Svetlana Tursunova: Эту сумку от Gucci я нашла в интернете, и приятно была удивлена, что они так ловко использовали рисунок с сюзане на своей сумке.
Поэтому, чтобы всем было приятнее и интереснее работать, объясняю технику вышивки басма на примере этой сумки.
Византийское искусство внесло в культуру многих стран новое содержание, наполнило ее новыми образами. Оно формировалось, с одной стороны, на основе античной архитектуры и скульптуры, а с другой - под влиянием художественной культуры Ближнего Востока. Особенно важную роль в художественной жизни сыграло христианство.
Главное место в византийской культуре занял образ Иисуса Христа. Именно Византия выработала все прообразы (архетипы) - постоянные иконографические схемы, от которых не полагалось отступать при изображении священных сюжетов. Эти схемы перешли позже и в русскую иконопись, и отчасти в западноевропейское искусство, хотя там они были больше подвержены изменениям. Читать далее
Любезнейший читатель, кто из вас не испытывал величайшего удовлетворения от приобретенных новых знаний, от раскрытия тайн бытия, кто не радовался тому, что он может понять, потому что знает. Так и икона. Чтобы понять её символизм, нужно знать его.
Сегодня мы, хотя бы вкратце, попробуем приподнять завесу над таинственными символами, кои присущи древнерусской иконе.
«Что доставляют писания умеющим читать их, то доставляют иконы неученым, когда те смотрят на них. Икона служит простому народу вместо книги». Это изречение принадлежит средневековью, применительно к которому оно совершенно справедливо. Ибо в те времена даже неграмотные люди отлично разбирались в том, на какой сюжет написана икона, какие персонажи в ней главные, какие второстепенные; они понимали смысл каждого жеста, любого движения, того, что означает дерево или какая-нибудь архитектурная деталь и даже месторасположение фигур. Люди и искусство Древней Руси были современны друг другу. И человека того времени вполне устраивала принятая тогда изобразительная манера. Одна из основных особенностей художественного языка средневековья – его символичность. Это и понятно: люди хотели в простейшем жизненном явлении видеть хорошее или плохое предзнаменование, а вся вселенная, вся история человечества воспринимались ими как некие гигантские символы.
Если взять западную живопись того времени, едва ли не каждый персонаж, помимо того, что он представлял, так сказать, самого себя, выражал собой и какую-то иную сущность: когда Христа или Богоматерь, когда христианскую церковь или одно из её таинств, когда какое-то понятие или явление.
В древнерусской иконописи символизм несет в себе ещё и богословский смысл. Рассматривая икону Рождества Христова, возьмём маленький аспект: восточные мудрецы-волхвы, пришедшие поклониться новорожденному Христу. Так вот, они олицетворяют собой ещё и три человеческих возраста – юность, зрелость и старость, почему на иконах им и придают соответствующий облик. Богословский смысл этого – в том, что и стар и млад, всё человечество должно склониться перед новым вероучением. Дары волхвов имеют тоже символический смысл, и знаковость эта основывалась на действительно бытовавших в жизни обычаях. Золото было принято дарить новорожденному царевичу. Ладан воскуряли в храмах во время богослужения. Смирной, смесью душистых масел, на Востоке умащали тела покойных перед погребением. Таким образом, волхвы принесли Младенцу-Христу «злато яко царю, ливан (ладан) яко Богу, смирну – мертвецу».
Была и своя символика размещения действующих лиц в сюжетной композиции. Так на изводе иконы Страшного суда неразумные девы евангельской притчи символизировали отверженных и помещались слева от Христа; девы мудрые – это блаженные, их мы видим справа. Своя символика и в жестах. Если кто-нибудь изображается с рукой, прижатой к щеке – это знак печали, а протянутая вперед рука с раскрытой ладонью означала повиновение или покорность.
