• Авторизация


СПОСОБЫ ФИКСАЦИИ ВРЕМЕНИ 03-04-2014 15:02 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Новиков Л.Б., г. Апатиты, 2014 г.

Эту статью можно было бы посвятить календарям, но они требуют большего объёма и более классического изложения, а потому в данном формате лучше направить основные усилия на одну из главнейших категорий бытия - на время и способы его фиксации, чтобы каждый, читающий древние мифы, понимал, что все даты, приводимые современными историками очень даже условны и ни в коей мере не совпадают с мировоззрением древних.
Предполагают [26], что древние греки создали календарь для того, чтобы придать времени структуру и смысл. Однако существуют ещё современные общества, построенные по патриархально-родовому принципу (например, у бушменов), в которых понятие времени носит до сих пор абстрактный характер.
Мы уже привыкли, что само слово "календарь" появилось в Риме [26] и у римлян оно произошло от названия первых дней месяца - календ. Про римский календарь написано много и повторять эту литературу нет особого смысла. Древнейший римский календарь описан в статье "Нума Помпилий — образец идеального правителя", опубликованной в LiveInternet, в дневнике "Леоновик" от 16.02.2014 г.
Важно понять, что у разных народов в древности была своя система не только летосчисления, но и свои взгляды на течение года и времени. Плутарх писал [282], что "у некоторых варварских народов год состоял из трёх месяцев. Из греческих народов у аркадян год был четырёхмесячный, а у акарнанцев шестимесячный".
Историки считают [27], что у древних греков календари были лунно-солнечными, и предполагают, что они появились в начале 1-го тыс. до н.э. К настоящему времени лучше всего изучен афинский календарь, который, на самом деле, был довольно сложный, и афиняне неоднократно обращались к Солону с просьбой изменить его, но он отказывал им в этом [282]. Наиболее ранние варианты афинского календаря описаны в статьях "Цари афинские" (часть 2, опубликована в Live Internet, в "Дневнике" Леоновик 16.04.2013 г. ) и "Солон: история взлёта и падения" (опубликована там же 17.02.2013 г.).
В "Трудах и днях" Гесиод [287] в каждом месяце выделял 30 дней, из которых некоторые дни считались священными (они посвящались богам [260-261,287]: 4 число каждого месяца - Гермесу, 7 - Аполлону, 8 - Посейдону, 9 - день освобождения, посвящался Гере, Прометею и Персефоне). Осталось непонятным выражение Гесиода [287], по которому "день перед первым числом" считался священным и в то же время 30-е число каждого месяца - это "день наилучший для обозренья свершенных работ", т.е. 30-го числа каждого месяца греки подводили итог сделанному за месяц, а про 31-е число древний поэт ничего не писал, единица же уже была числом Зевса [261]. Вероятно, 30 числа каждого месяца греки не только "обозревали свершённое" за месяц, но и отчитывались перед Громовержцем за сделанное. Поэтому думать, что ранняя история греческого календаря остаётся практически неизвестной, как полагал Э. Бикерман [267], нет никаких оснований. Этот же автор отметил Гомера, от которого стало известно, что появление новой Луны сопровождалось празднеством, но он не упоминал названий месяцев и не считал число месяцев в году, хотя исчислял число (лунных) месяцев беременности, как мы делаем это до сих пор.
Важно знать, что в каждом греческом городе-полисе был свой календарь, с собственными названиями месяцев, причём названия нередко образовывались от праздников, справлявшихся в этом месяце [266]. Начало года тоже было различным: по афинскому календарю год начинался в первое новолуние после летнего солнцестояния, по беотийскому, использовавшемуся в Фивах — после зимнего солнцестояния (то есть начало года примерно совпадало с нашим).
В отношении древних египтян Плутарх написал так [282]: "У египтян, как уверяют, год состоял из одного месяца, впоследствии же из четырёх. По этой причине, хотя они обитают на новой земле, однако кажутся весьма древним народом. В родословиях своих считают невероятное множество лет, ибо полагают вместо годов месяцы".
В настоящее время принято, что календарь в Египте получил распространение с Нижнего царства, т.е. с северной его части [87]. Предполагают, что поначалу в Северном Египте календарь основывался на фазах Луны, но примерно с конца II династии год в Египте стал начинаться с восходом звезды Сириус (Сотис) при максимальном подъеме воды в Ниле. Год был разделен на 12 месяцев, по тридцать дней в каждом, а пять дополнительных отводилось под религиозные праздники, связанные с сельскохозяйственными ритуалами.
Первоначальное деление египетского солнечного года на 360 дней привело, как считает В.Н. Дёмин [5], к делению окружности на 360 градусов, став символом годичного круговорота Солнца согласно числу солнечных дней. На этой основе В. Н. Дёмин предположил, что некогда, в отдаленном прошлом, прапредки египтян наблюдали солнце 360 дней в году, а несколько дней (а именно - 5), в соответствии с законами движения Земли вокруг главного светила, оно на небосклоне не наблюдалось. Такое (в соответствии с законами природы) возможно только в приполярных областях. В ходе миграции праегиптян на Юг старое летосчисление долгое время сохранялось, хотя и противоречило видимым фактам и новым географическим условиям, но затем была произведена коренная реформа календаря.
