Путин и Пустота, или Куда заведут нас политики (Часть II. Человеческое, не слишком человеческое, или Как прожить без идолов )
27-01-2012 19:17
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
Апокалипсис внутри нас
(Эссе)
Посвящается духовным соратникам А.Е.Кондукову, С.В.Ломоносову, С.А.Панченко, А.Н.Голякову.
Убить, замучить каждый сможет. А ты истоми родного человека так, чтобы из него весь Дьявол и Бог вытекли, и полез вечный человек.
(Где читал, не помню, но смысл поразил).
Путин и Пустота, или Куда заведут нас политики
II. Человеческое, не слишком человеческое,
или Как прожить без идолов
Идопоклончество – страстное поклонение всему, что есть на свете, оно сродни прельщению. На сей счёт у русского философа Николая Бердяева есть целая работа «О рабстве и свободе человека». Уникальность её состоит в том, что дан полный философский анализ того, как в своём историческом развитии человек впадал в рабство у бытия, у Бога (чем страдает церковь), у природы и космоса, у общества, у культурных ценностей, у индивидуализма, у государства (сегодня таких идолопоклонников море, особенно во властных структурах), у национализма, у войны, у аристократизма, у собственности и денег (один из самых страшных видов прельщения), у смерти, у жизни, у революции, у личности, красоты, природы, искусства и даже у свободы.
Человек не имеет права беззаветно поклоняться в жизни чему-то одному, ибо тогда приносится в жертву самое дорогое – человеческие жизни. Рок мировой цивилизации – сделать всё лучшее лучше: добро – более добрым, христианство, (как и мусульманство) – более христианственным и т.п. Мы потеряли уважение к человеку, радость от общения друг с другом, надежду на тех, кто рядом с нами. Мы устали от человека. Века и века наш собрат творил такое (особенно в XX веке), что нам становится не по себе. Так где сокрыто человеческое в бесчеловечной истории? Так невольно вопрошает каждый из нас. Почему в XXI веке есть тоска по человеческому и одновременно презрение к гуманизму как слабости. Как же нам сохранить веру в человека в эпоху технического могущества, чтобы не уничтожить всё человечество одним махом какой-нибудь сверхбомбой? А что? Чего жалеть этих ублюдков, которые всё чаще становятся героями скандальных репортажей в мировых СМИ? Нате, смотрите, что вытворяет цвет космоса. Мне кажется порой, что Христос и святые смотрят на нас с иконы всё строже и строже. Они знают что-то о нас такое, чего мы не должны ведать. А то плохо станет.
Рабский страх, как известно, мешает постижению истины. Мы видим, как в новой России любовь к женщине всё чаще подменяется сексом, лишая нас земного бессмертия, как чиновники обожествляют государственную власть, а новоявленные дворяне гордятся своими предками, сами не ударив палец о палец, чтобы оставить после себя добрый след. А кто-то идеализирует нацию, объявляя все другие народы неполноценными. Но больше всего убивает идол свободы. Ему приносятся самые многочисленные жертвы. Странно, мы так сосредоточились, да и во всём мире тоже, на материальной стороне жизни, которая совсем далека от свободы, что забыли, как образы этого достатка оседлали наши души. Для свободы мы уже не хотим жертвовать собственной жизнью, и жертвуем другими ради денег, карьеры, успеха.
Свобода без диктатуры совести – пустой фетиш. Когда своеволия и прихоти сколько угодно. Нет выдержки и терпимости в себе подобным. Чем подстрекается отвращение к человеку? Тем, что мы коварно приручаем друг друга, чтобы посмеяться в очередной раз над кем-то. О, только дайте повод ближнему увидеть в вас тонкого, благодушного и сомневающегося в себе человека – всё, держитесь, монстр тут же вылезет из бездны нутра вашего визави.
Потому-то так популярна эта игра в обществе – надевание масок-фантомасок, ну, т.е. лицемерия. Мы боимся человечности в себе, так пугает нас душа без границ, а вдруг её не хватит для собственного потребления. В нас развился дурной невроз ожидания того, что кто-то придёт и даст всё, убережёт от всех напастей. Главное, чтобы этот кто-то показался нам великим и ужасным. Смешные люди, все великие и ужасные трусы и подлецы. Истинная личность внутренне всегда тиха, сострадательна, скромна без меры, словно пытается забыть о себе, постоянно заботится обо всём живом. У неё нет в жизни никаких идолов страсти, т.е. «хвостов» и «привязок». Зеркало его разума не искажено глубокими царапинами эгоизма и не искажает свет истины. Какая-то тайна живёт, вспыхивает в его глазах, будто на дне горит костёр души, горит и не сгорает. Мы должны быть философами, т.е. мудрецами, которые жизнь принимают такой, какая она есть, чтобы незаметно для всех сделать её чуточку чище и светлее. Чем мне симпатичны евреи, так это своей романтикой и возвышенностью души, она всегда на высоте и не касается земли ногами её носителя.
