Не так давно пришла мне в голову идея написать постик - что-то типа соревнования между Кошками и Собаками и узнать, кто всё-таки из них лучше... :) Хотя, конечно, глупо называть кого-то лучше, а кого-то хуже - ведь в каждом животном есть своё очарование, свой шарм, свои плюсы и минусы, как и у каждого человека. Я, например, люблю и собак и кошек, и мышек, и даже змей... Но, вот, скажем, собак породы французский бульдог – я недолюбливаю, потому что однажды меня такая собака сильно покусала. Дома у меня живут два кота, но были времена, когда у меня сразу жили три кота, две собаки и крыса... А кто-то, к примеру, и вовсе терпеть не может кошек и любит исключительно собак или наоборот... А есть и такие, кто вообще не любит живность...
Но не зависимо от того, кто и кого любит или нет – каждому из нас волей не волей приходится встречаться и с кошками и собаками. И даже те, кто совсем не любит этих животных часто на удивление суеверны и верят во всякие приметы, связанные с этими существами.
У разных народов в разные времена существовали и продолжают существовать мифы и легенды, связанные с различными животными, но мифов о кошках и собаках в разы больше. Поэтому, я предлагаю совершить такое своеобразное путешествие вокруг света по кошко-собачьим легендо-мифическим сказаниям и приметам...
Когда ты думаешь – она слышит тебя, даже если ты не произносишь ни слова. Взглядом Бога она читает в тебе твои мысли…
Так писали древние египтяне в своих папирусах о Кошках!
С них-то и начнем...
В Древнем Египте кошка была и остается священным животным. В древности она считалась животным Сета и символом благосклонности Исиды. Кошек настолько почитали в Египте, что их убийство являлось серьёзным преступлением, а когда умирала живущая в доме кошка, соблюдались все траурные обряды – хозяин кошки сбривал волосы, включая даже брови. А если кто-либо неразумный осмеливался убить соседскую кошку по неосторожности, то хозяину он кошки он обязан был отплатить зерном в таком количестве, чтоб зерно полностью скрыло кошку в вытянутом вертикальном состоянии (то есть, например, брали погибшую кошку – выпрямляли ей лапки, ставил задними лапами на землю, а виновный в смерти кошки сыпал зерно, пока кошка не скроется полностью; либо же – погибшую мурку брали за хвост, носом или передними лапами она касалась земли, и зерно сыпалось, пока не скроется кончик вытянутого хвоста).
Кошки часто жили в храмах, даже существовал ритуал кормления; бродячих кошек встречали с почётом, домашние буквально ели за одним столом с семьей. Были распространены кошачьи амулеты, а умерших кошек мумифицировали и хоронили в специальных саркофагах.
Львы, а это тоже кошки, - были символом силы и могущества. А так же это животное являлось священным многих из богов египетского пантеона.
- Сын богини-кошки Бастэт и солнечного Бога РА – так считали в Нижнем Египте, ибо в Верхнем Египте Маахес считался сыном РА и Богини Сахет (Сехмет).
Имя Маахес начинается с иероглифа мужчины с головой льва; отдельно этот иероглиф переводится как «[тот, кто может] видеть впереди». Так же этот символ является частью символа «Маат» - истины и порядка. Маахес же считался пожирателем виновного и защитником невинных. Некоторые из титулов Маахеса звучали как: «Господин убиенных», «тот, кто есть правда перед Маат» и «Властитель кинжала».
Бог с львиной головой и кинжалами в обеих руках, в двойной короной Па-Схемти, либо короной Атеф и телом человека, иногда с двумя уреями, лев, разрывающий свою жертву, лев в цветках лотосах – так изображали египтяне бога-правозащитника Маахеса на своих фресках, барельефах и статуях.
Он жестокий и кровожадный. Острый кинжал – главный атрибут Маахеса, которым он убивает врагов Египта.
