Мариинский театр до сих пор одно из любимых моих мест.
Я страдаю хронической бессонницей.
Нигде так хорошо не поспать, как в Мариинском театре.
Больше там делать нечего – театр в кризисе. Очень крепкие певцы-компримари, отличный оркестр.
Конечно, приезд, например, Гулегиной или появление на сцене Бородиной – это всегда событие. Но ведь не каждый же день такое бывает.
Музыкальная культура, как мне кажется, определяется повседневностью, средним уровнем.
Недавно пошел в Филармонию – чего греха таить, на свидание. С дивной девушкой, у которой и имя-то Любовь. Актриса – а ведь ненавижу театр. Импринтинг – моя первая краля сбежала от меня, окунувшись в омуты театральной суеты.
Любовь волшебная.
Что в программе? Да ничего страшного. Две сюиты Грига из «Пер Гюнта». Первый концерт Чайковского в исполнении Бориса Березовского. Японец какой-то дирижирует, имя ничего не говорит, это вам не Озава.
Шел на свидание, а попал на фантастический концерт. Такого звучания ЗКР я не слышал со времен Чакырова.
Когда-то давно было удивительное переживание. Крайне редко бывает, чтобы в один месяц в Филармонии дважды звучало одно и то же крупное произведение. Пятая симфония Чайковского.
Это был 1991 год, лето.
ЗКР.
На сцене был прославленный российский дирижер, отменный знаток вин.
Это был Чайковский на хорошем крепком уровне.
А потом – та же симфония – Эмил Чакыров. Тот же оркестр, те же музыканты.
Их как-то подменили? Что сделал болгарин? Я хорошо помню ЗКР Мравинского – уверяю, даже он так не звучал у него. Это был июнь, а в августе, кажется, Эмил умер. Совсем молодым. В России это стало его последним выступлением, но таким, что и спустя столько лет я слышу каждый такт этой Пятой.
...Говори, память.
1990. Я помню прекрасно – первый год моей работы в Институте культуры. В Филармонию приехал пианист Валерий Афанасьев. Он сделал перфоманс из «Картинок с выставки». После чего стал исполнять произведения каких-то современных авангардистов.
Черт знает их имена, хотя программка где-то у меня лежит.
Это был чистый авангард.
Солист тренькал руками по струнам рояля, кулаками стучал по клавишам.
Одну из композиций он закончил, упав со стула, и последний аккорд был взят правой ногой.
Бабки, которые неделю готовились к походу в культурное пространство, были в шоке. Они шикали, свистели, терли ногами по полу.
Делали из программок самолетики и отправляли на сцену. Для них это была катастрофа – разрушался Союз, а тут и Святая Святых под угрозой – Большой зал.
Мне это, конечно, было смешно, я люблю Афанасьева.
Валерий сиял от счастья – кажется, такую реакцию он и ждал.
Филармония не боится смелых экспериментов.
Филармония – это живая история музыки, история всей нашей культуры.
Давно ушли Рихтер, Гилельс, дивный Стасик Нейгауз, сотни и сотни блестящих музыкантов.
Филармония не перестает жить.
Это своеобразный Остров искусств в Петербурге.
Так вот и японец – а что он сделал с оркестром? Я потом подходил к музыкантам – спрашивал, что было?
Они разводили руками – ничего не понять, но было волшебство.
Недавно в Филармонии давал концерт Люка Дебарг.
На конкурсе Чайковского его выступление стало сенсацией.
Мы шли на чудо, а концерт оказался обычным для Филармонии – крепким, в высшей степени профессиональным, но волшебства не было.
Со мной была одиннадцатилетняя дочка моего друга.
Ее учат музыке.
Учат в советском формате.
Естественно, ребенок ненавидит музыку и все Филармонии. Сказала, два года ее ноги тут не будет.
Понять можно — наши музыкальные школы — это школы ненависти к музыке.
Я взял интервью у Дебарга, мы очень интересно пообщались. Я был с переводчиком, симпатичным Александром. А Дебарга так любят в России, что он стал учить русский язык, и уже довольно сносно на нем общался.
Я спросил его, какая у него любимая соната Бетховена. Он замахал руками: «Все, все!!»
Я на секунду задумался – и мысленно с ним согласился. Некоторые сомнения у меня вызывала 31-я. Но я понимал, что что-то еще могу не понимать.
Мишенька, мой дорогой, объясни мне, что и как.
Пока мы общались, звучала какая-то музыка.
Уходя, мой приятель-переводчик Александр сказал – а твоя деваха-подросток играет на сцене.
Бог мой, бог мой!
Эта сцена, которая видела всех самых крупных музыкантов и прошлого, и современности!
Взойти в темноте на главный музыкальный алтарь города, сесть за лучший в городе рояль???? И блямкать на нем???
Ну, здравствуй, племя младое, незнакомое.
Крайне рад, что тебя не растерзали призраки – ну кого? Ну, например, Чайковского или Караяна.
Ты везунья, моя красавица.
Моя жизнь – это и Филармония.
Если взять два листа – написать на одном, кого я там слышал и видел, а на другом – кого нет? Будет изрядный список— первый, и почти чистый лист — второй.
Я живу там с 11 лет.
В юные годы я там бывал по три-четыре раза в неделю.
Кого я там слышал?
Ответ: а всех. Вот Евгений Александрович.
Вот Маурицио.
И еще сотни и сотни великих или просто выдающихся…
…Я служил в армии и был правой рукой командира. Я мог выписывать увольнения – всем, кроме одного человека.
Им был я.
