукционного дома в Финляндии Bukowskis, первый мировой эксперт по живописи русского авангарда участвовала в лукавой схеме продажи картины художника Григорьева серьезному петербургскому коллекционеру Андрею Васильеву.

С этого места необходимо вспомнить, что Елена Баснер не просто № 1, автор монографий и рецензий, специалист, которого приглашают читать лекции в Нью-Йорк, а в данную минуту в Амстердаме проходит выставка Харджиева, которой она давала оценку вступительной статьей в каталоге. Она не только дочь культового советского композитора Вениамина Баснера, чью мелодию «С чего начинается Родина», как известно, любит и лично исполняет Владимир Путин.

Баснер - своего рода наш петербургский символ, провозглашенный культурной столицей. Не Никита Михалков, конечно. Ведь у нас на севере и «труба пониже, и дым пожиже», а все же родилась Елена Баснер внутри самой настоящей культурной элиты. Там не только высокие потолки в просторной квартире с дубовыми буфетами. В гостях у ее отца засиживался Дмитрий Шостакович и другие, ставшие сегодня нашими «греческими богами».

С точки зрения классической, пусть и девальвированной в наше время интеллигенции, если Михалков, Розенбаум — ярые представители истеблишмента, то Елена Баснер стала неотъемлемой частью петербургского духа с его обязательным кодексом поведения. Таких всегда мало. Среди них историк Лев Лурье, арт-критик Александр Боровский и те, кого читатель вспомнит сам. Баснер - фигура, без которой и в «шахматы» сыграть нельзя, и создание мифа хромает. Вставлена в среду как в раму. Фактически она сама в себе несет клеймо качества.

Биография Баснер чрезвычайно правильная: из Академии художеств - в Русский музей. Ее конек — столпы авангарда Малевич и Гончарова. Вовлекается Баснер и в художественный рынок в качестве эксперта. Это очень типично, оправданно и не осуждаемо. Как советской портнихе шить на дому. Так становятся преуспевающими музейными работниками. Баснер всегда вызывает симпатию, весела и энергична.

Все же неправильно проводить аналогии, наподобие Баснер — «Пеле в футболе» или «Кумарин в организованных сообществах». Культура - не только мир больших денег, где честные и не очень занимаются продажами и выставками. Каждое государство имеет визуальную презентацию, и русская живопись — часть этого национального образа. Такой образ есть и в Анголе, но он стоит столько, сколько стоит Ангола. А наш мощнейший визуальный образ на полотнах мастеров, естественно, породил огромный рынок.

Но если в СССР авангард был на отшибе общественного сознания, а в 90-е его тащили за кордон и меняли на кроссовки, то сегодня живопись идет к нам оттуда и здесь же скупается за миллионы. Настоящей живописи мало, у новых героев денег много, а амбиций еще больше. Но если вокруг чего-то крутятся большие суммы, то коррупционная агрессия неминуема.

Посвященные знают, что и в Русском музее можно официально получить оценку живописи, и параллельно можно. Причем часто теми же экспертами. Только без знаковых печатей, а со штампом, к примеру, отдела кадров музея, который заверит, что такой искусствовед работает. Это как получить сумму серебром или ассигнациями. Но при всем уважении к праву умысел — внутреннее убеждение эксперта - мало кто мог опровергнуть.

Баснер давно покинула Русский музей. Она перешла в Дом Матюшина (музей петербургского авангарда), а потом настала формальная пенсия. Ее репутация позволила ей работать при серьезнейших домах, занимающихся бизнесом на искусстве.

В 2009 году началась банальная в этом мире история — петербургский коллекционер Андрей Васильев купил у классического посредника Шумакова работу непростого художника начала ХХ века Григорьева. Васильев брал ее с историей — из коллекции генерала Тимофеева - и за 250 тысяч долларов. Вскоре на выставке в Москве, куда он под телекамеры канала «Культура» отправил полотно, сообщили, что работа эта известна и вовсе это не Григорьев, а его недурная копия.

Пошли переговоры с посредником, он кивнул на Баснер. Баснер смущалась, но опровергала. Васильеву не дали выхода из ситуации, и он обратился в органы. Органы долго смотрели на незнакомую им конструкцию. Васильев трижды в суде выиграл редкие иски о незаконном бездействии, после чего следствие Петроградского УМВД все же возбудило дело по мошенничеству и передало материалы в ГСУ.

Самое грустное, еще выяснилось, что в Русском музее есть такая же картина Григорьева.

Когда вызвали Баснер, она пришла с адвокатом и кратко кивнула на гражданина Эстонии Аронсона. Мол, он нашел картину у себя в гараже во Всеволожском районе Ленобласти, показал Баснер, а эксперт ахнул и позже предложил Васильеву через посредника.

После чего детектив начал походить на фельетон. Проверка показала, что Аронсон четырежды судим, в Таллине торгует стеклотарой, а в Россию в это время не заезжал.

К тому же журналисты опубликовали общие нюансы истории. Баснер давала возмущенные интервью, ее адвокат Лариса Малькова обвиняла в подделке самого Васильева, а дело тем временем приостановили.

В августе прошлого года в стенах Следственного комитета Ленобласти на Торжковской улице, куда прибыл глава ведомства Александр Бастрыкин, начался следующий этап. Он похож на современный российский сериал «Как торжествует справедливость». Васильев оказался на приеме. По левую руку от Бастрыкина сидел руководитель СК Петербурга Клаус, по правую — СК области Лоскутов. Бастрыкин выслушал и вместо ущерба всмотрелся в глубину истории. Коллега Клаус согласился взять дело в свое производство.