И несмотря на это его цветком является лотос – символ солнечного света и истины. Наделенный силами грозы, ветра, тьмы и бури - Он управлял погодными явлениями, а кроме того считался связанным с войной и оружием. Именно Маахес с поздней истории Египта сражался со змеем тьмы Апопом ночью, прокладывая путь своему отцу Ра. Он охраняет дверь в загробный мир, а его глаз и рука стерегут Ворота Ночи и именно Он стоит на страже во время магических обрядов в Святилищах. Он же считался охранителем всего Египта, не знающим пощады к врагам царя! Как только он стал богом-защитником Египта, его отец сказал: «будь главным божеством времени — подобно Птаху» или Ра, которого к этому времени уже объединили с Атумом, дав ему новое имя Атум-Ра.
Личная охрана царя (фараона) — Меджаи, которые в основном были наёмными военными из Нубии, считали Маахеса своим покровителем.
Появился Маахес в Древнеегипетском пантеоне богов уже в поздний период египетской истории – в эпоху Нового Царства.
Главным культовым центром во времена Птолемеев был город Леонтополь (Инуэт по-древнеегипетски), где руины его храма все еще высятся над городским пейзажем. Клавдий Аелинус, римский историк, написал о культах льва в Египте следующее: "...В Египте они поклоняются львам, и есть город, названный в их честь Leontopolis (...) у львов есть храмы и многочисленные места, в которых они могут гулять; плоть волов поставляется им ежедневно (...) и львы едят под сопровождение песен, которые поют жрецы".
Другим важным культовым центром был город Бубастис (Пер-Бастэт по-древнеегипетски), как и Леонтололь, расположен он в Нижнем Египте. В Верхнем Египте ему поклонялись в городе Афродитополисе (Пер Хэвэт Хэр), в греко-римские времена в Эдфу (Бэхдет), Дендере, острове Абу (Филэ), в Нубии и оазисе Бахарийа.
Маахес во многом напоминает бога Нефертума, который так же был сыном Бастет. Учитывая всю сложность египетской мифологии, разумно будет предположить, что Маахес был всего лишь одним из ипостасей Нефертума, когда он перевоплощался и принимал облик Льва. Так же образ Маахеса связан с Шемсу – это львиноголовые стражи, полубоги, хранители трона Гора, Онурисом - богом войны и Шу, который также принимал львиный облик. Иногда считался душой Ба Геба.
Маахес редко упоминался по имени и вместо этого упоминался как "бог резни". Это неудачное упоминание, потому что вводило в заблуждение. Так как подобный этому упоминанию бог был принят во время персидских и более поздних римских периодов, когда иностранные завоеватели встретились с жестоким сопротивлением от жрецов Маахеса и их сторонников.
Есть резон предполагать, что Маахес имеет иностранное происхождение. И ведь правда, он действительно во многом напоминает воинственного бога Апедемака, которому поклонялись в порабощенной Египтом Нубии. Как бог-лев и защитник, Апедемак также считался сыном бога Ра и богини-кошки Баст. Апедемак, в мифологии Куша (Древней Нубии) бог войны и плодородия, покровитель царской власти. Почитался в эпоху Мероитского царства, его главные святилища находились в Мусавварат-эс-Суфре, Наге, Мероэ. Изображался с головой льва. В храме в Мусавварат-эс-Суфре Апедемак изображён с луком в руке, на веревке он ведёт пленника. Возможно, там происходили празднества, во время которых символически утверждались сила царя и его способность к управлению. В храме Наги Апедемак представлен с головой льва, в виде львиноголовой змеи или многоруким и трёхглавым. Вытеснив Осириса, он выступает здесь как супруг Исиды.
Львиноголовый бог Апедемак занимал одно из важнейших мест в пантеоне Мероитского царства. Даже при предварительном знакомстве с тем, что известно об этом божестве, становится очевидным его местное происхождение. Однако целый ряд черт, явно связывающих его с египетским пантеоном, делает необходимой попытку выяснить, в какой мере они были восприняты мероитами и отразились в образе мероитского бога.
Конечно же, про кошек в мифологии Древнего Египта я могу писать долго и практически бесконечно. Но всё ж решила остановится более подробно на тех, о ком мало что известно – это Маахес и египетско-нубийский бог Апедемак.
А теперь кратко о других знаменитых египетских кошках.