Предполагают [27], что древнеегипетский солнечный календарь появился примерно в 4-м тыс. до н.э. Год состоял из 3 сезонов по 4 месяца в 30 дней каждый (месяцы: тот - начало года, затем фаофи, атир, хояк, тиби, мехир, фаменот, фармути,пахон, пауни, эпифи, мезори - впервые встречаются в VI-V вв. до н.э.). Помимо недостающих 5 дней, год был короче на 1/4 суток тропического, что приводило к смещению на сутки каждые 4 кода.
С 4-го тыс. до н.э., каждый месяц содержал три десятидневки - декады (т.е. шесть пяти-дневок - пентад) [134]. Всего 360 дней, ошибка в 5 суток. Пять дней были добавлены через несколько столетий. И скоро жрецы Египта заметили, что каждые 4 года Сириус опаздывает с восходом на один день. Для того чтобы восход Сотис (богини, олицетворявшей Сириус) опять пришелся на первое число месяца "тот", требовался 1461 египетский год (1460 лет по современному летосчислению). Это возвращение звезды отмечалось торжественным праздником в честь Вечности...
Со временем в календарь вносились и другие изменения, которые меняли его в ту или иную сторону, но незначительно, потому что египтяне были самым консервативным народом в мире, как о них писал Геродот [204].
С 26 г. до н.э. в Египте получило признание новое счисление [27]. А чуть раньше (в 46 г. до н.э.), египетский календарь был предложен Созигенон Юлию Цезарю для его реформы летосчисления в Риме, ставшего основой для так называемого юлианского календаря [134].
Созиген, по мнение Е.П. Блаватской [68], был тем египетским астрономом, который знал халдейскую систему астрономических счислений, восстановил порядок в календарной путанице римлян, отодвинув 25-е марта назад на 96 дней с тем, чтобы оно совпадало с весенним равноденствием. Созиген был тем, кто установил число дней в месяцах такими, какими они остались по сей день.
По совету Созигена было введено солнечное счисление времени, по которому 3 года считались по 365, а 4-й - по 366 дней [27]. В новом календаре сохранился только 1 добавочный день, помещавшийся после 23 февраля, т.о. 6-й день до мартовских календ стал двойным (bissextilis отсюда русское - високосный). Начало года перенесли на 1 января (т.к. с 153 г. до н.э. вновь избранные римские консулы и другие магистры приступали к своим обязанностям с 1 января). Продолжительность месяцев и названия некоторых из них изменялись: в честь Юлия Цезаря месяц квинтилис был переименован в 44 г. до н.э. в июль, а месяц сектилис в 8 г. до н.э. - в август, в честь императора Августа; к январю, августу и декабрю было добавлено по 2 дня; к апрелю, июню и сентябрю - по 1 дню.

Л.Н. Гумилёв [12] обратил внимание на то, что первыми известными людям варианты счета времени, употребляющийся до сих пор, были :
1. Циклический. Простые наблюдения показывали, что день и ночь составляют повторяющийся цикл – сутки; времена года, сменяясь, составляют большой цикл – год.
С представлением о цикличности времени связано происхождение русского слова «время», однокоренного со словом «вертеть» и «веретено».
На Востоке была изобретена система отсчета времени, при которой каждый из 12 годов носит название того или иного зверя, изображаемого определенным цветом (белый – металл, черный – земля, красный – огонь, сине-зеленый – растительность).
Однако, ни годового, ни даже двенадцатилетнего цикла восточных народов часто было недостаточно. В поисках выхода стали применять линейное измерение времени.
2. При линейном измерении времени отсчет ведется от определенного момента в историческом прошлом. Для древних римлян эта условная дата – основание Рима, для эллинов – год первой Олимпиады. Мусульмане считают годы от Хиджры – бегства пророка Мухамеда из Мекки в Медину. Христианское летосчисление ведет счет от Рождества Христова.
Линейное исчисление, в отличие от циклического, подчеркивает необратимость времени, а с другой стороны, как бы перечёркивает все то, что было до главной точки отсчёта и позволяет пренебрегать событиями прошлых эпох, отправляя их в Лета забвения, что в современной науке называется "до новой эры", а более глубокие времена - "доисторическим периодом".
3. На Востоке существовал еще один способ счета времени в виде колебательного движения, а определенные временные отрезки выделяли в зависимости от насыщенности событий. При этом создавались большие дискретные «участки» времени. Китайцы называли это одним словом – «превратность». Каждая «превратность» происходила в тот или иной момент исторического времени, и, начавшись, неизбежно заканчивалась, сменяясь другой «превратностью». Такое ощущение прерывности (дискретности) времени помогало фиксировать и понимать ход исторических событий, их взаимосвязь и последовательность.
Царевна южно-китайской династии Чэн так писала о превратностях времени [12]:
«Предшествует слава и почесть беде,
Ведь мира законы – круги на воде.
Во времени блеск и величье умрут,
Сравняются, сгладятся башня и пруд».
Говоря о прерывистом времени, линейном или циклическом, надо помнить, что речь идет лишь о созданных человеком системах отсчета [12]. Единое абсолютное время, исчисляемое людьми, остается реальностью, не превращаясь в математическую абстракцию, и отражает историческую (природную) действительность. Сегодня прерывистое время применяется в исторической геологии, оперирующей эрами и периодами большой длительности. Геологические эпохи и периоды представлены на линейке ниже, составленной для выпускников биологических ВУЗов и потому удобной также в изучения истории.

Рис. Геохронологическая схема Земли (по Э. Майеру) [2]
[700x97]
Для любого календаря важна историческая точка отсчета летосчисления - эра [134]. Для разных календарей она разная, исторически менялась и определялась религиозными либо политическими мотивами.
