• Авторизация


Мимолётный экстаз, тропизм, антитропизм и чуть метафизики 01-08-2013 12:01 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[показать]Сегодня на прогулке вдруг накатило странное ощущение, будто бы мир в целом хорош. Ничего особенного, конечно — на свежем воздухе и при относительно хорошей погоде многих посещает подобное ощущение.
[показать]Интересно скорее то, как мы реагируем на него.
[показать]Казалось бы, оно идёт изнутри нас, будучи пробуждено природными позывами, древними вегетативными импульсами — так? Поэтому оно должно быть цельным.
[показать]Но мы иногда воспринимаем его как внешнюю внушающую силу.
[показать]В подростковом возрасте, к примеру, я был склонен угрюмо отгонять его. «Я вижу, что мир плох, несовершенства и изъяны сквозят из всех щелей, а он пытается загипнотизировать меня светом солнышка и полётом ласточек?»
[показать]Мне вообще тогда больше нравилась красота Ночи, чем красота Дня.
[показать]Сейчас — дело иное.
[показать]В этом мне мерещится что-то странное, что-то фундаментально глубокое и вместе с тем ускользающее. Пенсионеры — какими мы их обычно представляем в оптимистичном варианте? Верно, сидящими на лавочках и радующимися солнышку. Подростки же часто кутаются в чёрное и предпочитают ночное время суток.
[показать]Тропизм.
[показать]Всякая тварь стремится к теплу, если его не слишком много. Теплу физическому. Теплу себе подобных.
[показать]Инстинкт.
[показать]Кошка, которую не так давно стерилизовали и которая постепенно выходила из состояния общего наркоза, так и норовила полубессознательно подползти ко мне ближе.
[показать]Как и та девушка в зубоврачебной клинике, которая...
[показать]...ну, неважно.
[показать]Но существует в человеке, кажется, нечто обратное тропизму. Нечто, заставляющее подчас рвотным образом реагировать на пресловутое «тепло». Этот «антитропизм» особенно силён в подростках — физиологическое отвращение к избытку сантиментов. Вроде бы в Америке некоторые в подростковом возрасте даже предпочитают обращаться к родителям по именам?
[показать]Психологи...
[показать]...сочиняют объяснения...
[показать]...пишут диссертации...
[показать]...ищут мотивы...
[показать]Они не могут понять, что отвращение к теплу, ко всяким обниманиям и пафосу может быть простым физическим порывом, не нуждающимся в какой бы то ни было мотивировке.
[показать]Причина, разумеется, есть у всего.
[показать]Но:
[показать]— обязана ли она существовать в виде сознательной или подсознательной логической цепочки?

[показать]Тепло.
[показать]«Всякая тварь стремится к теплу, если его не слишком много». Быть может, некоторые из нас получают чересчур много тепла?
[показать]Избыточная энергия внутри, зовущая нас преобразовывать мир. Изменять его. Та внутренняя неуживчивость, из-за которой мы не можем принять мир таким, какой он есть. Вектор этой неуживчивости явно противоположен вектору тропизма.
[показать]С одной стороны:
[показать]— впитывать энергию. Ползти на тепло. Вливаться в мир, а то и быть ассимилированным им.
[показать]С другой стороны:
[показать]— излучать энергию. Ошпаривать ею всё бытие вокруг. Подстраивать мир под себя.
[показать]В подростковом возрасте — если бы я умел тогда чётко выражать свои мысли — тропизм, движение к Теплу, наслаждение ярким солнцем и летящими ласточками казались мне чем-то отчасти пораженческим. Я не знал, кто создал этот мир, — не знаю и теперь — но был вполне уверен, что сила эта не имела в виду человеческое благо. Человек смертен, его изнуряют болезни, ему никак не удаётся создать утопию и найти смысл собственного бытия. Мир нуждается в коренной переделке — а значит, умиляться ему стоит разве что изредка, ради релаксации.
[показать]К пенсионному возрасту, как показывают наблюдения, многими овладевает своеобразный фатализм. Человек вполне готов слиться с миром воедино — в том числе и физически. Вектору тропизма в нём — или это всё же зов внешней силы, зов мира? — уже не мешает вектор бьющей наружу энергии, призывающей что-то изменить.

