С Адамом вроде все понятно. В христианской традиции местом погребения Адама принято считать гору Голгофа, на которой был распят Иисус.
Собственно говоря в переводе с арамейского Голгофа - это череп. А сама адамова голова (или череп) один из важнейших элементов в христианской символике.
Да и вообще видели издревле Божественный промысел в совпадении мест погребения прародителя и распятия Господа.
Компилятивный апокриф славянского происхождения «Слово о Крестном древе» (или «Слово о честном кресте»), приписываемый Григорию Богослову, содержит древнюю легенду о погребении Адама.
«Слово о крестном древе» датируется приблизительно XII веком, и его начало опирается на последний эпизод апокрифа об Адаме и Еве, в котором говорится о трёх ветвях, которые ангел отломил от Дерева познания добра и зла и дал его сыну Сифу.
Адам сделал из них венок. «И так погребли Адама с венцом, что был на главе его. <…> И на том месте выросло дерево из венца, что был на главе Адама».
Апокриф «Слово о крестном древе», продолжает сюжет о венце Адама: дерево, выросшее на могиле из венца, разделилось на три ствола и достигло огромной высоты.
Согласно апокрифу, из дерева Адама был сделан Животворящий Крест — орудие казни Иисуса Христа:
"И когда совершилось предание Господа нашего Иисуса Христа, привели к Пилату Христа и двух разбойников. Пилат приказал, и сделали из тех дерев три креста. И распяли Христа на древе, что выросло из главы Адама".
Похороны Адама. Аньоло Гадди. Фреска около 1385 года.
В других вариантах верований восточных христиан упоминается, что Ной взял в ковчег останки первого человека — Адама, чтобы спасти их от потопа.
Позднее Ной поручил своему сыну Симу похоронить череп Адама, что тот и сделал в Иерусалиме, считавшемся центром земли. Как бы там не было - христиане считают, что Адам похоронен в Иерусалиме.
В иудаизме немного иная традиция. В древней части города Хеврон находится так называемая Пещера Патриархов, в котором, согласно Библии, похоронены еврейские праотцы Авраам, Исаак и Иаков, а также их жёны Сарра, Ревекка и Лия.
Авраам купил это место у хетта Ефрона за 400 сиклей серебра. Так вот, согласно еврейской традиции, именно здесь также покоятся тела Адама и Евы.
В иудаизме почитается как второе по святости место (после Храмовой горы), также почитается христианами и мусульманами.
Но в Исламе есть еще 2 варианта окончательного покоя праотца Адама. У суннитов - это Абу-Кубейс — одна из гор, которая находится на восточной границе Масджид аль-Харам в Мекке.
По мнению большинства мусульман на этой горе до потопа были похоронены первые люди Адам, Ева и Сиф. На этой же горе был обретён Чёрный камень.
А вот по шиитским традициям, место немного иное. В Эн-Наджафе (Ирак) находится Мечеть Имама Али, также известна как Могила Али. Именно эта мечеть является местом погребения Адама и Ноя.
Мечеть была сначала построена иранским правителем Азуд ад-Доуле и была открыта около 977 года над местом погребения Али. Сгорела и была снова построена в 1086 году, перестроена в 1358 году и в XVI — первой половине XVII века.
А вот с Евой все сложнее.
В христианстве вообще нет четкой привязке к месту упокоения Евы. Просто говорят, что она похоронена где то в Святой земле.
Про иудаизм и ислам говорили выше, но есть одно Но. Многие мусульмане убеждены, что в Абу-Кубейс могила только Адама. А вот место последнего упокоения первой женщины находится в другом месте.
В городе Джидда (Саудовская Аравия) в районе Аль-Амария есть место, которое называется Могила Евы, или Гробница Хаввы.
Согласно священным текстам мусульман, после изгнания Адама и Хавы (так они называют Еву) из Рая на Землю, они оказались в разных местах. Адам очутился в Мекке, а Хава – в Джидде. Встретились они на Арафате, где потом жили долгие годы до своей кончины.
Многие историки исламского мира упоминают о местонахождении могилы Евы именно тут. Даже название города Джидда переводится как «бабушка», что указывает на праматерь рода человеческого.
Захоронение было уничтожено в 1928 году по указанию принца Фейсала, наместника Хиджаза, на том основании, что оно поощряло суеверия.
А само место могилы было забетонировано религиозными властями Саудовской Аравии в 1975 году, по причине того, что паломники в нарушение исламских традиций молились на могиле после сезона хаджа.