Новиков Л.Б., г. Апатиты, 2014 г.
Еще Карл Дюпрель (1839-1899 гг.), немецкий оккультный писатель французского происхождения [315], писал [64], что господа церковники признают оккультно-мистические факты, лишь когда они датированы первыми веками христианства, и считают такую мистику белой, т.е. идущей от светлых сил; аналогичные же факты дней нынешних, будучи произведенными нашими современниками, у них причисляются исключительно к мистике черной, т.е. идущей от злых сил, словно бы Бог заботился об этом мире только в первые века новой эры, а после целиком предоставил его в распоряжение дьявола - точка зрения, напрочь лишенная логики и всякого смысла. Карл Дюпрель проводил опыты с медиумами [315] и рассматривал магию как «естествознание современности», которое рано или поздно должно будет изучить человечество, если захочет быть истинно образованным.
Наиболее выдающимися пропагандистами древнего духовного наследства в Европе XVIII в. были Калиостро, Месмер и Сен-Жермен, отмеченные во всех серьезных трудах по оккультизму и эзотерической философии. Из всех троих самой неоднозначной фигурой до сих пор ещё остаётся граф Калиостро, поэтому при изложении его биографии мы будем придерживаться тех эпитетов, которые ему присуждали в литературных источниках.
Графа Калиостро Александро (настоящее имя Джузеппе Бальзамо, 1743–1795 гг.) считали выдающимся магом XVIII в. и одновременно признавали величайшим итальянским авантюристом, сумевшим проникнуть в высшие круги общества разных стран [131,134,153]. Родившись в простой католической семье Палермо, торговавшей сукном и шёлковыми тканями [131], Калиостро приобрёл славу мага и волшебника, познавшего секреты вечной молодости. "Божественный" Калиостро [261] промелькнул на небосводе Франции, как метеор и канул в лета под ярлыками "авантюриста" и "шарлатана" всех времён и народов.
[457x331]
В 15 лет под именем Джузеппо Бальзамо он вступил в монастырь, но вскоре покинул его [131]; начал изучать живопись и предался беспечной жизни. В 1768 г. Джузеппо женился на дочери римского литейщика Лоренце Феличиани. В Риме занялся ремеслом фальшивомонетчика и, чтобы ускользнуть от властей подался в бегство, скитаясь по всей Европе под вымышленными именами. В 1775 г. Неаполе его знали под именем маркиза Пеллегрини, а в 1776 г. в Лондоне он уже носил фамилию своей тётки - Калиостро, прибавив к ней графский титул.
М.П. Холл [261] подтверждал мнение о том, что Калиостро родился в скромной семье и с юных лет проявлял эгоистические, аморальные и даже преступные наклонности, которые в итоге заставили его, после ряда выходок, податься в бега.
Говорили [134], что Калиостро много странствовал по Востоку (Греция, Египет, Персия и др.), где получил некоторые знания по алхимии и стал искусным иллюзионистом. В биографии Калиостро имеются свидетельства того [259], что он учился восточной доктрине о "принципах" в человеке, о "Боге", заключённом в человеке, в виде "высшего Я", и в каждом живом существе и даже в атоме, "что он служил Учителям Общины, которых он не назвал, потому что согласно данному им обету он не мог этого сделать".
Его второе имя Джузеппе Бальзамо, [259] "преобразованное при помощи каббалистических методов, означает: "Тот, кто был послан", а также "Господин Солнце"", что "показывает, что оно не было его истинным родовым именем". В таком случае, "кто бы ни был отцом Калиостро, его звали не "Бальзамо"". Говорили, что в юности он жил с человеком, которого могли называть Алтотом, или "великим герметическим мудрецом", т.е. адептом, от которого Калиостро мог получить не только наставления, но и своё символическое имя.
Вернувшись в Европу, Калиостро путешествовал по многим странам [134]. В Англии Калиостро завоевал славу "великого" химика, врача, мага и пророка [131] и, вступив в масонскую ложу, вернулся на континент, где объявил себя масоном высокой ступени [134].
