• Авторизация


РУССКИЕ ХУДОЖНИКИ Маковский Владимир Егорович (1846-1920) 29-03-2015 00:27 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Ела2012 Оригинальное сообщение

РУССКИЕ ХУДОЖНИКИ Маковский Владимир Егорович (1846-1920)


[показать]
«Автопортрет»
1905
Картон, масло 34,3 x 38,6
Государственная Третьяковская галерея
Москва


В. Е. Маковский родился в Москве, в семье известного деятеля искусств, одного из основателей МУЖВ - МУЖВЗ (Московское училище живописи, ваяния и зодчества )
- Е. И. Маковского.

С детства мальчика (и его брата, впоследствии также известного живописца К. Е. Маковского) окружала художественная атмосфера, он постоянно видел известных мастеров, посещавших дом отца, слышал их споры и разговоры об искусстве, проникался мыслями о его высоком назначении и потому очень рано ощутил свое призвание.

Первые уроки живописи Маковский брал у В. А. Тропинина и в пятнадцать лет под его руководством написал картину "Мальчик, продающий квас" (1861).
[показать]
«Мальчик, продающий квас»
1861
Холст, масло. 69.7 x 56 см
Государственная Третьяковская галерея

В 1861-66 гг. Маковский учился в МУЖВ - МУЖВЗ, где получил хорошую профессиональную подготовку под руководством художников Е. С. Сорокина и С. К. Зарянко.
После окончания училища Маковский отправился в Петербург и поступил в АХ, где успешно учился.
[показать]
«Художник, продающий старые вещи татарину (Мастерская художника)»
1865
Холст, масло. 41.9 x 50 см
Государственная Третьяковская галерея

[показать]
«Литературное чтение»
1866
Холст, масло. 55.7 x 81.2 см
Государственная Третьяковская галерея

[показать]
«Любитель старины»
1869
Бумага, акварель 27,5 х 18,6
Государственная Третьяковская галерея
Москва

В 1869 г. за картину "Крестьянские мальчики в ночном стерегут лошадей (Ночное)", во многом созвучную рассказу И. С. Тургенева "Бежин луг", он получил золотую медаль и звание художника 1-й степени.
[показать]
«Крестьянские мальчики в ночном стерегут лошадей.»
1869
Холст, масло
Частное собрание

В 1870 г. на выставке Московского общества любителей художеств была представлена его картина "В приемной у доктора", где с мягким юмором изображен священник, увлеченно разъясняющий старушке свой "верный" рецепт от зубной боли. Внимание к деталям (тщательно выписанный подзеркальник и литография на стене, шелковая ряса священника и шерстяной клетчатый платок старушки) и, главное, теплая ирония напоминают о традиции П. А. Федотова. Картина имела успех, а ее автору прочили славу жанриста. Интерес к "маленькому человеку", его горестям и радостям отныне стал лейтмотивом произведений художника.

[показать]
«В приемной у доктора»
1870
Холст, масло 69,4 х 85,3
Государственная Третьяковская галерея
Москва

Тем же юмором проникнуты его картины начала 1870-х гг.: "Любители соловьиного пения", "Игра в бабки", "Получение пенсии", "Псаломщики". Все они были небольшого размера, написаны в гладкой живописной манере.

[показать]
«Любители соловьев»
1872-1873
Холст, масло. 55 x 76 см
Государственная Третьяковская галерея
Москва

[показать]
«Поздравление»
1878
Холст, масло
Серпуховский художественно-исторический музей

[показать]
«Портрет Е.И.Маковского»
1880
Холст, масло. 95.5 x 69.5 см
Государственная Третьяковская галерея

[показать]
«Друзья-приятели»
1878
Холст, масло. 57 x 79 см
Челябинская областная картинная галерея

[показать]
«Варка варенья»
1876
Холст, масло 19 х 28
Самарский областной художественный музей
Самара

[показать]
«Игра в бабки»
1870
Холст, масло. 53.5 x 71 см
Государственная Третьяковская галерея
Москва

[показать]
«Рыбачки»
1886
Холст, масло
Краснодарский краевой художественный музей им. Ф.А.Коваленко

[показать]
«Девочка с гусями»
1875
Холст, масло. 39 x 27.5 см
Нижнетагильский художественный музей изобразительных искусств

Постепенно юмористическая окраска картин Маковского становится несколько иной. В них появляются тревожные ноты, напоминающие зрителю о человеческой несправедливости, об униженных и оскорбленных. В картинах "Посещение бедных" (1874), "Толкучка" (1875), "В передней" (1884), "Ожидание. У острога" (1875), "Ночлежный дом" (1889) и других художник показывает убогую жизнь городской бедноты, яркие контрасты между нищетой и достатком.

