• Авторизация


Письма Льва Толстого за 1894 год 03-02-2014 14:41 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Толстой Лев Николаевич
Том 67, Письма 1894, Полное собрание сочинений

Lib.ru/Классика

(Издание: Л. Н. Толстой, Полное собрание сочинений в 90 томах, академическое юбилейное издание, том 67, Государственное Издательство Художественной Литературы, Москва - 1955; OCR: Габриел Мумжиев)



159. II. Н. Ге.

   1894 г. Июня 13. Я. П.
   Очень вам благодарен, Петр Николаевич, за ваше подробное письмо о последних днях и минутах моего милого друга. Едва ли я когда испытывал такое больное чувство потери, как то, кот[орое] испытываю теперь. Не могу привыкнуть и по нескольку раз в день вспоминаю, и первую минуту не верю, и всякий раз вновь переживаю чувство утраты. Испытываю и то, что вы пишете, как бы раскаяние и позднее сожаление о том, что недостаточно любил его или, скорее, недостаточно проявлял свою любовь к нему, п[отому] ч[то] любил я его всей душой. Но он-то был уж очень любовен, и иногда думается, что недостаточно ценил это счастье. В особенности трудно привыкнуть к его смерти, п[отому] ч[то] я не знаю человека на наш челов[еческий] взгляд -- более полного душевных сил и будущности. С ним никак не соединялась мысль о смерти. Хочется жалеть о том, что он не сделал всего того, что он хотел и мог, но, видно, этого не нужно было. Видно, есть другие, высшие соображения, недоступные нам, по к[оторым] ему надо
   было теперь уйти из жизни. Я верю в это. Смерть его подействовала на меня и на всех возвышающим образом, как действует всегда смерть человека, большого не одним внешним даром, но чистого сердцем и такого любовного, каков был ваш отец. Так она. подействовала на всех. Я с разных сторон -- Страхов, (1) Лесков, (2) Стасов, (3) Веселитская, (4) получаю письма о нем, и на всех, я вижу, смерть эта произвела тоже возвышающее и умиляющее впечатление, как и на меня, хотя и в меньшей степени. Стасов хочет писать его биографию, или очерк его деятельности, и хотя это будет не очень основательно, это будет не дурно, п[отому] ч[то] он понимает хотя одну сторону величия вашего отца.
   Вы хорошо сделали, что прислали к нам его картины: (5) мы еще их не получали; получив, сделаем всё, что нужно. Я начал писать Третьякову, (6) чтобы разъяснить ему всё значение Ге, как художника, с тем, чтобы он приобрел и поместил всё оставшееся; надеюсь кончить письмо и послать ему нынче же. --
   Спасибо, что вы ко мне обратились как к другу и всё описали. Вы для меня всегда будете дороги. Что Количка? Нам всё казалось, что он приедет к нам. (7) Я потому не писал еще ему.
   Передайте мой привет вашей жене. (8)

Любящий вас Л. Толстой.

  
   Впервые опубликовано в книге Т. Л. Сухотиной-Толстой "Друзья и гости Ясной Поляны", М. 1923, стр. 79--80. Дата машинописной копии.
   Ответ на письмо П. Н. Ге от 4 июня 1894 г. из Нежина. В начале письма П. Н. Ге писал: "Вам первому пишу о нашем несчастий, о котором вы уже знаете, и смерти отца нашего, потому что отец любил и ценил вас больше всякого другого человека... Отец умер внезапно 1 июня..." Далее П. Н. подробно описывает последние дни и смерть своего отца Николая Николаевича Ге.
   (1) Письмо Н. Н. Страхова по поводу смерти Н. Н. Ге не сохранилось.
   (2) См. письмо Н. С. Лескова к Т. Л. Толстой от 8 июня 1894 г. в ее книге "Друзья и гости Ясной Поляны", М. 1923, стр. 88.
   (3) В. В. Стасов на другой день после смерти Ге написал краткий некролог (см. "Новости" 1894, N 152) и вслед за тем приступил к сбору материалов для задуманной им большой монографии о Ге. На его просьбу "тоже помочь" ему Толстой охотно отозвался (см. письмо N 157). Работа Стасова первоначально печаталась в виде ряда статей в "Северном вестнике" (в NN 1--3 за 1895 г.) и в "Книжках Недели", а затем была издана "Посредником" отдельною книгой: "Николай Николаевич Ге, его жизнь, произведения и переписка", М. 1904.
   (4) Письмо Л. И. Веселитской неизвестно.
   (5) См. письмо N 153, прим. 5.
   (6) См. письмо N 161.
   (7) Н. Н. Ге-сын приехал в Ясную Поляну 18 августа.
   (8) Екатерина Ивановна, рожд. Забелло (ум. 1918).
------------------------------------------------------------------------------------


160. М. А. Сопоцько.

