Это цитата сообщения
vissarion Оригинальное сообщениеЛУННЫЕ БОГИ
Луна с ее неизменным убыванием и прибыванием связывалась в Египте в первую очередь с важнейшим моментом - двуединством умирания и воскрешения, изнашивания и обновления, дряхления и омолаживания, восстановления сил, причем постоянство лунного цикла свидетельствовало о непреложности этих процессов: за жизнью обязательно последует смерть, а за смертью - воскрешение. Поэтому в поздних текстах луну называют "повторяющей свои формы".
Кроме того, луна была связана с плодородием; считалось, что сеять лучше всего в полнолуние, и даже минералы возникают в почве пустыни под влиянием лунного света. С рогами быка, одного из главных египетских символов плодородия, связывались рожки месяца, поэтому его часто называли "острый рогами".
[показать]
Луна светит не так ярко, как солнце, потому что левый глаз Хора был когда-то поврежден. Сетх разрезал его на куски. Позже бог Тот собрал воедино око и вернул его Хору. Иногда еще можно прочитать, что Тот и Шу поймали лунный глаз в сеть. Т.е. убывание луны связывалось с отрезанием Сетом кусочков от лунного глаза, а прибывание - с собиранием и воссоединением ока Тотом.
С эпохи Нового царства с луной стал связываться и сам Осирис. В этой версии убывание луны ассоциировалось с разрубанием тела Осириса на куски его братом Сетхом, а прибывание - с собиранием частей тела бога Исидой. Полнолуние - время наивысшего могущества, благополучия и здоровья Осириса, а вот новолуние - с его смертью. На рисунке показана одна из нечасто встречающихся сцен воскрешения Осириса - лежа на животе, оживающий бог поднимает голову и плечи.
[показать]
[показать]
С представлением о небе как реке связано то, что солнце и луна нередко представлены путешествующими через небо на ладье. Изображение лунного ока можно видеть на пекторали из гробницы Тутанхамона. Время, когда солнце и луна одновременно стоят в небе, в 14-й или 16-й день месяца, считалось очень важным; в новоегипетском Осирейоне этот момент назван "объединением двух быков", а в более поздних храмах в это время приносили в жертву два зеркала, символизирующие оба светила.
Солнечных божеств у египтян было несколько, например: Ра, Атум, Хепри. Лунный бог тоже был не один: это Хонсу, Тот, Ях; лунный аспект присущ Осирису, Мину, Хору, некоторым богиням. Слово "ях", собственно, и означает по-египетски "луна", а когда оно пишется с детерминативом бога, то обозначает божество Яха. Об этом боге известно очень мало, нет никаких сведений ни о его храмах, ни о центрах культа.
Изображался Ях антропоморфно, либо в виде человека с головой сокола (левый профиль), а манифестациями (проявлениями) Яха были месяц и птицы ибис и сокол. Эти птицы сближают Яха с другими лунными божествами. Имя "Хор" обозначает "высота", и поэтому сокол - проявление бога Хора - связывалось со многими небесными божествами - как с самим небом (Хор Ур), так и с солнцем (Ра-Хорахти) и луной - Ях изображался в виде сокола.
С головой сокола изображался и другой лунный бог, Хонсу. Имя "Хонсу" означает "проходящий, пересекающий [небо], странник, путник". Этот бог часто изображался в виде юноши, закутанного в очень плотно прилегающую одежду или в погребальные пелены, и свободны были только его руки, целиком или частично. То, что Хонсу - именно юноша, легко определить по так называемому "локону юности" - отдельной длинной пряди волос, которую всегда оставляли на головах мальчиков и девочек и по которой на изображениях всегда можно отличить ребенка, подростка или юношу (девушку) от взрослого человека. Кроме того, Хонсу часто изображается с особенной загнутой бородкой, часто отличающей богов, и свободно висящее на шее ожерелье. Кроме локона юности, на голове Хонсу нередко можно увидеть особую корону, своеобразный лунный знак, состоящую из лунного месяца, в котором покоится диск полной луны. Такую же корону часто носит Тот.
[показать]
[показать]
[показать]
В эпоху Нового царства Хонсу выступает как "прекрасный ликом" юноша - дитя в фиванской божественной триаде. В храмах Фив Хонсу дополнял изображения своих родителей, а также имел свои собственные святилища. Теперь его ипостасями становятся "Хонсу-дитя", "Хонсу-проводник" и - пожалуй, главная из них, - Хонсу Хесеб Ахау, "Хонсу, исчисляющий время жизни". Лунные божества часто связаны со временем, и египетская мифология здесь не исключение. Египетские лунные боги тоже связаны со временем, как Хонсу, так и Тот.
Тот, наверное, самое известное египетское лунное божество. Его называли "серебряным диском". Тот мог изображаться в виде ибиса, павиана, человека с головой ибиса, причем в любом случае Тот носит ту же лунную корону, что нередко и Хонсу - диск полной луны, покоящийся внутри месяца.
"Сказало величество бога [Ра] Тоту: "Будь на небе вместо меня, пока я сияю для блаженных в Дуате. Да будешь ты вместо меня заместителем моим и назовут тебя: Тот, заместитель Ра". Таким образом, Тот - ночное солнце.
[показать]
[показать]
[показать]
[http://www.kitez-grad.ru/school/lectures/egipet/l4.php]