Парусник Геринга
Дата: 16.03.2001 (09:00:38)
Тема: Транспорт
Одним из уникальных символов Херсона по праву считается приписанный к порту с 1951 года парусник "Товарищ". Однако уже более пяти лет изящность линий корпуса и стройность его мачт не радует глаз гостей и жителей города. Судьбе уникального и старейшего судна парусного флота Украины посвящен этот материал.
"История жизни парусника "Товарищ" началась в 1933 году. Построенный для военного флота рейха и названный "Gorch Fock", он ходил под парусами до 1945 года. После проигрыша в войне Германия затопила судно, но через 2 года его подняли со дна. С тех пор бывший парусник Геринга, сохранивший во внутреннем убранстве от старых владельцев только каюту капитана, приумножал славу советских мореходов. Дважды в 1974 и 1976 годах был абсолютным победителем Международных парусных регат. На его борту прошли выучку более 14 тысяч курсантов 22 мореходных училищ. Кроме того, за полвека "Товарищ" "снялся" более чем в сорока фильмах, среди которых "Максимка", "Капитан Немо", "Узник замка Иф", "Алые паруса".
Но в 1995 году подошел срок освидетельствования регистра и получения разрешения на выход в море, который совпал со сроком капремонта корпуса и двигателя. На это необходимо около трех миллионов долларов.
Сейчас судно стоит в доке немецкого города Вильгельмсхафена за участие парусника в знаменитой выставке Ганновер-2000 муниципальные власти содержали сменную команду из 10 человек и судно на протяжении двух лет, выделяя на эти нужды по 100 тысяч марок.
Параллельно с 1995 года между владельцем "Товарища" (Министерством образования, поскольку судно учебное) и различными зарубежными инвесторами ведутся переговоры о ремонте. Некоторые согласны отремонтировать парусник, но стать его хозяином, другие хотят в обмен на ремонт взять "Товарищ" в аренду при сохранении за Украиной права собственности.
Две недели назад министерство образования обратилось в Кабинет министров, предлагая либо выделить деньги на ремонт, либо разрешить заключение сделки с иностранным инвестором, либо... продать судно. Правда, по оценкам специалистов, сумму от продажи барка Украина выручит небольшую всего около 250 тысяч долларов. Продать парусник за эти деньги фактически отдать за бесценок.
Через несколько месяцев, а именно в начале лета, истекает срок договора с Вильгельмсхафеном Украина вновь может столкнуться с ситуацией, когда в чужом порту, без средств к существованию окажутся люди и судно, которому запрещено (да оно и не сможет) выходить в море.
Трудно сказать, что выгоднее сегодня: забыть о существовании уникального парусника или, может быть, все-таки найдя средства для ремонта, научиться получать прибыль?
По сегодняшним ценам содержание парусника ежегодно обходится в 4 - 5 млн. гривен в год. Безусловно, удовольствие не из дешевых. Например, Великобритания великая морская держава не имеет парусного флота. Но она его и не будет создавать, а обучать моряков нужно всем вот и возможные пути удешевления стоимости содержания барка. А если добавить сюда деньги за участие в съемках, сдачу в аренду, то речь пойдет уже не о самоокупаемости, а о прибыльности парусника.
И самое главное претендуя на звание морской державы, негоже нашим будущим капитанам постигать азы морского дела под чужими флагами. Херсон богат морскими символами памятник флотоводцу адмиралу Федору Ушакову, первым корабелам Черноморского флота... Символом стал и легендарный парусник "Товарищ". Не хотелось бы, чтобы память о нем сохранилась лишь на кинопленке.
[640x480]