![]() ![]() Художник Илья Ефимович Репин (Женский образ) В творчестве художников разных эпох важное, а часто определяющее значение имели женские образы. По ним можно понять состояние искусства не только отдельного художника, но и всей эпохи. Можно даже сказать, что слабость и неясность женских образов в искусстве делает его неполноценным. Портрет пианистки С.И.Ментер. 1887 ![]() Хочется выразить несогласие с устоявшимся мнением, что Репину не удавались женские образы. Какое заблуждение! Если женские образы мерить салонной красивостью или особыми чарами, преподнесенными в изысканной французской манере, то - да, не было у него такого дара. Но когда надо было передать глубинные, сложные чувства женщины, Репин создавал портрет Стрепетовой, полный трагического внутреннего огня, открытости и обаяния. А женские образы в картине «Не ждали»! Каков взгляд матери навстречу входящему сыну! И это передано в фигуре матери со спины, а все другие, начиная с прислуги, стоящей в двери, жены у рояля и дочери - даны с абсолютно психологической правдой и красотой. Сколько женских изображений художник создал со своей жены и дочерей: «Стрекоза», «Осенний букет», «На солнце: Надя Репина». Сколько очаровательных женских образов в рисунках! Удивительно лирически-притягательны портреты Репина. Художник создает острохарактерные народные типажи ("Мужик с дурным глазом", "Протодиакон"; обе картины – 1877, Третьяковская галерея, Москва), многочисленные антологически-совершенные образы деятелей науки и культуры (Николай Иванович Пирогов, 1880; Модест Петрович Мусоргский, 1881; Полина Антипьевна Стрепетова, 1882; Павел Михайлович Третьяков, 1883; все – там же; и многие другие портретные картины, в том числе портреты Льва Николаевича Толстого, написанные во время пребывания художника в Ясной Поляне – в 1891 и позже), грациозные светские портреты ("Баронесса Варвара Ивановна Икскуль фон Гильдебрандт", 1889, там же). Особенно красочно-задушевны образы родных художника: "Осенний букет" (дочь Вера), 1892, там же; целый ряд картин с женой Репина Надеждой Ильиничной Нордман-Северовой. Репин проявил себя и как выдающийся педагог: был профессором-руководителем мастерской (1894–1907) и ректором (1898–1899) Академии художеств, одновременно преподавал в школе-мастерской Тенишевой. Старея, художник продолжает удивлять публику. Апогея импрессионистически-живописной свободы – и в то же время психологизма – достигает живопись Репина в портретных этюдах для Государственного Совета. В загадочной картине "Какой простор!" (1903, Русский музей) – с молодой парой, ликующей на обледеневшем берегу Невского залива, – Репин выражает свое отношение к новому поколению в характерной для него манере «любви-вражды». После октябрьского переворота 1917 года художник оказывается отъединенным от России в своих «Пенатах», когда Финляндия обретает независимость. В 1922–1925 годах Репин пишет едва ли не лучшую из своих религиозных картин – проникнутую беспросветным трагизмом Голгофу (Художественный музей, Принстон, США). Несмотря на приглашения на самом высоком уровне, он так и не переехал на родину, хотя и поддерживал связи с живущими там друзьями (в частности, с Корнеем Ивановичем Чуковским). Илья Ефимович Репин умер в своих «Пенатах» 29 сентября 1930 года. ![]() Женский портрет . Жена Ботина. 1881 ![]() Портрет М.К.Олив. 1906 ![]() Портрет Л.П.Штейнгель. 1895 ![]() Портрет Яницкой. 1865 ![]() Женский портрет . 1887 ![]() Портрет княгини М.К.Тенишевой. 1896 ![]() Портрет пианистки графини Луизы Мерси д'Аржанто. 1890 ![]() Портрет певицы М.Н.Клементовой. 1883 ![]() Портрет певицы А.Н.Молас. 