Власть музыки и мелодия слова
В Чеховском культурно-просветительском центре, в клубе «Классики ХХ1 века», состоялся Творческий вечер лауреата Бунинской и Горьковской премий, дважды финалиста премии «Большая книга» и премии «Русский Букер» Бориса Евсеева.
На вечере известный писатель представил свою недавно вышедшую книгу «Красный рок» (издательство «Эксмо»). Причём сделал это в необычном формате. Евсеев весь вечер провёл сам, удачно скомпоновав куски текста из книги, философские размышления, современную рок-музыку и музыку старинных композиторов в некое единое целое. Получился своего рода моноспектакль.
Борис Евсеев - один из самых талантливых и самобытных прозаиков современности. Его проза нетривиальна и лирична, а гротеск в ней смешан с точными наблюдениями и деталями. Порой автор поднимается до мощных философских обобщений, порой низвергает нас в бездны страстей и пороков. И поэтому самыми важными оказались мысли мастера о России, о музыке и литературе, о соотношении музыки и политики, об «одухотворенном окультуривании» всех сфер нашей непростой сегодняшней жизни.
Строки из повести «Черногор» о великом итальянском композиторе Джузеппе Тартини переплетались с монологами контуженного на итальянской базе Авиано ракетчика, а размышления уволенного из Кремля сокольничьего Ходынина - с текстами современной рок-музыки.
В книге три повести. Две из них - «Красный рок» и «Черногор» - написаны в прошлом году. Но Евсеев не обошел вниманием и третью свою повесть, «Юрод», уже хорошо известную поклонникам творчества писателя.
Свежо и необычно прозвучало на вечере то, что недавно написал о «Юроде» в своей книге «Язык, канонизация и святое безумие» профессор Стокгольмского университета Пер-Арне Бодин:
«В повести Евсеева осмысливается юродство нашего времени и критикуется постсоветское российское общество, которое, - как утверждается в повести на уровне обобщения едва ли не шекспировского размаха, - наводнено скорее заурядным умопомешательством, нежели божественным безумием. Повесть предлагает психологическое истолкование юродства и помогает вскрывать вопросы исторических судеб России».
Исторические судьбы русской и российской культуры – истолковывал писатель и на вечере в Чеховке! Словом, было интересно, как редко когда бывало!
Подобно музыкальному произведению, - то быстро и горячо, то медленно и спокойно, - повествовал Борис Евсеев о непростых взаимоотношениях человека и власти, музыки и слова в нашей стране.
И хотя в прессе книгу «Красный рок» уже назвали «трехчастной симфонией», нам, студентам и музыкантам-студийцам было приятно в этом убедиться самим!
Сергей Петров
"Московская правда", 14 мая 2012 года, "Книга в Москве", №8 (662)