• Авторизация


Арлекины Серебряного века: Ольга Глебова-Судейкина 22-05-2020 21:12 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Bo4kaMeda Оригинальное сообщение



Bo4kaMeda


Сергей Судейкин. Портрет О. А. Глебовой-Судейкиной. 1905


Поговорим об Ольге Глебовой-Судейкиной - актрисе и первой жене знаменитого художника Сергея Судейкина. Этой женщине удалось разбить немало сердец, ей посвящали стихи знаменитые поэты Серебряного века.




Судейкин С. Ю. Портрет Веры Судейкиной. 1921

Вера Артуровна Судейкина. Российская актриса. Актриса русского немого кино и Камерного театра, художница прикладного искусства, живописец. Жена художника С. Ю. Судейкина и композитора И. Ф. Стравинского


Например, она навеки впечатана в историю русского искусства строкой Анны Ахматовой из «Поэмы без героя».

«Ты в Россию пришла ниоткуда,
О, мое белокурое чудо,
Коломбина десятых годов!
Что глядишь ты так смутно и зорко?
Петербургская кукла, актерка,
Ты, один из моих двойников.
К прочим титулам надо и этот
Приписать. О, подруга поэтов!
Я - наследница славы твоей.
Здесь под музыку дивного мэтра,
Ленинградского дикого ветра
Вижу танец придворных костей».

Она действительно была подругой, Музой многих поэтов Серебряного века. Ей посвящали стихи Анна Ахматова и Александр Блок, Велимир Хлебников, Георгий Иванов и Всеволод Рождественский, Федор Сологуб, Михаил Кузмин, Игорь Северянин и Всеволод Князев.



Анна Ахматова и Ольга Глебова-Судейкина в квартире на Фонтанке, 2. Нач. 1920-х гг.


По свидетельствам Анны Ахматовой, Федор Сологуб был влюблен в Ольгу Судейкину всю свою жизнь.


«Какая прелесть Ольга Афанасьевна!
Припомнив повести Тургенева
Мы скажем, что душа у Оли - Асина,
Тиха, улыбчива, сиренева!».


Это Федор Сологуб написал стихи перед свадьбой Ольги и Сергея, которые выглядели как некий жест предостережения:


«Под луною по ночам
Не внимай его речам
И не верь его очам,
Не давай лобзаньям шейки, -
Он изменник, он злодей,
Хоть зовется он Сергеи
Юрьевич Судейкин».




Woman in purple (Olga Glebova-Sudeikina)
Sergei Jurijewitsch Sudeikin


Ольга была одной из немногих женщин, которым Михаил Кузмин посвящал свои стихи. Он написал ей большое стихотворение, опубликованное в сборнике «Параболы». Его первые строчки:


«А это - хулиганская", - сказала
Приятельница милая, стараясь
Ослабленному голосу придать
Весь дикий романтизм полночных рек,
Все удальство, любовь и безнадежность,
Весь горький хмель трагических свиданий.
И дальний клекот слушали, потупясь,
Тут романист, поэт и композитор,
А тюлевая ночь в окне дремала,
И было тихо, как в монастыре.
"Мы на лодочке катались...
Вспомни, что было!
Не гребли, а целовались...
Наверно забыла».






По мнению Лурье, Велимир Хлебников был безнадежно влюблен в Судейкину, но старался это никак не проявлять. В «Синих оковах», поэме о Сибири и Дальнем Востоке, именем Ольга, возможно, названа Судейкина:


«Бывало, я, угрюмый и злорадный,
Плескал, подкравшись, в корнях ольхи,
На книгу тела имя Ольги.
Речной волны писал глаголы я.
Она смеялась, неповадны
Ей лица сумрачной тоски,
И мыла в волнах тело голое».






Игорь Северянин посвятил Ольге два стихотворения, написанные с разницей в 18 лет. Первое написано в 1913 году:


«Поэза предвесенних трепетов
Весенним ветром веют лица
И тают, проблагоухав.
Телам легко и сладко слиться
Для весенеющих забав.
Я снова чувствую томленье
И нежность, нежность без конца...
Твои уста, твои колени
И вздох мимозного лица, -
Лица, которого бесчертны
Неуловимые черты:
Снегурка с темным сердцем серны,
Газель оснеженная - ты.
Смотреть в глаза твои русалчьи
И в них забвенно утопать;
Изнежные цветы фиалки
Под ними четко намечать.
И видеть уходящий поезд
И путь без станций, без платформ
Читать без окончанья повесть.
Душа поэзии - вне форм».






