…И если догматика берет на себя права теологии и выходит из своей ограниченной сферы, то казусы следуют один за другими.
Вот характерный пример.
Современный протестантский деятель, профессор, доктор Вернер Гитт в книге о Библии «Вопросы первостепенной важности», доказывая универсальные возможности «Книги Книг», «отвечает»:
"Как никакая другая книга, Библия постигает события будущего, которые при тогдашнем уровне развития науки еще не мог предугадать ни один человек (напр. космические лаборатории, оригинальные станции: Авд.4) и включает в свое учение ситуации, возникшие много столетий позже (напр. наркомания: 2 Кор. 6, 16-17)".
Что ж, посмотрим этот «профетический» фрагмент Книги пророка Авдия с пророчеством об орбитальных станциях:
"Но хотя бы ты, как орел, поднялся высоко и среди звезд устроил гнездо твое, то и оттуда Я низрину тебя, говорит Господь".
Зададимся вопросом: к кому обращено пророчество?
В начале Книги Авдия об этом сказано достаточно ясно: "Так говорит Господь Бог об Едоме" (Авд.1).
"Едом — страна, расположенная высоко в горах, славилась своим плодородием и неприступностью". Враждовала с евреями не одно столетие. Ликовала, когда вавилоняне разорили Иерусалим, хотя и сама вскоре оказалась под их игом. Иудеи люто ненавидели идумеев (жителей Едома) и в своих книгах, даже в тех, которые вошли в канон Библии, часто их проклинали. "Пророки предсказывали им суды от Господа и выставляли их как прообразы антихриста и всех врагов Божиих". У фанатично-религиозных иудеев не было ни малейшего сомнения, что Бог не потерпит процветания их глумливых противников, и что рано или поздно он с ними расправится, чему не помешают ни богатство, ни выгодное местонахождение городов Едома в неприступных горах и ущельях. Понятен поэтому становится и красивый поэтический образ — что весьма характерно для всего библейского повествования, — гиперболизирующий высокое расположение страны ("Среди звезд устроил гнездо твое"): вознесись хоть до неба, божья кара настигнет тебя всюду — так можно перевести смысл тропа.
Однако вполне конкретное содержание не мешает немецкому профессору усмотреть в этом фрагменте предсказание о космических лабораториях. Пожалуй, с таким же успехом можно было применить данное "пророчество" 90 лет назад — к запуску самолетов, а 200 лет назад — к опытам братьев Монгольфье. Учитывая способ связи библейского текста с событиями нашего времени, какой практикует Вернер Гитт и множество других догматиков, можно утверждать, что в Библии были предсказаны абсолютно все формы вознесения человека вверх, будь то воздушный шар или космический аппарат. Поэтому немецкий автор даже несколько ограничил провиденциальные способности Библии, но за это ему держать ответ не перед нами. Мы же заметим следующее: он почему-то упустил из виду, что у Авдия сказано не только о "вознесении", но и о "низвержении", а это дает возможность включить в сферу действия "пророчества" гибель "Челленджера" и "Союза-II", а так же предостеречь ученых от дальнейших опытов с запуском космических кораблей: катастрофы, согласно пророку, должны сопуствовать всем дерзновенным посягательствам на местообитание Иеговы.
Не составит труда убедиться, что и в послании Павла связь предмета высказывания с наркоманией аналогична только что нами рассмотренной.
Современный автор имеет установку: любыми способами убедить читателя в том, что Библия — это особая книга, являющаяся высшей инстанцией истины и, соответственно, обладающая вневременной ценностью. Для этого ему необходимо перекинуть мост между современностью и библейским текстом, а сделать это проще всего, наполнив необходимым смыслом вырванный из контекста фрагмент Писания, в котором содержится какой-либо знак, в чем-то соотносимый с нужной темой. В нашем примере таким знаком является значение устремленности вверх, к звездам, которое и служит необходимым мостом, связывающим полет орла и запуск космических кораблей.
Даже сегодня на обыденное сознание, привыкшее к поверхностным внешним определениям, такого рода соответствия часто действуют гипнотически, являясь достаточным аргументом в защиту необходимых тезисов. Стоит ли удивляться, что в аналогичном способе мышления не видели ничего криминального два тысячелетия назад?
Авторы канонических евангелий, как известно, часто ссылаются на Ветхий Завет для подтверждения того, что Иисус — это и есть тот давно ожидаемый евреями Мессия, о котором вещали пророки. В качестве доказательства евангелисты постоянно прибегают к скрытым или явным цитатам из иудейских священных книг, предлагая убедиться, что практически все факты из жизни Иисуса были когда-то предречены. "Пророки Давид и Исайя предсказывали страдания грядущего Спасителя с такой убедительностью и такими подробностями, как будто стояли у голгофского креста".
"Для умеющего читать — все книги Ветхого Завета с ослепительной очевидностью сходятся, ведя к одному событию: воплощению Сына Божия".
В списке пророчеств Ветхого Завета о Христе само их количество (комментаторы Брюссельской Библии насчитывают их 174) должно воздействовать на воображение верующих. Завороженные категорическими утверждениями очевидности данного факта, многие рядовые христиане и не задумываются, по какому принципу происходило сближение греческих и еврейских текстов. Однако стоит приступить к изучению евангелий, внимательно вчитываясь в те ветхозаветные цитаты, к которым нас отсылают, как становится ясно, что оснований для сопоставления у самих авторов не больше, чем у злополучного Вернера Гитта. По крайней мере, ситуация далека от "ослепительной очевидности".