Бастэт - в древнеегипетской мифологии богиня женской красоты, плодородия и домашнего очага, которая изображалась в виде кошки или женщины с головой кошки. Хотя почему-то часто ее называют богиней веселья, что не совсем так. В период ранних династий, до одомашнивания кошки, Бастэт изображали в виде львицы.
В противоречивых египетских мифах, Бастэт именуется то дочерью бога солнца Ра и богини магии Исиды, то называется перворожденной дочерью бога солнца Амон-Ра. Она стала женой Птаха, бога Творца, олицетворяя мягкий свет восходящего солнца, за это ее стали называть "Солнечным оком". Сначала Баст была солнечной богиней, позже стала символизировать и луну – растущую и убывающую.
Богиню с четырьмя котятами у ног – символ плодородия, часто изображали в виде женщины с кошачьей головой, в руках она обычно держала священный систр.
Родиной богини Бастет был город Бубастис, который находился восточнее дельты Нила. Приблизительно в 950 г. до н. э. фараон Шешонк I основал в этом городе свою столицу, и оттуда культ богини Бастэт распространился по всей стране. Здесь жили тысячи кошек, за которыми смотрел специальный, уважаемый всеми жрец. В красиво украшенном зале шириной 30 м, окруженным рвом с водой, возвышалась метровая статуя богини. В других городах тоже строили храмы Бастэт. И многие египтяне носили деревянные, глиняные или металлические амулеты этой богини.
О том, что происходило в Бубастисе во время праздненств, мы знаем из записей Геродота. На ежегодный праздник в честь Бастэт съезжались женщины со всех концов Египта, плыли на лодках, пели и хлопали в ладоши. Женщины гремели систрами – символами плодородия. За этот период выпивалось больше вина, чем за весь год. Это было самое крупное ежегодное паломничество в древнем Египте, иногда собиралось до 700 тыс. участниц.
С умершими кошками и котятами поступали так же как и с фараонами: бальзамировали. Мумии кошек приносили в дар богине Бастэт. Кошек называли "добрыми духами жилища". Египтяне верили, что душа хозяйки дома после смерти переселяется в кошку.
Сахет или Сехмет в египетской мифологии богиня войны, палящего солнца, дочь Ра, жена Птаха, мать бога растительности Нефертума, она – одно из воплощений любимой дочери Ра - Хатхор. Священное животное Сехмет — львица. Богиню изображали в виде женщины с головой львицы. Люди боялись и почитали эту богиню в память о Великом истреблении людей, когда Ра покарал человеческий род. Сехмет – перевоплощенная Хатхор по приказу своего отца истребляла людей, пока бог Тот хитростью не остановил ее. Вместе с богиней-коброй Уаджет и богиней царской власти Нехбет, Сехмет охраняла фараона, а во время битвы повергала врагов к его ногам. Ее вид наводил ужас на противника, а огненное дыхание уничтожало все.
Обладая магической силой, Сехмет могла убить человека или напустить на него болезнь. Гнев богини приносил мор и эпидемии. Вместе с тем Сехмет — богиня-целительница, которая покровительствовала врачам, считавшимися ее жрецами. Египтяне отождествляли Сехмет со многими богинями — Бастет, Уаджет, Мут и др.
По одной из египетских легенд, бог солнца Ра превратился в кота, чтобы драться с огненным змеем Апопом, повелителем темных сил.
В львицу обернулась разгневанная на Ра Тефнут – богиня влаги, сбежавшая в Нубию и напустившая на Та-Кемет ужасную засуху.
В древнеегипетских сказках кошки тоже занимают далеко не последнее место – «Лев и мышь», «Кошка и Коршун» - самые известные образцы кошек в древнеегипетских мифах и сказках.
Почти у каждого египтянина была дома кошка – за ней ухаживали, как за самым дорогим существом.
Если в доме начинался пожар, кошку выносили из огня раньше детей.
