«Никто не может быть настолько умным, чтобы ошибаться на 100%».
Кен Уилбер
Мы живем в удивительное время! Впервые в истории мы получили доступ ко всем мировым культурам. В прошлые времена, родившись в какой-то местности, человеку, скорее всего, было суждено прожить на одном месте, в одной культуре всю жизнь и так и не узнать, что, возможно, где-то люди живут иначе. Но сегодня мы имеем не просто свободу передвижения — мы действительно свободны погрузиться в любую культуру и изучить ее. Мы запросто можем провести свой отпуск в индийском ашраме, в стенах древнего Шао Линя, или же в джунглях Амазонии с перуанскими шаманами. Тибетские мастера, которые раньше хранили свои знания в глубоком секрете, скрывая писания в гималайских пещерах, теперь проводят семинары и тренинги по всему миру.Все знания, накопленные человечеством за последние 5 000 лет, все мистические манускрипты, религиозные откровения и секретные учения всех времен уже не спрятаны от непосвященных, а вместо этого классифицированы, оцифрованы и систематизированы вездесущим виртуальным разумом Google.
[228x242]
Похоже, что сегодня процесс поиска — это скорее анализ, сортировка и интернет-серфинг, он больше похож на отсеивание чего-то действительно глубокого от просто информативного. В этом новом мире нулей и единиц появился человек, которому удалось собрать все известные на сегодняшний день системы и модели развития человека — от знаний древних мудрецов и шаманов до современных открытий в когнитивных науках, создав подход, интегрирующий все эти знания. Этот человек — Кен Уилбер. Он создал всеохватную и оригинальную концептуальную систему всего человеческого знания — прошлого и настоящего, восточного и западного — в виде синтеза великих психологических, философских и духовных традиций мира.
Его интегральная система — это связная и последовательная картина, которая гладко соединяет притязания на истину таких областей, как физика и биология, эконауки, теория хаоса и системные науки, медицина и биохимия, изобразительное искусство и поэзия, психология и герменевтика, созерцательные и мистические школы великих медитативных традиций на Востоке и Западе, в главных мировых религиях…
Идея Уилбера состоит в том, что каждый по сути прав, и он хочет выяснить, как это возможно. «Я не верю, — говорит Уилбер, — что хоть один человеческий ум способен на стопроцентную ошибку. Поэтому, вместо того чтобы спрашивать, какой подход верен, а какой нет, мы допускаем, что каждый подход прав, но лишь частично, а потом пытаемся выяснить, как подогнать друг к другу эти частичные истины, как объединить их — а не как выбрать одну из них и отбросить остальные».
Краткая биографическая справка
Он не преподает ни в одном университете, его не встретишь на каких-либо конгрессах, он не ведет тренинги или семинары. Кен Уилбер — очаровательный затворник, ему нравится популярная музыка, он прекрасный кулинар и у него плутовское чувство юмора. Его дом находится на задворках университетского городка в Скалистых горах. В этом доме много книг, а из окон открывается чудесный вид. И этот общий обзор не ограничен лишь внешним миром. Кен Уилбер обладает поистине энциклопедическими знаниями по гуманистическим и религиозным вопросам. Открытия, запечатленные им на бумаге, сделали его известным далеко за пределами США.
«Мне хотелось бы думать о моей работе, как об одной из первых правдоподобных мировых философий, как о подлинном синтезе Востока и Запада, Севера и Юга».
Кен Уилбер
Кен Уилбер (Ken Wilber) родился 31 января 1949 г. в Оклахома-Сити, США.
В 1967 году он начал изучать медицину в Университете Дьюка (Duke University). Однако уже в первый год обучения Уилбер совершенно потерял интерес к погоне за научной карьерой, и занялся чтением книг по психологии и философии (как Западной, так и Восточной). Он начал изучать биохимию в Небраске, получил стипендию для постдипломного образования и прошел все необходимые курсы, однако принял решение отказаться от написания исследовательской работы и сосредоточиться на своей писательской деятельности.