Более того, у всех народов исчисление времени было связано с наблюдением за небесной сферой и движением видимых светил [134]. Историческая традиция связывает происхождение наиболее древних календарей с наблюдением людей за фазами Луны. Но, если древние арии заслуженно полагали, что в основе жизни лежит не лунное, а солнечное излучение, то, следовательно, и календари у них должны били быть увязаны, в первую очередь, с Солнцем, дарующим жизнь, и лишь, во вторую очередь, с Луной, наиболее заметной в ночное время (хотя на севере Луна видна и днем).
Историки считают [89], что древние арийские племена в эпоху индоевропейской общности знали только три времени года – холодный период (зиму), весну и горячее лето, - и не имели названия для времени сбора урожая, осени. Это может указывать на то, что первоначальное летоисчисление у индоариев зародилось еще в эпоху скотоводства с низким развитием земледелия.
Еще в древние времена примитивные племена заметили, что смена лунных фаз происходит регулярно [134]. Человек стал соизмерять свою жизнь с этими циклами. Промежуток от новолуния до новолуния (или от полнолуния до полнолуния - разные племена считали по-разному) оказался прочно связанным во времени. У многих народ слово "месяц" стало означать не только "светило", но и "промежуток времени", т.е. одно и то же слово. А разнообразие ликов Луны разбило лунный месяц на части помельче. Лунными месяцами году пользовались вавилоняне и древние греки, римляне и евреи. Дожил лунный календарь до наших дней у мусульман.
Некоторые мусульманские страны пользуются лунным календарем (лунной хиджрой) до сих пор [134]. В нем начало календарных месяцев соответствует моментам новолуний. Лунный месяц (синодический) составляет 29 суток 12 ч 44 мин 2,9 с. Двенадцать таких месяцев дают лунный год в 354 суток, который оказывается на 11 суток короче солнечного го-да. Таким образом, начало лунного года ежегодно переходит на все более ранние даты солнечного года. Момент весеннего равноденствия, которого с нетерпением всегда ждал земледелец, в одном году приходился на первое число первого месяца лунного календаря, в следующем - уже на двенадцатое, еще через год - на двадцать третье. Чтобы этого не происходило, лунный календарь начали привязывать к солнечному.
Хотя считается, что календарь у вавилонян был частично лунный, на самом же деле его структура была на много сложнее. Вавилоняне отсчитывали семидневную неделю и связывали её астрономическими правилами [134]. Вавилонские жрецы знали семь небесных тел, семь небожителей: Солнце, Луну, Марс, Меркурий, Юпитер, Венеру и Сатурн. Каждому был посвящен особый день недели. Существовали очень сложные таблицы, по которым рассчитывали благоприятный момент для начала торгового предприятия или свадьбы. Разобраться в них могли только посвященные - жрецы.
Вавилонское олицетворение дней недели можно видеть в его названиях, сохранившихся в английском, немецком, французском языках до сих пор [134]. "Сатурнов день", суббота, у англичан - "сатерди", у французов - "самеди", а солнечный день, воскресенье, называется "санди" по-английски, "зоннтанг" - по-немецки.
По вавилонскому календарю год состоял из 12 месяцев (нисану, айру, сивану, дуузу, абу, улулу, ташриту, арахсамну, кисливу, тхабиту, шабахту и адару) [27]. Последний месяц длился с 21 февраля по 21 марта (по юлианскому календарю). Наряду с 7-дневной неделей существовала и 5-дневная неделя - хамушту. По мере отхода первого лунного месяца от весеннего равноденствия год удлинялся вставкой 13-го месяца (улулу - 2-й) - с VI в. до н.э. 3 раза в 8 лет, с конца IV в. до н.э. - 7 раз в 19 лет.
У вавилонян сутки, во время которых промежуток времени от восхода до заката Солнца (день) и от заката до восхода (ночь), делились на две части, каждая из которых содержала еще 12 равных частей (часов), а т.к. продолжительность дня обычно не равна продолжительности ночи, то величина дневных и ночных часов была, чаще всего, различной (длительность дневных и ночных часов совпадала только в дни равноденствий) [245]. Такая система времяисчисления использовалась не только в Древнем Вавилоне, но и в Египте, Греции, а также в Европе вплоть до эпохи позднего средневековья.
Древнейший иудейский календарь был заимствован в основном от вавилонян, вплоть до названий месяцев [134] и признавался лунным [27]. Месяц начинался с новолуния, недели связывались с фазами Луны. Под влиянием Вавилона, добавочный месяц вставлялся перед первым весенним месяцем (нисаном), если ко дню Пасхи (14 нисана) не мог созреть ячмень. Также под влиянием Вавилона, в VI в. до н.э. установилась строго чередующаяся, не зависящая от фаз луны неделя.
Разработка нового (лунно-солнечного) календаря завершилась у иудеев в IV в. н.э., а введен в жизнь он был в VI-VII вв. н.э. [27]. В его основе были положены сложные счисления новолуний, которые исходили из расчета лунного года в 354 дня 8 час. 876 халакимов (1 час = 1080 халакимов), а 12-месячный солнечный год содержал 365 дней 5 час. и 997 халакимов (месяц по-прежнему начинался с новолуния и содержал по 30 или 29 дней). Периодически в 19 летнем цикле к 7 годам (3-му, 6-му, 8-му, 11-му, 14-му, 17-му и 19-му) добавлялся 13-й месяц. Он повторял 6-й месяц года (адар) и назывался вторым адаром (веадаром), поэтому годы были либо продолжительностью в 353, 354 и 355 дней, либо в 383, 384 и 385 дней.