Однажды, Персидский царь Камбиз во время войны против фараона Псамметиха III воспользовался привязанностью египтян к кошкам – он велел своим воинам поймать как можно больше кошек и привязать их к щитам. Военная хитрость удалась: египтяне сдались. Они не могли позволить себе пустить стрелу в кошку. Они считали, что лучше проиграть битву, нежели ранить или убить это священное животное.
Из Египта домашняя кошка проникла в другие страны, но для этого потребовались долгие годы. В Европе она появилась около 2 тыс. лет назад. Первое сообщение о появлении кошек в Европе можно найти у Плутарха в I веке н. э.
Столетиями люди приписывали кошкам магические способности и связывали с богами, ведьмами и колдовством. У разных народов существуют легенды о кошках и их волшебных способностях. В некоторых религиях, кошки считаются священными животными. Испокон веков считалось, что чёрные кошки наделены особыми магическими способностями. Но многие народы видят в чёрных кошках вестников удачи.
Кошек и по сей день окружает ореол таинственности, очень часто считается, что колдуны держат кошек для своих целей. Во времена средневековья существовало твёрдое убеждение, что ведьмы умеют превращаться в кошек, поэтому иногда даже случались суды над ведьмами, «находящимися в облике кошек» - кошек сжигали заживо прилюдно, как и ведьм.
Во времена инквизиции в Европе существовала порода полностью чёрных кошек (включая подшерсток), инквизиция истребила их полностью, сжигая на кострах. Придумывали новые пытки для кошек, ожидая, что животные сознаются в колдовстве.
В разных странах с кошками связано множество противоречивых примет.
В общем, где бы ни появлялась кошка, рассказы о волшебстве и суевериях шли за ней по пятам.
Например, в Британии и Австралии считается, что чёрные кошки приносят счастье, в некоторых провинциях этих стран полагают, что белые — к несчастью. Во многих странах Европы, наоборот, чёрная кошка предвещает несчастье, а в России защищает дом от воров. В Англии приносят счастье своим хозяевам черепаховые кошки, а в России — голубые. Говорят, что, если кошка чихала около невесты в день её свадьбы, то замужество будет счастливым.
В некоторых странах считается, что кошка, испугавшаяся встречного человека и убежавшая или просто развернувшаяся в противоположную от своего первоначального направления сторону, предвещает этому человеку неудачу. В старые времена у моряков бытовало поверье, что чёрная кошка, поселившаяся на корабле, является очень счастливым знаком. Выгнать кошку было равносильно тому, что выгнать счастье. Особенно удачливы были корабли, на которых жила полностью чёрная кошка, без белых отметин. При этом в море избегали произносить слово «кошка» — это могло накликать беду! Упавшая за борт кошка означала немедленное приближение шторма. Моряки не могли даже подумать оставить кошку на тонущем корабле, до последней возможности стараясь спасти её при кораблекрушении.
А теперь чуть подробнее о чёрных Мурках…
Примета, что кошки, особенно черные, могут принести удачу или беду (в зависимости от того, в какой части света она живет и кто по национальности ее владелец) сохранилась и по сей день. Как писал в своей «Истории кошек» в 1727 натуралист Монкриф, первым решившийся реабилитировать кошек: «черный цвет сильно вредит кошкам: он лишь подчеркивает сияние кошачьих глаз, и этого оказывается достаточно, чтобы народ считал кошек ведьмами». Говорили, что черные кошки — союзницы дьявола, и поэтому их часто приносили в жертву.
Позднее злополучная черная кошка, перешедшая дорогу, стала в Великобритании предвестницей счастья: считалось, что зло уже прошло мимо, не причинив никакого вреда.
В Северной Америке — все наоборот: черную кошку считают злым духом, и даже ее присутствие — опасным для людей. Но в то же время американская народная мудрость из XIX века учит: «Хотя считается, что черные кошки приносят несчастье, бродячий кот, особенно если он черный, обязательно предвещает удачу. Если черный кот пришел к вашей двери, впустите его и будьте к нему добры».
В Японии встреча черной кошки принесет удачу.
В Германии считается, что если черная кошка перешла дорогу справа налево, то это плохой знак, однако если кошка перешла слева направо, то это принесет удачу.
Китайцы считают, что черная кошка предвестник голода и нищеты.