[191x275]
В 1973 году Кен Уилбер, которому исполнилось 23 года, заканчивает рукопись своей первой книги «Спектр Сознания» (The Spectrum of Consciousness), в которой он искусно интегрировал различные системы психологии и психотерапии Востока и Запада в одно целое, освещающее, с одной стороны, их все, но с другой — выходящее за их пределы.
В это же время он стал одним из основателей и главным редактором журнала «ReVision» (1978 — 1982), сыгравшего важную роль в развитии трансперсональной психологии.
В 1998 году им основан Интегральный институт — исследовательский центр по изучению научных и социальных вопросов в рамках интегрального подхода. Он разработал интегральные подходы к психологии, политике и многим другим областям.
Он написал более 30-ти томов о духовности и науке, которые переведены на 30 языков. Сегодня Уилбер является самым переводимым американским мыслителем. Он разработал теорию и практику интегрального подхода, объединившего открытия, совершенные человечеством в таких различных сферах деятельности, как психология, социология, философия, мистицизм и религиоведение, постмодернистские движения, эмпирические науки, теория систем, а также в других областях человеческого знания.
Его часто называют «Эйнштейном в области человеческого сознания».
Очень примечательно то, как Уилбер пишет свои книги. Решив описать какую-то проблему, он посвящает несколько месяцев чтению литературы, посвященной данному вопросу, изучая все теории, подходы и школы, существующие в данной области. Для написания одной книги он читает 200 — 500 книг, выясняя точку зрения на вопрос современных авторов и классиков. Не обладая фотографической памятью, он запоминает ключевые идеи, образ мышления, представления о Вселенной тех авторов, которых он изучал для написания книги. Каждому предложению, печатаемому Кеном, предшествует подобного рода исследование. После этого он садится и просто записывает книгу. Не делая записей, не ведя блокнотов, не используя закладок или пометок. Стоит заметить, что большая часть его книг была написана тогда, когда компьютеры еще не были распространены. Он просто записывает несколько сотен страниц, которые затем практически не редактируются. Первый черновик практически идентичен финальной редакции книги.
Работая над своей первой книгой и изучая различные школы психологии, антропологии, философии и т.д., он обнаружил, что все они рассматривают вопрос с разных ракурсов, которые можно разделить на 4 типа. Он разложил все книги на 4 стопки. Так начала формироваться интегральная система, названная им AQАL — «all quadrants, all levels, all lines, all states, all types» — все сектора, все уровни, все линии, все состояния, все типы.
Интегральный подход
Что получится, если мы возьмем буквально все, что каждая из культур может рассказать нам о человеческом потенциале — духовном, психологическом и общественном развитии, и выложим это перед собой? Что получится, если мы, основываясь на сумме всего того человеческого знания, что открыто для нас, попытаемся отыскать важные ключи к пониманию человеческого развития? Что получится, если на основе обширных исследований мы попробуем использовать опыт всех великих традиций мира для составления всеохватной интегральной карты, включающей все лучшее, что они могут нам предложить?
Кен Уилбер
В этой карте задействованы все известные на сегодняшний день системы и модели развития человека — от знаний древних мудрецов и шаманов до современных открытий в когнитивных науках. Уилбер выделил главное во всех этих системах и сформулировал на их основе пять простых факторов.
Эти факторы — сектора, уровни, линии, состояния и типы. Все эти элементы доступны нашему сознанию прямо сейчас.
«Мы не можем с уважением относиться к различным методам и областям, не показав, как они согласуются друг с другом. Именно так создается настоящая мировая философия. В противном случае мы имеем нагромождения, а не целостности и на самом деле не проявляем уважения ни к чему».