[показать]В «Этшарском цикле» у забавного автора, у Уотт-Эванса, описывались самые разные виды волшебства, сосуществующие как бы параллельно. Существовали там и так называемые ворлоки, свежепоявившийся вид волшебников, черпающие свою Силу из странного далёкого источника, возникшего в их мире не так уж давно. Источник этот — как выяснилось при исследованиях, что-то вроде метеорита или потерпевшего катастрофу инопланетного корабля, хотя неясностей остаётся множество, — субъективно воспринимался каждым ворлоком как чудный звук или странная вибрация.
[показать]Чем чётче ты ощущаешь её — тем больше Силы можешь взять.
[показать]Трагедия ворлоков заключалась в том, что по мере набора опыта каждый ворлок становился всё сильнее — всё чётче и чётче слыша странный звук. Пока тот не превращался в зов, притягивающий свою жертву к средоточию Силы.
[показать]С неизвестным, но скорее всего фатальным исходом.

[показать]Интересный, что ни говори, получается расклад:
[показать]— если считать, что мы с миром составляем единое целое и что наше стремление изменить его есть просто закономерная часть происходящих в мире процессов, то мы имеем в результате круговую циркуляцию энергии.
[показать]Она вбрасывается в семя новорождённых при Великой Тайне Зачатия, она нашими руками и нашими делами на протяжении первых этапов нашей жизни возвращается по частям в мир. Чтобы однажды вернуться туда целиком — когда мы ощутим Зов.
[показать]— если считать, что мы представляем собой нечто оппозиционное миру и что мы присланы сюда Кем-то или Чем-то, чтобы мир изменить, то мы имеем в результате планомерное вытягивание энергии.
[показать]Чуете знакомые мотивы? Их перепевы можно усмотреть и у Кастанеды, и у Пелевина и даже у Фрая. Идея мира, который, подобно хищнику, высасывает из нас соки, чтобы потом выплюнуть пожухлую кожурку, чрезвычайно популярна ныне.
[показать]Причина, в общем-то, ясна.
[показать]Доверие к миру сейчас не особенно широко распространено, ну а желание Утопии в той или иной форме — хотя бы в виде «Чтобы не надо было умирать» — сильнее чем когда-либо прежде.
[показать]Хотя идеологии вроде Трансёрфинга делают всё возможное для того, чтобы щенячье доверие к бытию вновь стало трендом.
[показать]Так жить, бесспорно, легче.
[показать]Но способствует ли это пониманию сути дела? Один человек не так давно спросил меня: «Ответа на какие вопросы ты ищешь?» Замявшись с ответом — разве у меня не множество проблем и соответственно великое множество вопросов? — я пришёл к промежуточному выводу, что как минимум одним из движущих моими флудопотоками мотивов является стремление «Чтобы не обманули».

[показать]К слову:
[показать]— мне нравится саентология своей параноидальностью. Шутка ли, она всерьёз предполагает, что обманы будут продолжаться даже после смерти и что астральному телу post mortem вовсе не следует лететь туда, куда его будут притягивать.
[показать]Беда в том, что саентология и сама по себе — не Белый Кристалл Истины.

