![]() [показать]Художник Илья Ефимович Репин (Женский образ) В творчестве художников разных эпох важное, а часто определяющее значение имели женские образы. По ним можно понять состояние искусства не только отдельного художника, но и всей эпохи. Можно даже сказать, что слабость и неясность женских образов в искусстве делает его неполноценным. Портрет пианистки С.И.Ментер. 1887 [690x664]Хочется выразить несогласие с устоявшимся мнением, что Репину не удавались женские образы. Какое заблуждение! Если женские образы мерить салонной красивостью или особыми чарами, преподнесенными в изысканной французской манере, то - да, не было у него такого дара. Но когда надо было передать глубинные, сложные чувства женщины, Репин создавал портрет Стрепетовой, полный трагического внутреннего огня, открытости и обаяния. А женские образы в картине «Не ждали»! Каков взгляд матери навстречу входящему сыну! И это передано в фигуре матери со спины, а все другие, начиная с прислуги, стоящей в двери, жены у рояля и дочери - даны с абсолютно психологической правдой и красотой. Сколько женских изображений художник создал со своей жены и дочерей: «Стрекоза», «Осенний букет», «На солнце: Надя Репина». Сколько очаровательных женских образов в рисунках! Удивительно лирически-притягательны портреты Репина. Художник создает острохарактерные народные типажи ("Мужик с дурным глазом", "Протодиакон"; обе картины – 1877, Третьяковская галерея, Москва), многочисленные антологически-совершенные образы деятелей науки и культуры (Николай Иванович Пирогов, 1880; Модест Петрович Мусоргский, 1881; Полина Антипьевна Стрепетова, 1882; Павел Михайлович Третьяков, 1883; все – там же; и многие другие портретные картины, в том числе портреты Льва Николаевича Толстого, написанные во время пребывания художника в Ясной Поляне – в 1891 и позже), грациозные светские портреты ("Баронесса Варвара Ивановна Икскуль фон Гильдебрандт", 1889, там же). Особенно красочно-задушевны образы родных художника: "Осенний букет" (дочь Вера), 1892, там же; целый ряд картин с женой Репина Надеждой Ильиничной Нордман-Северовой. Репин проявил себя и как выдающийся педагог: был профессором-руководителем мастерской (1894–1907) и ректором (1898–1899) Академии художеств, одновременно преподавал в школе-мастерской Тенишевой. Старея, художник продолжает удивлять публику. Апогея импрессионистически-живописной свободы – и в то же время психологизма – достигает живопись Репина в портретных этюдах для Государственного Совета. В загадочной картине "Какой простор!" (1903, Русский музей) – с молодой парой, ликующей на обледеневшем берегу Невского залива, – Репин выражает свое отношение к новому поколению в характерной для него манере «любви-вражды». После октябрьского переворота 1917 года художник оказывается отъединенным от России в своих «Пенатах», когда Финляндия обретает независимость. В 1922–1925 годах Репин пишет едва ли не лучшую из своих религиозных картин – проникнутую беспросветным трагизмом Голгофу (Художественный музей, Принстон, США). Несмотря на приглашения на самом высоком уровне, он так и не переехал на родину, хотя и поддерживал связи с живущими там друзьями (в частности, с Корнеем Ивановичем Чуковским). Илья Ефимович Репин умер в своих «Пенатах» 29 сентября 1930 года. [показать]Женский портрет . Жена Ботина. 1881 [672x699]Портрет М.К.Олив. 1906 [685x646]Портрет Л.П.Штейнгель. 1895 [686x699]Портрет Яницкой. 1865 [692x680]Женский портрет . 1887 [692x663]Портрет княгини М.К.Тенишевой. 1896 [652x699]Портрет пианистки графини Луизы Мерси д'Аржанто. 1890 [690x540]Портрет певицы М.Н.Клементовой. 1883 [693x699]Портрет певицы А.Н.Молас. 1883 [689x699]Портрет О.С.Александровой-Гейнс. 