• Авторизация


АПОЛЛОН 06-01-2014 10:54 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Новиков Л.Б., г. Апатиты, 2014 г.

Аполлон является на сегодняшний день самым загадочным олимпийским богом. Его основное имя практически не менялось у всех народов северо-восточного Средиземноморья, тогда как Великий Зевс у римлян, например, был переименован в Юпитера, Гера — в Юнону, Гермес — в Меркурия и т. д. Подобным статусом «неприкосновенности» обладала также малоазийская Великая мать Кибела, культ которой был завезен на Апеннинский полуостров ещё Энеем (один из его кораблей назывался «Кибела» [294,301]). В чём суть приверженности народов к имени «Аполлон», историками обычно не разбирается, но, разгадав эту загадку, мы лучше поймём сакральный смысл культа Аполлона. Эпитетов у Аполлона было много, а имя — одно.
На сегодняшний день, Аполлон является классическим Солнцебогом [5]. Его космическо-звездная сущность обусловлена, как считает В.Н. Дёмин, также и происхождением [5]: мать Лето родила своего солнценосного сына на острове Астерия, что означает "звезда"; Астерией (Звездой) звали и сестру Лето.
Ю. Петухов [123] писал, что первоначальная функция Аполлона – бога, связанного с небом и Солнцем, стрелы которого – жаркие лучи, которыми он губит посевы, и одновременно – пастух и земледелец, которому приносят в жертву первые ростки различных растений, сравнима со славянским Купалой, с кем связана идея неба, Солнца, плодородия и ритуальных костров в день летнего солнцестояния.
Однако, по мнению Ю. Циркина [294], Аполлон стал богом Солнца лишь у римлян, а в греческом мире он таковым никогда не являлся. Тем не менее, эта его римская ипостась так крепко закрепилась в сознании людей, что большинство современных авторов предпочитают называть его "Богом Солнца".
По версии А.Ю. Саплина [245], Аполлон стал солярным божеством, богом солнечного света, когда его отождествили с египетским Хором (Гором). Именно тогда он получил свой эпитет Феб, т.е. «яркий, блестящий», или Phoibos - “светлый, сияющий лучами”.
Происхождение Аполлона Гесиод (VIII-VII вв. до н.э. [27]) кратко отметил так [288]:
"С Зевсом эгидодержавным в любви и Лето сочеталась.
Феба она родила с Артемидою стрелолюбивой", что свидетельствует о том, что во времена Гесиода Аполлона уже называли Фебом, а Артемиду римляне переименовали в Диану [294].
Всё выше сказанное подтверждает отсутствие в литературе единого взгляда на время придания Аполлону эпитета «лучезарного» в значении солнечного бога.
В классической греческой мифологии [152], Аполлон родился на плавучем острове Астерия, принявшем возлюбленную Зевса титаниду Лето, которой ревнивая Гера запретила вступать на твёрдую землю (после рождения Аполлона и Артемиды этот остров стал неподвижным и получил название Делос). На свет он появился семимесячным, но уже на закате четвёртого дня потребовал лук и стрелы, которые незамедлительно получил не от Солнца, а от подземного кузнеца Гефеста. Покинув Делос, Аполлон отправился на поиски врага своей матери змея Пифона и в Дельфах расправился с ним. Там же в Дельфах, на месте, где когда-то был оракул Геи, Фемиды и Фебы, Аполлон основал своё собственное прорицалище, а затем учредил в свою честь Пифийские игры.