[показать]
«Посещение бедных»
1874
Холст, масло 69 x 96
Государственная Третьяковская галерея
Москва

[показать]
«В полдень»
1879
Этюд для картины "Толкучий рынок в Москве"
Холст, масло. 84.9 x 125 см
Государственная Третьяковская галерея

[показать]
«Обед»
1875
Этюд для картины "Толкучий рынок в Москве"
Холст, масло. 71 x 108 см
Государственная Третьяковская галерея

[показать]
«Продавец кваса»
1879
Этюд для картины "Толкучий рынок в Москве"
Холст, масло. 75.7 x 52.2 см
Государственная Третьяковская галерея

[показать]
«В передней»
1884
Дерево, масло. 40.8 x 31.1 см
Государственная Третьяковская галерея

[показать]
«Мать и дочь»
1886
Холст, масло 112 х 85
Государственная Третьяковская галерея
Москва

[показать]
«Молебен на Пасху»
1887-1888
Холст, масло
Серпуховский художественно-исторический музей

[показать]
«Ночлежный дом»
1889г.

В 1879 г. Маковский создал картину "Осужденный", где с явным сочувствием изобразил молодого народовольца, выходившего из зала суда в сопровождении жандармов. Горе его бедных стариков родителей лишь подчеркивало драматизм произведения, которое, по словам В. В. Стасова, "глубоко и сильно копнуло современную жизнь".

[показать]
«Осужденный»
1879
Холст, масло
Государственный Русский музей

На VII выставке ТПХВ Маковский представил работы, также связанные с образами народников, - "Узник" и "Оправданная" (обе 1882). К той же тематической серии можно отнести и картину "Вечеринка" (1875-97), живо передававшую атмосферу собраний и споров, столь привычных в те годы среди молодежи и студентов.

[показать]
«Узник»
1882
Холст, масло
Харьковский государственный музей изобразительных искусств

[показать]
«Ожидание»
1875
Холст, масло 83 х 122
Государственная Третьяковская галерея
Москва

[показать]
«Оправданная»
1882
Холст, масло. 79 x 105 см
Государственная Третьяковская галерея

[показать]
«Вечернее общество»
1875
Холст, масло 108,5 x 144
Государственная Третьяковская галерея
Москва

Одно из значительных полотен художника, повествующее о трагической повседневности, - это "Крах банка" (1881). Маковский показал чувства и переживания людей, вложивших свои последние сбережения в банк, потерпевший крах. Обморок несчастной старушки, растерянность купца, потрясенные и возмущенные лица и, наконец, самодовольство финансового дельца, единственно выигравшего от падения акций, изображены художником психологически ярко и точно.

[показать]
«Крах банка»
1880
Холст, масло 46 x 71
Государственный Русский музей
Санкт-Петербург

[показать]
???

[показать]
«Ловля рыбы»
1884
Холст, масло
Частное собрание

[показать]
«В жаркий день»
1881
Дерево, масло. 24 x 32 см
Серпуховский художественно-исторический музей

Глубоким сочувствием к городской бедноте проникнута картина "Свидание" (1883), перекликающаяся с сюжетом чеховского рассказа "Ванька". Художник запечатлел свидание матери с сыном, отданным "в учение" к ремесленнику, "в люди". Жалость и горечь вызывает образ забитого мальчугана, торопливо жующего принесенный матерью калач, и молчаливое понимание бедной деревенской женщины, с любовью и болью смотрящей на сына.

[показать]
«Свидание»
1883г.
Холст, масло. 40 x 31.5 см
Государственная Третьяковская галерея

Тем же щемящим чувством отмечена и картина "На бульваре" (1886-87), вновь затрагивающая темы города и деревни.
Размышление о женской доле вызывает сцена на скамейке московского бульвара, где подвыпивший нагловато-безразличный мастеровой играет на гармошке, а рядом с ним в задумчивости застыла молодая женщина с ребенком на руках. Приехавшая из глухой деревни к мужу, она подавлена одиночеством, отчуждением, холодностью их встречи. Унылый осенний пейзаж, голые ветви деревьев, покосившийся фонарь, большой незнакомый ей город - все вторит настроению этого безрадостного свидания. Блеклые краски пейзажа в сочетании с яркими пятнами одежды мастерового и его жены, с пестротой лоскутного одеяла младенца вносят мягкий колористический аккорд, усиливающий главную тему картины.

