• Авторизация


Вокруг "Лукоморья" А.С.Пушкина 18-11-2025 20:22 к комментариям - к полной версии - понравилось!


 

"У лукоморья дуб зеленый" — произведение Александра Сергеевича Пушкина, которое знакомо каждому с детства. Оно представляет собой введение в сказочный мир, где природа и волшебство неразрывно переплетаются.

Эти строки часто служат основой для изучения русской классической поэзии и пожалуй, являются самыми цитируемыми в русской литературе.

 

У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том:

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом;

Идёт направо — песнь заводит,

Налево — сказку говорит.

Там чудеса: там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит;

Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей;

 

4397599_og_og_1484154164289487105 (700x366, 213Kb)

 

Избушка там на курьих ножках

Стоит без окон, без дверей;

Там лес и дол видений полны;

Там о заре прихлынут волны

На брег песчаный и пустой,

И тридцать витязей прекрасных

Чредой из вод выходят ясных,

И с ними дядька их морской;

Там королевич мимоходом

Пленяет грозного царя;

Там в облаках перед народом

Через леса, через моря

Колдун несёт богатыря;

В темнице там царевна тужит,

А бурый волк ей верно служит;

Там ступа с Бабою Ягой

Идёт, бредёт сама собой,

Там царь Кащей над златом чахнет;

Там русский дух… там Русью пахнет!

И там я был, и мёд я пил;

У моря видел дуб зелёный;

Под ним сидел, и кот учёный

Свои мне сказки говорил.

 

А теперь давайте с самого начала.

«Руслан и Людмила» - это первая законченная поэма Александра Сергеевича Пушкина, написанная им в 1818-1820 годах.

Поэма написана астрофическим четырехстопным ямбом и чувствуется влияние не только русских народных сказок, но и средневекового рыцарского романа, а также (что главное) - страниц русской истории.

 

4397599_Ryslan_i_Ludmila_pervoe_izdanie (700x529, 94Kb)

 

Разберем построчно.

Лукоморье - все просто - произошло от словосочетания «лука и  море», то есть морского излучистого берега, имеющего форму дуги.

Лукоморье часто встречается в русских исторических работах (например в "Слову о полку Игореве"), а некоторые исследователи пытаются даже привязку сделать к Северному Приазовью или междуречью Дуная и Днепра.

А вот знаменитый Зигизмунд фон Герберштейн в «Записках о Московии» утверждал, что Лукоморье расположено восточнее Нижнего Приобья:

"От устьев реки Иртыша до крепости Грустины два месяца пути; оттуда до Китайского озера по реке Оби, которая, как я сказал, имеет в этом озере свои истоки, — более, чем три месяца пути.

От этого озера приходят в весьма большом количестве чёрные люди, не владеющие общепонятной речью, и приносят с собою разнообразные товары, прежде всего жемчуга и драгоценные камни, которые покупают народы Грустинцы и Серпоновцы.

Эти последние получили имя от крепости Серпонова, лежащей в Лукоморье на горах за рекою Обью".

 

4397599_Lucomoria (700x601, 143Kb)

 

Возьмем на себя смелость переместить Лукоморье гораздо более севернее. Верится, что Пушкинское Лукоморье находилось на острове Буяне, к которому он нередко обращается в своих работах (вспомним хотя бы "Сказку о царе Салтане").

А Буян - это скорее всего нынешний остров Рюген, на котором некогда существовал священный для всех славян город Аркона.

 

4397599_scale_1200_3 (700x521, 617Kb)

 

Почему можно  сделать такое предположение? Ну во-первых центральной частью Лукоморья является дуб, да не простой, а украшенный золотой цепью. Это типичный «запис» — священное дерево славян.

Здесь же устраивали праздничные трапезы, закалывали жертвенных животных, жгли костры на Ивана Купала, впоследствии при раннем Христианстве крестили детей, давали клятвы, устраивали суды.

Дереву давали приношения, и чем более "святое" место было - тем более сильные подношения. Золотая цепь - серьезный дар.

 

4397599_121286_900 (700x455, 249Kb)

Старый дуб

 

Именно дуб, жестко привязанный к культу Перуна являлся главным священным деревом у славян.

Плюс преимущественно к дубу относили наши предки и предание о мировом древе. Говорилось: «…Есть святое Акиян море, на том море остров, на том острову стоит дуб, от земли до небес, от востоку и до западу, от молода месяца и до ветху…».

 

4397599_57224692 (700x394, 57Kb)

 

Дубы всегда относились к заповедным. Запрещалось рубить их и вообще наносить им какой-либо ущерб во избежание мора или неурожая.

Считалось, что такие деревья, как и люди, должны умирать сами.

В народных представлениях до сих пор дуб выступает как символ мужского начала, главенства, силы, мощи, твёрдости. Не случайно о сильных мужчинах говорят: крепкий, как дуб.  