В греческой мифологии [152], Пифон считался чудовищным змеем, порождённым Геей и обитавшим в Дельфах, где он сторожил древнейшее прорицалище, принадлежавшее вначале самой Гее, а затем Фемиде и Фебе. Ревнивая Гера послала Пифона преследовать по всему миру титаниду Лето в период её беременности от Зевса. Аполлон, сын Лето, нашёл Пифона на Парнасе, где тот спрятался, и изранил его стрелами. Тогда Пифон обратился за помощью к оракулу своей матери в Дельфах, но Аполлон смело вошёл в святилище и там убил змея. Чтобы умилостивить Гею, Аполлон учредил в честь её сына Пифийские игры, а Феба уступила Аполлону права на Дельфийский оракул, и Аполлон построил в Дельфах собственное святилище. Жрица-прорицательница этого святилища, восседавшая на треножнике и пророчествовавшая под влиянием одурманивающих подземных паров, в память о Пифоне всегда называлась пифией, или пифийской жрицей.
Титанида Феба была супругой своего брата, титана Коя, матерью титанид Лето и Астерии [152]. Она была третьей (после Геи и Фемиды) покровительницей Дельфийского оракула и уступила эту «должность» своему внуку Аполлону. Очистившись от убийства Пифона в Темпейской долине (Фессалия), Аполлон был прославлен жителями Дельф в священном гимне и вполне мог получить прозвище Феб, как приемник своей бабки Фебы.
Гесиод считал [287], что Аполлон был рождён седьмого числа, потому это число каждого месяца он почитал в качестве священного. Аполлона почитали Пифагор и его ученики [261].
Плутарх подтверждал [260], что Аполлону все греки посвящали число "семь" и седьмое число каждого месяца. Истоки этого обычая уходили, по мнению комментаторов Плутарха, в древнюю функцию Аполлона как бога смены сезонов и связаны с лунным календарем (каждая фаза луны длится 7 дней). Потому не случайным считается, что День рождения бога праздновался в каждом месяце. О том же свидетельствовал факт ежемесячных спартанских праздников - новолуния и рождения Аполлона (7-е число), когда совершалось жертвоприношение Аполлону. В Афинах почитался Аполлон Седьмичник. Прокл, узнав, что седьмой день посвящался Аполлону как День его рождения, связал с этим и семиструнность кифары Аполлона. А пифагорейцы считали семёрку числом религии [261], потому что человек управляется семью небесными духами, которым он делает приношения. У каждого древнего народа Творец, или Демиург, помещался на седьмом небе [68].
Теперь интересно было бы разобраться во времени, когда был рожден Апполон.
Во многих мифах местом рождения бога назывался остров Делос, в котором находилась ионийское святилище Аполлона [26]. Остров Делос располагается в Эгейском море, и, согласно мифологии древних [291], он долго блуждал по волнам, пока Латона не родила на нём разнояйцевых близнецов - Аполлона и Артемиду.
И Вергилий писал в «Энеиде» [301], что остров Делос - «знаменитый, но маленький остров. В годы, когда он был скитальцем...». Далее Вергилий пояснил: «Великой бурей оторвало Делос от дна морского и носило, как сорванный с дерева лист. И трава на нём не росла. И птицы гнёзд не лепили. Но однажды остров выпустил корни и стал неподвижен, чтобы стать местом рождения самому Аполлону. С этих пор его почитают священным». Потому остров Делос длительное время сохранялся одним из важнейших центров культа Аполлона [26, 291].
Указание на фиксацию «плавучего» острова Делос перед рождением Аполлона является прямым свидетельством его возраста: Аполлон родился, когда прекратилось тектоническое движение континентальных плит и Средиземное море, с его берегами и островами, приняло свою окончательную форму. Вскоре после этого затихли прибрежные вулканы и гейзеры (убийство Пифона), и Средиземноморье стало таким, каким мы знаем его сейчас. Все эти события происходили, как писалось ранее, в начале неогенового периода, т.е. около 20-30 млн. лет назад [194] (см. статью «И снова об Атлантиде, атлантах и гигантах древности», опубликованную в "Live Internet.Ru", в "Дневнике" Леоновик 24.11.2013 г.). Именно тогда Зевс наказал Атланта, заставив его поддерживать небо, что ознаменовалось образованием Атласских гор, и Аполлон появился на замену царю атлантов, как новый, более прогрессивный, культурный герой, явившийся символом нашей, 5-й, коренной расы, первым её ангелом-хранителем (если пользоваться христианской терминологией).
