• Авторизация


Импрессионизм по-русски 29-05-2025 18:02 к комментариям - к полной версии - понравилось!


 

  Русский импрессионизм: миф или реальность?

 

Русский импрессионизм — состоявшийся культурный феномен. Явление в истории отечественного и мирового искусства. Факт, который до сих пор пытаются оспаривать.

 

4397599_X6wguWdVher8Pr3_tMH3wylN_halAHkdsX5mDC4JRmYz4wIRC5Zllh6bkBPTEpJgIYQvM8etSQb0CqcrOvPAKI07JXyzRkT586vOLRSY8A_T2sTsca8zHYp88ipWtJlKfHFERgB8Q2c25IUGNgap7yd8H4MpYIYpptmizmx71d_Do5JGBL6_vGP6F3rLas_9muCVuxWuv2uKPs (700x524, 146Kb)

Петровичев Пётр Иванович, «Стог», 1901, холст, масло, 81×128 см, частное собрание, Москва

 

 

4397599_X6wguWdVher8Pr3_tMH3wylN_halAHkdsX5mDC4JRmYz4wIRC5Zllh6bkBPTEpJgIYQvM8etSQb0CqcrOvPAKI07JXyzRkT586vOLRSY8Ar2ypG8AY8zPZr8119GoakPbHFERgB8Q2c25IUGNgap7yd8H4MpYIYpptmizmx71d_Do5JGBL6_vGP6F3rLas_9muCVuxWuv2_1 (700x524, 131Kb)

  Переплетчиков Василий Васильевич, «Глухомань. Дорога у деревни», 1900-е, холст, масло, частная коллекция, Москва

 

 

4397599_21_1 (700x476, 180Kb)

Мещерин Николай Васильевич, «Лунная ночь», 1905, холст, масло, Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан  

 

 

4397599_a3724 (700x553, 210Kb)

Лаховский Арнольд Борисович, «Черная речка», 1914, картон, масло, 67,5 x 53,5 см, частная коллекция  

 

 

4397599_1295087_600 (600x493, 115Kb)

Щербиновский Дмитрий Анфимович, «Пароход», 1902, холст, масло, Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник  

 

«Так и не оформился»: возражение популярному тезису

 

Доводится слышать, что русскому импрессионизму-де так и не удалось оформиться в самостоятельное направление живописи. Что разные художники в разное время и с различными целями использовали отдельные методы и приёмы «стиля мгновенного впечатления», и только.

Оттого говорить о русском импрессионизме как таковом — бессмыслица. А нужно бы признать его второстепенную роль модного французского заимствования, да на том и успокоиться...  

 

4397599_oranges1908 (450x421, 35Kb)

Кончаловский Пётр Петрович, «Апельсины», 1908, холст, масло  

 

 

4397599_20712_mainfoto_03 (600x446, 89Kb)

 Грабовский Иван Михайлович, «Баржи на Фонтанке», ранее 1923, холст, масло  

 

 

4397599_archangelskshipsinport1903 (700x554, 105Kb)

 Кончаловский Пётр Петрович, «Архангельск. Корабли в порту», 1903, холст, масло, Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера»

 

 

Ночь музеев и день прозрения

 

17 мая сего года в России состоялась традиционная «Ночь музеев». И мы отправились на выставку с говорящим названием: «Изображая воздух».

Ради свидания с работами любимых живописцев, но и вашего подкрепления нашей позиции для. Ибо слушать байки о вторичности русского импрессионизма поднадоело.

 

 

4397599_image412_0 (700x387, 58Kb)

 Грабарь Игорь Эммануилович, «Балюстрада», 1901, холст, масло, 53,1 x 95 см, Нижнетагильский музей изобразительных искусств  

 

 

4397599_1128277175 (576x700, 153Kb)

 Фешин Николай Иванович, «Портрет жены Александры Фешиной», 1924, холст, масло, частная коллекция, Москва

 

 

4397599_976140283 (700x539, 100Kb)

  Виноградов Сергей , «Фонтан в парке», 1906, холст, масло, холст, масло, частная коллекция, Москва  

 

 

4397599_zachainimstolomkorovin (700x560, 102Kb)

Коровин Константин Алексеевич, «За чайным столом», 1888, холст, масло, 48,5 × 60,5 см, Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В. Д. Поленова, Тульская область  

 

 

4397599_898813548 (501x700, 103Kb)

  Куликов Иван Семёнович, «Фонарики в саду», 1906, холст, масло, Муромский историко-художественный музей  

 

 

4397599_303139616 (700x561, 98Kb)