 

4397599_5fe4dd53293cbe2_upscaled (700x700, 337Kb)

 

Но откуда Александр Сергеевич знал о таинственной древней стране Лукоморья, и о священном дубе?

Выяснилось, что Няня Пушкина, Арина Радионовна, была родом из семьи ижорцев, народа веками жившего на прекрасных северных просторах. По всей вероятности, в семье няни, из поколения в поколения передавалась история о сказочном Лукоморье, его культуре, и священном дубе.

Современные исследования показывают, что няня Пушкина, была далеко не простой женщиной. Она обладала определёнными ведическими знаниями, была носительницей уникальной культуры.  Она передала будущему поэту часть своих знаний.

Рассказывала о далёкой северной стране, её истории, традициях, многие из которых поэт и отразил в своих произведениях.

 

 

4397599_0ca84da1b31ca2f91c98bab6bec6ef5c (700x525, 110Kb)

 

Кот ученый. Знакомый, хотя сильно измененный. Ибо это легендарный сказочный кот Баюн.

Вообще-то первоначально это злой колдун на пересечении миров, который заговаривает путников , усыпляет их и убивает с помощью своих смертоносных когтей из железа.

Но у Александра Сергеевича мы видим совсем иной персонаж - добрый и приятный ученый, который имеет своим долгом рассказывать сказки и просвещать будущие поколения.  

 

4397599_7047 (450x443, 45Kb)

 

Баюн он потому что умеет "баить", то есть хорошо и красиво разговаривать. Направо он заводит песню. Налево - сказку говорит. Тоже непросто так.

Древние славяне были убеждены, что с левой руки человека стоит злая сущность, а с правой — добрая.

Отсюда пошли народные суеверия. То есть, уходя налево он заговаривает злую силу, а направо - славит добрую. И это происходит вечно.  

 

4397599_0c159c50787a41bf37b7d5243bc1fab71024x768 (700x525, 68Kb)

 

Необходимо обратить внимание  на два  аспекта. Кот не привязан, - для него это не обязанность, а личное желание и долг.

И ходит он по кругу не по одному направлению, а перемешивая их для того чтобы соблюсти баланс между темным и белым, добром и злом.

Это - положительный персонаж. Так сказать домашний котик, а не исчадье из ада.

Автор именно от кота-ученого услышал сказку о Руслане и Людмиле.  

 

 

Пойдем дальше.

Слово «чудо» (мн. «чудеса») общеславянского происхождения. Оно восходит к индоевропейскому корню (s)keu-, означающему «проникаться уважением, почтением». То есть что-то такое, что нужно уважать.

Однако, заглянув еще дальше, можно сказать, что это  аллюзии на географию, а конкретно на Чудское озеро и племена чудинов.

То есть, идет описание территории от Острова Буяна (Рюгена) до Чудского озера по земле чудинов.  

 

4397599_881884_main (700x466, 230Kb)

 

Там много деревьев ибо бродит леший - дух-хозяин леса в мифологии восточных славян, живущий обычно в буреломах и непроходимых чащах.  

 

4397599_scale_1200_5 (700x700, 323Kb)

 

А вот русалка на ветвях - это тоже исключительно славянский символ.

В отличии от европейской морской девы, у которой вместо ног рыбий хвост и которая живет исключительно в море, славянская русалка в тех местах - это дух-оборотень, чаще невинная девушка, утонувшая, которая бродит в определенные дни по земле и завлекает молодых людей или детей.

Русалка может защекотать. Хотя она и привязана к воде, но вполне может находится на дереве.  Это образ красивой девы, а не злого духа.

 

4397599_780e02ad36229490ef4b3a31d748b06d (700x532, 52Kb)  

 

Неведомые дорожки - это совокупность несбывшегося, смутных желаний, неоформленных сомнений, извечной тоски, неоформленной мечты и страха перед будущим.

Следы невиданных зверей - это возможные призы и подарки от жизни, которые могут остаться просто мечтами, если не рискнуть и не пойти исследовать "неведомые дорожки".

Там лес и дол видений полны - это о том, что энергетически странные места - чарующие и одновременно пугающие. Дол - это долина. То есть и леса и долины.  

 

4397599_798575_main (700x319, 52Kb)

 

Избушка на курьих ножках - это тоже вещь понятная.

До недавнего времени в финноугорских племенах были предусмотрены вариации амбаров, которые ставились на пеньки с обрубленными корнями, чтоб предохранить дерево от гниения и защитить припасы от посягательств диких зверей.

 

4397599_121793_900 (700x465, 65Kb)

 

В русских сказках "избушка на курьих ножках" зачастую представлена как дом Бабы-яги.

У Пушкина изба на курьих ножках - это некая сторожевая башня без окон и дверей в царство мёртвых (царство Смерти), а Баба-яга  выведена  живым персонажем, который к смерти не привязан. 4397599_Sami_Storehouse (700x525, 321Kb)

 

4397599_V6PkYSJr9eI (450x306, 42Kb)

 

 

Образ «тридцати витязей» заимствован из сказки «Чудесные дети». Эти сказки рассказывала Арина Родионовна, а А. С. Пушкин конспектировал их содержание.