По Вергилию [301], Аполлон вступал на землю каменистого Делоса, возвращаясь «на родину из холодной Ликии во главе толп дриопов, критян, агафирсов с разрисованными телами». Ликия, по комментариям А.И. Немировского, находилась в южной части Малой Азии. По мнению А.И. Немировского [301], лесистая Ликия была древнейшим местом почитания Аполлона и Артемиды. Но известен был храм Аполлона в Дельфах [26], в котором вещала жрица Пифия, предсказывая будущее. От Пифийского храма Аполлона в Дельфах бог получил ещё одно прозвище - "Пифий" [291], а культовым его прозвищем было "Сминфей", обозначающее "истребитель полевых мышей".
Атрибуты Аполлона менялись в зависимости от места и культурного контекста [26]. Например, в Дельфах, у своего оракула, Аполлон - Пифиец, на своем родном острове Делос - Делиец, в гомеровской "Илиаде" - Феб-стреловержец. Фебом его называл и Гесиод [288], а в Ликии [245] — Likegenos («рождённый от света») или Likeios («светлый»).
В греческой мифологии и религии [26] Аполлона называли "сребролуким" и полагали, что его культ мог зародиться, как и его сестры, в Малой Азии. Потому считают, что не случайно в гомеровском эпосе он упоминался как противник ахейцев. Со временем культ Аполлона, как и Артемиды, приобрёл общегреческое значение, вытеснив более ранние божества.
Убив Пифона и заставив уцелевших «мышей» спрятаться под землю, стреловержец Аполлон поразил своими стрелами великана Тития, пытавшегося оскорбить Лето [152], и в этом своём постоянном стремлении защитить родную мать он стал выступать как защитник всех матерей [здесь слово «мыши» взято в кавычки, поскольку древние обычно зашифровывали важные сведения, и под «мышами» могло скрываться нечто такое, что было вредным для людей, но не было уничтожено, а всего лишь оказалось спрятанным в толще земли]. Аполлон также участвовал в битвах богов-олимпийцев с гигантами и титанами [152]. Будучи сам титаном, он понимал, что время гигантов ушло и наступает новая эпоха. В Троянской войне [152] Аполлон помогал троянцам, и его стрелы девять дней несли чуму (!) в лагерь ахейцев — последних представителей эпохи полубогов-героев, после которой титаны окончательно перестали играть какую-либо важную роль на Земле. Аполлон [152] незримо участвовал в убийстве Патрокла Гектором и Ахилла Парисом. Вместе со своей сестрой Артемидой [152] он погубил детей Ниобы, мстя за обиду, нанесённую ею Лето. Аполлон боролся и с Гераклом, пытавшимся овладеть дельфийской треногой. Он приказал Оресту отомстить за смерть отца Клитеместре и её любовнику Эгисфу, а затем способствовал оправданию Ореста ареопагом.
Однако губительные стрелы Аполлона и Артемиды несли внезапную смерть и старикам, а иногда ещё поражали людей без всякого повода [152]. Древние смотрели на смерть как на обычное явление, присущее всему живому, и сильно не корили в этом Аполлона. Они продолжали почитать его как бога, способного не только насылать мор, но и избавлять от него (I песнь "Илиады") [260]. С последней его функцией был связан культ Аполлона Целителя, и в связи с этим Плутарх называл его богом, дающим нам здоровье. Возможно, что целительная функция Аполлона была связана с присущим ему свойством бога-очистителя; собственно врачебная функция больше относилась к сыну Аполлона Асклепию (лечил тело), а самому Аполлону, скорее, принадлежало целительство душ.
