Основные элементы славянской мифологии
Латырь-камень, Алатырь — центр координат мира и человека в славянской мифологии. Альфа и Омега. То, из чего всё начинается и куда возвращается (точка, локус). Чудодейственный камень (в русских народных поверьях).
в былинах...
Алатырь - Центры Космоса (Мироздания) и Микрокосмоса (Человека). Фрактальная Точка Роста, трёхмерная линия сингулярности ("Лестница" соединяющая миры), сказочная "волшебная палочка-выручалочка" или стационарный Магический Алтарь. То, из чего начинается и куда возвращается Сущее, вокруг чего происходит круговорот Жизни (осевая точка). Русская буква А, греческая - «Альфа». Символ Лестницы - молитвенные чётки («лествица» = лесница, связывающая верх и низ мироздания) / «лестовка»). В храме – Аналой (высокий стол, в центре, для икон и богослужебных книг).
Варианты перевода: ала - пёстрый, тырь <тур> - вершина, столб или посох с тройным навершием, сказочная "волшебная палочка", скипетр, священное дерево или гора, ствол Мирового Древа, «воздымающийся»
Варианты - Латырь, Алтырь, Златырь, Златарь, Альва
Постоянный эпитет - "бел горюч (горящий = светящийся, горячий, искрящийся)" - (бел - ослепительно блестящ). В русских текстах встречается золотой, злат (янтарь ?), гладок (отшлифованный руками молящихся), железный (если метеорит или ископаемая руда) камень.
Меркаба (звёздный тетраэдр, кристалл) - колесница для вознесения Духа, Души и тела Человека.
Первый "Камень" <краеугольный> - исходная, осевая точка какого-либо творения.
В открытой печати есть информация, что Елена и Николай Рерих, в двадцатые годы прошлого века, проезжая Россию, везли с собой некую старинную шкатулку с необычным камнем внутри, присланную им Махатмой. Шкатулка эта показана на известной картине "Портрет Н.К.Рериха", написанной его сыном, Святославом РерихОм). История удивительная...
Философский камень мудрости < эликсир жизни > - для получения золота (просветления человека, бессмертия (вечной молодости) его <тела>-души-<духа> ).
Позвоночник (спинной мозг) - "гора Меру", с вершиной в голове (эпифиз и гипофиз - на физическом плане, нимбы и сияния - на следующих, высших планах).
Древнее название Балтийского моря - "Алатырское"
Алатырь-камень в сказках и былинах: "На море на окиане, на острове на Буяне лежит Камень-алатырь".
Пространства микрокосмоса в славянской мифологии
Первым, внешним кругом концентрически устроенного "мира" (истории, события) чаще всего оказывается море или река.
Чисто поле - переходная область между мирами.
Вторая область, следующая за морем - остров (или сразу камень) или гора (иль горы).
Центральный локус мифологического мира представлен множеством всевозможных объектов, из которых именами собственными могут обладать камни или деревья. Все они обычно находятся на острове или горе, т.е. так или иначе включены в предшествующий локус в качестве центральной и максимально сакральной точки.
Море (иногда - река) в славянской мифологии представляет собой то водное пространство, которое, по традиционным представлениям, лежит на пути в царство мертвых, мир иной.
старославянское «океанъ», а так же - Окиян, Окиан, Океан, Океян. Киян-море
Море-окиян - абсолютная периферия мира (антилокус); Его невозможно обойти.
Синее море - локус
Черное море - антилокус
Хвалынское море - Каспий или Чёрное море. Антилокус
Хорезмийское - Аральское море. Антилокус
Река Смородина - мифический прообраз всех рек. Выступает в качестве водного рубежа «мира иного». На ней - калиновый мост.
Остров Буян - В фольклоре Буян соотносится с потусторонним миром, путь куда, как известно, лежит через водное пространство. Остров может служить ареной сказочного действия.