Летосчисление у иудеев велось с мифической даты "сотворения мира" (7 октября 3761 г. до н.э.) [27]. Этот календарь является официальным в Израиле.
Сегодня считается [260], что этимология еврейского слова шаббат ("суббота") восходит либо к глаголу шабат ("предаваться покою"), либо к числительному шиб'ат "седьмая" (седьмой день недели).
Следует знать, что ранние христиане не чтили субботы. Они объясняли это тем, что евреи субботу не соблюдали до Моисея и нет никакой надобности соблюдать её после Иисуса Христа [68]. Свою точку зрения они объясняли тем, что "по новому закону у вас должна быть постоянная суббота. Когда вы провели день в праздности, вы думаете, что вы религиозны. Господу не нравятся такие дела. Если кто-нибудь виновен в лжесвидетельстве и обмане, пусть он исправляется; если кто совершил прелюбодеяние, пусть он раскаивается; и этим он будет соблюдать субботу, которая истинно угодна Богу... Стихии никогда не праздны и не соблюдают никакой субботы".

Сейчас главное расхождение во взглядах учёных и древних народов особенно наглядно бросаются в глаза на обзор так называемого "доисторического" периода в развитии человечества. Для духовно развитого человека, ясновидца и пророка всех рас и народов, как писала Е.П. Блаватская [1], "нить Ариадны протянута за пределы этого "исторического" периода, без порывания или из'яна, уверенно и прочно в самую глубь ночи времён". Рекорды времяисчисления "существуют, хотя они могут быть отвергнуты невеждами, как вымыслы; на самом деле, многие из них, молча приняты философами и людьми больших знаний, и неизменно отвергаются лишь официальной и коллективной корпорацией ортодоксальной науки".
Эта мысль Е.П. Блаватской особенно наглядно подтверждается при изучении древнеиндийских способов времяисчисления.
Календарь в Индии [27] был в основном лунно-солнечный, но в некоторых местностях применяли солнечный, с годом в 360 (упоминается в Ведах, в нем не хватало 5 дней как в древнеегипетском календаре) или 365 дней (добавочные дни прибавлялись через каждые 5 лет). Месяцы имели от 29 до 32 дней, новогодие было приурочено к различным дням.
Солнечные месяцы в Ригведе назывались Адитьями [156]. На этой основе Н.Р. Гусева построила свои рассуждения, согласно которым Адитьи с 7 по 12 как месяцы относились к полярной ночи. Известно, что на полюсе "вечная ночь" длится 176 суток, а на параллели 84,5º, где могли зародиться древние арии, - 140 суток, но на широте Мурманска - всего 40. Солнце на эти месяцы, по описанию Вед, "похищалось" с неба.
Эти рассуждения Н.Р. Гусевой совпадают с мнением В.Н. Дёмина [5], который считает, что изучение древних календарей помогает понять происхождение некоторых народов и предположить местонахождение их возможной прародины. В.Н. Демин считал, что календари являются подтверждением северного происхождения некоторых индоевропейцев.
Значение солнца для ариев Н.Р. Гусева [156], со ссылкой на Тилака, объясняла тем, что в разной ведической литературе сильнее, чем в Ведах, выражен страх перед долгой полярной ночью. На экваторе выражение "день-ночь" означает нормальные сутки, тогда как за Полярным кругом эта пара длит целый год, откуда и пошло определение, что год имеет две половины: темную и светлую. Поясняется это и как наличие у бога года двух разделов - северного и южного в виде "двух его ртов". На долгий день указывает и тот гимн Ригведы, в котором говорится, что "Солнце распрягло свою колесницу на середине небе" - это долгое стояние Солнца характерно только для полярного дня: "Сурья распряг колесницу посреди неба" и Солнце не садится за горизонт.
Тилак считал, как пишет Н.Р. Гусева [156], что в глубокой древности год считался десятимесячным (о чем свидетельствовало и римское название последнего календарного месяца - "децембер", т.е. "десятый"), а два неучитываемых самым древним календарем месяца отводились на тёмную зиму. Тем не менее, индийский календарь, о котором говорилось выше, содержал 360 дней; в нем не хватало всего 5 дней. Следовательно он был составлен значительно позднее, когда индоарии жили уже в другом регионе мира, где влияние Солнца было не столь существенным для жизни людей.
Значение лунного календаря для индоариев Н.Р. Гусева объясняет тем [156], что "со времен пребывания арьев в Заполярье лунный календарь играл решающую роль в исчислении месяцев. В полярных областях Луна в дни полнолуния проходит через "точку севера" 13 раз в год, а значит, и весь год делится на 13 лунных месяцев". В Ригведе и других памятниках древней литературы Луне посвящено большое количество гимнов.
Для ариев, поселившихся в Индии, большое значение уже приобрели сезоны, и в мифе о творении [110] Праджапати - демиурге, сотворившем весь мир, - сказано: "Из пяти слогов, которые он произнес, сотворилось также пять сезонов - и именно поэтому сезонов существует пять". Индусы всегда считали, что в году пять сезонов, но четыре времени года: пятый - это время дождей между летом и осенью.
Весна - март-апрель.
Лето - май-июнь.
Дожди - июль-август.
Осень - сентябрь-октябрь.
Зима - ноябрь-декабрь.
Изморозь - январь-февраль. Добавлялась к промежуточному состоянию между зимой и весной.