  Коровин Константин Алексеевич, «Бульвар в Париже», из серии «Парижские огни», 1912, холст, масло, Саратовский художественный музей им. А.Н. Радищева  

 

 

4397599_image140 (561x700, 97Kb)

Исаак Бродский, «На даче (Академическая дача)», 1906, холст, масло, Самарский областной художественный музей  

 

 

4397599_xAQtFTyn6IVqmQD8ZhJpIQ1TLWVXNEkkuQs4a16iLn_ju4PFCKRszoofLYJxBjfb8iIDStRMwhLaGy2U3ofc95O_ (700x563, 163Kb)

Щербиновский Дмитрий Анфимович. «У купальни», холст, масло, 71 × 89,3 см

 

 

 

 

4397599_3d2f3be4aae64b849d3a270593a866cf (700x623, 777Kb)

Никифоров Семён Гаврилович, «В избе», 1904, холст, масло, Тверская областная картинная галерея  

 

 

 

4397599_R975975_f38efcd173df7ed686653beadff25d61 (595x700, 260Kb)

 Делла Вос-Кардовская Ольга Людвиговна, «На террасе. Чаепитие», 1900-е, холст, масло, частная коллекция, Москва  

 

 

 4397599_IMG_8337 (700x525, 120Kb)

  Машков Илья Иванович. «Рыжеволосая натурщица на фоне ковра», 1908, картон, масло,Ростовский областной музей изобразительных искусств  

 

 

 

Свет, воздух, сюжет: что делает наш импрессионизм особенным

 

Результаты наших скромных фотографических усилий — перед Вами, дорогой читатель. И пока Вы любуетесь чудесными полотнами, мы попробуем развить ту мысль, что озвучили в самом начале статьи.

Итак. Русский импрессионизм является самодостаточным и полнокровным не оттого, что имеет в своём арсенале заснеженные просторы Вячеслава Мещерина и Игоря Грабаря. И не благодаря «фирменной» темени Константина Коровина и Семёна Никифорова, чуждой французским родоначальникам течения.

Наш импрессионизм в среднем намного более сюжетен, пристрастен, «обёрнут» в контексты, в социальные аспекты бытия. Обращён не только к текущему моменту, но и к некоей сумме предшествующих событий. Он не стремится упростить, обобщить,  создать «дайджест» реальности, даруя зрителю одни только «свежевыжатые эмоции» автора полотна.

Русскому уму и сердцу этот «фреш» из броских контрастов казался неоправданно скудным. И потому наш с Вами импрессионизм, хоть и происходящий напрямую из идей Моне и Дега, — просто не смог отказаться от неспешного, многоуровневого, щедрого раскрытия.

Напиток русского импрессионизма, уступая в дерзости и свежести первого впечатления французской «классике», имеет богатое интеллектуальное и эмоциональное послевкусие.

Как следствие — работы Константина Юона и Станислава Жуковского по-настоящему проникновенны и лиричны.

 

 

4397599_image108 (580x511, 56Kb)

Жуковский Станислав Юлианович, «Весна», 1900 -1910-е, холст, масло, Екатеринбургский музей изобразительных искусств

 

 

 

 4397599_image181 (700x557, 54Kb)

   Жуковский Станислав Юлианович, «Подснежники», 1911, холст, масло, Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

 

 

4397599_94e542c65066772c30f7f60f7da33d44 (700x555, 126Kb)

Ларионов Михаил Фёдорович, « Волы на отдыхе», 1908, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея

 

 

4397599_3342989_800 (700x530, 123Kb)

Ларионов Михаил Фёдорович, «Верблюды», 1908, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея

 

 

4397599_JVEZ8I1ygNJo6b2VutF9aKwaUWM2_9SMG5ZuVjlzbc4PDpWtTPRdsNXTxG5EKWhABSL1rtuo7o8ih_HqMmBOmZo (700x395, 158Kb)

   Тархов Николай Александрович, «Козы на пастбище», 1904, холст, масло, собрание галереи «»Наши художники

 

 

4397599_image178 (530x624, 80Kb)

Грабарь Игорь Эммануилович, «Яблоки», 1905, холст, масло, Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева

 

 

4397599_uI7Gsn2TkmuSeRBzGFW959mdNgHR3Y6MeUPZjX0bk4jtaPugknQmHbf4wLoNknjw3UyL0w1gNnyQTNMpg9UTy (458x700, 255Kb)

Поленов Василий Дмитриевич, «Причал. Венеция», 1897, холст, масло, частная коллекция, Москва

 

 

Без школы, но со стилем: феномен без структуры

 

Безусловно, было бы наглостью и глупостью отрицать умение западноевропейских мастеров мгновенного впечатления наделять свои картины сложными смыслами, острыми гранями чувств, отражениями глубоких личных переживаний.

