Андрей Рублев был человеком Святой Руси, своего государства и выражал чувства и мысли своих современников. В его замечательных творениях, проникнутых гуманизмом, звучала сама жизнь.
"Благовещение" Андрей Рублев, Даниил Черный и мастерская 1408 г [показать]
В отдалении от Андроникова монастыря, в лесах, диких и огромных, находилась Троице-Сергиева лавра, где Рублев провел юные годы, где, по-видимому, прошла большая часть его жизни. Рублев застал лавру в самом расцвете, при игумене Никоне, и там научился искусству живописи. Величавая природа вокруг Троицкого монастыря с ее дремучими хвойными лесами сказочной красоты, безусловно, производила на художника сильное впечатление.
"Сошествие во Ад" Андрей Рублев, Даниил Черный и мастерская 1408 г. [показать]
Дата рождения Андрея Рублева неизвестна и высчитывается приблизительно по году его кончины, если думать, что он мог прожить лет семьдесят. Год смерти — 1430-й — предположительно определили по надписи на надгробной плите. Первоначальная плита не сохранилась, и до нас дошли лишь копии с нее. В надписи на ней сказано, что инок Андрей скончался в 1430 году в ночь на память Игнатия Богоносца, то есть, очевидно, 11 февраля (29 января по новому стилю).
"Архангел Гавриил" Андрей Рублев, Даниил Черный и мастерская [показать]
Еще при жизни Андрей Рублев стал легендой. Его приглашали для украшения живописью лучших построек. Расписать храм значило написать фрески на стенах и иконы для иконостаса. Одному все это выполнить, конечно, было невозможно. Рублев работал в дружинах-артелях с самыми выдающимися мастерами — Феофаном Греком, Прохором с Городца, Даниилом Черным. Художники расписывали главные соборы Москвы: Благовещенский, Успенский, Архангельский. Несомненно, великий живописец встречался со многими образованными и прославленными людьми своего времени.
За те сто с небольшим лет, которые протекли со времени появления в печати первых очерков и заметок о великом русском иконописце, «рублевоведение» проделало гигантский путь. Век девятнадцатый, железный, не видевший подлинных произведений Рублева, создал для себя легендарный образ художника...
Известно, что в конце XIV столетия Андрей Рублев был послушником в Троицком монастыре. Монастырь этот сохранился до наших дней. Он находится в подмосковном городе Загорске. Родился ли Рублев в пятидесятые годы XIV столетия или гораздо позже? Пришел ли он в монастырь зрелым человеком или юношей? Принадлежал ли к известному, богатому и знатному роду или был простолюдином? Обо всем этом сведений не осталось, ответить на эти вопросы можно только спорными гипотезами. Так или иначе, в Троицком монастыре Андрей Рублев какое-то время жил и работал. История же возникновения подмосковной обители, где послушничал Андрей Рублев, словно капля воды, отражает половодье событий, захлестнувших нашу землю в тридцатые и сороковые годы XIV века... далее »
В "Троице" Андрей Рублев явил себя выдающимся мыслителем, "всех превосходящих в мудрости", человеком высочайшей нравственной культуры, недостижимой для нас чистоты души, осененной божественной гениальностью. Икона, которую он создал, несмотря на свою внешнюю простоту, окажется безграничной и многогранной по содержанию, как Млечный Путь над нашей головой в теплую июльскую ночь...
Ее поймут и примут как заветно близкое и его современники, а затем и многие поколения людей. Трое ангелов парят над землей, их обнаженные ступни не опираются на землю, их тончайшие посохи - лишь символы странничества, напоминающие человеку, что он только временно здесь, на земле, и ничего не сможет унести с собой отсюда, кроме своей души и царящей в ней правды. Отблеск голубого цвета - это опрокинутое в человеческой природе небо. Жизненная мудрость не отягощает ангелов, а делает их как бы возвышающимися над миром. И этому же вторит и надмирное сияние красок. И оттого, может быть, так радостна грусть рублевских ангелов. На творение это легко смотреть. Не случайно и сам Рублев писал свою «Троицу», «неуклонно взирающе на всечестные иконы, наполнялся радости и светлости»...