Одновременно в Индии существовало около 20 эр, преимущественно религиозного характера [27]: важнейшая по Ведам - эра Кали (с 18 февраля 3102 г. до н.э.), Буддийские (с 950 и с 543 г. до н.э.), Викрамы (с 57 г. до н.э.), Фазли (Акбара, с 10 сентября 1550 г. н.э.), Шака (с 3 марта 78 г. н.э.).
В индуистской мифологии обозначение мирового периода носила название "Юга" [27]. В древней космогонической традиции насчитывалось четыре Юги:
1. Крита Юга (Сатья Юга, "благой", "золотой" век), когда люди наделяются всевозможными достоинствами, не знают горя и болезней; царит всеобщее равенство, все поклоняются одному божеству и существует лишь одна Веда*;
2. Трета Юга, когда справедливость постепенно уменьшается, появляются пороки, но все ещё строго соблюдают религиозные обязанности; в это время получают распространение всевозможные жертвоприношения для отмоления грехов;
3. Двапара Юга - это время, когда в мире начинают преобладать зло и пороки; единая Веда делится на 4 части, и уже не все способны постичь и исполнять её, люди кучкуются, согласно своим убеждениям; людей поражают недуги;
4. Кали Юга - время, когда добродетель приходит в полный упадок, жизнь людей становится коротка, полна зла и грехов, они истребляют друг друга в войнах; цари и чиновники грабят подданных, праведники бедствуют, а преступники процветают, женщины предаются распутству; в человеческих взаимоотношениях царят ложь, злоба, алчность; Веды* - в полном пренебрежении.
*Здесь слово "Веда" обозначает единое для всех "учение", а "Веды" - "множество учений".
О том, что Юги относились к этапам развития человечества на разных его циклах бытия, Е.П. Блаватская подтвердила таким примером [1]: "Двапара Юга различна для каждой Расы [имеются в виду разные коренные расы, обитавшие на земле: 3-я - лемурийская, 4-я - атлантическая и 5-я - раса современного человека; по Гесиоду они будут эпохами Урана, Крона и Зевса, соответственно]. Все Расы имеют свои собственные Циклы... Например, Четвёртая Раса Атлантов находилась в своей Кали Юге, когда они были уничтожены, тогда как Пятая находилась в своей Сатья или Крита Юге, арийская Раса [наша, 5-я коренная раса белого человека] сейчас в своей Кали Юге и будет находится в ней ещё на протяжении 427'000 лет; тогда как различные "родственные расы", называемые семитами, хамитами и т.д. находятся в своих собственных особых циклах. Идущая Шестая Раса - которая может начаться очень скоро - будет находиться в своём Сатья (Золотом) Веке, тогда как мы будем ещё пожинать плоды нашего беззакония в нашей Кали Юге".
Продолжительность Юг брамины Индии определили следующей [1]:
Крита Юга - 1'728'000 человеческих лет; Трета Юга - 1'296'000 человеческих лет;
Двапара Юга - 864'000 человеческих лет; Кали Юга - 432'000 человеческих лет.
Таким образом, продолжительность Юг по мере моральной деградации человечества до его уничтожения неуклонно уменьшается, а параллельно с этим уменьшается и продолжительность жизни самого человека.
Совокупность всех четырёх Юг составляет Маха-Югу, равную 4'320'000 солнечным годам [1], что соответствует продолжительности пребывания на Земле каждой коренной расы. В брахманской системе [312], Маха-Юге называется ещё "Днём Брамы", что буквально означает "Великий Век", или Манвантару. Каждая Манвантара охраняется один из семи Ману - условное понятие для обозначения прародителя человечества каждой коренной расы (в "Пуранах" число Ману становится уже четырнадцать, что вносит определённую путаницу в понимание антропогенеза у неофита).
В последнем пояснении важно обратить внимание на слово "Век", чтобы лучше понимать значение "века" у этрусков (будет описано ниже), и на количество коренных рас, постепенно (друг за другом) населяющих Землю по принципу челнока (одна раса деградирует, другая уже зарождается, и так до 7).
День Брамы сменяется ночью той же продолжительностью [1], что составляет "Сутки Брамы", равные 8'640'000'000 человеческим годам. После серии сложных рассуждений, основанных на учении браминов Индии (7 Ману) и более молодых источниках (в "Пуранах" - 14 Ману), пришли к выводу, что "Год Брамы" равен 3'110'400'000'000 человеческих лет (из расчёта, что человеческий год равен 360 дней), а "Век Брамы" - 311'040'000'000'000 человеческих лет, что составляет уже Маха-Кальпу, или "Великий Космический Век" (который, вероятно, можно назвать "Великим Вселенским Веком").
Теперь мы перейдём к земной эволюции, в которой от её начала до индусского года Тарана (1887 г.) прошло на Земле всего лишь 1'955'884'687 лет [1]. Из них астральная эволюция, с развитием минерального, растительного и животного царства до появления Человека составила 300'000'000 лет, а время от первого появления человечества (на нашей планетной цепи), с его эфирным и астральным этапами, составило 1'664'500'987 лет (по другим источникам - 1'655'884'687 лет: 1'955'884'687 - 300'000'000 = 1'655'884'687), что указывает на то, что 6-я и 7-я коренные расы, которые должны будут появиться на Земле после нас, уже проходят свои "серебряный" и "золотой" "века" , или астральный и эфирный этапы развития. Число лет, истёкших от Манвантары Ману Вайвасвата (для нашей, 5-й коренной расы) до 1887 года, составило уже 18'618'728 лет.