1890 [695x679] [показать]Портрет Е.Г.Мамонтовой. 1874-1879 [690x673]Блондинка Портрет Ольги Тевяшевой) [628x698]Портрет пианистки М.К.Бенуа. 1887 [671x699]Портрет графини Н.П.Головиной. 1896 [612x699]Портрет Ю.Б.Репман. 1881 [700x687]М.К.Тенишева за работой. 1897 [690x581]Портрет жительницы Чугуева С.Л.Любицкой. 1877 [689x632]Портрет М.Ф.Андреевой. 1905 [683x699]Портрет Е.Н.Званцевой. 1889 [685x699] [показать]Портрет писательницы Т.Л.Щепкиной-Куперник. 1914 [685x693]Портрет актрисы Пелагеи Антиповны Стрепетовой в роли Елизаветы. 1881 [690x621] [показать]Портрет С.М.Драгомировой. 1889 [685x699]Портрет Т.Л.Толстой. 1893 [699x677]Женский портрет . Ольга Шоофс. 1907 [695x690]Портрет общественной деятельницы П.С.Стасовой, жены Д.В.Стасова. 1879 [700x637]Портрет Александры Павловны Боткиной. 1901 [689x699]Портрет С.Ф.Мамонтовой. 1879 [700x648]Репин - один из величайших в мировом искусстве мастеров портретной живописи. Он создал такую огромную и по количеству и по качеству портретную галерею своих современников, что едва ли можно сравнить с ним кого-либо из крупнейших художников мира.Портретная галерея Репина замечательна не только и не столько отображением определенных исторических лиц, но, и это самое главное, - является отражением жизни его времени. "Мой главный принцип в живописи: плоть и материя как таковая. Мне нет дела до особенных красок, красивого колорита, изящных мазков и виртуозности кисти. Я всегда преследовал суть: тело как тело. Правда так правда." [показать]Портрет К.Б.Болеславовой. 1913 [652x623]"Для меня, как для художника-правдивца, истина превыше всего на свете. Посмотрите на любую толпу и скажите: много ли в ней приятных для глаза лиц? Художник изображает на картине только те лица, которые сами "просятся" на холст. Это очень тонкая вещь, и ее невозможно объяснить никакой теорией. Но если живописец решит пренебречь истиной ради красоты, он неизбежно погубит свое творение." Репин И.Е. Портрет неизвестной [651x650]Летний пейзаж (Вера Алексеевна Репина на мостике в Абрамцеве). 1879 [650x472]Читающая девушка. 1876 [650x614]Портрет В.А.Шевцовой, впоследствии жены художника. 1869 [652x649]Автопортрет с Натальей Борисовной Нордман. 1903 [650x408]Итальянка [651x580]Монахиня. 1878 [640x699]Портрет В.А.Репиной, жены художника. 1876 [608x699]Портрет М.О.Левенфельд. 1913 [650x631]Танцующая. 1920-е [650x602]Дама, играющая зонтиком. 1874 [650x595]В 1881 году Репин написал прелестный Портрет девочки в розовом платьице — дочери Нади, — находящийся в Радищевском музее в Саратове. Девочка как-то заснула в кресле, склонив набок головку, и он так увлекся неожиданно прекрасным зрелищем, что тут же пристроился ее писать. Потом уж ей пришлось изрядно попозировать, да и в трудной позе, так как вещь писана необыкновенно внимательно и любовно Портрет Нади Репиной. 1881 [651x640]На солнце. 1900 [626x699]Негритянка. 1876 [650x633] [показать]Портрет актрисы Любови Николаевны Сазоновой-Шуваловой. 1899 [650x656]Отдых. 1882 [655x630]Портрет общественной деятельницы Н.В.Стасовой. 1884 [650x581]Портрет В.И.Репиной, дочери художника в детстве. 1874 [650x674]Барышни среди стада коров [651x368]Женский портрет . 1874 [650x596] [показать]Портрет художницы В.В.Веревкиной. 1916 [650x690]Портрет матери художника, Т.С.Репиной. 1867 [655x561]На меже. В.А.Репина с детьми 1879 [650x535]В.А.Репина. 1876 [650x591]Портрет поэта С.М.Городецкого с женой. 1914 [650x547]"Искусство я люблю больше всего на этой земле. Даже больше самой добродетели. Люблю тайно, ревниво, неизлечимо - как старый пьяница. Где бы я ни был, чем бы ни развлекался, как бы ни восхищался, чем бы ни наслаждался, - искусство всегда и везде в моей голове, в моих желаниях - лучших, сокровеннейших." отсюда |