Все персонажи в древнерусской живописи, если только это не обыкновенные люди, изображаются с нимбами (лат. nimbus – облако, туча) – золотым, реже цветным сиянием вокруг головы. Нимб – символ святости или божественности. У Саваофа, Бога Отца, нимб звездчатый, у Христа – крестчатый, у Богоматери, ангелов, святых нимбы круглые. Звезда означает обоготворение, а круг – вечность, вечную жизнь. Нимб – общий признак. Но есть в иконописи и сугубо индивидуальные знаки. В иконографии евангелистов Матфей изображается с ангелом, Марк со львом, Лука с тельцом, Иоанн с орлом. Без изображения евангелистов знаки все равно символизируют их самих.
Символами обозначались времена года («зодиак» - зодий). Шла ли речь о временах года, стихиях, явлениях и силах природы, географических понятиях, художники прибегали к языку символов и аллегорий. Представлена на троне дева в царском венце и мантии – это Весна. Юноша, дующий в трубу, – Ветер, отрок – пастух, а сидящий на горе – олицетворение горы Синай. Старцы, женщины, юноши, держащие узкогорлые амфоры или урны, из которых льется вода, – это водные потоки и реки.
Дуб – древо жизни.
Дом – символ домостроения, созидания.
Гора – знак духовного, нравственного восхождения. А теперь давайте вспомним творение Андрея Рублева, «Троицу», ангелов и изображение вышеперечисленных символов, на фоне которых представлен каждый из них. Вот и читаем: основа жизни любого человека – это нравственное восхождение по Закону Божьему, во Имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Князь Григорий Григорьевич Гагарин ( 1810-1893 )-
представитель древнего и знаменитого рода,вице-президент Академии художеств,был известен прежде
всего как замечательный художник.Он создавал архи-
тектурные проекты,писал театральные декорации,
занимался живописью,гравировал.По его эскизам
изготавливались люстры,ковры и сервизы;он покрыл
замечательными фресками стены Сионского собора
в Тбилиси,церквей Мариинского дворца в СанктПетер-
бурге и селе Сучково в Тверской губернии.Жизненный путь князя оказался счастливо связан с выдающимися
представителями русской и мировой культуры.
Князь был воспитан в атмосфере любви к искусству,
обучался в коллегии Толомеи в Сиене,слушал универси-
тетские курсы и изучал архитектуру и живопись в
Париже,прекрасно знал французский,немецкий,итальянский и латинский
языки.Карьера его сложилась успешно.Выйдя в отставку,Гагарин много путешествует по Европе,Азии и Египту.Издает книги и альбомы по средневеко-
вому искусству,продолжая работать,как художник.Одним из таких альбомов
был альбом"Собрание византийских и древнерусских орнаментов....."
Рубенс писал на холсте и на дереве, пользуясь светло-серым грунтом, применяя его впоследствии как основной тон о картине. На дереве он покрывал грунт золотистой краской, также используя оптические свойства цвета грунта. Рубенс придерживался метода тонкого, гладкого и прозрачного письма, употребляя, как полагают многие исследователи его техники живописи, краски, стертые на хорошо обработанном масле с добавкой смол.
На неоконченных картинах можно видеть процесс его работы: рисунок тонко обводился прозрачной коричневой краской, после чего этой же краской выполнялся светотеневой подмалевок, сохраняя просвечивание грунта. После этого живопись велась в локальных тонах, а затем по сухой подготовке наносились лессировки и корпусные заключительные света. 0сновным правилом Рубенса было; тени писать легко, в виде затирок, чтобы не заглушить прозрачность и теплоту теней; в светах можно усилить корпусность и толщу слоя. "Каждую краску необходимо наносить чистой на свое место, чтобы затем легким движением кисти стушевать их и в заключение эту подготовку пройти уверенными мазками.
Рембрандт применял серый грунт, выполняя рисунок и подмалевок коричневой прозрачной краской, а затем по сухой подготовке клал и заканчивал живопись лессировками. Техника живописи Рембрандта основывается на правильном выборе тона грунта и прозрачности светотеней. Чтобы лучше достигать светового эффекта, он ослаблял яркие краски и оставлял небольшое количество цветовых оттенков, освещая незначительную часть картины.