В Европе Калиостро уже описывали [261] "как не очень высокого, крепкого сложения человека. Большая голова была обильно покрыта чёрными волнистыми волосами, зачёсанными назад. Глаза у него были чёрными и блестящими, и, когда он говорил на какую-нибудь возвышенную тему с чувством, зрачки его расширялись. Руки и ноги у него были небольшими - знак знатного происхождения, и вся его внешность производила впечатление внешности благородного и учёного человека. Он был насыщен энергией и мог работать с неутомимой жаждой деятельности. Одевался он весьма причудливо и столь охотно раздавал милостыню, что заслужил прозвище Отец Нищих, но сам ни у кого ничего не просил. Он жил в великолепии и роскоши в замке, который был одновременно и храмом, в Ру де ла Сурдерье... Он много путешествовал и побывал практически во всех уголках мира, и в руинах древнего Вавилона и Ниневии обнаружил мудрых людей, понимавших все секреты человеческой жизни".
Среди горячих поклонников Калиостро были Шиллер и Гёте и оставались таковыми до самой своей смерти [259]. По свидетельству Е.П. Блаватской [259], "Гёте во время своего путешествия на Сицилию потратил много сил и времени, собирая информацию о "Джузеппе Бальзамо" на его предполагаемой родине" и на основе добытого материала "написал пьесу "Великий Кофта"".
В России Калиостро назвал себя посвященным в тайны оккультизма [134], надеясь (по собственному признанию) [131] обворожить русскую императрицу Екатерину II и подчинить её своему влиянию; но надежды его не оправдались: Екатерина II даже не соблаговолила принять его.
Изгнанный из России, Калиостро с триумфом был принят в Варшаве и Страсбурге, поразив всех "превращением" разных металлов в золото, "эликсиром долголетия", чудесными исцелениями и щедрой благотворительностью (бедняков он лечил бесплатно) [131]. Особой популярностью пользовался выдуманный им ритуал египетского масонства.
Во Франции Калиостро, который до этого был личным другом и помощником химика в лаборатории Пинто, гроссмейстера Мальтийского ордена, стал вдруг другом и протеже кардинала де Рогана [259]. "Его почтил своей поддержкой и дружбой некий высокородный сицилийский принц, как и многие другие титулованные лица". Однако, когда в Париже было раскрыто очередное крупное мошенничество, осуществлённое неким по имени Калиостро, то самого Калиостро вместе с супругой заточили в Бастилию, но вскоре ему удалось оправдаться, и он уехал в Англию [131]. На стенах его камеры в Бастилии нашли зашифрованное сообщение, которое в расшифрованном виде гласило [261]: "В 1789 году Бастилия будет осаждена и 14 июля будет разрушена до основания".
Этот пример послужил основанием для предположения [259,261], что под именами Калиостро и Джузеппе Бальзамо могли совершать мошеннические действия совсем другие лица и что графу Калиостро часто приписывались те деяния, которые он не совершал. Однако его заключение в тюрьму, пусть даже ошибочное, заставили думать некоторых о мошеннических наклонностях Калиостро; "тучи над ним начали сгущаться", и на него началась "охота".
В сентябре 1786 г. журналист Т. де Моранд опубликовал серию разоблачений на страницах газеты "Курьер Европы" [131]. Бальзамо вновь был вынужден бежать и скитаться по Европе. В декабре 1789 г. он был арестован инквизицией в Риме, где его сперва обвинили в распространении книги "Три сестры", алхимического содержания, приговорённой христианской церковью к публичному сожжению [259], а потом в "чародействе", с применением противозаконных и запрещённых исследований.
Ко всему прочему, его враги сочли [134], что в 1785—1786 в Париже он был причастен к грандиозному скандалу, известному как дело об «Ожерелье королевы» и сыгравшему большую роль в предреволюционной дискредитации королевской семьи. Калиостро приписали организацию масонской ложи в Италии и заключили в замок Св. Ангела [131]. Дополнительно ко всему прочему, его жена, пытаясь спасти свою жизнь, тоже свидетельствовала против него [131]: Калиостро обвинили ещё и в ереси и приговорили к смертной казни. А графиню Калиостро выпустили на свободу, но вскоре её снова заключили в монастырь по новому обвинению в ереси [259].
