"Сегодня мы приехали на 2-ю дачную остановку, чтобы найти здесь признаки прежнего трамвайного хозяйства, дойти до переезда через железную дорогу и попасть в аутентичный район НИИ Юго-Востока.
[показать]
Первым делом оглядимся. После революции на месте Ленинского района города ещё не было. Были дачи, поля. Отдалённым и обособленным районом города в эту стороны являлась Монастырская слободка. Это дома, которые разместились около мужского монастыря. В советское время на месте монастыря был построен Саратовский военный институт радиационной химической и биологической защиты. А слободку переименовали в Красноармейскую. Это же название получили улица Монастырская и Петровский тракт, в 1967 году переименованные в проспект 50 лет Октября. Слободка эта расположилась в районе от Стрелки до подъёма от первой дачной остановки. С 1930-х годов Ленинский район начинает разрастаться. С одной стороны Красноармейского шоссе строятся промышленные предприятия, с другой - жилая зона. Одним из таких предприятий стал завод "Тантал", созданный в 1949 г. на базе танковых ремонтных мастерских для выпуска электро- и радиоламп.
[показать]
Наряду с новыми коммерческими составляющими, остались и старые элементы оформления.
[показать]
Серп и молот.
[показать]
На проходной завода аналогично - сочетание нового и старого, советского. (кликабельно)
[показать]
Ну а мы выйдем на улицу и перед тем как войти в жилую зону, снова обратимся к истории района. В начале 30-х годов Красноармейская слободка представляла из себя уже два посёлка. Один уже нам знакомый, расположившийся до подъёма 1-ой дачной. А второй находился напротив нынешнего "Тантала" - от улицы Деловой до Матросской. Матросская - это улица, следующая за Сапёрной, почему-то утратившая на каком-то этапе истории своё название. Исторически сложилось так, что дачный трамвай после подъёма на первой дачной пересекал Петровский тракт (нынешняя остановка Вишнёвая) и далее следовал с другой стороны от него (сейчас пересечение происходит на трамвайном мосту у 3-й дачной). Конечная трамваев, судя по старым картам, располагалась в районе нынешней остановки жиркомбинат. Далее свой путь продолжала дачная линия, а трамваи №№ 4, 8 и Г ехали обратно в город. Конечная этих маршрутов так и называлась - Красноармейская слобода. К 1940-м годам (точная дата мне неизвестна, возможно уже в момент пуска маршрутов 4, 8 и Г) в районе остановки 2 Дачная было построено трамвайное кольцо.
[показать]
По форме кольца мы сразу видим, что у трамваев, приехавших из города было два варианта - развернуться, или продолжать свой путь к следующим дачным остановкам. А у трамвая, приехавшего с дач вариант был всего один.
Здесь, по другую сторону от проспекта (где сейчас сквер), раньше размещалась трамвайная линия.
[показать]
Сейчас тут возвышаются солидные "сталинки"
[показать]
3D-анаглиф (кликабельно): (Как смотреть 3D-анаглиф?)
[показать]
А это уже внутренняя часть этих сталинок.
[показать]
Огромная арка. На самом деле не просто арка. Обратите внимание на её стены.
[показать]
Раньше тут располагались магазины. Внизу характерные "окошки".
[показать]
Снова выходим из под арки. Наверху замечательные балконы.
[показать]
3D-анаглиф (кликабельно): (Как смотреть 3D-анаглиф?)
[показать]
Между сталинками и детским садом - целые заросли конопли.
[показать]
Старый столб, новый столб.
[показать]
Старый столб придерживает рельс, сделанный на металлургическом комбинате имени Сталина.
[показать]
Мы побродили по небольшой жилой зоне, расположенной между проспектом 50 лет Октября и Деловым проездом (в 30-х это была улица Володарского). Но щенок зовёт нас снова к трамвайной линии.
[показать]
И вот, выйдя к трамвайной линии в районе её пересечения с Деловым тупиком мы видим насыпь. Очень похожую на остатки посадочной площадки.
[показать]
А прямо через дорогу - лестница.
[показать]
Такие лестницы обычно служат спуском-подъёмом к трамвайным остановкам.
[показать]
Скорее всего здесь когда-то располагалась трамвайная остановка. Дело в том, что никакого пересечения с Деловым тупиком тут не было. Собственно и Деловой тупик возник скорее всего после закрытия прямого проезда к железнодорожному переезду по территории завода "Тантал", речь о чём пойдёт в следующем посте. Поэтому, учитывая хронологию развития трамвайной сети в этом месте можно предположить только один вариант. Эта остановка использовалась скоростным маршрутом трамвая №3, который просуществовал у нас недолго - в незавершённом варианте проработав с 1974 года. Тогда были отменены многие остановок, но уже в середине 70-х остановки начали возвращаться и возникать новые. Вот тогда скорее всего для удобства вместо этой остановки были сделаны остановки "Вишнёвая" и "2-я дачная".
[показать]
В следующем посте мы продолжим свой поход в поисках бывшего железнодорожного переезда с этого самого места."