Итак, в конце 1860-х годов Ралле вернулся во Францию, продав предприятие другому московскому французу — Фридриху Дютфуа. Бренд "Ралле" уже пользовался доверием покупателей, и потому фирма вплоть до 1918 года не меняла названия.
С 1869 года фирма была зарегистрирована в форме торгового дома первой гильдии "Альфонс Ралле и Ко" (A. Rallet et S-te).
Фридрих (Фредерик) Дютфуа (1822–1897)
С 1870-х годов у Дютфуа появился партнер-совладелец, его сын Арман Дютфуа.
Семейство Дютфуа владело фирмой Ралле более четверти века и смогло существенно увеличить объем производства и расширить ассортимент товара.
В 1890-е еще два француза были приглашены Дютфуа в правление фабрики — Луи Журналло и Феликс Баго. Они специализировались на продаже парфюмерного товара, а Фридрих и Арман Дютфуа руководили фабрикой.
По данным 1872 года, предприятие включало "мыловарный" завод и парфюмерную фабрику. Оба отделения были максимально механизированы, например имелись паровые машины, как английского производства, так и изготовленные в Москве на заводах семьи Смит и Перенуда, 14 "разных котлов", 13 прессов, 7 машин с валиками для мыла, 2 машины для резки мыла.
На фабрике трудилось в это время 220 рабочих: 130 мужчин, 30 женщин и 60 малолетних, то есть подростков 12–15 лет.
Арман Дютфуа и его жена Адель, урожденная Винкель. Арман с семьей покинул Россию в 1910 году.
Фабрика "Ралле" славилась разнообразной продукцией, выпуская более 2,4 миллиона кусков мыла в год, 1,5 миллиона банок помады для волос, 238 тысяч флаконов духов, 1634 тысячи флаконов одеколона, 23 тысячи коробок рисовой пудры.
А еще фабрика выпускала душистые масла, фиксатуары, зубной порошок, крем для лица, различные препараты для освежения воздуха в жилых помещениях: например, "воду для курения в комнатах", курительную бумагу, ароматизированные курительные свечи.
В 1880-е годы объем производства возрос и составил 1 миллион рублей в год, причем главным предметом производства являлось, конечно, востребованное покупателями за качество и привлекательный внешний вид мыло — особенно славилось "Яичное".
Продукция фирмы составляла 37 процентов всего косметического производства в России.
На Всероссийской художественно-промышленной выставке 1882 года в Москве супруге Александра III, императрице Марии Федоровне, "Товарищество Ралле" преподнесло два флакона духов и две хрустальные вазы.
Фабрика Ралле произвела большое впечатление выставленными экспонатами: в условиях высокой конкуренции между московскими парфюмерно-косметическими предприятиями фабрика Ралле придавала большое значение производству эстетически привлекательных товаров.
Например, мыло выпускалось разных цветов, а также мраморное и в полоску.
В описании выставки содержатся такие интересные сведения: "Для подкраски мыл, помад и прочих фабрика покупает минеральные и органические краски; так, для мраморного мыла с красными и синими полосками — сурик и ультрамарин, для яичного мыла — орлеан; в розовые нежные цвета окрашивают новой анилиновой краской — эритрозином; употребляют также эозин".
В 1898 году в судьбе фирмы "А. Ралле и Ко" начался новый этап: фабрику купила известная с 1768 года французская парфюмерная фирма "Ширис" (Chiris).
Семейная компания из Грасса являлась ведущим производителем растительного сырья для нужд парфюмерной промышленности всей Европы и на протяжении сорока лет снабжала исходными продуктами — прежде всего цветочными эссенциями и маслами высокой очистки — фабрику Ралле в Москве.
Новые владельцы, видя прибыльность предприятия и высоко оценивая перспективы растущего российского рынка, строят в 1899 году новое здание фабрики.
Оно было возведено "в Бутырском районе по Вятской улице" и оснащено современнейшим на тот момент оборудованием, привезенным в основном из Франции.
Ворота Хрустального завода "А.Ф.Дютфуа, наследники" в Бутырках.
В 1910 году на фабрике было 500 рабочих, в 1913-м — 625 рабочих, в 1916 году — уже 749.