   1894 г. Июня 13. Я. П.
   Несмотря на тяжелое чувство, вызываемое видом желтой краски и штемпелем товарища прокурора, читающего чужие письма, я был очень рад узнать о вас и из вашего письма увидать, что вы переносите совершаемое над вами насилие с бодрым духом и сознанием своей неотъемлемой рабами свободы. Рукопись вашу Т[яжелые] вп[ечатлени]я я поищу, и, если найду, что очень сомнительно, так как, вероятно, осталась в Москве, то отошлю по указанному вами адресу, то же сделаю по отношению рукописи, отосланной А[лехин]у. (1)
   Дай бог вам продолжать находиться в том же настроении духа и помнить то, что не нужно бояться тех, которые могут погубить тело, а бояться только того, что может погубить. душу.

Лев Толстой.

  
   Печатается по машинописной копии. Впервые опубликовано в "Летописях", 2, стр. 136. Письмо (открытое) было задержано тюремным начальством и не было передано адресату. Дата копии.
   Ответ на письмо М. А. Сопоцько от 9 июня 1894 г. из дома предварительного заключения в Петербурге. Письмо перекрещено желтой краской и снабжено печатью: "Просмотрено тов. прокурора Спб. Окр. Суда". Сопоцько сообщал, что он "уж почти месяц" находится в заключении, и просил переслать в журнал "Неделю" рукопись его статьи "Тяжелые впечатления".
   (1) Аркадию Васильевичу Алехину; речь идет о другой рукописи Сопоцько-- "Тетрадь заветных мыслей и наблюдений", упоминаемой в письме N 125.
   Сообщая в ответном письме от 22 тоня, что он освобожден под надзор полиции впредь до окончания дела, Сопоцько писал: "С вашим письмом ко мне, посланным и тюрьму, вышел водевиль -- его мне не дали прочесть за "неуместные выражения, в нем находящиеся". Так я его и не читал".
------------------------------------------------------------------------------------

161. П. М. Третьякову.

  
   1894 г. Июня 7--14. Я. П.

14 июня 1894 г.

   Павел Михайлович,
   Вот 5 дней уже прошло с тех пор, как я узнал о смерти Ге, и не могу опомниться. В этом человеке соединялись для меня два существа, три даже: 1) одни из милейших, чистейших и прекраснейших людей, кот[орых] я знал, 2) круг, нежно любящий и нежно любимый не только мной, но и всей моей семьей от старых до малых, и 3) один из самых великих художников, не говорю России, но всего мира. Вот об этом-то третьем значении Ге мне и хотелось сообщить вам свои мысли. Пожалуйста, не думайте, чтобы дружба моя ослепляла меня: во-первых, я настолько стар и опытен, чтобы уметь различить чувства от оценки, а во-вторых, мне незачем из дружбы приписывать ему такое большое значение в искусстве; мне было бы достаточно восхвалять его как человека, что я и делаю и что гораздо важнее. Если я ошибаюсь, то ошибаюсь по из дружбы, а от того, что имею ложное представление об искусстве. По тому же представлению, кот[орое] я имею об искусстве, Ге между всеми современными художниками, и русскими и иностранными, кот[орых] я знаю, всё равно, что Монблан перед муравьиными кочками. -- Боюсь, что это сравнение покажется вам странным и неверным, но если вы станете на мою точку зрения, то согласитесь со мной. В искусстве, кроме искренности, т. е. того, чтобы художник но притворялся, что он любит то, чего не любит, и верит в то, во что не верит, как притворяются многие теперь, будто бы религиозные живописцы, кроме этой черты, кот[орая] у Ге была в высшей степени, в искусстве есть две стороны: форма -- техника и содержание -- мысль. Форма -- техника выработана в наше время до большого совершенства. И мастеров по технике в последнее время, когда обучение стало более доступно массам, явилось огромное количество, и со временем явится еще больше; но людей, обладающих содержанием, т. е. художественною мыслью, т. е. новым освещением важных вопросов жизни, таких людей по мере усиления техники, которой удовлетворяются мало развитые любители, становилось всё меньше и меньше, и в последнее время стало так мало, что все не только наши выставки, но и заграничные салоны наполнены или картинами, бьющими на внешние эффекты, или пейзажи, портреты, бессмысленные жанры и выдуманные исторические или религиозные картины, как Уде (1) или Беро, (2) или наш Васнецов. (3) Искренних сердцем содержательных картин нет. Ге же главная сила в искренности, значительном и самом ясном, доступном всем содержании. Говорят, что его техника слаба, но это неправда. В содержательной картине всегда техника кажется плохою для тех особенно, которые не понимают содержания. А с Ге это постоянно происходило. Рядовая публика требует Христа-иконы, на кот[орую] бы ей молиться, а он дает ей Христа живого человека, и происходит разочарование и неудовлетворение в роде того, как если бы человек готовился бы выпить вина, а ему влили в рот воды, человек с отвращением выплюнет воду, хотя вода здоровее и лучше вина. Я нынче зимою был три раза в вашей галерее и всякий раз невольно останавливался перед "Что есть истина", (4) совершенно независимо от моей дружбы с Ге и забывая, что это его картина. В эту же зиму у меня были два приезжие умные и образованные крестьяне, так называемые молокане, один из Самары, другой из Тамбова. (5) Я посоветовал им сходить в вашу галерею. И оба, несмотря на то, что я им ничего не говорил про картину Ге, оба они были в разное время -- были более всего поражены картиной Ге "Что есть истина".
   Пишу вам это мое мнение затем, чтобы посоветовать приобрести всё, что осталось от Ге, так чтобы ваша, т. е. национальная русская галерея, не лишилась произведений самого своего лучшего живописца с тех пор, как существует русская живопись.
   Очень жалею, что не видел вас нынче зимою. Желаю вам всего хорошего.