К примеру, во 2-й главе Евангелия от Матфея, говоря о бегстве Иосифа с семьей в Египет, автор ссылается на пророка Осию (текст мы приводим по переводу о. Леонида Лутковского; курсивом выделены ветхозаветные цитаты): "Проснувшись, Иосиф взял с собою Младенца вместе с матерью Его и той же ночью отправился в Египет, где пребывал до самой кончины Ирода, во исполнение прореченного Господом чрез пророка: из Египта призвал я сына моего” (Ос. 11. 1).
О чем повествует Осия? Приведем цитату полностью: "На заре погибнет царь Израиля! Когда Израиль был юн, Я любил его, и из Египта вызвал сына Моего". В первых трех главах Книги пророк сравнивал отношения Иеговы и Израильского царства с оскверненной брачной любовью; в одиннадцатой главе он говорит и о попранной любви отеческой.
Задумаемся, так ли очевидна связь красивого ветхозаветного образа, относящего к конкретной ситуации — "исходу" израильского племени из Египта, с событиями жизни Иисуса? Можно ли категорически утверждать, что в данном фрагменте Осия определяет структуру жизни будущего Мессии? Подобного рода вопросы не перестают возникать при чтении всех канонических евангелий.
Сомнительность новозаветной аргументации была подмечена еще во 2-ом веке иудеями, чувствовавшими, что христиане их обворовали, присвоивши себе священные еврейские тексты, не смущаясь даже их узконациональной направленностью. Но так как сами иудеи использовали аналогичный аппарат мышления, а методологически более совершенного они тогда еще не имели, то диалог оказался неконструктивным, все свелось к взаимным инвективам, и христианство смогло утвердиться.
Эрнест Ренан, один из крупнейших историков теизма, писал: "Для христиан всего важнее было доказать, что Иисус исполнил все тексты пророков и псалмов, которые считались имеющими отношение к Мессии. Ничто не может сравниться с произволом, допущенным в применении этих текстов. Толкование христиан не отличалось от толкования Талмуда и мидрашей; это было само отрицание исторического смысла. Тексты кроились, как неодушевленное вещество. Фраза, лишенная контекста, беззастенчиво применялась к господствовавшей в данное время цели. Уже евангелисты второй руки, в особенности лже-Матфей подыскал пророческие основания ко всем фактам жизни Иисуса. Теперь пошли гораздо дальше. Христианские экзегеты не только терзали тексты перевода Семидесятки для извлечения из них всего, что шло к их цели, и позорили новых переводчиков, которые ослабляли получавшиеся таким путем доводы; но они прибегли к прямым подлогам. Древо креста было введено в псалом 96 (стих 10), где оно не бывало ранее: сошествие во ад введено в книгу Иеремии, и когда евреи восставали, указывая, что в их тексте нет ничего подобного, им говорили, что они исказили свой текст по чистой злобе и недобросовестности, и что, например, они исключили из книги Исайи рассказ о том, как этого пророка распиливали деревянной пилой, потому, что это место слишком напоминало преступление, совершенное против Иисуса. Ни перед чем не останавливается убежденная апологетика. Согласились на официальные списки и переписи Квириния, которые никогда не существовали; на мнимый рапорт Пилата Тиберию, который сочинили".
Заявление Вернера Гитта о связи библейского текста с орбитальными станциями вовсе не является нонсенсом для теистического сознания, поскольку отсутствие логических оснований для связи разнородных явлений отнюдь не препятствовало и формированию основополагающих христианских книг. Доказательством в них считалось то, что с точки зрения логики таковым считаться никоим образом не может. Положение, что Библия не простая книга, а священная, скрывающая особую информацию, которую необходимо из нее извлечь, давало возможность интерпретировать Писание в соответствии с собственными надобностями. При подобном способе мышления все догматики имеют РАВНЫЕ права толковать Библию так, как им нужно. "Истинность" именно СВОЕГО подхода они могут аргументировать лишь введением понятия о собственной исключительности, признанием за собой особых трансцендентных возможностей. Не случайно в первые века христианства было выработано представление о Церкви Христовой не как о земной организации, а как о богочеловеческом единстве, Теле Христовом, осеняемом Духом Истины. Это давало основания, к примеру, объявить постановления Вселенских Соборов работой Святого Духа, выражением воли Бога-Отца, а не решениями конкретных епископов, принятыми в ожесточенной идейной борьбе. Однако иногда было достаточно постулата об особом положении всего лишь ОДНОГО человека для того, чтобы образовалось целое теистическое направление. К примеру, Адвентисты Седьмого дня возникли благодаря признанию экстраординарных способностей Елены Уайт, позволявших ей, по ее собственному утверждению, общаться с Богом. Как можно заметить, к логике подобные "аргументы" отношения не имеют.
Таким образом, пока Вернер Гитт не ДОКАЖЕТ нам, что его аналогии более правомочны, чем, к примеру, талмудические штудии, не прибегая при этом к внелогическим аргументам, взгляды его, как и многих других догматиков, мы вправе считать тем домом из евангельской притчи, который воздвиг на песке безрассудный человек…