Всего каждая раса обитает на Земле около 19'045'728 лет, а все 7 рас просуществуют на Земле порядка 130-135 млн. лет, затем человечество погибнет. Представление современных учёных о том, что человек современного типа появился на Земле около 10-12 тыс. лет назад, вводит нас в приятную иллюзию того, что у нас всё ещё впереди и мы можем многого достичь. А на самом деле, мы уже прошли свой основной жизненный путь и находимся сейчас на стадии деградации, когда ложь, войны и неприязнь друг друга приведут нас в итоге к самоуничтожению.
Итак, календарь браминов Индии наглядно показывает, что основная и самая длительная эволюция живой природы приходится на эволюцию человека, являющегося основным стволом всего эволюционного древа (что существенно отличает её от дарвинизма, в котором человек является венцом эволюции, возникшим после эволюции растительного и животного миров). Эти расхождения во взглядах на эволюцию составляют основу главного противоречия эзотерической философии с современной наукой, которая все расчёты браминов тщательно скрывает от населения и никогда их не обсуждает.
Свои расчёты брамины Индии, по свидетельству Е.П. Блаватской [1], составили "как говорят, на основании тайных фрагментов из данных, оставленных Асурамая", считавшимся [312] астрономом Атлантиды, великим магом и волшебником, популярным в санскритских сочинениях также под именем Маясура. Утверждалось [1], что "Асурамая был... самым могущественным "колдуном" "Белого Острова, ставшего чёрным от греха", то есть, одного из островов Атлантиды".
Для нас же важным является также указание на то, что все расчёты браминов, основанные на записях Асурамайи, исходят из продолжительности земного года в 360 дней, что позволяет предположить место расположения мифической "обсерватории" мудрого атланта - она могла находиться там, где Солнце поднималось над горизонтом всего 360 дней в году.

Примерно таких же взглядов на календарь и периоды развития человеческого рода придерживались этруски, с той лишь разницей, что все "громоздкие" времяисчисления индусов они свели к понятным для человеческого сознания категориям.
Всего этрусский год [294] соответствовал десяти месяцам, и каждый девятый день месяца был праздничным. Месяцы этрусского календаря посвящались определённому богу. Начинался этрусский год, скорее всего, в сентябре. Летом этруски отмечался праздник бога Нетунса, в сентябре - богини Норции. Месяц, приблизительно соответствующий июлю, назывался Туране и явно посвящался богине Туран, а месяц, соответствующий марту, - Вельцитане и был, вероятно, связан с богом Вольтумном.
Мир этрусков был построен на противопоставлении двух основных начал [294] - добра и зла. В соответствии с этим боги делились на три группы: доброжелательные, недоброжелательные и те, кто в зависимости от обстоятельств могли быть и такими, и другими. У этрусков непосредственно миром и человечеством управляли двенадцать богов, которых называли "советующимися богами", потому что они вместе принимали некоторые важные решения. Это были шесть божеств мужского пола: Тиния, Нетунс, Сетланс, Турмс, Аплу, Марис, и шесть женского: Уни, Менерва, Вейя, Аритими, Туран и богиня, которую римляне называли Вестой. Все двенадцать богов не были равноправны.
Здесь наблюдается небольшая неувязка: 10 месяцев в году этрусского календаря и 12 богов, управляющих миром и человечеством. Вероятно, 2 месяца были сокрыты, что можно объяснить неравенством богов. Но мы будем придерживаться первоисточника, чтобы не вносить дополнительной путаницы в то, что уже давно запутано.
Этруски верили, что весь мир был создан богами, но он не стал от этого вечен [294]. Согласно этрусским времяисчислениям, собственная человеческая история должна продолжаться шесть тысяч лет. Но это не значило, что каждый народ, в том числе и их собственный, должен существовать всё это время. Этот период делился на отдельные века, и каждому народу был предопределён свой срок. Себе этруски отводили десять веков, а Риму - двенадцать, причём начало и конец этрусских и римских веков могли и не совпадать. Продолжительность каждого века была разной. Первые четыре века имели по сто лет каждый. Первый век насчитывал 123 года, шестой и седьмой - по 119. Каждый век отличался от другого нравами и обычаями живущих людей и каждый начинался с "золотого" времени, когда люди были счастливы, мирно трудились и почитали богов. Сами боги в это время не очень вмешивались в жизнь человечества. Поэтому они не посылали людям ясных предзнаменований, так что и искусство их разгадок было людям не очень-то нужно. Но затем нравы начинали портиться. Люди становились жадными и завистливыми. Чтобы удержать людей от взаимных нападений, верховный бог, создавший человечество, дал им границы и межевые камни. Это какое-то время сдерживало смертных, но затем алчность снова толкала их на нападение друг на друга, грабежи и войны. Они уже не обращали внимания на священный характер границ и межей и сдвигали их по своему произволу, опираясь не на божественное право, а на свою силу. Одновременно они переставали почитать богов и становились всё более нечестивыми. Боги подавали людям различные знаки, удивительные явления, которые то внезапно возникают из-под земли, то низвергаются с неба, и предвещают конец века; в их числе могли быть землетрясения, бури, наводнения и другие стихийные бедствия, а также появление различных необычных существ. Остановить приближение конца людям не дано. Можно только отсрочить грядущую катастрофу, а для этого нужно правильно понять божественные предзнаменования. Отчаявшиеся люди всё чаще обращаются к искусству гадателей и начинают уважать их всё больше и больше. В тяжёлых испытаниях, а то и катастрофах кончается век, а затем, когда этими испытаниями искуплена прежняя нечестивость, начинается век новый. А в новом веке повторяются основные события предыдущих веков, но действуют уже иные люди с другими именами и в других конкретных обстоятельствах. Но смысл их деяний и самих событий тот же самый.