Любящий вас Л. Толстой.

  
   Впервые опубликовано в книге Т. Л. Сухотиной-Толстой "Друзья и гости Ясной Поляны", М. 1923, стр. 81--84, с датой 14 июня 1894 г. В тексте письма сказано: "вот 5 дней уже прошло... как я узнал о смерти Ге" -- Толстой узнал о смерти Ге 2 июня (см. Дневник, 2 июля 1894 г.), и в письме к П. Н. Ге от 13 июня (см. N 159): "Я начал писать Третьякову... надеюсь кончить письмо и послать ему нынче же". Таким образом письмо писалось в два приема: начатое 7 июня, оно было закончено 13...14 июня.
   Павел Михайлович Третьяков (1832--1898) -- основатель картинной галереи в Москве, ныне Государственной Третьяковской галереи.
   (1) Фриц Уде (Fritz Uhde, 1848--1911), немецкий художник-жанрист, реалистически изображавший в своих картинах евангельские сюжеты и темы.
   (2) Жан Беро (Jean Beraud, 1848--1910), французский художник-жанрист, родившийся и Петербурге, известный своими картинами из народной жизни. В 1890-х гг. написал несколько картин на евангельские темы, причем он, как и Уде, изображал Христа с современной бытовой обстановке.
   (3) Виктор Михайлович Васнецов (1848--1926), выдающийся русский живописец-передвижник. Толстой имеет в виду росписи Васнецова в киевском Владимирском соборе.
   (4) "Что есть истина?" -- картина Н. НI. Ге, написанная им в 1889--1890 гг. и тогда же, по совету Толстого, купленная (11). М. Третьяковым.
   (5) Толстой имеет в виду побывавших у него в феврале крестьян Е. М. Ещенко (из Воронежа, а не из Самары) и М. П. Тарабарнна из Тамбова.
   М. П. Третьяков отвечал двумя письмами от 29 июня и 12 июля (см. ЛН, стр. 260--261), в которых говорил, что не понимает картину Ге "Что есть истина?" и даже иногда сомневается, "можно ли поставить ее в галерею". См. также письма NN 175, 176 и 190.
-----------------------------------------------------------------------



 

* 162.Н. Н. Ге (сыну).

   1894 г. Июня 14. Я. П.
   Получил ваше письмо, милый Колечка, и не могу понять того, что вы говорите. Человек 10 лет перестал красть и вдруг на 11-й год говорит, что он ошибся. Да ведь в нашей и вашей жизни только та и разница, что всякая чистая рубаха, кот[орую] я надеваю, всякий кусок, кот[орый] я кладу в рот--краденные, и мне больно и стыдно так жить, а у вас были некраденные и вам не было стыдно. Остальные все условия жизни и моей и вашей были равны, и мы могли быть злы или добры и на краденном и на своем. Ведь главное то, что делать больше нечего как то, что вы делали. Может быть, можно лучше делать, но другого все-таки нечего. Ведь делаем мы то, что делаем--я, по крайней мере, не п[отому] ч[то] это мне приятно или поучительно, а п[отому] ч[то] ничего другого нельзя делать. То, что Ч[ертков] пишет, верно, но думаю, что и то, что я пишу, не противоречит этому. Когда будете спокойны и захотите, напишите, не торопясь. Смерть милого друга очень была поучительна и значительна для меня. Я думаю и для вас. Я никак не думал, что я так любил его, и, как всегда, удивляюсь, как недостаточно ценил его.