В деле накопились десятки экспертиз. Криминалистических, независимых, судебных. Заключительная гласит: «Представленная картина является безусловно профессиональной подделкой».

За скобками этого эпизода остаются размышления о месте подделки. Заметим, что подделки были всегда. Даже при жизни мастеров Средневековья. Но для этого нужен подлинник. Если в Русском музее — Григорьев настоящий, а подделка профессиональна, то, вероятно, ее могли бы исполнить и внутри храма (конечно, главный процесс происходит не рядом с подлинником, в современных реалиях необходима предельно качественная фотография).

А это уже совсем другая история. Если у вас есть эталонная база и господин исполнитель, то у вас джокер. Кстати, настоящие поддельщики — не художники, а реставраторы. Это как хирург и патологоанатом.

Если следствие не остановится перед непреодолимыми факторами в лице моральных авторитетов, на свет может выйти и этот принципиальнейший ответ.

Для интеллигенции задержание Баснер — шок. Остальному антикварному миру это может подломить сложившиеся правила. С непредсказуемыми последствиями. Как для владельцев, так и для музейщиков.

Ранее мы слышали реакцию директора Русского музея Владимира Гусева на заявление Васильева. Он говорил, что скандал на совести коллекционера. Заместитель директора Евгения Петрова грозила подать на Васильева в суд за клевету.

Пока же следователи дают оценку тому, что обнаружили на обысках в течение двух последних дней.

2 февраля Елене Баснер должны избрать меру пресечения. «Фонтанка» пыталась поговорить с Андреем Васильевым.

 - О Баснер мне стало известно из вашей же публикации. Я ничего не хочу сейчас комментировать, - ответил он. На вопрос, знает ли, где и когда будет суд по мере пресечения, Васильев сказал: - Не знаю, но, если бы меня спросили, я был бы категорически против ареста. Что бы ни было в прошлом, но этого я Лене не желаю.

Елена Баснер - автор красивого запатентованного метода определения подделок живописи. В его основе лежит гипотеза, что до начала эры ядерных испытаний на планете Земля, то есть до Хиросимы, на полотнах не было «изотопов», которые появились после 1945 года.

Теперь история петербургской субкультуры антиквариата также будет делиться на «до ареста Баснер» и после него.

 

Евгений Вышенков, "Фонтанка.ру"

 

Суд разрешил Елене Баснер не возвращать деньги обманутому коллекционеру

https://www.spbdnevnik.ru/news/2017-11-21/sud-razreshil-elene-basner-ne-vozvrashchat-dengi-obmanutomu-kollektsioneru/

Санкт-Петербургский городской суд оставил в силе вынесенное в июне решение Дзержинского районного суда, отказавшегося взыскать с искусствоведа Елены Баснер 16,2 млн рублей и признать недействительной сделку по продаже коллекционеру Андрею Васильеву "шедевра", оказавшегося подделкой.

Как пояснил "ПД" генеральный директор ООО "ЮрДирект" Александр Касаткин, представляющий в суде интересы Андрея Васильева, его доверитель намерен продолжать отстаивать свои права. После получения копии судебного определения он планирует направить кассационную жалобу, а если потребуется дойти и до Верховного суда РФ.

Напомним, в прошлом году искусствовед и экс-консультант аукционного дома Bukowskis Елена Баснер, дочь прославленного советского композитора Вениамина Баснера, была оправдана Дзержинским районным судом по уголовному делу о мошенничестве в особо крупном размере. Ее мнение о принадлежности картины "В ресторане" кисти художника-авангардиста Бориса Григорьева сподвигло коллекционера Андрея Васильева выложить 250 тыс. долларов за полотно, оказавшееся подделкой, чью стоимость проведенная в ходе предварительного следствия экспертиза оценила в 11 тыс. рублей. Суд решил, что Баснер просто ошиблась, а не умышленно ввела коллекционера в заблуждение, при том, что оригинал картины находится в запасниках Русского музея, где ведущий специалист на международном рынке живописи авангарда проработала почти четверть века.

Фото: Павел Пашнов

 

Поначалу суд первой инстанции отказал коллекционеру в праве обратиться с гражданским иском о возмещении ущерба. Однако Санкт-Петербургский городской суд, оставив в силе решение о невиновности Елены Баснер, признал за Васильевым это право, чем тот и воспользовался, потребовав признать сделку купли-продажи "липы" по цене шедевра незаконной и взыскать с искусствоведа сумму, которой лишился из-за ее "ошибки", что по курсу в рублях на день обращения с иском составило чуть более 16,2 млн рублей. В июне Дзержинский районный суд отказал в удовлетворении иска, а теперь и городской оставил в силе это решение.

Как напомнил Александр Касаткин, как посредник в этой сделке искусствовед получила гонорар в несколько десятков тысяч долларов, но и эту сумму она не стала возвращать коллекционеру.

"В суде она объяснила это свое нежелание тем, что ей якобы не понравилось поведение Васильева и то, что он обратился в правоохранительные органы. Да, суд установил, что умысла на обман у Елены Вениаминовны не было, она просто заблуждалась на счет предмета сделки. Не вопрос! Тогда заберите то, что продали и верните деньги. Ведь никто не говорит о возмездии, а лишь о возмещении убытков. Но, как оказалось, даже таких очевидных вещей сложно добиться", - пояснил юрист.

Сама Елена Баснер сейчас добивается в суде реабилитации. Как сообщили в объединенной пресс-службе судебной системы Санкт-Петербурга, решение по делу еще не вынесено.

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Дело Елены Баснер | kotikkotia - Дневник kotikkotia | Лента друзей kotikkotia / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»