Ароматное лекарство

Аркадий Таль
На изображении представлен Наполеон I Бонапарт, французский государственный деятель и полководец, император Франции в 1804—1815 годах.
Солдаты армии Наполеона обрабатывали одеколоном раны.
Прежде чем стать знаменитым в СССР, этот одеколон был всего лишь лекарством. Его продавали только в Германии, в аптеках. Началось все ещё в конце 17 века. Тогда безымянную спиртовую настойку использовали для растирания. Она обладала хорошими антисептическими свойствами. Лекари советовали применять ее при инфекциях и даже после родов.
Однажды умер старый аптекарь. Всё своё наследство он оставил племяннику, которого звали Джованни Мария Фарина. Мужчина проявил интерес к настойке без названия и отыскал рецепт. В основе средства — 64% спирта.
Первоначальная формула была изменена за счет добавления эфирных масел цветов померанца, бергамота, лимона
В качестве ингредиентов добавлено масло бергамота, листья розмарина и цветы лаванды. Джованни подумал, понюхал и принял решение: надо запускать серийное производство. Раствор он назвал «О-де-колонн». Это в переводе с местного диалекта означало «вода из Кёльна».
Долгое время средство считалось лекарством. Им протирали кожу, использовали в качестве гигиенического раствора. Популярность спиртовой воды росла. Немцы считали, что она лечит радикулит, прыщи и угри, различные кожные проблемы. А некоторые хитрецы стали применять ее в качестве парфюма. Ведь запах был приятным, пахло травами.
Перед началом войны Наполеон издал указ: его армия должна быть снабжена лекарствами. Всем аптекарям было приказано раскрыть рецепты своих средств. Но Джованни был против.

Наполеон Бонапарт потребовал от аптекарей раскрыть секрет создания одеколона с целью обеспечения армии лечебным средством.
И чтобы не «светиться» он попытался (и смог) поменять форму настойки. Он сделал из нее настоящий парфюм. Рецепт был сохранен в тайне. Правда, потребовалось немного поменять исходный состав. Было добавлено масло цитрусовых и ароматные цветы померанца.
А для армии Наполеона, чтобы тот не злился, было приготовлено много готовых настоек. Французские солдаты использовали одеколон для обработки ран. Вскоре о нем узнали в России.
Как одеколон пришёл в Россию

Генрих Брокар усовершенствовал «Тройной» одеколон.
Подобие современного состава «Тройного» одеколона появилось в нашей стране в 1889 году. Создал его Генрих Брокер из настоек доступных в то время в нашей стране трав. В состав входила лаванда, розмарин и бергамот. Бытует мнение, что именно смесь этих трав и дало название получившейся парфюмерии. На самом деле в состав одеколонов входило гораздо большее количество различных ингредиентов, а не три. А в 19 веке парфюмерные жидкости и вовсе имели свою сортировку по крепости: одинарный, двойной, тройной или даже четвертной. Что означало процентное содержание эфирных масел в спирте.
В Российскую империю знаменитый одеколон, который уже покорил европейцев своим изысканным ароматом, попал после Отечественной войны 1812 года. Отечественные мастера не остановились на простом копировании парфюмерного средства.
Они решили творчески переработать оригинальный рецепт. Была создана уникальная версия, которая пришлась по вкусу российским потребителям.
Особое внимание уделялось подбору компонентов. Ведь аромат должен был быть гармоничным. В результате появился самобытный букет, в котором прекрасно переплелись: лимонное масло дарящее свежесть и яркость и масло бергамота, придающее композиции благородную терпкость. А экстракт нероли наполнил аромат изысканными цветочными нотами.

Одеколон не вызывал раздражение, освежал и снимал воспаление
Новая формула оказалась весьма удачной. Она быстро завоевала популярность среди российской знати и простого народа. Так началась история отечественного производства легендарного продукта. Поначалу его назвали «Одеколон Наполеона».
Рецепт был разработан русским парфюмером, имеющим французские корни, Генрихом Брокаром. К концу 19 века он внедрил новые технологии. Концентрацию эфирных масел увеличили втрое. Новый одеколон стал заметно отличаться от того, что делали за границей.

В 19 веке Генрих Брокар основал мануфактуру и наладил производство Тройного одеколона.
Слухи о новом парфюме разнеслись быстро. Он покорил и Россию, и заграницу. Из-за большого количества ароматических веществ его называли «Тройным». Изначально это было просто прозвище в обиходе.
Позже, уже после революции, решили дать официальное название. Производство Брокара преобразовали: возникла знаменитая фабрика «Новая заря». На ней одеколон стали выпускать уже под новым именем.

Одеколон был очень популярен в СССР.
Советские граждане находили одеколону множество применений. Он помогал бороться с воспалениями на лице —– прекрасно убирал прыщи, угри, другие проблемы. Хорошо снимал боли в спине и суставах при растирании.
Спиртовой раствор применяли при обработке небольших ранок, он облегчал состояния после укусов, справлялся с гематомами при ушибах. Иногда им даже пробовали лечить грибок на ногтях и лишай.
Удивительные слухи ходили в народе: говорили, что легендарный «Тройной» одеколон пользовался особым расположением самого Сталина. Шептались, будто только этот аромат не вызывал у него никаких аллергических реакций.

Массовое развитие производство «Тройного» одеколона началось после революции, тогда он стал еще более популярен, так как стал более доступен обычным гражданам. Цена снизилась, а потребление увеличилось. Использовали его по основному назначению, как парфюмерию и дезинфицирующее вещество.
В Советском Союзе «Тройной» одеколон также получил популярность по нескольким причинам. Он имел доступный состав, обладал уникальным на то время ароматом и имел довольно низкую стоимость. Был в широком доступе и продавался почти в каждом магазине или ларьке. Благодаря используемым натуральным эфирным маслам, у «Тройного» одеколона был уникальный долговременный аромат, что особенно его выделяло на фоне другой парфюмерии.
Эпоха дефицита и отчаяния

Во время «алкогольного» кризиса некоторые люди пили одеколон.
Тяжёлые времена середины восьмидесятых принесли с собой не только борьбу с алкоголизмом, но и так называемый настоящий алкогольный кризис. Люди, лишённые возможности купить спиртные напитки, искали альтернативные варианты. И тут на сцену вышел «Тройной» одеколон.
Отчаявшиеся граждане прозвали его «тройником» и «тройкой», находя в нём спасение от алкогольного голода. Привлекательность продукта объяснялась просто: концентрация спирта по-прежнему достигала внушительных 64%. Доступная цена делала его привлекательным. Свободная продажа позволяла легко достать заветный флакон.
Когда одеколон стал снова одеколоном

Сегодня «Тройной» все так же пользуется спросом.
После распада СССР ситуация изменилась. Люди наконец-то вернулись к разумному использованию одеколона. Производство продолжило работу, но теперь продукт использовался исключительно по назначению.
Сегодня «Тройной» одеколон снова продается. Его можно приобрести в любом онлайн-магазине, где продаются флаконы объёмом 100 мл. Состав претерпел изменения. Теперь он получил добавки в виде глицерина, воды, янтарной кислоты, этилового спирта и ароматических компонентов.
«Тройной» по-прежнему активно применяют в самых разных целях. Он используется для: ухода за кожей после бритья, дезинфекции мелких повреждений, ароматизации помещения, бытовых нужд в хозяйстве. Сегодня производители тщательно следят за качеством. И пусть этот одеколон нельзя отнести к элитным, он все также пользуется спросом.
Источник Источник