Кен Уилбер
Что бы вы ни делали — занимаетесь ли вы бизнесом, медициной, психотерапией, юриспруденцией, экологией или просто живете и учитесь, применение интегрального подхода дает гарантию, что вы используете весь спектр ваших возможностей и в любой ситуации имеете наибольшие шансы на успех. Интегральный подход может дать вам более всесторонний и эффективный взгляд на то, что происходит внутри вас и в мире вокруг. Он показывает вам такие части, о существовании которых вы и не догадывались, но именно в них-то и скрыты все тайны Вселенной.
Сектора
Уилбер обнаружил, что все аспекты человеческого опыта можно разделить на внутренние и внешние, а также индивидуальные и коллективные. Для описания самих себя и мира вокруг себя люди пользуются местоимениями «Я», «МЫ», «ОНО» и «ОНИ», которые имеются во всех языках мира. Точно так же, как в каждой известной нам культуре присутствуют такие понятия, как Истина, Добро, Красота или мораль, наука и искусство, которые также укладываются в эту схему.
[250x249]
Чтобы понять это, представьте себе, что Верхний Левый сектор описывает «Я». Каждый из нас знает себя — свой внутренний мир, свой чувственный опыт, свои мысли, эмоции, настроения. Это то, что только мы можем знать о себе, если не расскажем об этом кому-то другому. Искусство обычно относится к субъективным суждениям, которые «Я» выношу о том, насколько тот или иной объект привлекателен, интересен или красив лично для меня. Помните известное выражение «Красота в глазах смотрящего»? Только мы сами можем назвать что-то красивым. Поэтому этот сектор можно отнести к Красоте или искусству.
Когда мы пытаемся достичь взаимопонимания, или вообще какого-то реального взаимодействия, «Я» и «ТЫ» превращаются в «МЫ». То есть, Нижний Левый сектор относится к тому способу, которым «МЫ» — «ТЫ» и «Я» — взаимодействуем друг с другом. Это наша общая культура, традиции, обычаи и т.п. Пока мы не понимаем «ТЫ» по-настоящему, оно остается для нас неодушевленным «ОНО». Если я тебя вообще не могу понять, то ты для меня остаешься недвижимым камнем третьего лица. Так этот сектор можно отнести к Добру или морали.
Обратите внимание, что наука – это попытка выявить Истину об «ОНО». Объективная наука часто исследует объективный мир «ОНО» – то, что можно воспринимать 5-ю органами чувств (или их продолжениями – микроскопами, телескопами и т.п.).
Верхний Правый сектор – это все то, что изучают естественные науки, включая химию, биологию, нейронауку и т.д.
В Нижнем Правом секторе («ОНИ») — описываются системы — это и социальные системы, и экосистемы, и технико-экономические основания производства, и конкретные виды коммуникаций. Это поле деятельности объективных социальных наук, физической антропологии, археологии, исторического материализма и т.д. Основная идея этих отраслей науки — представить «только факты» в вопросах взаимодействия социальных систем с индивидуумами, экосистемами, геофизическими системами и другими объективными измерениями реальности.
[267x195]
Чтобы проиллюстрировать это, представим себе антрополога, наблюдающего за Танцем дождя индейцев хопи. С точки зрения Правосторонних секторов, исследователь обращает внимание на сами действия, участников ритуала, окружающую среду и т.п. Он не интересуется тем, какой смысл вкладывают в Танец участники. Когда он становится «участвующим наблюдателем», он начинает понимать, что Танец дождя — это выражение почтения священной природе, а также способ попросить эту священную природу благословить землю дождем. И знает, что это так, потому что он услышал это от участников ритуала, потому что достиг с ними взаимного понимания (задействован Нижний Левый сектор — «МЫ»). Его собственные мысли и переживания по этому поводу опишет Верхний Левый сектор.
Так каждый из секторов (мы также можем назвать их самостью, культурой и природой) описывает определенную часть этого опыта и каждый из них одинаково важен для того, чтобы опыт был всесторонним, интегральным.
И каждый из нас может наблюдать все четыре сектора в любой момент, наблюдая и исследуя наше пространство «Я», «МЫ», «ОНО» и «ОНИ».