Тем не менее, греки считали, что именно Аполлон прекратил эпидемию чумы во время Пелопоннесской войны [152]. Будучи пророком и оракулом, он наделил пророческим даром Кассандру (дочь троянского царя Приама), но после того, как был ею отвергнут, сделал так, что её пророчеству перестали верить. Пророческим даром Аполлон наделил и своих детей — Бранха, Мопса, Идмона и Кумскую сивиллу. В образе Аполлона - блестящего, но достаточно высокомерного, спутника Муз - скрыты, как полагают [26], глубочайшие тайны пророческих дарований, экстаза, очищений и исцелений.
Аполлон получил кифару от Гермеса в обмен на коров и прослыл искусным музыкантом [152]. После этого его начали называть покровителем певцов и музыкантов, водителем муз, жестоко наказывающим тех, кто пытался состязаться с ним музыке. В музыкальном состязании Аполлон победил сатира Марсия и, в наказание за его дерзость, содрал с него кожу.
И при всей его строгости к людям [152], Аполлон был также пастухом, основателем и строителем городов, родоначальником и покровителем племён. Но с женщинами ему не везло. Его отвергли Дафна (горная нимфа ручьёв), умолявшая Гею превратить её в лавровое дерево, лишь бы избежать объятий Аполлона, и упомянутая выше Кассандра. Ему были неверны Коронида (дочь орхоменского царя), которую он убил за измену, и Марпесса (дочь Эвена, объявившего себя сыном Ареса).
Такое негативное отношение женщин к Аполлону можно трактовать как признак отсутствия его почитания во времена матриархата, что, однако, не мешало ему прослыть достаточно плодовитым богом [152]: от Кирены (фессалийской нимфы и дочери царя лапифов Гипсея) у него родились сыновья Идмон и Аристей, от Корониды — Асклепий, от муз Талии и Урании — корибанты, певец Лин и Орфей.
Любимцами Аполлона были юноши спартанец Гиакинф и Кипарис [152]. К Гиакинфу чувствовал влечение и бог западного ветра Зефир, который из ревности направил брошенный Аполлоном метательный диск в голову Гиакинфа, отчего тот упал замертво, породив собой цветок гиацинт. А Кипарис жил то ли на острове Кеос, то ли на Крите и очень любил прирученного им оленя, как самого себя. Но судьба [или Аполлон?] распорядилась так, что сам же Кипарис убил своего любимца. От горя он попросил Аполлона превратить его в дерево печали, что и было сделано.
Хотя спартанцы давно уже прославились своей гомосексуальностью, но роль Гиакинфа (гиацинта) и Кипариса в греческой мифологии важней всего рассматривать, как время появления этих растений на Земле благодаря лучезарному Аполлону. Во времена Аполлона произрастал и лавр (см. выше).
По свидетельству некоторых источников [5], гиперборейцы-северяне постоянно приезжали в Элладу с дарами в честь своего бога Аполлона. По мнению В.Н. Дёмина, имеется и предметная увязка между Аполлоном и Гипербореей: Аполлон - бог Солнца, а Гиперборея - та северная страна, где Солнце летом не заходит по несколько месяцев. Географически такая страна, по убеждению В.Н. Дёмина, могла располагаться только за Полярным кругом.
По греческой мифологии [123], Аполлон и его мать Лето в Элладе были гостями. Академик Б.А. Рыбаков указывал: «Первое, на что следует обратить внимание при ознакомлении с мифами, - это прочная связь всего цикла лето-артемида-аполлоновских мифов, с гиперборейцами». В самом деле, Аполлон, родившийся на острове Делос, ежегодно на зиму отправлялся в «северные страны», где хранил свои стрелы, и где жили племена, особо его почитавшие.