[показать]
«На бульваре»
1886
Холст, масло 53 х 68
Государственная Третьяковская галерея
Москва

[показать]
«Не пущу!»
1892
Холст, масло
Киевский государственный музей русского искусства

[показать]
«Приезд учительницы в деревню»
1896-1897
Холст, масло. 67 x 90 см
Государственная Третьяковская галерея

[показать]
«В сельской школе»
1883
Холст, масло. 41 x 65 см
Тульский областной художественный музей

[показать]
«К венцу (Прощание)»
1894
Холст, масло. 115 x 99 см
Самарский художественный музей

[показать]
«Под венец»
1884
Холст, масло 92 х 145

[показать]
«Выбор приданого»
1897-1898
Холст, масло
Харьковский государственный музей изобразительных искусств

[показать]
«Первый фрак»
1892
Холст, масло
Государственное музейное объединение "Художественная культура Русского Севера"

Живописными достоинствами отмечена и другая работа художника - "Объяснение" (1889-91), с тонким лиризмом изображающая молодого студента и девушку в минуты решительного объяснения. Комната, залитая солнечным светом, белый китель студента, белый кафель печки, его отблеск на крышке рояля - все пронизано свежестью и чистотой первого чувства. Признанный педагог, Маковский долго преподавал в МУЖВЗ, заняв в 1882 г. место ушедшего из жизни В. Г. Перова.

[показать]
«Объяснение»
1889-91гг.
Холст, масло 53 х 39,5
Государственная Третьяковская галерея
Москва

[показать]
«Крестьянские дети»
1890
Харьковский художественный музей

[показать]
«Без хозяина»
1911
Холст, масло
Ярославский художественный музей

[показать]
«Тет-а-тет»
1885-1905
Холст, масло. 32.4 x 28 см
Государственная Третьяковская галерея

[показать]
«Секрет»
1884
Дерево, масло. 40.6 x 31.3 см

Однако в 1894 г. художник покинул родную Москву и отправился в Петербург, где тогда в АХ проходила реформа преподавания. Ему было предложено возглавить класс жанровой живописи. Несмотря на большую занятость в академических классах, Маковский продолжал и активную творческую работу. В 1896 г. он совершил поездку но Волге, в результате которой появилась серия картин, изображающих народные типы - грузчиков, бурлаков, босяков (во многом они перекликаются с литературными образами рассказов молодого М. Горького).

[показать]«На Волге»
1897
Холст, масло. 69 x 104 см
Государственная Третьяковская галерея

[показать]
«От дождя»
1887
Холст, масло. 37 x 45.7 см
Ульяновский художественный музей

В том же году художника пригласили присутствовать на коронации императора Николая П в Москве, где он стал свидетелем трагедии на Ходынском ноле. Гибель сотен людей потрясла Маковского; его впечатления отразились в картине "Ходынка" (1901), которая долгое время была запрещена цензурой. Революционная ситуация в России нашла отражение и в произведениях "Допрос революционерки" (1904) и "Девятое января 1905 года на Васильевском острове" (1905). Однако, жанрист по природе, Маковский не смог подняться в этих картинах до больших исторических обобщений. Лучшими в его творчестве продолжают оставаться незатейливые и правдивые бытовые сценки.

[показать]
«Девушки, освещенные солнцем»
1901
Холст, масло. 24 x 17.5 см
Астраханская государственная картинная галерея имени П.М.Догадина

[показать]
Пастушки 1903 Холст масло

[показать]
«Две матери. Мать приемная и родная»
1905
Холст, масло 120 х 158
Самарский областной художественный музей
Самара

[показать]
«Музыкальный вечер»
1906
Холст, масло. 41 x 50.5 см
Государственная Третьяковская галерея

[показать]
«Любитель живописи. Портрет коллекционера И.Е.Цветкова»
1907
Холст, масло. 39 x 49 см
Кировский областной художественный музей имени В.М. и А.М.Васнецовых

[показать]
«Портрет академика Ивана Ивановича Янжула»
1907
Холст, масло. 47 x 38.5 см
Госудаpственный Владимиpо-Суздальский истоpико-аpхитектуpный и художественный музей-заповедник

[показать]
«Портрет императрицы Марии Федоровны»
1912
Холст, масло. 267 x 192 см
Государственный Русский музей

источник



Серия сообщений "Русские художники":

Часть 1 - РУССКИЕ ХУДОЖНИКИ Брюллов Карл Павлович (1799-1852)
Часть 2 - РУССКИЕ ХУДОЖНИКИ Серебрякова Зинаида Евгеньевна (1884-1967)
Часть 3 - РУССКИЕ ХУДОЖНИКИ Поленов Василий Дмитриевич (1844-1927)
Часть 4 - РУССКИЕ ХУДОЖНИКИ Маковский Владимир Егорович (1846-1920)
Часть 5 - РУССКИЕ ХУДОЖНИКИ Шварц Вячеслав Григорьевич
Часть 6 - РУССКИЕ ХУДОЖНИКИ Перов Василий Григорьевич
...
Часть 41 - Иван Владимиров. Великий иллюстратор Гражданской Войны
Часть 42 - Русские художники. Зарянко Сергей Константинович (1818-1870)
Часть 43 - "Julius Sergius von Klever - лирическо-романтический пейзажист"...


вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник РУССКИЕ ХУДОЖНИКИ Маковский Владимир Егорович (1846-1920) | AnnaBauer - Дневник AnnaBauer о рукоделии | Лента друзей AnnaBauer / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»