В Латвии, как и большинство европейцев, люди верят в то, что черная кошка приносит неудачу, однако, в древние времена в Латвии считалось большой удачей держать в хозяйстве черную собаку, черную кошку и черного петуха. Считалось, что черная кошка, являясь духом Рунциса, принесет хороший урожай и удачу.
В Шотландии, застать сидящую черную кошку на крыльце считается знаком богатства и благополучия.
В Англии и Австралии считается, что черные кошки приносят счастье, в некоторых провинциях этих стран полагают, что белые —к несчастью.
У Скандинавов кошка была тотемным животным Фрейи – светловолосой и голубоглазой богини любви, продолжения рода плодородия и магии. Она разъезжает на колеснице запряжённой кошками, белыми и серыми (предположительно норвежскими лесными кошками). Фрейя может помочь проклясть человека, издевающегося над кошками. Жрицы этой богини имели право убить любого убившего или изуродовавшего кошку. У кельтов богине Керидвен служили белые кошки, помогавшие ей в делах на Земле.
В Древнем Риме кошка символизировала свободу и независимость, всегда сопровождала богиню свободы Либертас и изображалась рядом с ней.
Во Франции кошки считались колдовскими животными. Особыми чудодейственными свойствами наделялись белые и черные кошки.
Греки считали, что богиня Диана часто принимает облик кошки. Поэтому кошки находились под особой защитой.
По мусульманскому преданию, именно пророк Магомет отвёл кошке постоянное место в Раю и, погладив три раза по спине, наделил кошачью породу даром всегда приземляться на четыре лапы. В связи с этим преданием на арабском Востоке Магомета стали называть «отцом кошек». Аналогично к кошкам относились и турки. По сей день, мусульмане относятся к кошкам по-особому.
В Южной Америке, где преобладали крупные кошки, в языческих обрядах древних народов фигурировали ягуар и пума.
Китайцы верили в способность кошки рассеивать злых духов. Есть у них и другое поверье, связанное с кошками: только что засеянное поле надо обойти с кошкой на руках, а потом окунуть её в воду. Тогда и посевы взойдут, и урожай будет хорошим. Кошки символ энергии ИНЬ в Китае.
Буддисты древнего Китая почитали «самодостаточность» кошек. Их «склонность к медитации» вызывала уважение и обеспечивала кошкам покровительство, а способность видеть в темноте, как считалось, отгоняла злых духов. В Китае фигурки и амулеты с изображением кошек использовались для отпугивания, как злых духов, так и крыс. В буддистских храмах по всей Азии кошек держали для истребления мышей. Считается, что сиамские кошки происходят именно от этих храмовых животных, многие из которых имеют типичный «сиамский» окрас.
Также в буддизме почиталась золотисто-рыжая кошка, так как, по преданию, она спасла драгоценные рукописи священного канона. Также золотистый цвет является символикой знатности и финансового благополучия. Белый цвет указывает на чистоту намерений, свежесть и совершенство, а потому у буддистов белые кошки являются символом молодости, здоровья и оптимизма.
Это священные животные, безумно любимые народом. Японцы отмечают общенациональный праздник — День кошек, в этот день ласковые Мурки всех пород и расцветок заполняют центр Токио. Праздник проводится 22 февраля неслучайно: три двойки подряд звучат по-японски примерно как «нян-нян-нян», что в переводе на русский язык означает тройное «мяу».
Легендарное пришествие кошек в Японию состоялось, как говорят, в десятый день пятого месяца 999 г., когда один китайский чиновник преподнес императору Итидзё белую кошку. Вскоре после этого
в императорском дворце в Киото родились пять котят, и это было началом светлого будущего для кошек в Японии.
Раньше в этой стране существовала интересная традиция. Когда кошка умирала, ее хоронили в храме хозяина или рядом с ним.
В тот же день на алтарь храма приносили ее рисованное или скульптурное изображение. Эти действия обеспечивали хозяину кошки спокойствие и благополучие на всю жизнь.