Каждый век [294] - это чередование тяжёлых испытаний и ударов, которые затем искупаются людьми, но в новом веке повторяются снова. Подобные представления о цикличности развития человеческого рода были присущи многим древним народам. Его можно найти и на Древнем Востоке и у Гесиода, убежденного в постепенной порче мира и человечества, двигающегося в своей истории от "золотого" века к "железному". Особенностью этрусков являлось понятие о существовании не четырёх или пяти веков, а гораздо большего их количества и при том различного для разных народов и даже отдельных городов-государств, существующих у одного народа, в том числе у самих этрусков. Другой их особенностью являлась мысль, что движение от всеобщей гармонии к ожесточенности и гибели происходит в рамках каждого века, так что практически история движется по спирали или даже по замкнутому кругу.
Свой век имел у этрусков и каждый человек [294]. Человеческая жизнь тоже делилась на отдельные периоды по семь лет. В первые десять семилетий боги активно вмешиваются в жизнь человека, и сам человек, чтобы чего-нибудь достигнуть в этой жизни, должен соблюдать все предписанные обряды. Но после семидесяти лет от богов уже ничего не получить, поэтому и просить их о чём-либо бесполезно. А через двенадцать семилетий, т.е. после 84 лет, человек, если ещё и не умирает, то всё равно выживает из ума, так что его уже можно не числить среди живых.
Данная статья предназначена показать ещё одно очень интересное направление исторической науки, позволяющей изучить нравы, обычаи, место зарождения и пути миграции, философские взгляды и учения древних народов на основе исследования и анализа их способов фиксации времени и разработки ими календаря. Те "эзотерики", которые пророчили нам "Конец света" в конце 2013 года не имеют никакого отношения к истинной эзотерической философии и в большей своей части являются, если мягко сказать, плохо осведомлёнными людьми.

Литература:
1. Блаватская Е.П. Тайная доктрина. В 5-ти кн. М., КМП "Сирень",-1993.
2. Кайданов Л.З. Генетика популяций. М.: Высшая школа.-1996.-320 С.
5. Демин В.Н. Тайны русского народа. В поисках истоков Руси.-М.: Вече, 1997.-560 с.
12. Гумилев Л.Н. От Руси до России. М.: Ди Дик, 1995.-554 с.
26. Всеобщая история религий мира. Шеф-ред. В.Людвинская. М.: Эксмо, 2007.-736 с.
27. Гладкий В.Д. Древний мир. Энциклопедический словарь. М.: ЗАО Изд-во Центрполиграф, 2001.-975 с.
68. Блаватская Е.П.. Разоблаченная Изида. Ключ к тайнам древней и современной науки и теософии. В 2-х томах. М.: Российское теософское общество, 1992.
87. Египетская мифология: Энциклопедия. Москва.: ЭКСМО, 2002,-592 с.
89. Чайлд Г. Арийцы. Основатели европейской цивилизации. Пер. с англ. И.А. Емеца. М.: ЗАО Центрролиграф, 2007.-270 с. - (Загадки древних цивилизаций).
110. Немировский А.И. Мифы и легенды народов мира. Древняя Индия. М.: Литература; Мир книги, 2004.-432 с.
134. Большая универсальная энциклопедия. В 20 томах. Т.7. ЗАС-КАМ. М.: АСТ; Астрель; 2010.-797 с.
156. Гусева Н.Р. Русский Север - прародина индославов. М.: Вече, 2010.-304 с.
204. Геродот. История. Пер. с греч. и комм. Г.А. Стратановского. Вступ. статья И.Е. Сурикова. - М.: ОЛМА-ПРЕСС Инвест, 2004.-640 с.
245. Саплин А.Ю. Астрологический энциклопедический словарь. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001. - 478 с.
260. Плутарх. Застольные беседы. Пер. с др.-греч. Я. Боровского; Вступ. ст. А. Лосева; Коммент. И. Ковалевой, О. Левинской. - М.: Мир книги, Литература, 2007.-464 с.
261. Холл М.П. Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии. Новосибирск: "Наука". Сибирская издательская фирма РАН, 1997. - 3-е изд. испр. - 794 с.
266. Древнегреческий календарь. Сайт в Интернете: Википедия, 2012. http://ru.wikipedia.org/ wiki/%C4%F0%E5%E2%ED%E5%E3%F0%E5%F7%E5%F1%EA%E8%E9%EA%E0%EB% E5%ED%E4%E0% F0%FC
267. Э. Бикерман. Хронология древнего мира. Ближний Восток и античность/ Перевод с английского И. М. Стеблин-Каменского Ответственный редактор М. А. Дандамаев (E.J.Bic-kerman, Chronology of the Ancient World, London, 1969)/ М."Наука", 1975.-333 с. Сайт в Интернете, 2012: http://hbar.phys.msu.ru/gorm/chrono/bikerman.htm#grec
282. Плутарх. Сравнительные жизнеописания [пер. с древнегреческого].-М: Эксмо; СПб.: Мидгард, 2006.-1504 с.- (Гиганты мысли).