Однако по сей день бытующее заблуждение касательно отсутствия в России собственной школы импрессионизма как раз-таки и зиждется на том простом факте, что творческий метод французов имел чётко оформленные основы, границы, векторы развития. Свет, цвет, сиюминутность, конкретика. Сияние чистой прозы, если позволите.

У русского импрессионизма никогда не было своей гильдии, профсоюза, ордена или ковена. Разные художники, взращённые отечественной школой живописи, прибегали к методам  и средствам этого течения независимо, самостоятельно, асинхронно.

Кто-то — навсегда, иные — ради создания считанных полотен. По зову сердца или по мере необходимости; вдали от Родины или посередь родных просторов; под впечатлением от прямого знакомства с работами отцов-основателей или восприняв их опосредованно, сквозь призму собственного понимания...

В конечном итоге качество и количество работ российских «впечатленцев» достигло необходимой и достаточной эмерджентности, породив культурно-исторический феномен русского импрессионизма...

 

 

4397599_154433441_1915_Cvetuy_i_vazuy_H_m_705h105_sm__CHastnoe_sobr_ (699x484, 195Kb)

Коровин Константин Алексеевич, «Цветы и вазы», 1915, холст, масло, частная коллекция, Москва

 

 

4397599_stilllife1912 (700x607, 68Kb)

Коровин Константин Алексеевич, «Натюрморт», 1916, холст, масло, Ивановский областной художественный музей

 

 

4397599_image026 (530x404, 49Kb)

Коровин Константин Алексеевич, «Гурзуф», 1915, холст, масло, 74 x 93,5 см, Екатеринбургский музей изобразительных искусств

 

 

4397599_largeIfqoTxUtqdIM3ZyEFgUNdU54LRpKaw8 (556x700, 347Kb)

Дворников Тит, «У моря», около 1912, холст, масло, Музей русского импрессионизма  

 

 

«Изображая воздух»: что мы видим в этом названии?

 

Кстати говоря, дорогой читатель: как Вы сами интерпретируете название выставки «Изображая воздух»? Считаете ли Вы его отсылкой к мерцанию вечно подвижной световоздушной среды, столь любимой мастерами импрессии? Или же всё дело в любви художников к работе на пленэре, сиречь на свежем воздухе?

Быть может, Вы полагаете, что для русского импрессионизма было характерно «щадить» объёмность композиций, не исключая её из своих работ так рьяно, как это проделывали западные творцы, периодически «выдавливавшие» из них весь воздух тесными объятьями колористики?..

И ещё: удалось ли Вам поучаствовать в акции «Ночь музеев?» И если да, то в какой из храмов культуры Вы нанесли визит? Чему порадовались, а чему, паче чаяния,  огорчались?

 

 

4397599_Moravov_Aleksandr_Viktorovich_Rossiya_18781951_Y_okna__Portret_V_V__Yshakovoi_1907_2 (689x700, 184Kb)

Моравов Александр Викторович. «У окна. Портрет Варвары Васильевны Ушаковой», 1907, холст, масло, Тверская областная картинная галерея  

 

 

4397599_5cb5827c7047a56841c07725preview (700x466, 283Kb)

Попов Лукиан Васильевич, «В саду (Чаепитие)»,1911, холст, масло, Оренбургский областной музей изобразительных искусств  

 

 

4397599_R (528x700, 318Kb)

Кустодиев Борис Михайлович, «Сирень», 1906, холст, масло, Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань

 

 

4397599_KQVz0TGbGytTtpKdwmgJKWpGWFjubldG28N2EvtFSUojEdhN0ivqn4WM73jwe1lgeSQlZoZqXqRkWBYx59xNFxR_1_ (700x576, 183Kb)

Архипов Абрам Ефимович, «Муром», 1910-е, холст, масло, частная коллекция, Москва

 

 

4397599_EkpLB47B5nU (525x700, 265Kb)

Первухин Константин Константинович, «Огни города. Берлин»,1913, холст, масло, Русский центр искусства, Калининград  

 

 

4397599_1RpQ3IdL_nCyFSjxGHwIiV841vaJdvKJfkN2oTDX1Tv2KmkPxm9B9eFmcnRVtxjbV7hMOBJrVyluxaDGvkU_bL (700x479, 190Kb)

Первухин Константин Константинович, «Вечер. Венеция», 1914, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея  

 

Автор: Лёля Городная

 

 

 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Импрессионизм по-русски | Svetlana-k - Дневник skarlet | Лента друзей Svetlana-k / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»