Быстрыми темпами росло производство: в 1908 году изготовлено продукции на 3,3 миллиона рублей, в 1910-м — на 4 миллиона рублей, в 1913-м — на 5,5 миллиона рублей.
Чистая прибыль в начале ХХ века исчислялась огромной суммой — 300–400 тысяч рублей ежегодно. При этом затраты на дорогостоящее сырье, привозимое из Франции и закупаемое в России, доходили до 1,5 миллиона рублей в год.
Например, кориандровое масло Ралле поставляло производственное товарищество "Анис" в слободе Алексеевке Воронежской губернии, сало — до 16 тонн в год — Бузулукский союз кооперативов из Оренбургской губернии.
В Германии у фирмы "Пильхау" покупали масляный эфир, амилацетат, прочие химические реактивы и соединения.
Хлопковое масло, необходимое для производства мыла, поступало на фабрику Ралле с маслобойного завода, находившегося в Самаркандской области в Средней Азии.
На плане города Москвы выделены участки, где располагались фабрики по производству парфюмерии товарищества "А.Ралле и Ко", принадлежащего компании Шириса после 1897 года, и завод по производству стекла и хрусталя Армана Дюфуа.
В начале ХХ века основной капитал "Товарищества Ралле" составлял 1,5 миллиона рублей, разделенных на 2 тысячи именных паев по 750 рублей. 99 процентов акций принадлежало французским гражданам.
В 1909 году контрольным пакетом акций (57 процентов) владели представители династии Ширис — Жорж и его жена Жозефина-Маргарита.
Еще 20 процентов принадлежало их родственникам — сестре Жоржа Валентине и ее мужу Франсуа Сади Карно, кстати, сыну президента Франции в 1887–1894 годах.
Два директора предприятия — француз Эдуард Бо и русский купец Михаил Иванович Проскуряков — имели по 10 паев.
Расцвет парфюмерного дела фирмы "Ралле" пришелся на начало ХХ века, когда главным парфюмером стал один из директоров фирмы, знаменитый Адольф Лемерсье, а под его мудрым наставничеством с 1902 года зрел талант Эрнеста Эдуардовича Бо, сына директора-распорядителя.
Эрнест Бо ныне считается одним из самых знаменитых парфюмеров ХХ века, прежде всего за создание духов "Шанель № 5″.
Первый успех пришел к Эрнесту Бо, когда он работал в Москве и создал духи и одеколон с цветочным ароматом "Царский вереск".
В 1912 году ярко прозвучал новый продукт фирмы "Ралле" — выпущенные к столетию войны 1812 года духи "Букет Наполеона", и в 1913 году, к 300-летию воцарения династии Романовых, — парфюм "Букет Екатерины".
Все эти ароматы были творениями Эрнеста Бо.
Аромат, посвященный Наполеону, и духи компании Ралле.
Об Эрнесте Бо, который всегда вел довольно закрытый образ жизни, известно по воспоминаниям его ученика во Франции, эмигранта, парфюмера русского происхождения Константина Веригина, опубликовавшего в 1965 году в Париже свои "Мемуары парфюмера".
Веригин рассказал историю создания Эрнестом Бо самых известных в истории духов — "Шанель № 5″. В этих духах, по словам Веригина, Бо стремился достичь аромат "тающей зимней ноты".
По одной из поэтических версий, будучи во время Первой мировой войны офицером французской армии в Архангельской области, Эрнест Бо был впечатлен свежестью, излучаемой летним утром согревающейся в скудных лучах северного солнца ледяной водой озера за полярным кругом.
Эти легендарные духи были созданы в 1920 году.
После 1917 года фабрика была национализирована, Эрнест Эдуардович Бо уехал во Францию. Но еще в 1914 году он был кандидатом в директора правления товарищества "А. Ралле и Ко", жил неподалеку от московской фабрики, в существующем и сегодня доходном доме в Тихвинском переулке.
Рекламный лист товарищества высшей парфюмерии «А. Ралле и Ко». Парфюмерия «Царский Верескъ» Одеколон — 1 рубль за флакон. Духи в футляре — 3 рубля
Продолжение следует