Второе стихотворение было написано в 1931 году, когда Северянин приехал в Париж и встретился с Ольгой в ее необычном парижском жилище.


«Голосистая могилка
В маленькой комнатке она живет,
Это продолжается который год.
Та, что привыкла почти уже
К своей могилке в восьмом этаже.
В миллионном городе совсем одна:
Душа хоть чья-нибудь так нужна.
Ну вот, завела много певчих птиц, -
Былых ослепительней небылиц, -
Серых, желтых и синих - всех
Из далеких стран из чудесных тех,
Где людей не бросает судьба в дома,
В которых сойти нипочем с ума…».




В балете Козлоногие И. Саца


Всеволод Князев известен скорее своей ранней смертью и посвященными ему стихами, нежели своими произведениями. Он был без памяти влюблен в Ольгу. Об этом говорят стихи, которые он открыто и тайно посвящал ей - Коломбине. Естественно, что себя он видел в образе Пьеро:


«Вы - милая, нежная Коломбина,
Вся розовая в голубом.
Портрет возле старого клавесина
Белой девушки с желтым цветком!
Нежно поцеловали, закрыв дверцу
(А на шляпе желтое перо)...
И разве не больно, не больно сердцу
Знать, что я только Пьеро, Пьеро?..»




Portrait of Olga Glebova-Sudeikina, Madga Drommeter, 1923


Георгий Иванов описывает в своей книге «Петербургские зимы» случайную встречу с Ольгой Судейкиной в 1924 году на Монпарнасе. Ее облик мгновенно вызывает в его памяти «Петербург, снег, 1913 год» - год, когда Всеволод Князев покончил с собой. И он посвящает этому воспоминанию следующие строки:


«Январский день. На берегах Невы
Несется ветер, разрушеньем вея.
Где Олечка Судейкина, увы,
Ахматова, Паллада, Саломея.
Все, кто блистал в тринадцатом году -
Лишь призраки на петербургском льду.
Вновь соловьи засвищут в тополях,
И на закате, в Павловске иль Царском,
Пройдет другая дама в соболях,
Другой влюбленный в ментике гусарском.
Но Всеволода Князева они
Не вспомнят в дорогой ему тени.
Ни Олечки Судейкиной не вспомнят, -
Ни черную ахматовскую шаль,
Ни с мебелью ампирной низких комнат -
Всего того, что нам смертельно жаль».




Судейкин Сергей
Танцовщица, жена художника Ольга Глебова-Судейкина
20 × 29 см


Известно лишь одно стихотворение, посвященное Всеволодом Рождественским Ольге Судейкиной – «Эвредика». Впервые оно было опубликовано в 1921 году в журнале «Жар-птица» в Берлине, где одновременно была напечатана большая иллюстрированная статья посвященная Сергею Судейкину.


Вянут дни. Поспела земляника,
Жарко разметался сенокос.
Чаще вспоминает Эвридика
Ледяное озеро, кувшинки,
И бежит босая по тропинке
К желтой пене мельничных колес.
В соскользнувшем облаке рубашки
Вся она - как стебель, а глаза -
Желтые мохнатые ромашки.
Сзади - поле с пегим жеребенком.
На плече, слепительном и тонком,
Синяя сквозная стрекоза.
Вот таким в зеленом детстве мира
(Разве мы напрасно видим сны?)
Это тело - голубая лира -
Билось, пело в злых руках Орфея
На лугах бессмертного шалфея
В горький час стигийской тишины.
Эвридика, ты пришла на север.
Я благословляю эти дни.
Белый клевер, вся ты - белый клевер,
Дай мне петь, дай на одно мгновенье
Угадать в песке напечатленье
Золотой девической ступни!
Дрогнут валуны, взревут медведи,
Всей травой вздохнет косматый луг.
Облако в доспехе ратной меди
Остановится над вечным склоном.
Если вместе с жизнью, с пленным стоном
Лира выпадет из рук.


По материалам книги: Элиан Мок-Бикер «Коломбина десятых годов», перевод с французского языка, изд-во Грежбина, Арсис, 1993 г.






tretyakovgallery.blogspot.com

.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Арлекины Серебряного века: Ольга Глебова-Судейкина | ТАМа_-_Идущая_к_СВЕТУ - ТАМа - Идущая к СВЕТУ | Лента друзей ТАМа_-_Идущая_к_СВЕТУ / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»