Проблема возникает тогда, когда мы пытаемся свести одно к другому или поставить один сектор выше или ниже другого.
«Если посмотреть на верхний правый сектор, кажется, что физические законы движут эволюцией. Если взглянуть на нижний левый сектор, кажется, что возрастающие уровни любви движут эволюцией. Если мы взглянем на верхний левый сектор, кажется, что сознание движет эволюцией. Но интегральный подход утверждает, что все сектора одинаково важны. Они развиваются вместе и представляют собой четыре измерения любого события».
Кен Уилбер
Если вы используете только одну перспективу или фокусируетесь только на одном секторе, тогда то, что вы видите, верно, и вы используете эти данные, однако вы получите только лишь одну перспективу!
Уровни (стадии)
[339x236]
Существуют разные способы того, как мы можем разграничивать стадии развития. И все они могут быть полезными. Например, система чакр в философии йоги рассматривает 7 основных стадий (или уровней) сознания. Знаменитый антрополог Жан Гебсер говорит о 5 стадиях: архаической, магической, мифической, рациональной и интегральной. Есть и другие психологические модели, которые также правильны и могут использоваться. Интегральная модель обычно работает с 8 — 10 стадиями развития сознания. Для ясности и простоты понимания мы опишем упрощенную модель, включающую только 3 основные стадии. Мы можем также обозначить их как Тело, Ум и Дух.
Стадия 1. Здесь преобладает грубая физическая реальность — это стадия «тела». На этом уровне мы отождествляем себя с нашим физическим организмом (телом) и его инстинктами выживания. Например, младенец, который хочет еду или игрушку, не рассуждает, а просто добивается того, чтобы получить то, что ему нужно. Также действует и человек, который находится на грани выживания. Эту стадию можно назвать «Я» или эгоцентрической стадией.
Стадия 2. Это стадия «ума». Здесь наша самотождественность начинает учитывать взаимоотношения с другими людьми, возможно, основанные на общих ценностях, идеалах или интересах. На этой стадии мы уже можем использовать ум, для того, чтобы ставить себя на место других, примерять на себя их роли и чувствовать, каково это — быть ими. Это происходит, когда человек начинает чувствовать себя частью семьи, команды, группы, когда сферой его заботы становится уже не только он сам, но и те, с кем он себя отождествляет. Эту стадию можно назвать «МЫ» — это этноцентрическая стадия.
Стадия 3. На этой стадии наша самотождественность снова расширяется от «НАС» ко «ВСЕМ НАМ» (движение к мироцентризму). Здесь мы начинаем понимать, что вдобавок к чудесному многообразию людей и культур, существуют также определенные сходства и подобия. И отныне сфера нашей заботы не ограничивается только нашей семьей, социальной группой, футбольной командой, страной или чем-либо еще. Это можно назвать «духовностью» в том смысле, что здесь мы находим вещи и измерения, общие для всех чувствующих существ.
Все мы проходим через данные уровни развития, так что мы не можем быть категоричны в отношении людей на различных уровнях. Но что примечательно, каждый, находящийся на определенной стадии развития, будет считать ее ценности единственно правильными и достойными права на существование! Поэтому множество культурных войн ведутся людьми на этих различных высотах. Люди продвигают свои ценности, не просто как ценности, которые хороши для их уровня, но как ценности, которые должны быть хороши для всех.
Космос созерцается совершенно различными людьми, и они видят совершенно разные вещи.
Линии
Замечали ли вы когда-либо, насколько мы все неравномерно развиты? У кого-то хорошо развито логическое мышление, но совсем не развита эмоциональная чувствительность. Кто-то очень сообразителен, но отстал в моральном развитии. Люди обладают целым рядом интеллектов — например, когнитивным, эмоциональным, музыкальным, духовным, моральным, кинестетическим, и т.д. Это все различные виды человеческих способностей (линий развития). И все они развиваются крайне неровно.