Рембрандт писал очень пастозно: наиболее яркие света перегружены краской. В отличие от Рубенса он располагал краски не одну возле другой, а накладывал одну на другую. Вязкость красок свидетельствует о применении им лаков, как полагают многие, мастичного, сандарачного и янтарного.
Левицкий часто применял грунт нейтрально-зеленого тона, который и являлся полутоном, т. е. основой светотеневой подготовки картины. Света он выдерживал в дополнительных цветах (красном и розовом) и по сухому масляному подмалевку наносил лессировки, достигая ими эффектов Рубенса. Ровный и слитый красочный слой на картинах Левицкого указывает на применение им в процессе письма лаков.
Брюллов писал часто на грунтах теплого тона. На некоторых неоконченных этюдах виден тонкий рисунок, исполненный мягкой кистью светло-коричневой прозрачной масляной краской и подмалеванный гризайлью.
Теплые тени и холодные полутона — манера письма Брюллова.
Александр Иванов много этюдов написал масляными красками на бумаге. Грунт он тонировал светлой охрой. Великий живописец впервые и мастерски применил в живописи «пленэрное» освещение и вместо желтого академического условного полутона — белый, оживив его различными холодными рефлексами.
И. Е. Репин
Небольшое дополнение к серии постов о Русском музее.
[700x433]
[700x428]
[700x536]
[509x427]
[310x400]
[700x525]
[550x411]
[361x550]
[700x479]
[500x232]
[700x454]
[347x497]
[450x413]
[474x359]
[410x284]
[300x420]
[400x300]
[537x623]
[202x182]
[202x182]
[200x314]
[330x345]
[590x459]
Орнаменты. Стили. Мотивы.
(часть 2 - иллюстрации)
Емшанова Н. А. - текст; Ворончихин Н. С. - иллюстрации
Издательский дом «Удмуртский университет» Тираж: 1200 экз.
Вначале очень коротко из истории искусств.
Натюрморт с фр. nature morte переводится как «мёртвая природа» или голл. stilleven, нем. stilleben, англ. still-life - «застывшая жизнь». Это жанр изобразительного искусства, посвященный изображению неодушевлённых предметов.
Жанр начал формироваться в XV—XVI веках (как часть композиции), окончательно сформировался в XVII веке в нидерландской и фламандской живописи. Получил развитие в 18-20 веках в европейской, русской и американской живописи.
Интересно то, что в живописи старых мастеров существовало 2 типа натюрморта:
- «вещи человека» (личные, характеризующие человека, например «суета сует»);
- «вещи для человека» (например, «цветы и фрукты» или «битая дичь»).
[показать]
Ф. Снейдерс "Кладовая", ок. 1620 г.
Древние монахи-писцы, из-под пера которых выходили ранние манускрипты, обладали выдающимся талантом. Хотя цветовая гамма их работ была достаточно ограниченной, а краски они готовили сами из местного сырья, сложные узоры из спиралей, плетенок, растений и животных, окруженные характерными для кельтского стиля рядами красных точек, превращали каждую страницу в произведение искусства.
Первый период расцвета декоративной каллиграфии в западной культуре приходится на VII век - именно тогда в Ирландии, в монастырях, начали писать и украшать требники, использовавшиеся во время церковных служб.
Эти требники монахи брали с собой в миссионерские походы по языческим областям Британии и Европы, где основывали монастырские поселения. Декоративный стиль, созданный ими, включал в себя элементы кельтского, германского, античного и раннехристианского искусства.
Он известен как островной - это название отражает прочность культурных связей между Ирландией и Британией в тот период.
Наиболее выдающимися образцами рукописей этого времени являются "Линдисфарнское Евангелие" и "Келлская Книга". Стили этих двух манускриптов различны. Их мотивы напоминают те, что использовались ранее в резьбе по камню, ювелирных изделиях, - это сложные стилизованные орнаменты, включающие изображения животных и птиц.
Линдисфарнское Евангелие (Англия, Нортумберленд, ок. 698)
Продолжение.