287. Гесиод. Труды и дни /Перевод В. В. Вересаева/. - Москва, 2001.- Сайт в Интернете, 2013: http://labyrinthos.ru/ancient-text/hesiod_trudy-i-dni.html
288. Гесиод. Теогония / Пер. В.В. Вересаева, О.П. Цыбенко/. Лабиринт, 2001. - Сайт в Интернете, 2013: http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3723218
294. Циркин Ю.В. Мифы Древнего Рима. М.: ООО "Астрель"; ООО "АСТ", 2005.-560 с.
312. Блаватская Е.П. Теософский словарь. М.: Эксмо, 2003.-640 с.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (10):
Соккар 03-04-2014-15:32 удалить
Леоновик, знаете, не очень правильно, когда о календаря пишут филологи, как например, Гусева. Тилак, Блаватская. О календарях лучше читать книги астрономов, математиков или физиков, хотя бы: Ван Вердена "Пробуждающаяся наука. Рождение астрономии", Зигеля ( у него много книг), Романова "Занимательные вопросы по астрономии и не только", Ларичева "Сотворение Вселенной: Солнце, Луна и Небесный дракон".
Леоновик 03-04-2014-17:40 удалить
Возможно, вы правы, но мне надо было спрятать индийскую хронологию летоисчисления в мифы других народов. Я не ставил перед собой цель описывать календари.
Леоновик 03-04-2014-20:44 удалить
Спасибо вам за общение: вы вдохновили меня на написание этих статей!
Соккар 04-04-2014-21:44 удалить
Леоновик, я тоже рад общению. Только что-то своей заслуги в этом я не вижу.
Леоновик 04-04-2014-22:35 удалить
А эти статьи, прежде всего, предназначались для вас!
Соккар 04-04-2014-22:45 удалить
Леоновик, в принципе я всегда интересовался календарями. У меня много книг на эту тему, эта тема очень многозначна и её трудно исчерпать...
Леоновик 04-04-2014-23:28 удалить
В таком случае вы должны жить как минимум в двух измерениях: в современной жизни - в современном летоисчислении, а "в древнем мире - в древнем летоисчислении" и у вас легче пойдёт понимание древних источников. Не бойтесь быть двойным, тройным и т.д.: простым людям вы никогда не объясните, да они и не поймут, зачем вам это нужно - это будете знать только вы и ваши доверенные лица. НО!!! Это не значит, что вы должны быть дву- или трёличным. В обыденной жизни вы всегда должны быть одним и тем же, со стандартными и понятными для всех принципами и правилами. А в своём хобби (в своих личных увлечениях и пристрастиях) вы имеете право поменять правила на те, которые для вас более приемлемы - в своём "миру" вы хозяин своего положения. Если ваш "мир" не превратится от этого в садистски гнусный, можете сами ставить себе диагноз, что вы нормальный человек, вам это нужно только для работы. Если же в своём "миру" вы превратитесь в тирана и садиста, значит у вас дефектная психика и вам уходит в свой "мир" нельзя - противопоказано. Такие двойные-тройные состояния больше характерны для шизофреников. Разница лишь в том, что здоровый человек ими управляет, а больной нет - он находится во власти своего извращённого Я.
Соккар 04-04-2014-23:34 удалить
Леоновик, календари - это средство изучения древнего мира. Чтобы почувствовать мир древних нужно увидеть основные ценности их жизни. Время же - ценность вечная, а ещё всегда хотелось вычислить, когда происходили описываемые события в мифах...
Леоновик 05-04-2014-00:20 удалить
Вам надо убрать из своей головы все запреты, состыковать Гесиода с хронологией браминов Индии и вы многое начнёте понимать. Но не всё! Чтобы понять ещё больше, вы должны изменить своё сознание и понять, что Время вечно только для материалиста, для духовно развитого человека время не существует, потому что духовно развитые люди оперируют понятием вечности, где нет времени, т.к. оно вечно. Такая философия, возможно, для вас трудна или даже неприемлема, но если вы её осознаете, то начнёте пользоваться временем как книжками на книжной полке: захотите, почитаете древний источник, а не захотите, возьмёте какую-нибудь современность. Вот когда вы это воспримете всем своим нутром, тогда для вас станет важным не время, а последовательность событий - вы начнете понимать, или приблизитесь к пониманию "мелодии" истории (в её причинно следственных связях). ВО ВСЕЛЕННОЙ НЕТ ВРЕМЕНИ, ВО ВСЕЛЕННОЙ ЕСТЬ РАССТОЯНИЕ, которое человеком разбивается на временные промежутки. Материя, как и Дух, и душа - вечны. В них есть причина и следствие, которые определяют все последующие преобразования. Все мифы построены не на времени, а на последовательности событий. Время в мифах крайне размыто (может подразумеваться год, может - десятилетие, а может - несколько тысяч или миллионов лет).
А дальше, для лучшей расшифровки мифов надо знать и изучать то, что я вам говорил много раньше.
Кстати, в связи с Данаей: у человека есть шоковые органы, а есть жизненно опасные точки или места. Их тоже желательно знать (даже просто для себя).
Соккар 05-04-2014-00:38 удалить
Леоновик, Спасибо. Хорошо, буду думать. Уже поздно. Пора спать. Завтра пообщаемся.


Комментарии (10): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник СПОСОБЫ ФИКСАЦИИ ВРЕМЕНИ | Леоновик - Дневник Леоновик: основы древней духовности | Лента друзей Леоновик / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»