Представленная разновидность вышивки получила свое название по имени знаменитого государственного деятеля Франции кардинала Ришелье. Согласно легенде, он предпочитал носить платья с воротниками, отделанными такой вышивкой. Другая легенда гласит, что якобы сам кардинал любил заниматься вышиванием. Как бы там ни было, но сегодня, равно как и несколько столетий назад, ришелье остается одной из самых распространенных и популярных техник.
Ришелье — это ажурная вышивка, рисунок которой может складываться как из геометрических, так и растительных мотивов. Ниже представлено описание техники выполнения одного из наиболее изящных видов вышивки.
Техника выполнения ришелье.
Выбор ткани и нитей.
Для создания текстильных изделий, вышитых в технике ришелье, можно использовать льняные ткани различного типа, в том числе тонкий батист и грубое полотно.
Начинающим мастерицам советуем выбрать для работы льняную материю большей плотности, поскольку она удобна в работе.
Для выполнения вышивки ришелье не стоит брать хлопчатобумажные нити мулине. Для этих целей рекомендуется использовать крученые нити в четыре сложения № 8-30. Нити следует выбирать в соответствии с типом полотна.
В свою очередь, выбор ткани определяется характером выбранного узора. Так, например, ажурный кружевной рисунок украсит изделие из тонкой материи. Узоры, состоящие из крупных деталей, лучше всего вышивать на полотнах средней и максимальной плотности. Причем в этом случае для вышивания нужно взять сравнительно толстые нити ирис № 5 либо № 8.
Настил и выполнение брид
Выполнение вышивки ришелье следует начинать с перевода рисунка на предварительно подготовленную (выстиранную, высушенную и отутюженную) ткань. Делают это с помощью копировальной бумаги. Далее по контурным линиям нанесенного на полотно узора прокладывают мелкие стежки «вперед иголку» нитями мулине или катушечными № 40-50. Их можно располагать в один или несколько рядов.
Придать обрамлению большую выпуклость помогут стежки тамбурного шва. Для формирования бриды нужно от края до края детали рисунка протянуть несколько нитей. Завершив выполнение бриды, продолжают прокладывать контурные стежки до места, где будет располагаться другая брида.
Простые обвитые бриды
Простыми обвитыми бридами украшают текстильные изделия, изготовленные из тонких тканей. Для выполнения такой бриды необходимо протянуть от одного края узора до другого две-три нити, после чего, поменяв направление работы, обвить их (смотрите схему ниже).
Бриды, выполненные петельным швом
Для того чтобы выполнить бриды петельным швом, нужно протянуть от края до края рисунка несколько нитей. Далее их следует обшить петельными стежками, которые укладывают вплотную друг к другу (рисунок ниже).
Бриду выполненные штопальным швом
Нередко бриды формируют из штопальных стежков. Для этого сначала следует протянуть от од¬ного края узора до другого две-четыре нити, после чего, разделив их на равное количество, поочередно закрыть штопальными стежками. Иглу нужно вводить между натя¬нутыми нитями (рисунок ниже).
Бриды-«паутинки»
Одними из составляющих вышивки, выполненной в технике ришелье, являются соединительные бриды-«паутинки». Их следует формировать одновременно с укладкой наметочных стежков.
Для этого иглу необходимо вывести на лицевую сторону изделия рядом с одним из краев контура, у которого будет располагаться брида. После этого рабочую нить нужно протянуть, согласно узору, к противоположному краю рисунка и зафиксировать ее стежками.
Нить реко¬мендуется хорошо натянуть, но не чрезмерно, чтобы не стянуть полотно (рисунок ниже).
Бриды-«паутинки», обвитые нитью, станут достойным украшением узора (рисунок ниже).
Эффектным дополнением вышивки ришелье являются бриды-«паучки» (смотрите рисунок ниже).
Основу «паучка» составляют перекрещивающиеся нити «паутинки».
Выполняя сложные, скрещенные между собой бриды-«паутинки», прежде всего необходимо согласно линиям выбранного рисунка натянуть нить для формирования длинной бриды. Развернувшись, нужно обвить ее до половины, после чего сделать петлеобразную закрепку нити.
Далее требуется провести еще одну нить, которая будет служить основой другой бриды. Ее обвивают целиком до середины соседней, первой, бриды. Все последующие бриды вышивают аналогичным способом.
Закрепляют рабочую нить последней бриды в середине детали. На последнем этапе работы следует обвить остающуюся свободной часть первой бриды до контурной линии.
Для придания деталям рисунка большего объема нередко используют бриды-«паутинки» переплетенные нитью (рисунок вышивки ниже).
Чтобы выполнить такую бриду, сначала требуется сделать настил из стежков, располагающихся в шахматном порядке. После этого поверх основания укладывают стежки петельного шва. Петельки при этом должны находиться со стороны края вырезаемого отверстия.
Пико
Бриды, составляющие вышивку ришелье, часто отделывают небольшими по размеру петельками — пико. В результате получают сложный ажурный мотив.