Немалую роль в обвинении Калиостро сыграли и политические мотивы. Потому некоторые полагают [153], «графа» погубили революционные события, напугавшие духовенство. Его книги были сожжены. Таинственный знак, который он взял своим гербом, символизировал, по мнению судей, сатану. Среди прочих книг, хранившихся у Калиостро и подвергнутых сожжению [259], был манускрипт, называвшийся "Египетское масонство". Говорили [134], что Калиостро оставил записки, подлинность которых, однако, признается не всеми исследователями.
В судьбу Калиостро вмешался папа Пий VII, который сыграл немалую роль в замене смертной казни на пожизненное тюремное заключение в крепости Св. Льва, находившейся близ города Урбано [131]. Его заточили в цепи, абсолютно изолировали от внешнего мира, запретили писать и общаться с кем-либо. Ходили слухи, что Калиостро навсегда остался в мрачных подземельях инквизиции, но легенды о нём рождались и после его смерти, последовавшей в 1795 г. Калиостро отказали в христианских похоронах как нераскаявшемуся еретику.
[681x626]
Е.П. Блаватская описала последнее пристанище Калиостро такими словами [259]: замок Сен-Лео (крепость Св. Льва) в те годы находился "на границе нынешней Тосканы,... в герцогстве Урбино папского государства. Он построен на вершине огромной скалы, почти отвесной со всех сторон; чтобы попасть в "замок" в те дни, надо было забраться в своего рода открытую корзину, которая поднималась при помощи канатов и блоков. Что же касается преступника, то его помещали в специальный ящик, после чего тюремщик поднимал его "со скоростью ветра". 23 апреля 1792 года Джузеппе Бальзамо... вознёсся на небеса в ящике для преступников, и был навечно заточён в этой могиле для живых". Имеются свидетельства того, что в конце концов Калиостро "умер от апоплексического удара 26 августа 1795 года. Смирони похоронил его внизу в деревянном сарае, из которого крестьяне частенько воровали королевское добро".
Впоследствии Кеннет Макензи убедительно доказал [259], что Калиостро никогда не принимал участие в политических интригах своего времени, но это уже не имело никакого значения. Французские архивы, связанные с подготовкой Революции, не оставили никаких следов участия Калиостро в тех бурных событиях, "и потому представление о нём, как о защитнике революционных принципов, лишено всякого основания".
Согласно мемуарам, написанным во время заточения, [261], "Александр Калиостро родился на Мальте в знатной семье, имя которой неизвестно. Он рос и воспитывался в Аравии, и его воспитателем был Алтотас, хорошо сведущий как в философии и науках, так и в трансцендентальных искусствах".
Е.П. Блаватская [312] относила Калиостро к знаменитым адептам, настоящее имя которого, как утверждали его враги, было Йозеф Балзамо, и при всех вымыслах, направленных против него, писала о нём следующее: "Он был родом из Палермо и учился у какого-то таинственного чужеземца... Его общепринятая история... хорошо известна..., а настоящая никогда не была выдана. Его судьба была такая же, как у каждого человека, который доказал, что знает больше своих ближних; его "забили камнями" - преследованием, ложью и постыдными обвинениями, и всё же он был другом и советчиком наивысших и могущественнейших каждой из стран, которые посетил. В конце концов он был подвергнут суду и осуждён в Риме как еретик, и якобы умер во время своего заключения в государственной тюрьме. Всё же его смерть не была абсолютно незаслуженной, так как в некоторых отношениях он изменил своим обетам, отпал от состояния чистоты и поддался честолюбию и эгоизму".
По мнению Е.П. Блаватской [259], большинство мифов, клеветавших и осуждавших Калиостро, "исходило от того класса людей, которых он ненавидел не меньше чем неправду, а именно от иезуитов, или - воплощённой лжи". Его главной причиной всех жизненных трудностей стал брак с Лоренцой Феличиани, "которая была орудием в руках иезуитов". Двумя меньшими причинами оказались "исключительно добрая натура и та слепая доверчивость, которую он проявлял в отношении своих друзей - некоторые из которых стали предателями и его непримиримыми врагами".
Калиостро относился к одному из трёх адептов "Великого братства" мистиков, совет которого ("Луксора"*) послал его в помощь Сен-Жермену и Месмеру для просвещения небольшой части западных народов в оккультном знании [312]. Однако после совершения ряда ошибок, более или менее роковых, Калиостро был сперва отозван, а затем наказан. Масоны обвинили его в шпионаже в пользу иезуитов [259]; лишь один, верящий в него брат-масон, сказал про сицилийца Джозефа Бальзамо, что "Калиостро мог бы быть назван самым оскорбляемым и ненавидимым человеком в Европе". Смысл этих слов можно понять как такой, что из него сделали "козла отпущения", поскольку, по мнению Е.П. Блаватской [259], Калиостро "преследовался Ватиканом даже в большей степени как масон, чем как оккультист". Однако он оказался виноватым перед масонами в том [259], что "был самым ловким и удачливым обманщиком и шарлатаном своего века; в том, что... принадлежал к отделению иезуитского ордена в Клермонте во Франции; в том, что... появился (как доказательство его связи с иезуитами) в церковном облачении в Риме" и т.д. А на самом деле, Калиостро, по мнению Е.П. Блаватской [259], всегда был просто оккультистом и масоном и никем другим. М.П. Холл писал [261]: "Вне всяких сомнений, граф Калиостро является самым оболганным человеком в современной истории". Согласно его собственным утверждениям [261], он был посвящён в древние Мистерии графом де Сен-Жерменом.
*Слово "Луксор" [312] составное, образованное из lux (свет) и aur (огонь), означающее, таким образом, "Свет (божественного) Огня". Это название произошло от древнего Лукшур в Белуджистане, расположенном между Бела и Каджи. Этот орден был очень древним и, вероятно, самым древним из всех подобных.
Другое название Луксор [153] принадлежало и сейчас ещё обозначает город-музей в Египте, в среднем течении Нила. Луксор расположен на правом берегу Нила среди развалин столицы Древнего Египта — Фив. В древнем Луксоре находился знаменитый древнеегипетский храм Амона-Ра (XV—XIII вв. до н. э.), грандиозный по пространственной композиции, торжественный по архитектурным формам, с колоннадами, колоссальными статуями, аллеей сфинксов; также в Луксоре было много других памятников.
Дешан говорил о Сен-Жермене как о тамплиере [313]. Сообщалось также, что Калиостро получил посвящение в рыцари тамплиеров от Сен-Жермена. Скандал вокруг Калиостро и ожерелья королевы в 1785 году привлёк внимание к Сен-Жермену как к «крёстному отцу» итальянского "авантюриста": памфлетисты изображали масонскую, плутовскую и даже сексуальную инициацию Калиостро Сен-Жерменом и приписывали Сен-Жермену место в целой династии авантюристов, идущей с начала XVII века. Согласно Каде, Сен-Жермен являлся странствующим тамплиером, путешествовавшим от ложи к ложе с целью установления и укрепления между ними духовных связей. Эпизоды своих легенд он заимствовал из агиографии розенкрейцеров. Граф Сен-Жермен считался [261] человеком, игравшим важную роль в активизации масонов XVIII в. и "был связан с Розенкрейцерами, вероятно, являлся даже главой их ордена".
[299x377]
Граф Сен-Жермен (фр. Le Comte de Saint-Germain, умер 27 февраля 1784 г. в возрасте 88 лет) [313]— выдающийся деятель эпохи Просвещения, дипломат, путешественник, алхимик и оккультист. Происхождение Сен-Жермена, его настоящее имя и дата рождения до сих пор остаются неизвестными. По наиболее распространённой версии, он принадлежал к португальским евреям, но мог быть и французом, венгром и кем-то ещё. В письме датскому королю Фредерику V сам Сен-Жермен писал: "По мужской линии я веду свой род от младшего сына короля, царствовавшего в восьмом веке… Мои беды и беды тех, кто был свидетелем моего рождения, принуждают меня умолчать об Отчизне моей и подлинном Имени…".
Сен-Жермен обладал обширными познаниями в области истории и химии [313]. Занимался «улучшением» бриллиантов, алхимическим получением золота. Граф Сен-Жермен писал как-то Петру Ивановичу Панину, предлагая ему открыть секрет производства золота и мыла в России, но его предложения были отвергнуты (граф Панин не доверял Сен-Жермену).
Его многосторонние интересы простирались от лингвистики, истории и химии до поэзии, музыки и художественной живописи [261]. Сен-Жермен владел почти всеми европейскими языками, а также арабским, древнееврейским, санскритом и китайским настолько свободно, что его принимали за говорящего на родном языке. Он свободно пользовался двумя руками и писал обеими (левой и правой) абсолютно одинаково, без искажения почерка. Как историк Сен-Жермен обладал такой глубиной знаний, что события двухтысячелетней давности рассказывал с такими интимными подробностями, словно сам был их свидетелем и играл в них ведущую роль.
Предполагают [313], что в Европе Сен-Жермен выполнял дипломатические миссии, пользуясь одно время доверием короля Людовика XV. Чаще всего он именовал себя графом Сен-Жерменом, хотя и представлялся иногда под другими именами. В результате, с именем графа Сен-Жермена было связано множество вымыслов и легенд, во многом из-за которых он остался одной из самых загадочных фигур в истории Франции XVIII века.
По свидетельству М.П. Холла [261], Сен-Жермен "...имел удивительную и впечатляющую способность предсказывать и угадывать даже самые малые детали и вопросы, которые ему ещё только хотели задать. Обладая чувством, родственным телепатии, он мог ощущать потребность в своём прибытии в какой-нибудь город или государство. Известно, что у него была привычка появляться дома у себя или друзей, минуя двери; он и покидал помещения часто в такой же простой манере". [В последнем случае описывается эффект аутотелепортации, способность к которой наблюдал Лобсанг Рампа [181] у снежного человека, обитавшего в горах Азии].
Сен-Жермен много странствовал по Европе и Азии и потратил на свои путешествия много времени, посетив большое количество стран [261]. Говорили, что во времена правления Петра III он бывал в России, а с 1737 по 1742 год Сен-Жермен находился в Персии при дворе Надир-шаха [261,313], где он занимался научными исследованиями. В 1756 году его видели в Индии [261].
Результатом его восточных путешествий стало хорошее знакомство с принципами восточного эзотеризма, которые позволили ему практиковать методы медитации и концентрации внимания [261]. Его несколько раз заставали сидящим в позе Будды [поза лотоса]. Он периодически удалялся в Гималаи, откуда внезапно появлялся в разных странах Европы. Но о том, что он выполнял поручения школы Мистерии, неся определённую миссию, он молчал.
В архивах «Великого Востока Франции» Сен-Жермен (также как и Руссо) числился в списках членов масонской ложи «Общественного Согласия Святого Иоанна Экосского» с 18 августа 1775 по 19 января 1789 года [313]. Есть сведения о «появлении» графа Сен-Жермена на масонских собраниях в 1785 году, то есть позже общепринятой даты его смерти. [Вероятно, в масонских ложах отмечали присутствующих также, как сейчас в парламенте России, не взирая на их отсутствие]. М.П. Холл писал [261], что "граф Сен-Жермен и сэр Фрэнсис Бэкон были двумя величайшими эмиссарами за последние две тысячи лет, посланными в мир Секретным братством". При этом барона Ф. Бэкона (1561—1626 гг.) почитали как великого английского философа, заложившего основы научного мировоззрения [189].
Говорили [261], что с Сен-Жерменом лично встречались Фридрих Великий, Вольтер, Руссо и другие великие личности того времени. Его видели в берлинской библиотеке Фридриха Великого и в пещерах Рейна. Многие правительства Европы, включая французское, использовали Сен-Жермена в качестве своего секретного агента, и он был вхож во многие известные круги общества [что, возможно, в итоге послужило причиной недоверия к его персоне. Из трёх имеющихся у меня энциклопедий ни в одной не упоминается его имя, вероятно, потому, как писала Е.И. Рерих [313], что Сен-Жермен неоднократно предупреждал шведского короля Карла XII не начинать войны против России, пророча гибель шведской короне от русского оружия].
[172x243]
Известно [259], что Калиостро и Месмер входили в Братство филалетов (любителей истины) французского масонства, члены которого изучали оккультизм и теософию, а некоторые даже практиковали спиритизм и общались с духами "запредельных сфер". Члены Братства называли Месмера "изобретателем учения о животном магнетизме, позднее названным месмеризмом, а ещё позднее - гипнозом.