В настоящее время, современные японцы не имеют права держать дома кошку, если они проживают в многоквартирном доме, но у них существуют кафе, наполненные кошками, куда каждый любитель кошек может прийти, выпить чаю и пообщаться с пушистыми созданиями.
Сегодня в Японии изображение кошки с поднятой, словно манящей лапой — символ счастья и процветания. Ее называют Манэки-нэко, то есть Манящая Кошка. Легенда гласит, что один самурай последовал за подзывавшей его кошкой к храму, где они вместе укрылись от бури. Благодаря этому храм прославился, и люди приносили сюда хоронить своих кошек, молились за их души и собственное благополучие.
Есть несколько легенд связанных с Манэки-неко. Если позволите, я их расскажу:
1.В истории храма Готоку-дзи говорится о том, что в 1615 году настоятель храма приютил бездомного кота. Храм был очень беден. И вот как-то настоятель храма разговаривал с котом, живущей при нём: «Киска, я не виню тебя за то, что ты не помогаешь, в конце концов, ты всего лишь кот. Вот если бы ты был человеком, тогда бы ты мог что-нибудь сделать для нас…» Вскоре после этого мимо храма проезжал даймё (князь) Ии Наотака, возвращавшийся из славного военного похода. Вдруг пошёл сильный ливень, было темно, и князь укрылся под огромным деревом. Он даже не заметил ворот храма, но его внимание привлек сидевший у ворот кот и манивший его лапой. Как только князь подошёл к нему, в дерево, под которым он отдыхал ударила молния, разнеся его в щепки. В храме князя встретил настоятель. Мудрый монах и произошедшее произвели на князя такое впечатление, что он дал денег для восстановления и содержания храма, который в последствии стал родовым храмом семьи Ии. Храм сохранился до наших дней и проводит в начале весны церемонию, посвященную своему «кошачьему благодетелю», в связи с чем, в одном из храмовых зданий продаются Манэки-Нэко.
2.В начале периода Эдо в XVII веке, в западной части Токио, называемой Ёсивара, было много публичных домов. Женщины в таких домах назывались юдзё. Самые же искусные куртизанки для богатых покупателей носили звание таю. И вот, в одном публичном доме в Ёсивара, была таю по имени Усугумо. Она очень любила кошек, и рядом с ней всегда были кошки. Однажды ночью когда она собралась по малой нужде, её любимая кошка вцепилась в её кимоно. Прибежавший на шум стражник отрубил кошке голову. Отрубленная голова отлетела под потолок, где она вцепилась зубами и убила змею, спасая жизнь своей хозяйке. Дама очень грустила по своей кошке — и вот однажды чтобы унять её грусть, один из гостей подарил ей статую кошки, ставшую прототипом Манэки-нэко.
3.В конце периода Эдо (XIX век) в западной части Токио жила старуха по имени Имадо. Она была очень бедная и не могла больше содержать свою любимую кошку. После того, как она прогнала кошку, та явилась ей во сне и сказала, что женщина должна слепить глиняную кошку и поставить у дороги. Имадо так и поступила – слепила кошку и поставила у дороги. Однажды, ехавший мимо человек, увидел глиняную кошку и она ему так понравилась, что он купил ее. С тех пор Имадо стала делать кошек и продавать их, и зажила богато и счастливо.
Но как талисман «Манэки-нэко» возник только во второй половине XIX века.
В Индии кошки олицетворяют тайну. Древнейшие изображения кошек встречаются на резных или рисованных религиозных картинах: к примеру, богиня плодородия едет верхом на кошке. На живописных полотнах, посвященных тем или иным событиям: праздникам, прибытию западных путешественников — кошки символизировали высокое социальное положение и богатство их хозяев. Каждому правоверному индусу предписано по возможности держать в доме кошку, которую он должен кормить. Парсы, потомки группы персов-зороастрийцев, прибывших в Индию в VIII в., считали убийство кошки серьезным преступлением, хотя и не карали за него смертной казнью, как в Египте.
В Индии глубоко почитаема богиня материнства Сашти, которая изображается в виде женщины с ребенком на руках и с кошкой. Эта богиня считается хранительницей домашнего очага. По легенде богиня Сашти это черная кошка.