Вот русские. Каждый из них – непризнанный гений сердца, духовный отшельник, готовый отдать последнее взамен всего лишь атома вашей любви. Когда плачет душа человека из России – это значит, что Бог спустился на землю, чтобы страдать вместе с вами. У русского один «идеал» – за кого бы отдать свою жизнь. Он добровольно сжигает себя на костре любви к целому миру, ибо мир этот может вполне уместиться в каком-нибудь несчастном человеке или животном. Человеческое, ещё не слишком человеческое, но где та мера, которой можно её измерить. Много человечности – это в наказание за грехи прельщения быть Богом. Истинно полезными мы становимся тогда, когда перестаём гореть от безумных страстей молодости. Когда слышали симфонию подлинной жизни. Не зря японцы утверждают, что с годами мы познаём скрытую сущность предметов и явлений, не искажая её своим нетерпением разложить на простые составляющие.
Заглянуть в бездну, которая лежит как бы на пороге между Богом и людьми, значит увидеть, как зарождается из неё добро и зло, наши извечные идолы. Но что нам известно о подлинном добре и зле? Ровным счётом ничего. Просто каждый решает интуитивно сам, на чьей стороне он выступает и как не содрогнуться перед величием человеческого образа, который может быть и в таинственном божественном сумраке.
Примета нашего времени. Я всё чаще замечаю как глаза собак, брошенных своими хозяевами, полны совсем человеческого сострадания. А во взглядах наших политиков нередко вижу что-то ледяное, нечеловеческое. Словно перед ними стоят не люди, а существа с другой планеты (это мы все), о которых известно лишь одно: они целиком находятся во власти животных инстинктов и управлять этими злобными обезьянами надо только с помощью кнута.
Я всё думаю, каков он человек третьего тысячелетия, что должно вырасти из него? Как его «дурная» совесть, которая не может обходиться без подпорок высших сил, сбросит с себя наконец эти ветхие одежды, порочной невинности, чтобы сознательно преодолевать в себе ад банальностей и штампов, власть страхов и страстей.
Все инстинкты, которым мы не сумели научиться управлять вовне, обращаются вовнутрь и губят душу. Ведь изначально внутренний мир очень тонкий и склонен к хаосу. И это грозит нам тем, что мы можем остаться во власти своей биологической сути.
Сумерки идолов страсти и крови уже наступили. Нас ждёт рассвет нового человека. Чего не достаёт современнику? Научиться мыслить самостоятельно, объёмно, пародоксально. В наших школах об этом понятия не имеет. Важно всматриваться в окружающую жизнь до боли, со всех сторон и не спешить с окончательными выводами. Влезать во что-то следует так, как будто ты только что родился вчера. Быть подальше от политики, насколько это возможно, чтобы не заразиться манией величия наших вождей. Оставаться верным идеалам юности, даже если они кому-то смешны. Сила духа в молодые годы не знает чего хочет покуда не выработает личной внутренней аристократичности. А без неё никак. Грязь никогда не пристанет к вам, если развита духовная способность сопротивляться пошлости и прочим порокам. Человек может быть всем и никем одновременно. В этом наша суть.
А как обойти молчанием то, что чувство опасности потерять себя как человека (что страшнее физической смерти) – должно постоянно жить в нас. Слушайте голоса людских сердец, что кричат о нашем падении, но мы их почему-то не слышим. Не закрывайте глаза на прельщение, будто всё уже свершилось, когда нет больше «зачем» и «почему», когда яснее ясного. Судьба боится проклятых вопросов и человек испытывает подлинную нужду в сближении с другими людьми, когда у него есть своя непознанная тайна, благая весть. Гоните от себя суеверие, оно ищет знаков будущего, не видя из-за власти идолов, настоящего. Одна любовь – ваша личная гадалка, которая не соврёт и избавит вас от пагубного высокомерия и брезгливости к другому. Хотя и сделает мучеником вашей божественной человечности, которая разлита в воздухе, просто о том мало кому известно. Вдохните глубже, и откажитесь от всего, что имели, и великая субстанция войдёт в каждую частицу тела, и вы станете ближе сами к себе и другим
Жизнь человека – это неустанное возвращение в наш внутренний замок, хозяевами которого становимся от рождения. Мысленно возвращаешься к истокам своей жизни, в этот замок, и замечаешь столько в нём новых явлений, которые прежде почему-то не видел. Оказывается самая большая ценность дешифровать те знаки, что были когда-то начертаны на стенах вечной крепости наших сердец. Непонятная весёлость овладевает тобой, когда потаённые смыслы твоего прихода в этот мир обретают черты откровенно миссионерской идеи, становятся окончательным вектором немыслимой прежде судьбы. Это не истина нового высшего язычества. Это ностальгия по Единому, что предшествовало Богу.
Искусство быть всегда современным и видится мне в том, чтобы уходить от недоверчивости к себе, быть интересным себе, и жертвовать своими стадными инстинктами во имя создания братского союза искателей истины, творящих новые миры мыслью-волей.
Карнавал масок окончен. Каждый видит и узнаёт себя в истинном свете в другом, как в зеркале, лишь потому, что нечего больше страшиться в себе, нет отвращения к себе, ибо нет необходимости казаться, а есть острое желание быть, быть не добрым язычником или злобным хищником, а просто человеком, который не устаёт от вечного одиночества, а также слышать голос своей бурлящей, как весенний поток, совести, любви живых, конкретных людей, прощая им слабости и испытывая постоянную тоску по гармонии человеческого, природного и божественного. В общем постоянно выходить далеко за пределы своей самости, не связывать себя окончательно с чем-то выходящим за её пределы, большое благо. Если ты зовёшь Бога, ищи его в своём сердце – и больше нигде.
Сергей Гоголь. телефон для связи с автором 8-910 720 30 80
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote