Фильм про Жеглова, Шарапова и "Чёрную кошку" - предлог поговорить о моде послевоенной эпохе в контексте того времени.
Почему именно так одевались персонажи "Места встречи..." ?
Вот, например, всеми любимая героиня - Манька Облигация - одета в крепдешиновое (или шёлковое) платье в цветочек яркого сочного цвета
Судя по покрою, платье пошито в середине 1940-х гг. и, возможно, трофейное... Типичный для эпохи приталенный силуэт с расклешёной юбкой и фиксированными плечиками.
Реконструкция быта конца 1940-х гг. Платье с крупным растительным рисунком.
Платье середины 1940-х гг.
В моде середины 1940-х годов - тщательно выщипанные брови, длинные ресницы, чётко выраженные скулы и акцент на губы.
Помада была всех оттенков красного - ярко-красный, вишнёво-красный, кирпично-красный, оранжево-красный, тёмно-красный... Чуть менее популярны были малиновые и оранжевые помады.
Чулки, которые также щедро демонстрирует Манька, вероятно, изготовлены из 'fil de Perse' - так называемой "персидской нити". Это была шелковистая пряжа, используемая для элитных дорогих трикотажных изделий.
Кстати, в США первые нейлоновые чулки появились в продаже в 1940 году.
Западная реклама губной помады
Безумные послевоенные шляпки
На голове у нашей дорогой Марии Афанасьевны - красная шляпка с наворотами.
Эта эпоха характеризуется большим интересом к женским головным уборам. Их художественное изготовление было делом индивидуальных шляпниц – надомниц, которые по журнальным рисункам создавали современные и актуальные в то время модели.
Дамский головной убор 1946-1948 гг. - это небольшая, искусно выполненная шляпка, имевшая исключительно декоративные цели.
Носили такое чудо, сдвинув набок, к одному из ушей. В шляпной моде - нарочитая асимметрия: к примеру, пёрышки и ленточки только с одной стороны...
В моде - вариации на тему берета...
"Угостите даму спичкой, гражданин начальник!"
В 1940-е годы папироса и сигарета стали спутником жизни многих женщин и курили, разумеется, не только развесёлые "мурки", но и работницы фабрик, директорши предприятий, вагоновожатые и докторицы.
Это было связано с тем, что во время и после войны женщины были вынуждены "играть по мужским правилам"...
Модную длину волос демонстрирует манекенщица Галина Суворова.
Самой популярной длиной волос становиться длина по плечи (или чуть короче) с легкой завивкой на бумажные «папийотки».
Среди обеспеченных дам в моде локоны и замысловато уложенный "валик" надо лбом.
Сообщница Ручечника, как раз, работает в образе обеспеченной дамы с хорошо сделанной, профессиональной завивкой.
Тщательно причёсанные девушки середины 1940-х гг. - неизвестная pin-up girl и гражданка С.П. Волокушина.
После войны пользовались широким спросом трофейные товары.
Писатель Эдуард Лимонов в своей книге "У нас была великая эпоха" так описывает сложившуюся после войны ситуацию: "На барахолках страны приземлились и пошли по рукам платья, костюмы, пальто для всех полов и возрастов — "трофейное барахло", вывезенное солдатами в вещевых мешках из покорённой Германии...
Каталогом и гидом для путешествий по морю кожаных тирольских шорт, румынских, итальянских и венгерских военных пальто и детских берлинских костюмчиков служили американские фильмы...
Глядя на голливудских девушек и суровых гангстеров в двубортных костюмах и шляпах, запоминала русская молодёжь модели одежды."
Трофейный немецкий корсет-грация (колоссальный размер, кстати)
Дама выходит замуж в трофейном платье
Трофейное платье
Часто трофейное барахло, снятое с чужого плеча, не могло сидеть идеально - оно было пошито или куплено на другого человека: немки имели массивные плечи, широкую талию и длинные стройные ноги, тогда как среднестатистическая советская женщина отличалась неширокими плечами, выраженной талией и довольно крепкими ногами средней (или ниже среднего) длины.
Для того, чтобы привести в соответствие немецкий пиджачок и советскую фигуру, существовали эти самые Верки-модистки.
Жёны обеспеченных граждан (справа - жена дипломата) в привозной одежде. Взято из книги А.Васильева "Русская мода".
Верки жили бедно и особо не разбирались, что за шмотьё им притаранил очередной клиент - оно могло быть честно отнятым у какой-нибудь Фредерики-Августы на подступах к Потсдаму, а могло быть и вынесено из квартиры профессора или генерала...
Перешитое Веркой пальто - с подкладкой от одного и лисьим воротником от другого - поступало в оборот и уже доказать что-либо не представлялось возможным.
Трофейные открытки
Трофейные открытки с многочисленными и незнакомыми дивами UFA также имели авторитет модных журналов.
Костюмы и причёски, в лучшем случае 1944 года, воспринимались как приметы красивой жизни.
Создатели фильма "Серенада Солнечной долины" были бы крайне удивлены, узнав, что костюмы из этого фильма, этак до 1950 года, будут восприниматься в СССР, как весьма актуальное шмотьё (все эти свитера "с оленями").
В "домашней" моде - широкие шёлковые халаты "с драконами" - типа кимоно. Правда, носили их отнюдь не работницы фабрик...
Сцена в ресторане.
Из статьи американского журналиста: "Среди женщин – шляпка на голове – признак хорошего заработка; менее обеспеченные носят шали или платочки завязанные узлом на головой.
Самые модные женщины – студентки университета, переводчицы, журналистки, доктора – тоже носят чулки из вискозного шелка и не скупятся на губную помаду.
Салоны красоты и маникюрши пользуются большим спросом, так же как и парикмахерские – которые как и в царское время называются старинным названием, означающим «изготовитель париков»*
*Имеется в виду слово парикмахер (от нем. Perücke - парик и machen - делать какую-либо вещь, готовить) - пришло в русский язык в XVIII веке именно в значении "делатель париков".
Манекенщица Галина Суворова
Фото из модного журнала. Позади статной дамы стоит дама поменьше - манекенщица Мария Брунова
В фильме "Место встречи..." советское общество 1940-х показано , как весьма неоднородный и неоднозначный социум.
Так, помимо "светлых сил" во главе с муровцами, бывшими фронтовиками и милыми девочками из педвузов и противостоящих им воров - бандитов, есть ещё один "мир". Это мир маникюрш, модельерш, арт исток и манекенщиц - мир, скажем так, весьма тухловатый и не вполне советский.
Сделать подружкой Фокса учительницу было бы просто немыслимо, а вот модельером или артисткой - запросто!
Послевоенная мода
И вот красивая старая дева Соболевская показана таким образом, чтобы все поняли - она, разумеется, нам не враг, но и не особо друг. Она ходит в косметической кремовой маске, всегда нарочито-хорошо одета и любит романтические приключения (в виде Фокса).
Фрагментарно показана и демонстрация мод - тоже какое-то "не наше" зрелище. Убитую Ларису Груздеву, от которой муж сбежал аж на Лосинку, тоже, вероятно, была красивой (судя по тому, что её сестру играет Светлана Светличная) и модно одетой дамой. И очень ценила мужественную мужскую красу (опять же - в виде Фокса).
В магазине консервов
В парфюмерном отделе
...Начало борьбы с влиянием зарубежных мод связано, безусловно, с изменением главной тенденции в женском силуэте и возникновением в Париже зимой 1947 года «нью лука», революции в силуэте платьев у Кристиана Диора.
Новый силуэт заставил бы в одночасье изменить все модели и выкройки для массового и серийного производства, при этом увеличить расход ткани. К этому ни советская мода, ни советская промышленность не была готова.
Таким образом, тяжелые подкладные плечи и укороченная длина юбок еще долго царствовали в гардеробе советской женщины.
Ну и "борьба с космополитизмом" также внесла свою лепту в развенчание чуждых нам силуэтов.
Туфли второй половины 40-х годов
Статуэтка "У маникюрши"
Отличительной чертой модного мужского силуэта того времени были широкие подкладные плечи, как у пиджаков, так и у верхней одежды.
Рубашки носились как однотонные, так и в полоску, с небольшим воротником и галстуком.
Причём был актуален широкий силуэт, как будто вещи несколько великоваты.
Важным аксессуаром каждого интеллигентного или руководящего мужчины была фетровая шляпа. Тогда же прозвучал вопль мещанки: "А ещё шляпу надел!"
Одежда советских людей конца 1940-х - начала 1950-х гг.
Особым шиком считалось ходить в военной форме, и не только потому, что больше одеть было нечего. Фронтовики были самыми желанными гостями и женихами: нормальное желание женщины - выйти замуж за воина.
Более того, люди в военной форме казались вне всяких подозрений - в народном сознании они символизировали абсолютное добро. Поэтому-то Фокс и прикидывался офицером-фронтовиком.
Актуальны мужские кожаные пальто и куртки - необязательно трофейные или американские. Некоторые доставали кожанки своих отцов.
В чёрном кожаном пальто мужчина выглядит значительнее - людям в коже приписывается властность и жёсткость.
Особый шик - чёрное кожаное пальто, символ мужественности и власти.
...Одновременно с этим в мужской моде всё больше чувствовались “блатные “ тенденции. Д
воровая культура порождала особую атмосферу - её жертвами становились, прежде всего, дети и подростки. Полностью предоставленные сами себе, они с удовольствием примеряли на себя роли "жиганов".
В "блатной" моде - кепочка, противостоящая интеллигентской шляпе. Типичный прикид хулигана тех лет - синяя кепка-малокозырка, смятые "в гармошку" хромовые сапоги, белый шарф и, конечно, зуб-фикса.
Интересная деталь - "мент" одет по типичной "блатной" моде, бандит одет как дипломат - в велюровый пиждажок...
Мир малолетних хулиганов той эпохи - это отдельная тема для целой книги, потому что через эту "романтику" проходили не только те, кто потом влился в дружные ряды "щипачей" и "медвежатников", но и дети из вполне приличных семей.
Среди дворовых мальчишек считалось особым шиком не просто хулиганить, но и водиться с местными урками, покуривать и, разумеется, держать голубятню.
Всё это вкупе с "тюремными" песнями, татуировками, словечками составило особый пласт городской послевоенной культуры.
Промокашка и Жеглов - приятели по жизни
Связано это было не только с тем, что огромное количество людей проходило через ГУЛАГ и привносило в свой быт "блатную феню" и прочие атрибуты своей отсидки.
Виновата и беспризорность, и безотцовщина, и невозможность работающих матерей заниматься своими детьми.
Мир бандитов манил детей точно также, как мир героев Майн Рида или Луи Буссенара - риск, погони, драки, презрение к боли, ненависть к навязанным авторитетам и так далее.
Дворовый пацан Лев Дуров
Студент горного техникума Иосиф Кобзон.
Взято из журнала 'Gala-Биографии'.
Небольшая роль Промокашки в фильме "Место встречи...", тем не менее, является достаточно заметной - молодой "шестёрка" в банде. По существу, он - главный носитель этой субкультуры.
По замыслу сценариста роль Промокашки была гораздо объёмнее - он должен был петь песни, однако, чиновники тогда запретили подобную популяризацию "русского шансона".
Лев Дуров в компании. Взято из журнала 'Gala-Биографии'.
Кстати большинство современных людей (даже весьма респектабельных) постоянно употребляет в своей речи слова из блатной "фени". К примеру, такие слова, как ксива, кодло, параша, фрайер, пацан, родаки (близкие родственники), салага, не говоря уж о всеми любимом слове "мент".