Сен-Жермен тоже принадлежал к ложе филалетов французского масонства [259] и помогал Месмеру в разработке теории месмеризма, потому может быть назван соавтором этой науки [261].
Если филалеты высоко ценили Месмера, то в отношении Калиостро они проявили недовольны, поскольку последний сперва согласился взять на себя заботу о них, а потом отказался из-за того, что их "собрание" не приняло его предложение о введении египетского ритуала и не согласилось сжечь свои архивы, что было условием Калиостро, который считал, что эти архивы не только бесполезны, но и вредны для построения Храма Веры, основанного на знании, а не на скептицизме [259]. Его приверженность египетским ритуалам объяснялась тем [261], что к древним Мистериям допускались женщины, и он не видел никакой причины для отказа им в этом в современных ему условиях, с чем никак не могли согласиться патриархальные европейцы.
На собрании филалетов Калиостро поведал свое знание символизма букв и имён, предсказав в графической манере будущее Европы, ужасы надвигающейся на Францию революции и падение монархии, упомянув при этом судьбу различных членов королевской семьи [261]. Он также предсказал пришествие Наполеона и возникновение Первой Империи. Всё это он демонстрировал для того, чтобы показать, чего можно достичь при помощи высшего знания, [но по своей наивности никак не заподозрил, что такими предсказаниями наживёт себе смертельных врагов, поскольку членами лож были не только специалисты разного профиля, но и князья, принцы, графы, епископы и другая высшая знать].
Ясновидящие часто не "видят" своего будущего, ослеплённые самоуверенностью, полагая, что их судьба находится в их руках, забывая о том, что карма всех людей подчинена богам, а люди могут лишь усугубить её, поскольку большинство из них не принадлежит к разряду святых.
М.П. Холл [261] считал Калиостро таинственным агентом Рыцарей Тамплиеров, посвящённым Розенкрейцеров, внедрившим свои глубокие знания Египетских обрядов в масонские обычаи. К настоящему времени он "остаётся одним из самых загадочных фигур в истории, жившим и живущим, как верили его друзья, вечно, обвинявшимся врагами в том, что он является воплощением Дьявола! ... Мир, которому он по-своему стремился служить, не принял его и преследовал без устали даже память об этом блистательном адепте, который не смог завершить великие труды успешно и уступил место своему более удачливому сотоварищу графу де Сен-Жермену", который, тем не менее, тоже был обвинён в мошенничестве и тихо скончался в одиночестве.
Литература:
64. Загадки жизни и смерти. Размышления Артура Конан-Дойля. М: Айрис-Пресс, 2004.- 224 с.
131. Всемирная история. Энциклопедия. В 14 т. Т.4. З-Ке.-М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007.-240 с.
134. Большая универсальная энциклопедия. В 20 томах. Т.7. ЗАС-КАМ. М.: АСТ; Астрель; 2010.-797 с.
153. Большая универсальная энциклопедия. В 20 томах. Т.10. Лан-Ман. М.: АСТ: Астрель, 2010.-797 с.
178. Большая универсальная энциклопедия. В 20 томах. Т. 11. МАН-МОС. М.: АСТ: Астрель, 2010.-797 [3] с.
181. Рампа Лобсанг. Третий глаз: Автобиография тибетского ламы. Перев. с англ. М.: ООО Издательство "София", 2009.-352 с.
189. Большая универсальная энциклопедия. В 20 томах. Т.3. БОГ-ВЕС. М.: АСТ; Астрель; 2011.-797, [3] с.
259. Блаватская Е.П. Фрагменты оккультной истины. М.: Изд-во Эксмо, 2002.-832 с.
261. Холл М.П. Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии. Новосибирск: "Наука". Сибирская издательская фирма РАН, 1997. - 3-е изд. испр. - 794 с.
312. Блаватская Е.П. Теософский словарь. М.: Эксмо, 2003.-640 с.
313. Граф Сен-Жермен. Википедия, 2014 г: http://ru.wikipedia.org/wiki/%C3%F0%E0%F4_%D1%E5%ED-%C6%E5%F0%EC%E5%ED
315. Карл Дюпрель. Психология на b17.ru. Сайт в Интернете, 2014: http://www.b17.ru/books. php?autor=du_prel