Но далеко не всем известно, что космическая функция Аполлона заключалась в его сакральной связи с обителью 2-й коренной расы (астральной, т. е. нематериализованной), которая представлялась грекам раем. Это была Гиперборея [1] (т.II, кн.3), в связи с которой он получил прозвище Гиперборейский. Потому астрономически Аполлон стал автоматически олицетворяться с Солнцем — теплом и светом, прежде всего, дарующим жизнь. Со слов Е.П. Блаватской, Гиперборея была настоящим Материком - «страна bona fide, не знавшая зимы в те ранние дни, так же как её печальные останки, даже и ныне, не имеют более одной ночи и одного дня в течение года. Ночные тени никогда не спускаются на неё, говорили греки; ибо это "Страна Богов", любимая обитель Аполлона, Бога Света... Теперь это можно рассматривать, как опоэтизированный вымысел, но тогда это была опоэтизированная Истина».
Поскольку эзотерические труды Е.П. Блаватской основаны прежде всего на учении жрецов Египта и браминов Индии, то следует обратиться к египетской мифологии, как наиболее близкой к Средиземному морю. Тогда окажется, что поклонение Солнцу было главным содержанием египетской религии жреческого периода [79] - настоящим национальным культом. В то время как почитание Осириса и Исиды было распространено по всей долине Нила, поклонение солнцу и силам природы господствовало главным образом в нижней части страны. Верхний же Египет имел свой собственный мир богов, с другими именами и с другими формами культа. Дающий жизнь свет и созидающая сила солнца лежали в сознании жрецов Нижнего Нила в основе сакральных религиозных представлений, в то время как культ Осириса (лунное божество) предназначался для народа. Древнейшие боги Хнум, творец мира, Монту и Тум, которые олицетворяли восходящее и заходящее солнце, были постепенно отодвинуты жрецами на задний план Амоном, местным богом Фив. Это произошло в ту эпоху, когда Фивы сделались блестящей столицей всей страны, и такое первенствующее положение города перешло, благодаря большому влиянию жрецов и царей, к их богопокровителю. С течением времени на него были перенесены и понятия, связанные с другими богами, тогда Амон занял первое место в религии и культе Египта, под названием Амона-Ра, стал превыше всех сверкающих богов Солнца, - "царем богов". С этого времени фараоны особенно охотно приносили ему богатые жертвы и оказывали глубокое почтение; ему воздвигали в Фивах роскошные храмы и святилища, в богато разукрашенных залах которых раздавались хвалебные песнопения и толпы верующих устраивали в его честь торжественные процессии и блестящие празднества.
С тех времен сохранилось представление, что в Египте существовало и два рая [87] - рай Осириса и рай бога Ра. Осирис судил людей по их поступкам, по принципу "что посеешь, то и пожнёшь". А пропуск в рай солнечного культа бога Ра можно было гарантировать только повторением магической формулы, известной лишь жрецам и фараонам.
Несомненно, вся наша солнечная система существует благодаря Солнцу, потому со ссылкой на "Книгу Мертвых", Е.П. Блаватская [68] писала, что "ни Осирис, ни Гор никогда не упоминаются без того, чтобы не связывать их с солнцем. Они суть "Сыны Солнца"; "Господь и Обожатель Солнца" - его имя. "Солнце есть создатель тела, порождатель богов, которые являются наследниками Солнца".
В этой сложной философии (что первично, а что вторично) не все смогли разобраться. Некоторые историки до сих пор продолжают искать Гиперборею, как и библейский Рай. Пусть ищут! - Благодаря им мы лучше узнаем древность! Именно одержимые своей идеей приносят больше всего новой информации, нам лишь останется право отделить зерно от плевел. Ибо материализованным материком на севере была не Гиперборея, а древняя Арктида, описанная мною в "Live Internet. Ru", в «Дневнике" Леоновик 31.03.2011 г. И никогда не следует забывать свидетельств Вергилия [301] о том, что Аполлон вступал на каменистый Делос, возвращаясь «на родину из холодной Ликии во главе толп дриопов, критян, агафирсов...», а сама Ликия, по комментариям А.И. Немировского, находилась тогда в южной части Малой Азии.
В Древнем Риме Аполлон [123] был официально объявлен покровителем императора Августа Октавиана и всего его рода. Уважение к нему римлян дополнительно подкреплялось известием о его содействии троянцам в Троянской войне [294].