Считается, что основу блатного языка составляет идиш - в начале XX века по тюрьмам скиталось очень много воров, проституток и мошенников именно этой национальности. Иногда "феньку" ещё именуют почему-то "лагерным ивритом".
Кинотеатр "Победа", где Шарапов с Промокашкой смотрели фильм.
Кадр из фильма "Новые похождения солдата Швейка" (1943), который они смотрели.
...Помните атмосферу кинотеатра, куда зашли Шарапов и Промокашка? Тогда перед сеансом пели эстрадные исполнители - эту особенность подчеркнул Говорухин, выведя в эпизодических ролях Наталью Крачковскую и Зиновия Высоковского.
Показано с ностальгической иронией - два немолодых и не слишком талантливых певца играют на маленькой сцене "любовное свидание".
Пение перед сеансом считалось чем-то вроде "второго сорта", как и пение по ресторанам.
Дина Дурбин
Джаннет Макдональд
Марика Рекк
Фильмы, которые смотрели советские граждане 1940-х, делились на два типа - "наши" - их было мало (в основном - довоенные) и "трофейные" (их было гораздо больше).
Правда, в эту категорию почему-то попадали и американские кинокартины, которые трофейными, собственно, не являлись.
Невероятно популярны были "Тарзан", "Сестра его дворецкого", "Серенада Солнечной долины", "Судьба солдата в Америке".
Кадр из фильма "Девушка моей мечты"
Кадр из фильма "Серенада солнечной долины"
...Из немецких - "Девушка моей мечты" и "Индийская гробница".
По-прежнему любимы картины "Большой вальс" и "Петер" - их демонстрировали в СССР ещё до войны, однако, они не потеряли своей актуальности.
Итак, мальчики во дворе играли в Тарзана, девочки покупали на "толкучке" трофейные открытки с Диной Дурбин, Марикой Рёкк, Джаннет Макдональд.
Советская женщина с ребенком. 1947 г.
В фильме постоянно произносится словосочетание "продовольственные карточки". 14 декабря 1947 года было принято Постановление Совета Министров СССР и ЦК ВКП(б) "О проведении денежной реформы и отмене карточек на продовольственные и промышленные товары".
Через два года после окончания войны, невиданной по своему напряжению и жертвам, СССР оказался в состоянии отменить вызванное войной нормированное снабжение населения продуктами питания и промышленными товарами и перейти к нормальной развернутой советской торговле.
Рекламные плакаты конца 1940-х годов
Помните фразу Жеглова про "домик в Жаворонках с коровкой да кабанчиком"? Имеется в виду, как Вы понимаете, это вовсе не дача.
Дело в том, что западное направление (Жаворонки, Перхушково, Голицыно, etc) в те времена не было сугубо дачным. Его планировали сделать резервным при расселении коммуналок центра Москвы.
На станциях Дачное, Малые Вязёмы, Пионерская, Немчиновка, всё те же Жаворонки строились деревянные дома с возможностью для жильцов обзаводиться "хозяйством" - коровками да кабанчиками.
Правда, это была вовсе не популярная мера - никому особо не хотелось уезжать с Арбата в городок Голицыно. Хотя, клоповники-коммуналки тоже не сахар.
Это немыслимое расселение происходило примерно до 1951 года, после чего всё это дело тихо "свернули". Но многие люди так до сих пор там и живут...
Отсыпь нам сахарку и даже не мечтай о домике в Жаворонках...
Что можно сказать о том времени? Самая популярныя композиция - 'Rio-Rita', самое популярное дамское имя - Лёля, самый популярный человек... вот с ним - заминка.
Что любопытно, в фильме не звучит имя, которое (вроде бы!) просто обязано звучать - СТАЛИН.
Сталинская Эпоха оказалась эпохой кого угодно - муровцев, бандитов, манекенщиц, фронтовиков, биллиардистов, актрис и сторожей. Но не Сталина. У него отняли право жить в такую героическую эпоху...
zina-korzina. LIVE