В мифологии славян кошка – Божье творенье. Она – любимый персонаж народных сказок, пословиц и суеверий. И отношение к ней всегда было уважительное и почтительное. Домашняя кошка на Руси стоила дорого и могла служить ценным подарком, поскольку гарантировала защиту урожая от грызунов. Это был символ мира и благополучия в доме, защищающий дом от нечистой силы. Считалось также, что кошки могли проникать в потусторонний мир и общаться с духами.
В Персии они так же были священными и символом беременной.
В Таиланде же бытует суеверие: чтобы брак был счастливым и плодовитым, в первую брачную ночь в спальню запускают кота, и котище обязательно должен быть большим, матёрым и усатым.
Членов королевской тайской семьи традиционно хоронили вместе с их кошками. Еще в 1920-х гг. кошка, олицетворявшая душу усопшего короля, «участвовала» в коронационной процессии, чтобы умерший мог увидеть церемонию восхождения на трон своего преемника.
В Йоркшире считалось, что если на берегу у жены живёт чёрная кошка, то мужу в море ничего не угрожает. Это иногда даже приводило к воровству кошек. Способность кошек предчувствовать опасность уже давно никого не удивляет.
В городах и деревнях на склонах Везувия на восточном берегу Неаполитанского залива нет семьи, где бы не жили кошки. За долгие века жизнь научила людей, дома которых построены на склонах действующего вулкана, полагаться на чутьё пушистых любимцев больше, чем на прогнозы ученых. В годы второй мировой войны кошки нередко спасали своих хозяев. Эта способность кошек оказалась настолько ценной, что в Европе была учреждена специальная медаль с выгравированными на ней словами: «Мы тоже служим родине». Медаль вручалась кошкам, спасшим наибольшее количество человеческих жизней.
Часто с помощью кошек люди пытались предсказать погоду, вот некоторые приметы:
Если кошка чихнула — это к дождю. Если чихнула трижды — бойся простудиться. Если кошка носится по дому, запрыгивает на все подряд и царапает — к сильному ветру, когда кошка успокаивается, значит, буря скоро затихнет.
Если кошка тщательно моет уши — к дождю. В Древнем Риме говорили: «Если кошка моет за ушами, значит, чувствует, что в небе появляются дырки».
Кошка, роющаяся и катающаяся по земле и, вообще, находящаяся в игривом настроении — это верный признак, что приближается ливень. Если кошка беспокоится, мечется с места на место — приближается ураган.
Кошка, сидящая спиной к очагу — к морозу. Если кошка пытается вырваться из дома ночью, при этом, громко мяукая — возможно, плохая погода продлится несколько дней.
Также согласно фольклорным источникам, кошки могут также предсказывать приход гостей или незнакомцев:
Например, если кошка умывается или приглаживает свои усы вечером, вскоре в дом придет друг. Если кошка протягивает лапы к очагу - к дому приближаются незнакомцы.
Таинственная, смышленная, ловкая кошка вдохновила людей на множество примет и суеверий за время долгой совместной жизни с ними. Хотя некоторые связанные с кошками суеверия отличаются жестокостью и основаны на страхе и невежестве, другие полны любовью.
Например, фольклор, бытующий в горах Озарка (США) гласит о кошке так: если девушка не уверена, стоит ли ей принять предложение руки и сердца, она доверяет решение кошке. Что правда, то правда, кошки прекрасно разбираются в людях. Однако, в соответствии с этой традицией, разборчивая невеста не просто задает вопрос кошке – она берет три волоска из кошачьего хвоста, завертывает их в бумажку и кладет этот пакетик под порог. На следующее утро она развертывает бумажку и смотрит, что стало с волосками за ночь. Если они приняли форму буквы «Y» (начальная буква слова «yes», то есть «да» по-английски), то предложение принимается, а если волоски сложились в букву «N» («no» - «нет»), то поклонник получает отказ.
В фольклорных традициях, например, в литовских текстах противник сказочного героя Перекунаса – черт превращается в черного кота, иногда с красными глазами.