Там звучало так: "Что за чудо, а вот чудо: из моря выходит 30 отроков точь-в-точь равны и голосом, и волосом, и лицом, и ростом, а выходят они из моря только на один час"

и дальше

"Он идет к морю, море всколыхалося, и вышли 30 юношей и с ними старик".

 

В "Сказке о царе Салтане"  на берег выходят  33 витязя и даже называется имя их начальника - Черномор.

Здесь 30  витязей прекрасных и  с ними дядька их морской- совсем другой персонаж

 

 

4397599_6943f4bbd550af838354a283dab6be44 (640x360, 58Kb)

 

Справедливости  ради, на Руси важным числом было 33. Символика числа 33 тесно связана с понятием Триглава — одной из важнейших концепций славянского мироустройства.

Триглав объединяет в себе три основных аспекта жизни — Явь (материальный мир), Навь (мир духов) и Правь (божественный закон). Число 33, будучи тройным усилением числа 3, воплощало все эти аспекты в совершенной гармонии.

 

4397599_SlavyanskieOberegi_OberegTriglav_kypitizserebra (400x400, 50Kb)

Славянский оберег Триглав

 

А тут 30 морпехов и неизвестный вождь. Бессмертные воины, выходящие из моря - это аллюзия на варягов несомненно.

 

4397599_9f5c691cb09c90e41f7832bfa9690a6d (700x508, 80Kb)

 

 

Читаем дальше.

- "Там королевич мимоходом Пленяет грозного царя"

Это интересный момент и  интрига. Что за грозный царь, и что за королевич.

А ответ оказался прост. Это аллюзия на русскую лубочную сказку о Бове-королевиче. Сам образ королевича, который пленит грозного царя, восходит к сказаниям о подвигах Бово д’Антона, впервые появившимся в средневековой Франции и получившим популярность в Европе. А грозный царь - это король Зензевей Адарович.

 

4397599_Bova12 (700x476, 170Kb)

 

Там в облаках перед народом

Через леса, через моря

Колдун несёт богатыря;

Это тоже интересно. Некоторые считают, что тут аллюзия на Апулея. Но Скорее всего образ связан с еще одной лубочной сказкой «О Еруслане Лазаревиче».

Образ же Черномора (старого карлика с длинной бородой, летающего по воздуху) пришёл в поэму из древней, широко известной русской сказки «Три подземных царства».

В этой сказке фигурирует «старичок с ноготок, борода с локоток, усы по земле тащатся, крылья на версту лежат». Он влетает птицей и, ударившись об пол,  принимает свой вид.

 

4397599_eruslan1 (561x500, 86Kb)

Ну а Черномор - это тоже непростая фамилия. И она точно связана не с Черным морем, ибо таковое тогда так не называлось. Здесь - это скорее от "чёрного мора" - плохой болезни, чумы.

 

4397599_Boi_Chernomora_s_Ryslanom (443x700, 248Kb)

 

Про царевну, которой служит "бурый" волк.

Это вариант известной сказки про Ивана Царевича и Елену Прекрасную, распространенной именно в Псковской губернии.

 

4397599_1Luk1 (511x700, 227Kb)

Ступа бабы-яги - это известный и крайне неоднозначный символ. Ступа - это  кухонная утварь, используемая для толчения зёрен, специй или лекарственных трав.

В древних культурах она также могла символизировать женское начало, плодородие и связь с землёй.

 

4397599_519711_original (300x200, 11Kb)

 

Именно здесь это образ сексуальный, и сама Баба-яга - это не древний дух, страж границы между миром живых и мёртвых, а образ прекрасной дамы, вечной женственности и сексуального начала - необузданного и неукротимого ("идет-бредет сама собой").

 

4397599_images_5 (275x183, 4Kb)

 

Также как и следующий персонаж.

Кощей здесь не злой чародей и некромант, повелитель мёртвых, наподобие Аида, а скаредный и скупой правитель - вполне земной представитель рода человеческого, преумножающий свое богатство ради богатства. В общем не Леприкон какой, а почти современный олигарх.

 

4397599_2018031315431194fdf62a49 (700x440, 244Kb)

 

Ну и под конец -"русский дух" - это синоним русской души. Которая загадочная широкая и многомерная. Ее можно увидеть, осязать, но не понять.

 

4397599_ad8b483d104c5c84867e2273c62ffde8 (700x463, 192Kb) 

 

 И наконец мед - это спиртной напиток, а не просто сладость и лакомство.

 

Понравилось вот такое музыкальное прочтение

 



 

 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Вокруг "Лукоморья" А.С.Пушкина | Svetlana-k - Дневник skarlet | Лента друзей Svetlana-k / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»