Здесь важно понимать, что не существует единой, универсальной лестницы развития, по отношению к которой все люди или все культуры могут быть отнесены к «высокому» или «низкому» уровню.
[300x269]
Поэтому когда мы говорим, что тот или иной человек, или группа, или культура, или что бы то ни было, находится на высоком уровне развития, важно уточнить, какую именно линию мы имеем в виду! Ведь существует больше двадцати различных линий развития, и конкретный человек или группа могут находиться на высоком уровне развития только какой-нибудь одной из них.
Быть интегрально информированным вовсе не означает, что мы должны стать мастерами во всех линиях развития — мы просто осознаем их. Исправление дисбаланса линий — это задача Практики интегральной жизни, которая как раз и предназначена для того, чтобы повышать уровни развития сознания.
Состояния
Каждый человек знаком с основными состояниями сознания — такими как бодрствование, сон и глубокий сон. Также существует целый ряд различных измененных состояний сознания — медитативных, пиковых состояний и т.п.
Некоторые состояния сознания менее значимы, другие — более, но вне зависимости от этого, интегральный подход не может позволить себе игнорировать какие-либо из них.
«Людям не следует воспринимать это слишком серьезно. Это просто ориентирующие обобщения. Вам остается наполнить все это деталями по своему усмотрению. Надеюсь, я показываю, что в Космосе гораздо больше места, чем вы могли бы предположить».
Кен Уилбер
Интегральный подход включает в себя медитативные и пиковые состояния, но не ограничивается ими.
Типы
Последняя часть — это все типы. Существует множество типологий. Все люди делятся на мужчин и женщин. Их можно разделить по типам характера, стилю, предпочтениям… Нужно быть осторожными, чтобы не навешивать ярлыки на людей. Но в то же время хорошая типология может быть очень полезна для понимания себя. Например, четыре основных типа Юнга — думающий, чувствующий, ощущающий, интуитивный и т.п.
К типам можно отнести все, что угодно — типы цветов, рек, машин…
Резюмируя, можно выделить 3 ключевых элемента для объяснения практически всего космоса. Это идея эволюции (весь космос, включая сознание, непрерывно развивается), идея состояний сознания (тренировка осознанности и доступа к высшим духовным состояниям) и идея четырех секторов (как предельной карты описания любого человеческого опыта). Этих элементов оказывается достаточно, чтобы решать практически любые проблемы, стоящие как перед отдельным человеком, так и перед обществом.
По всему миру тысячи людей применяют интегральное видение в десятках различных дисциплин — от искусства до экологии, от медицины до криминалистики, от бизнеса до личной трансформации. Поскольку интегральная система координат открыто включает и использует больше истин и больше потенциалов, чем любой другой подход, она делает работу человека в любой сфере неизмеримо более эффективной и совершенной.
Суть практики интегральной жизни проста. Если взять тело, ум и дух (как уровни) и самость, культуру и природу (как сектора) и затем объединить их, то получится 9 возможных областей развития и пробуждения. Они могут включать в себя все, от артистизма и общественной работы до питания и сексуальности. Но есть четыре модуля, формирующих ядро, лежащее в основе Практики интегральной жизни — Тело, Ум, Дух и Тень. Практика интегральной жизни является первым подходом, который комбинирует их все с целью получения наиболее эффективной из возможных личных трансформаций.
Суть интегрального подхода — стать гармоничным в пространстве, в мире, в жизни, развивать все аспекты своего бытия. На своем уровне гармонизировать, тренировать состояние. В этом-то и заключается необычная цель и задача интегрального подхода.
Источник- "Познание" №2(4) 2011г.
[600x480]
Серия сообщений "Кен Уилбер":
Часть 1 - Пути за пределы Эго. Сборник статей.
Часть 2 - Что такое просветление? Сборник статей
...
Часть 7 - Правильные баксы. Кен Уилбер.ч.2.
Часть 8 - Кен Уилбер. Медитация и развитие.
Часть 9 - Никто не может быть настолько умным, чтобы ошибаться на 100%.