Любящий вас Л. Толстой.

  
   Приписка на письме В. Г. Черткова к Н. Н. Ге от 14 июня 1894 г.
   Дата определяется письмом Черткова.
   Ответ на письмо Н. Н. Ге от 11 июня 1894 г., в котором он вновь возвращается к описанию своих душевных переживании и страданий. См. письмо N 146, прим. 2.
   На конверте письма Толстой отметил: "Б[ез] О[твета]", но потом решил отвечать.
-----------------------------------------------------------------------



163. Е. И. Попову.

   1894 г. Июня 20. Я. П.
   Всей душой был с вами, Евгений Иванович, в обоих делах -- испытаниях, кот[орые] вам довелось пережить. (1) Ив[ан] Ивано(вич] (2) так хорошо рассказал мне про ваше отношение к обыску, что я как будто присутствовал при этом. Зная вас, я живо представляю себе ваше душевное состояние и отношение к людям и, как я понимаю, и то и другое было хорошее. Меня особенно радостно поразило то, что вы говорили, что всё, что вы говорили приготовленное (я тоже иногда приготавливаю) выходило "не то", и наоборот. Хорошо сделали, что отказались участвовать в обыске. Ничто так не укрепляет заблуждения заблудших, как содействие им. Ухудшить же это положение не может. Да хоть бы и ухудшило. Дай бог вам силы, хотел сказать, перенести то гонение -- если бы даже и заключение, которое придется нести, да потом подумал, что силы надо просить у бога не меньше для того, чтобы нести те условия свободной жизни, которые мы несем все всегда.
   Думаю постоянно, хотя и не пишу теперь, об изложении, главное, о самом учении жизни, о самой сущности его, и очень рад, что занят этим: всё яснее и яснее мне становится то, что только единое на потребу -- одно нужно: блюсти в себе свое божественное я и растить его, с тем, чтобы перенести его в другую жизнь возращенным, -- след же, которым оно оставит в этой жизни, есть только неизбежное последствие этого возращения, совершенствования. Я боюсь, что это покажется словами только: для меня это дело, не только дело, но единственная связь моя с жизнью. Только этим можно жить бодро, энергично, после того как в сознании, по крайней мере, отказался от земных внешних радостей, как цели жизни. Земные радости, когда их не ставишь целью, прикладываются. Верите ли вы в это? Мне думается, что да.
   Второе, по времени первое -- ваше испытание с женой, я тоже переживал с вами. И мне кажется, что понял ваше состояние по вашим письмам. Вопрос этот, я думаю, надо решить только на основании того же, что нужно для своей души, для соблюдения и возращения ее. Может быть, нужно отказать, может быть, нужно согласиться: это знаете только вы. Что нужно для того, чтобы поступить по отношению ее и самого себя так, как того хочет для ее и для вашего блага бог. Словами выразить, как и почему решено так или иначе, этого нельзя, а решить можно, потому что решитель есть в нас: та частица бога, которая составляет нашу жизнь.
   Только бы не заглушать его, очистить от всех наносов, и решение будет верно.
   Целую вас и люблю.

Л. Толстой.

  
   Печатается по копии, написанной рукой Е. И. Попова. Впервые опубликовано в ПТС, II, N 41-6, стр. 147--148. Дата копии.
   (1) Толстой имеет в виду дело об оформлении Поповым развода с женой и обыск, произведенный на квартире издательства "Посредник", где он проживал.
   18 июня в 7 часов утра к нему явились 9 человек жандармов и произвели тщательный обыск, длившийся четыре с половиной часа. Письма и все бумаги, касавшиеся составляемой Поповым биографии Дрожжина, были взяты, а ему было предложено дать подписку о невыезде из Москвы, что он отказался сделать.
   2 И. И. Горбунов-Посадов.
-------------------------------------------------------------------------
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Письма Льва Толстого за 1894 год | leopoliss - Поиск и Познание Истины и Смысла Жизни Человека | Лента друзей leopoliss / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»