1883 ![]() Портрет О.С.Александровой-Гейнс. 1890 ![]() ![]() Портрет Е.Г.Мамонтовой. 1874-1879 ![]() Блондинка Портрет Ольги Тевяшевой) ![]() Портрет пианистки М.К.Бенуа. 1887 ![]() Портрет графини Н.П.Головиной. 1896 ![]() Портрет Ю.Б.Репман. 1881 ![]() М.К.Тенишева за работой. 1897 ![]() Портрет жительницы Чугуева С.Л.Любицкой. 1877 ![]() Портрет М.Ф.Андреевой. 1905 ![]() Портрет Е.Н.Званцевой. 1889 ![]() ![]() Портрет писательницы Т.Л.Щепкиной-Куперник. 1914 ![]() Портрет актрисы Пелагеи Антиповны Стрепетовой в роли Елизаветы. 1881 ![]() ![]() Портрет С.М.Драгомировой. 1889 ![]() Портрет Т.Л.Толстой. 1893 ![]() Женский портрет . Ольга Шоофс. 1907 ![]() Портрет общественной деятельницы П.С.Стасовой, жены Д.В.Стасова. 1879 ![]() Портрет Александры Павловны Боткиной. 1901 ![]() Портрет С.Ф.Мамонтовой. 1879 ![]() Репин - один из величайших в мировом искусстве мастеров портретной живописи. Он создал такую огромную и по количеству и по качеству портретную галерею своих современников, что едва ли можно сравнить с ним кого-либо из крупнейших художников мира.Портретная галерея Репина замечательна не только и не столько отображением определенных исторических лиц, но, и это самое главное, - является отражением жизни его времени. "Мой главный принцип в живописи: плоть и материя как таковая. Мне нет дела до особенных красок, красивого колорита, изящных мазков и виртуозности кисти. Я всегда преследовал суть: тело как тело. Правда так правда." ![]() Портрет К.Б.Болеславовой. 1913 ![]() "Для меня, как для художника-правдивца, истина превыше всего на свете. Посмотрите на любую толпу и скажите: много ли в ней приятных для глаза лиц? Художник изображает на картине только те лица, которые сами "просятся" на холст. Это очень тонкая вещь, и ее невозможно объяснить никакой теорией. Но если живописец решит пренебречь истиной ради красоты, он неизбежно погубит свое творение." Репин И.Е. Портрет неизвестной ![]() Летний пейзаж (Вера Алексеевна Репина на мостике в Абрамцеве). 1879 ![]() Читающая девушка. 1876 ![]() Портрет В.А.Шевцовой, впоследствии жены художника. 1869 ![]() Автопортрет с Натальей Борисовной Нордман. 1903 ![]() Итальянка ![]() Монахиня. 1878 ![]() Портрет В.А.Репиной, жены художника. 1876 ![]() Портрет М.О.Левенфельд. 1913 ![]() Танцующая. 1920-е ![]() Дама, играющая зонтиком. 1874 ![]() В 1881 году Репин написал прелестный Портрет девочки в розовом платьице — дочери Нади, — находящийся в Радищевском музее в Саратове. Девочка как-то заснула в кресле, склонив набок головку, и он так увлекся неожиданно прекрасным зрелищем, что тут же пристроился ее писать. Потом уж ей пришлось изрядно попозировать, да и в трудной позе, так как вещь писана необыкновенно внимательно и любовно Портрет Нади Репиной. 1881 ![]() На солнце. 1900 ![]() Негритянка. 1876 ![]() ![]() Портрет актрисы Любови Николаевны Сазоновой-Шуваловой. 1899 ![]() Отдых. 1882 ![]() Портрет общественной деятельницы Н.В.Стасовой. 1884 ![]() Портрет В.И.Репиной, дочери художника в детстве. 1874 ![]() Барышни среди стада коров ![]() Женский портрет . 1874 ![]() ![]() Портрет художницы В.В.Веревкиной. 1916 ![]() Портрет матери художника, Т.С.Репиной. 1867 ![]() На меже. В.А.Репина с детьми 1879 ![]() В.А.Репина. 1876 ![]() Портрет поэта С.М.Городецкого с женой. 1914 ![]() "Искусство я люблю больше всего на этой земле. Даже больше самой добродетели. Люблю тайно, ревниво, неизлечимо - как старый пьяница. Где бы я ни был, чем бы ни развлекался, как бы ни восхищался, чем бы ни наслаждался, - искусство всегда и везде в моей голове, в моих желаниях - лучших, сокровеннейших." отсюда |