Однако предполагают [294], что культ Аполлона римляне могли впервые заимствовать не у греков, а у этрусков, у которых существовал бог Аплу, и только позже восприняли его как греческого Аполлона.
У этрусков [294] непосредственно миром и человечеством управляли высшие двенадцать богов, которых назывались "советующимися богами", потому что они вместе принимали некоторые важные решения. Это были шесть божеств мужского пола: Тиния, Нетунс, Сетланс, Турмс, Аплу, Марис, и шесть женского: Уни, Менерва, Вейя, Аритими, Туран и богиня, которую римляне называли Вестой. Все двенадцать богов не были равноправны, и бог Аплу первоначально воспринимался как бог [27], охраняющий людей, их стада и посевы.
Аплу [294] у этрусков считался сыном богини Тикесну, причастный к загробному миру. Его особенно почитали на горе Соракта, откуда открывался путь в подземное царство. Аплу мог помочь воину поразить врага и отправить его в иной мир, но мог и спасти от смерти. Символом преодоления смерти был огромный костёр из сосновых брёвен, подобный погребальному. Жрецы Аплу, называемые гирпами, смазав свои ступни особым составом, шагали по огню, и, оставляя свои следы на тлеющих углях, наглядно воплощали идею возрождения из погребального огня.
Позже этруски сопоставили Аплу с почти одноимённым греческим богом Аполлоном, и старинный этрусский бог приобрёл новое качество [294]. Он стал божеством света, согласия и гармонии, покровителем искусств, в его руках появились музыкальные инструменты - кифара и лира. Видимо, вместе с этим богом в этрусский мир вошли и Музы, покровительницы различных видов искусств. Важной "обязанностью" Аплу стали пророчества, но в особенно важных случаях этруски всё же предпочитали обращаться не к своему Аплу, а к оракулу Аполлона в греческих Дельфах. Аплу же сохранил и свои прежние качества грозного и порой неумолимого бога, готового энергично вступить в спор даже с самыми сильными противниками в божественном мире.
Римляне первоначально восприняли у этрусков именно культ Аплу и только позднее, познакомившись с греками, отождествили его с греческим Аполлоном [294], несколько изменив и расширив его «обязанности». Он стал ещё и богом Солнца, каким в греческом мире никогда не являлся. Однако вскоре прежнее его воплощение - бог Соль (Солнце) - было оттеснено на задний план, хотя и не вычеркнуто окончательно из римского пантеона, но другие функции Аполлона - покровителя искусств и бога гармонии - приобрели для римлян более важное значение, особенно значимым для них оказалась его способность прорицать будущее и давать соответствующие советы. Старые почитаемые божественные пророчицы Сивиллы начали восприниматься как жрицы Аполлона.
[437x242]
Как писала Е.П. Блаватская [312], “”Из всех древних изваяний Аполлона, сына Юпитера и Латоны, называемого Фебом, Гелиосом, лучезарным и Солнцем, самое лучшее и совершенное то, которое известно под этим названием и находится в Бельведерской галерее Ватикана в Риме. Он назван Пифонским Аполлоном, так как этот бог изображён здесь в момент своей победы над змием Пифоном. Эту статую нашли в руинах Антиума в 1503 г.”
Статуя Аполлона Бельведерского [112], находящаяся в зале Бельведер в Ватикане, является Римской копией бронзового оригинала работы древнегреческого скульптора Леохара (ок. 330—320 до н. э.). Она долгое время считалась вершиной греческого искусства.
Лавровый венок, пришедший в Рим из Эллады, нисколько не утратил на Апеннинском полуострове своего сакрального значения [112]: он был неизменным атрибутом Аполлона, покровителя светлого начала в мироздании, символом которого явилось поэтическое искусство. В его храме в Дельфах Аполлон был изображён сидящем на троне с омфалом у ног - круглым камнем, символизирующим «пуп Земли». А в наше время Аполлон стал идеалом мужской красоты и молодости, покровителем искусства и особенно музыки.
