В начале весны, в канун женского праздника небольшая подборка , на мой взгляд, одних из лучших стихотворений, которые поэты разных эпох посвящали своим любимым.
А.С. Пушкин - Анне Олениной
Я вас любил: любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.
Я вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим;
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам бог любимой быть другим.
Сергей Есенин - Августе Миклашевской.
Я помню, любимая, помню
Сиянье твоих волос.
Не радостно и не легко мне
Покинуть тебя привелось.
Я помню осенние ночи,
Березовый шорох теней,
Пусть дни тогда были короче,
Луна нам светила длинней.
:
Я помню, ты мне говорила:
«Пройдут голубые года,
И ты позабудешь, мой милый,
С другою меня навсегда».
Сегодня цветущая липа
Напомнила чувствам опять,
Как нежно тогда я сыпал
Цветы на кудрявую прядь.
И сердце, остыть не готовясь,
И грустно другую любя.
Как будто любимую повесть,
С другой вспоминает тебя.
Актрисе Августе Миклашевской посвящен весь цикл "Любовь хулигана" - вершина любовной лирики.
Андрей Вознесенский - Татьяне Лавровой
Ты меня на рассвете разбудишь,
проводить необутая выйдешь.
Ты меня никогда не забудешь.
Ты меня никогда не увидишь.
Заслонивши тебя от простуды,
я подумаю: «Боже всевышний!
Я тебя никогда не забуду.
Я тебя никогда не увижу».
Эту воду в мурашках запруды,
это Адмиралтейство и Биржу
я уже никогда не забуду
и уже никогда не увижу.
Не мигают, слезятся от ветра
безнадежные карие вишни.
Возвращаться — плохая примета.
Я тебя никогда не увижу.
Даже если на землю вернемся
мы вторично, согласно Гафизу,
мы, конечно, с тобой разминемся.
Я тебя никогда не увижу.
И окажется так минимальным
наше непониманье с тобою
перед будущим непониманьем
двух живых с пустотой неживою.
И качнется бессмысленной высью
пара фраз, залетевших отсюда:
«Я тебя никогда не забуду.
Я тебя никогда не увижу».
Н. Заболоцкий - Наталье Роскиной
Если дополните пост в комментариях своими любимыми стихами - будет здорово!
Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
В томленьях грусти безнадежной,
В тревогах шумной суеты,
Звучал мне долго голос нежный
И снились милые черты.
Шли годы. Бурь порыв мятежный
Рассеял прежние мечты,
И я забыл твой голос нежный,
Твои небесные черты.
В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои
Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви.
Душе настало пробужденье:
И вот опять явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.
Пушкин - Керн
И говорят такие стихотворения, что у поэтов "любимых" больше чем настоящей любви
Я вас люблю, хоть и бешусь,
Хоть это труд и стыд напрасный,
И в этой глупости несчастной
У ваших ног я признаюсь!
Мне не к лицу и не по летам...
Пора, пора мне быть умней!
Но узнаю по всем приметам
Болезнь любви в душе моей:
Без вас мне скучно,- я зеваю;
При вас мне грустно,- я терплю;
И, мочи нет, сказать желаю,
Мой ангел, как я вас люблю!
Когда я слышу из гостиной
Ваш легкий шаг, иль платья шум,
Иль голос девственный, невинный,
Я вдруг теряю весь свой ум.
Вы улыбнетесь - мне отрада;
Вы отвернетесь - мне тоска;
За день мучения - награда
Мне ваша бледная рука.
Когда за пяльцами прилежно
Сидите вы, склонясь небрежно,
Глаза и кудри опустя,-
Я в умиленьи, молча, нежно
Любуюсь вами, как дитя!..
Сказать ли вам мое несчастье,
Мою ревнивую печаль,
Когда гулять, порой в ненастье,
Вы собираетеся в даль?
И ваши слезы в одиночку,
И речи в уголку вдвоем,
И путешествия в Опочку,
И фортепьяно вечерком?..
Алина! сжальтесь надо мною.
Не смею требовать любви.
Быть может, за грехи мои,
Мой ангел, я любви не стою!
Но притворитесь! Этот взгляд
Все может выразить так чудно!
Ах, обмануть меня не трудно!...
Я сам обманываться рад!
Хочу добавить уточнение - стихи Н.Заболоцкого много кто исполняет, действительно, песня получилась Великая. Но, лучше Михаила Звездинского ее никто не спел. Ни Малинин, ни Носков, ни Михайлов, ни "Кватро", ни даже автор музыки Александр Лобановский...
Ответ на комментарий elinor_051 #
то, что эти стихи посвящены Керн, вызывает большие сомнения. Уже и пушкиноведы ( не зашоренные) признают, что скорее всего не ей. Я читала её воспоминания, как попали к ней эти стихи. Скорее случайно. Более достоверный адресат -та самая таинственная N. И больше всего под неё подходит императрица Елизавета, которая действительно была "ангелом чистой красоты" ( в отличие от АП), и в которую Пушкин был влюблен с ранней юности, благоговел перед ней.
Ответ на комментарий Elena_ARVIK #
Эту теорию я знаю. Но посвящение не N, а К *** И при влюбчивости Пушкина под эти строки можно подогнать чуть ли не все его "любови".
Что касается красоты Елизаветы. Да, она была красива, но при дворе в красавицах числились другие дамы. Так что пусть остаются две Керн - Пушкина и Глинки.
Благодарю тебя
За песенность города,
И откровенного, и тайного.
Благодарю тебя,
Что всем было холодно,
А ты оттаяла, оттаяла.
За шёпот и за крик,
За вечность и за миг,
За отогревшую звезду,
За смех и за печаль,
За тихое прощай,
За всё тебя благодарю.
Благодарю за то,
что ты по судьбе прошла,
За то, что для другого сбудешься.
Благодарю тебя
за то, что со мной была,
Ещё за то, что не забудешься.
Ответ на комментарий elinor_051 #
К *** не значит , что Керн. Это я так понимаю обычная практика поэтов к ...(такой то). Например стихи Лермонтова с посвящением
К *** "О, не скрывай!..." и «Я не унижусь пред тобою…», адресованы Н.Ф. Ивановой. Пушкин конечно был влюбчив ( как и Есенин), но только одно имя он не назвал в своем дон-жуанском списке. И кстати, как можно заметить , самые проникновенные стихи такие мужчины посвящают тем женщинам, которые остались для них недосягаемыми. А Керн женщина хорошая, но очень земная. И Пушкин к ней относился отнюдь не возвышенно.
Ответ на комментарий Elena_ARVIK #
Леночка, я очень сомневаюсь, что Пушкин хоть к кому-нибудь относился возвышенно. Не тот это был человек. Кстати, пушкинисты «NN» в списке никак не связывают с Елизаветой Алексеевной, а некоторые вообще считают вымыслом. Я не утверждаю, что это обязательно Керн и не воспринимаю стихотворение как искреннее глубокое чувство к кому бы то ни было. И еще интересно, где он мог слышать этот нежный голос императрицы? Мельком видеть её - возможно, а вот голос?
А само по себе, не привязанное ни к дате написания, ни к определенному лицу, стихотворение изумительное по красоте признания.