Пико можно располагать с обеих сторон бриды. Существует несколько способов его выполнения: с использованием булавки — булавочное пико; петельным швом; навивом — рококо.
Булавочное пико.
Булавочное пико формируют следующим образом. Прежде всего необходимо обвить натянутые нити до точки, где будет находиться петелька-пико. Далее требуется положить рабочую нить таким образом, чтобы сформировалась петелька. Последнюю нужно зафиксировать с помощью булавки. После этого следует натянуть рабочую нить, затягивая таким образом петлю вокруг нити-основы и располагая ее у бриды. Выполнение бриды завершают обычным способом (рисунок вышивки ниже).
Выполняя пико петельным швом, для начала необходимо сформировать бриду, выполнив несколько стежков петельным швом до точки, где будет размещено пико, и добавив дополнительно два-три петлеобразных стежка.
Далее нужно, не натягивая сильно, протянуть три нити. Они должны находиться между последним в ряду петельным стежком и четвертым или шестым от него, уложенным ранее. Нити-основы нужно обшить петельными стежками, после чего завершить формирование бриды (рисунок смотрите ниже).
Пико с навивом.
При выполнении пико с навивом сначала нужно сформировать из петельных стежков бриду, тянущуюся до точки, где планируется разместить пико.
Далее иглу следует протянуть через последний петельный стежок и вытянуть ее на 2/3 длины. Затем иглу пять-десять раз оборачивают рабочей нитью и протаскивают сквозь витки. Нить натягивают таким образом, чтобы получился полукруг либо узелок, после чего завершают выполнение бриды (рисунок вышивки пико с навивом смотрите ниже).
Вышивание узора и вырезание ткани для техники ришелье
Одним из распространенных мотивов вышивки ришелье являются стилизованные цветы и листья.
Для того чтобы выполнить прожилки листьев, необходимо использовать стежки стебельчатого или гладьевого шва. В некоторых случаях укладывают настил, который затем обшивают одним из выбранных швов. Это придает вышивке рельефность и объемность. Кроме того, настил позволяет получить прочную вышивку.
Стежки обшивки следует располагать вплотную друг к другу так, чтобы не было видно ткани. Нить нужно вести в направлении слева направо. Черешки листьев рекомендуется обшивать обметочными стежками с двух сторон (смотрите рисунок ниже).
Цветочные узоры необходимо вышивать петельными стежками. При этом петельки следует укладывать таким образом, чтобы они были обращены к краю, где будет в дальнейшем вырезана часть полотна (рисунок вышивки ниже: а - вышивка цветов, б - вышивка листьев).
В качестве отделки стилизованных цветов и листьев можно использовать шов «узелки».
После завершения вышивания часть полотна, оказавшуюся в середине узора, следует вырезать. Делают это, перевернув изделие на изнаночную сторону.
Для этого нужно взять хорошо наточенные ножницы, имеющие острые кончики. Вырезать следует точно по контуру, стараясь не задевать нити обшивки и бриды (смотрите рисунок).
Венецианская вышивка
Венецианская вышивка отличается необычайной выразительностью и эффектностью. Во многом она сходна с ришелье и кружевом. Различие между ними заключается лишь в том, что в венецианском шитье часть ткани, заключенную между отдельными бридами, не вырезают.
Техника венецианской вышивки позволяет создать объемные и рельефные узоры, хорошо заметные на ткани. Для выполнения контуров и фестонов прежде всего необходимо уложить в два или более рядов прометочные стежки, затем сделать настил из мягких нитей, фиксируя их короткими поперечно располагающимися стежками, после чего обшить настил петельками.
Рельефные фестоны, показанные на рисунке ниже, получают следующим образом.
Сначала укладывают прометочные стежки, после чего, сделав из нескольких нитей подложку-основание, закрепляют их короткими стежками. После обработки наружных контуров детали и брид петельным швом ткань между ними следует вырезать.
Венецианскую прошивку (рисунок ниже) выполняют только на тонких полотнах с редким переплетением нитей для удобства их счета в процессе работы.
Для вышивания можно применять любые нити и виды швов. Нити, выбранные для формирования брид, должны быть меньшей толщины, нежели те, которые применяются для вышивания фестонов. Настил делают простой штопкой.
Вышивка «ренессанс»
«Ренессанс» — такое наименование получила вышивка, в которой контурные линии выбранного рисунка обозначают прометочными стежками нитью в одно сложение, покрываемыми фестонами. Свободными при этом остаются лишь фестоны, находящиеся снаружи.
Их делают несколько большей ширины, чем все остальные. На рисунках вы можете видеть узоры, выполненные в технике «ренессанс».
Цветы и листья, представленные на рисунке ниже, отделаны небольшим пико.
Успехов Вам в творчестве!
http://honeyhobby.ru/vyshivka-rishele-venecianskaj...ivka-i-vyshivka-renessans.html