В латышской традиции черт с коровьими ногами, сталкиваясь с громом-молнией, превращается в черного кота, прячущегося возле человека.
В кота может превратиться и сказочный герой, победитель чудовища Иван Попялов, герой одноименной белорусской сказки.
В других восточнославянских сказках в кота превращается само чудовище. Например, в сказке о Воле-Воловиче, где герой встречается с «Котищем, вытаращи глазища», грозящим его съесть.
В различных поэтических традициях распространены образы ученого кота, чудовищного Кота-Баюна, «сидящего на столбе, побивающего весь люд, напускающего неодолимый сон и сказывающего сказки», и кошки как награды герою за службу.
У североамериканских индейцев существует поверье об особом кошачьем дьяволе.
У японцев кот рассматривался как злонамеренное существо, обладающее сверхъестественной силой, ему приписывались даже черты вампиризма.
Китайцы же, наоборот, верили в способность котов рассеивать злых духов.
В европейском средневековом искусстве была распространена сатирическая сцена «Битва мышей и кошек».
У русских старообрядцев в начале XVIII века кот выступал как сатирическое изображение Петра I.
До сих пор во многих странах остается обычай в новый дом запускать первой кошку для того, чтобы счастье и благополучие не оставляли жилище.
Если кошка забредет к вам в дом, считают в Англии, — ждите денег, а вот в Америке услышать мяуканье кошки перед выходом из дому — дурная примета. Нужно обязательно вернуться и узнать, чего именно хочет животное. Если в дом забежит пестрый кот — это считается знаком беды.
Еще одно интересное поверье: кошка, которую купили за деньги (неважно, за рубль или тысячу рублей), никогда и ни за что не будет ловить мышей!
В России к котам и кошкам издавна чаще относились с уважением. Помните поговорку: "Кота убить — семь лет ни в чем удачи не видеть"? А пословица: "Кто кошку любит, будет и жену любить"? И еще: "Кошка на человеке тянется — это к обнове!"?
Множество самых разных мифов и легенд о происхождении кошек существует на земле.
Одна из арабских легенд, записанная историком Ат-Табари, повествует о том, что во время всемирного потопа Ной взял с собой в ковчег и пару мышей. Мыши стали быстро размножаться, и тогда Ной обратился за помощью ко льву. Царь зверей чихнул, из его ноздрей выскочили два миниатюрных льва и стали ловить мышей. Это и были первые кошки. Данная легенда была широко известна в Персии.
Одним из самых известных в мире котов по праву считается Чеширский кот. С тех пор, как его впервые упомянул Льюис Кэрролл в бессмертном произведении «Алиса в стране чудес», этот образ покорил сердца многих и стал встречаться все чаще. Чеширский кот не только широко улыбается, но еще и умеет исчезать по частям. Поэтому образ Чеширского кота символизирует неугасаемый оптимизм, отсутствие привязанности к действительности и легкий уход из негативной ситуации – все эти черты присущи каждой, даже самой обыкновенной кошке!
Серия сообщений "ЛИЧНОЕ":
Часть 1 - Как я потеряла целое состояние...
Часть 2 - КУКОЛЬНЫЙ МИР. Часть II.
...
Часть 11 - КУКОЛЬНЫЙ МИР. Часть Х.
Часть 12 - КУКОЛЬНЫЙ МИР. Часть ХI. Halloween.
Часть 13 - КОШКИ ПРОТИВ СОБАК. Часть I.
Часть 14 - КОШКИ ПРОТИВ СОБАК. Часть II. СОБАКИ
Часть 15 - С ДНЁМ ПОБЕДЫ!!!
...
Часть 20 - СТИХИ О ЕГИПТЕ, КОШКАХ И НЕ ТОЛЬКО, МОИ И НЕ ТОЛЬКО...
Часть 21 - СТИХИ О ЕГИПТЕ, КОШКАХ И НЕ ТОЛЬКО, МОИ И НЕ ТОЛЬКО... № 2
Часть 22 - СТИХИ О ЕГИПТЕ, КОШКАХ И НЕ ТОЛЬКО, МОИ И НЕ ТОЛЬКО... № 3