[показать]Два мнения, две позиции, два взгляда на мир и на себя в нём. Взгляд на себя как на отдельную часть Великого Прекрасного Целого, которая впоследствии возвращается к Истоку, выполнив свой долг. Взгляд на себя как на Эмиссара Перемен, посланного Неизвестно Откуда с миссией изменения мира, но с высокой вероятностью проваливающего миссию и в итоге съедаемого миром.
[показать]Различаются ли они чем-то объективно?
[показать]Ответить сложно, поскольку у нас — скажем так — недостаточно метафизических познаний.
[показать]Нет, можно абстрактно рассуждать о том, что пославшая нас сила в принципе неотличима от мира и так или иначе является его частью. Но если мы точно будем знать, что пославшую нас силу зовут Шобс Ниггуратович Ктулхберг и что живёт она в пятом астральном измерении, то эти прекрасные рассуждения сразу утратят силу.
[показать]Почему?
[показать]По той же причине, по которой при виде очередного кинозлодея, желающего уничтожить человечество, нет смысла спасаться за рассуждениями: «Он же сам часть человечества, так что ничего страшного, всё происходящее совпадает с волей социума».
[показать]Ясно одно:
[показать]— первоначально, когда мы приходим в этот мир, вся структура бытия играет с нами втёмную.
[показать]Иначе, собственно говоря, не может и быть — сама природа наших желаний как движущего механизма нас говорит о том, что реальность никогда не должна им всецело соответствовать. По крайней мере, с точки зрения того, кто желает, чтобы мы двигались.
[показать]Кто-то ухитрился простить это миру.
[показать]Кто-то — не смог.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (4):
Ostreuss 01-08-2013-14:47 удалить
Ребёнок верит взрослым, потому что это экономит мышление. Он слишком многого не знает, и принимает на веру.
Поэтому в описанном Вами отрочестве и юношестве доверие к взрослым создаёт четкую картину мира. Это - злодей, это - гений. И он не может понять, почему все люди не делают добро и не борятся со злом.
От того, что это какие-то неправильные люди?
Это и приводит к черным плащам, готизму и прочему. Называется юношеским максимализмом.

Построение модели мира в человеке продолжается до самого конца. Иногда он уходит очень далеко. Зайдя туда, он уже многое понимает, и мог бы многое решить. Беда в том, что этого никто не понимает. Это он увидел, что за горизонтом - остальные ещё не дошли. Он понимает, и что непонимание - вполне логично и естественно, и не проистекает из глупости или злости. Они и не могут понять, куда движутся, что ж делать.
Поэтому нельзя сказать, что он примирился.
Дело не только в чёткой картине мира. Скорее в чётких стремлениях. Подросток свободно может признать, что все люди вокруг — какие-то полуоттеночные и серые, но это как раз и будет истолковано им в минус. Он хочет иного.
А человек старше — уже не хочет. Научился не хотеть невозможного (а смысл-то?). Или умение не хотеть невозможного само к нему пришло, в связи с возрастными изменениями метаболизма.
У подростка такой возможности нет, а осознание невозможности добиться некоторых целей в реальности приводит к противопоставлению себя не даже не столько несовершенным людям (разве могли они в реальности быть иными?), сколько несовершенной реальности (в которой люди не могут быть иными).
Отсюда и готика.
Ostreuss 02-08-2013-11:14 удалить
Ответ на комментарий Грицхальд # Грицхальд, Вы общались с бабушками и дедушками? Да они полны ярости и чувств. Нет там никакого метаболизма.
Когда в Питере были первые волнения, и прорвали слабый тогда Омон, был эпизод: бабуся пинает лежащего омоновца ботиком в лицо. Она одна. Расплачивается с ним за весь отчетный период. А всего-то за морковкой вышла.
Помню про это. Действительно, странное противоречие с наблюдениями явного возрастания симптомов апатической депрессии у людей к сорока годам.

Но можно попытаться объяснить это двумя финтами:
1) пенсионерам не надо работать.
В то время как даже подростков большую часть будничного светового дня задалбывают учёбой, у пенсионеров остаётся больше свободной энергии. Хотя в чистом виде её меньше, чем у того же подростка или даже у сорокалетнего.
2) «Да, были люди в наше время, не то что нынешнее племя».
Одна моя юная знакомая как-то цинично заметила в чате, что предыдущее поколение активно вымирает к 50 годам. Причём если пред-предыдущее поколение — видевшее Советский Союз, Гагарина и чуть ли не Вторую Мировую Войну — спокойно доживает до 70, а иногда и до 90, то более свежее — вымирает со скоростью мух.

Конечно, если верен второй пункт, то можно ещё поставить вопрос: обязательно ли возраст приводит к усталости и к примирению с действительностью? Или это лишь атрибут новых лиц, побочное следствие — гм-м — жизни без идеалов? Не знаю, что сказал бы Зигмунд Фрейд.


Комментарии (4): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Мимолётный экстаз, тропизм, антитропизм и чуть метафизики | Грицхальд - Дневник Грицхальда | Лента друзей Грицхальд / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»