Ужас возвращения из моего дивного дома в убогую казарму – был непередаваемым.
Мне такое счастье было не нужно.
1986 год.
В Питер приезжает Горовиц.
Ого. Вы понимаете – Горовиц!
Я оставил командиру записку: ушел в самоволку, буду ночью.
Поехал домой, переоделся и отправился в Филармонию. Понятно, концерт был фантастическим.
…Господи, сколько мата услышал я наутро!
А чего командир сделает? Я же его правая рука был совершенно незаменим.
Армия прекрасно научила жить комфортно даже в очень конфликтном дискурсе.
Вот, кстати, хороший философический вопрос.
А надо ли быть хорошим?
Я был сверххорошим сержантом, помощником командира.
Согласно традиции, лучших отпускают первыми, бандитов последними. После приказа. А меня не отпускают.
– Булыгин, пока не подготовишь себе смену, не отпущу.
Я лишен амбиций. Всего-навсего перфекционист.
Работаю на результат. Только на высший результат.
И только это дает мне чувство жизни.
Надо ли?
…И вновь мысленно я переношусь в Филармонию.
В числе самых роскошных воспоминаний.
Свиридов представляет новую версию «Отчалившей Руси», он за роялем.
Поет Образцова – я не ее поклонник.
Но это было что-то сверхъестественное.
Наверное, ни один концерт так не запал в мою душу — сейчас он вышел на диске, но мне его слушать не надо — я помню каждый звук.
Позднее в Филармонии исполнял этот же цикл Хворостовский.
Но там самым интересным для меня были два момента.
Я сидел в метре от Свиридова.
Батеньки! Свиридова!
А за роялем был Миша Аркадьев – музыкант, философ, мой друг, исполнитель, по музыкальной силе превосходящий самого солиста.
Личность невероятная. Куда больше, чем музыкант.
Я вспоминаю самые счастливые моменты жизни – и в первом ряду это приход Миши Аркадьева в мой дом в Озерках.
С мороза, с жуткого минуса – он приходит – и рояль живет под его руками.
Аркадьев не успевает даже раздеться.
– Миша, как у тебя двигаются пальцы – с мороза-то?
Смеется в ответ.
…Говори, память.
Я вспоминаю выступление в Филармонии моего любимого Кауфманна.
По окончании концерта
он как рождественская елка –
увешан детьми, тетками, сияет.
А ведь концерт делал не только он.
За роялем был Хельмут Дойч.
После концерта я не пошел к Йонасу.
Я пошел к Дойчу – он курил один на балконе.
– Хельмут, - говорю – это что?
Он смеется.
– Да дело привычное. Порядок.
Уверяю – такого звука, как у Хельмута, я не слышал уже очень давно.
А ведь кого слышал?
…Говори, память.
1997 год, июль. Утро. Я стою в филармоническом магазинчике, болтаю с крошечным бородатым Юрием Павловичем (сказали, что он умер, печальный факт).
И тот говорит:
– Леша (а уже был не сезон, Филармония отдыхала), Леша, сегодня Рихтер будет.
Никаких афиш.
Вечером я был в Большом зале – клянусь, такого скопления людей не видел там за всю историю моих визитов в Филармонию, а это все же сорок лет жизни.
Этих людей собрало одно лишь «сарафанное радио».
Теофилыч был проездом из Германии, где он лечился, и неожиданно решил дать концерт в Питере – причем здесь он играл всегда в Малом зале, а в этот раз – в Большом, при выключенных люстрах.
Похоже, это было его последнее выступление в России. Он умер в начале августа, через несколько недель. Интересно, в связи с тем, что концерт был необъявленным, в биографии Рихтера о нем нет упоминаний.
Я слышал и видел Рихтера!
Интересно представить, кого слышал и видел сам Рихтер.
…Филармония сейчас – это остров искусств.
Ей везет. Она в надежных руках.
Многим там заправляет Евгений Петровский – музыкант и опытный администратор, которого, кажется, любит весь Питер – во всяком случае, та его часть, которая посещает Филармонию.
Каждый концерт не может быть гениальным.
Но «средний», проходной уровень – в Филармонии это отнюдь уровень не средний.
…Я сейчас выбираюсь в два места: либо за границу,
либо в Филармонию.
Я человек очень скверного характера.
…Недавно приезжала в гости дивная пианистка Алена Аренкова.
Она чудесно играла на моем рояле, мой друг пел.
Потом она подозрительно посмотрела на меня и сказала:
— Черт, я же забыла, Леша, что при тебе нельзя играть. Играть в твоем доме можно только гениально.
Неправда. Я вполне допускаю нормальное профессиональное исполнение, но вот чего не прощаю, так это откровенной халтуры.
Я не сторонник одних лишь гениев.
Я всегда поддерживаю крепкий средний уровень – возможно, он и есть культура.
При всей невыносимости, при всем моем крайне скверном характере, я могу сказать, что в городе есть лишь одно культурное пространство, если говорить о музыке, где мой отвратительный нрав не может развернуться. Где музыка живет на уровне высочайшем, или крепчайшем «среднем» (слово беру в кавычки, потому как это как раз не средний, если так судить).
В Филармонии средний уровень в полушаге от высочайшего.
В этом смысле уникальное место, как бы отделенное от иного культурного мира Петербурга.
Хорошо рассказал, ёмко. И про филармонию, и про музыку, и про жизнь. Про жизнь в музыке. Про музыкальную жизнь. И даже немножко про меня - правда, не в тексте :) А вот мою фотографию с Кауфманом не разместил! Только мою с тобой, а Кауфмана самого по себе.