В заключение хочется сказать, что Аполлон оказался истинным защитником и культурным героем нашей, пятой, коренной расы в северо-восточном Средиземноморье. Подобно скандинавскому Одину, он защищал людей от озверевших и окончательно деградировавших титанов и помог людям выжить в той далёкой от нас и очень сложной обстановке, когда одни должны были кануть в историю, а другие придти им на смену для познания всего материального мира. В этом состоит главная заслуга Аполлона, и именно это впоследствии прославило его практически среди всех народов Европы.

Литература:
1. Блаватская Е.П. Тайная доктрина. В 5-ти кн. М., КМП "Сирень",-1993.
5. Демин В.Н. Тайны русского народа. В поисках истоков Руси.-М.: Вече, 1997.-560 с.
26. Всеобщая история религий мира. Шеф-ред. В.Людвинская. М.: Эксмо, 2007.-736 с.
27. Гладкий В.Д. Древний мир. Энциклопедический словарь. М.: ЗАО Изд-во Центрполиграф, 2001.-975 с.
68. Блаватская Е.П.. Разоблаченная Изида. Ключ к тайнам древней и современной науки и теософии. В 2-х томах. М.: Российское теософское общество, 1992.
79. Шустер Г. История тайных обществ, союзов и орденов. В 2-х книгах. М.: Айрис-пресс, 2005.
87. Египетская мифология: Энциклопедия. Москва.: ЭКСМО, 2002,-592 с.
112. Большая универсальная энциклопедия. В 20 томах. Т.1. А-АРЛ. М.: АСТ; Астрель; 2010. -795 с.
123. Петухов Ю. «Не стригущий власов». Наука и религия, 1989.- № 9. – с. 32-34.
152. Кондрашов А.П. Кто есть кто в классической мифологии. Энциклопедический словарь. М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2002. - 768 с.
194. Большая универсальная энциклопедия. В 20 томах. Т.12. МОС-ОКЕ. М.: АСТ; Астрель; 2010.-797, [3] с.
245. Саплин А.Ю. Астрологический энциклопедический словарь. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001. - 478 с.
260. Плутарх. Застольные беседы. Пер. с др.-греч. Я. Боровского; Вступ. ст. А. Лосева; Коммент. И. Ковалевой, О. Левинской. - М.: Мир книги, Литература, 2007.-464 с.
261. Холл М.П. Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии. Новосибирск: "Наука". Сибирская издательская фирма РАН, 1997. - 3-е изд. испр. - 794 с.
287. Гесиод. Труды и дни /Перевод В. В. Вересаева/. - Москва, 2001.- Сайт в Интернете, 2013: http://labyrinthos.ru/ancient-text/hesiod_trudy-i-dni.html
288. Гесиод. Теогония / Пер. В.В. Вересаева, О.П. Цыбенко/. Лабиринт, 2001. - Сайт в Интернете, 2013: http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3723218
291. Гомер. Илиада. Одиссея/ пер. с древнегреч. Н. Гнедича, В. Жуковского. Вступ. ст. С. Маркиша. Примеч. с, Ошерова. - М: "Эксмо", 2005.-894 с.
294. Циркин Ю.В. Мифы Древнего Рима. М.: ООО "Астрель"; ООО "АСТ", 2005.-560 с.
301. Мифы и легенды народов мира. Ранняя Италия и Рим /А.И. Немировский. - М.: Литература, Мир книги, 2004.-432 с.
312. Блаватская Е.П. Теософский словарь. М.: Эксмо, 2003.-640 с.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (1):
Соккар 13-02-2014-22:34 удалить
Леоновик, Почему вы решили, что Аполлон был титаном?
Как вы относитесь к тому, что Аполлон был два раза продан в рабство?


Комментарии (1): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник АПОЛЛОН | Леоновик - Дневник Леоновик: основы древней духовности | Лента друзей Леоновик / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»