• Авторизация


Сокровища Третьяковки. Тропинин, Василий Андреевич (Tropinin, Vasily; 1780-1857) 28-04-2024 11:40 к комментариям - к полной версии - понравилось!






01. Тропинин Василий (1780-1857)
ПОРТРЕТ АННЫ ИВАНОВНЫ ТРОПИНИНОЙ, околo 1809

51,5 x 40,4
холст масло
ГТГ


Анна Ивановна Тропинина, урожденная Катина – жена художника. Возможно, портрет был переписан художником после женитьбы и рождения сына (чепец – принадлежность наряда замужней дамы).

С будущей супругой Тропинин познакомился, находясь в Кукавке, на Украине, где его хозяин, граф Морков, приобрел имение. Анна Катина не была крепостной, но выйдя замуж за крепостного человека, потеряла статус свободной (селянки) женщины. Они венчались в местной церкви, расписанной самим В. А. Тропининым, и прожили долгую и счастливую жизнь.

Камерный портрет жены сложен и вполне соответствует не сентиментальным, но романтическим тенденциям, которые роднят отдельные произведения Тропинина с работами Кипренского. Перед нами оплечное изображение молодой женщины, трогательно серьезной и простодушной. При этом в лице модели прослеживается некоторая настороженность, боязливость и тревога. Фигура чуть сдвинута к правому краю картины, что невольно рождает ощущение беспокойства, некоторой композиционной неустойчивости. Этому же чувству растерянности соответствует выражение лица Анны Ивановны. Губы слегка приоткрыты, глаза внимательно и напряженно смотрят прямо на зрителя. Кружевной чепец обрамляет милое, простое лицо. Из-под чепца выбиваются золотистые локоны.

Весь облик героини портрета проникнут особой мягкостью, удивительной задушевностью и теплотой. Образ подкупает искренностью и простотой человеческих эмоций.

Обаяние модели подчеркивается серебристо-жемчужным колоритом в изображении чепца и воротника и нежно золотистым тоном кожи и волос А. И. Тропининой, которые мягко сочетаются с темным тоном ее одежды.



02. Тропинин Василий (1780-1857)
ПОРТРЕТ ЖЕНЩИНЫ В ПОВОЙНИКЕ, 1820-e

47,5 x 34,8
холст масло
ГТГ


Традиционно, со слов И. Е. Цветкова, считалось, что на портрете изображена мать художника. Исследователь А. М. Амшинская высказала предположение, что моделью была А. И. Тропинина, жена художника (1781–1855), которой в начале 1820-х было больше сорока лет, что соответствует возрасту изображенной. Подтверждением этой версии может служить результат проведенного в 1975 году комплексного исследования, выявившего, что этюд был переписан и первоначально на нем была изображена А. И. Тропинина в молодости.

1820-е годы внесли изменения в жизнь В. А. Тропинина. В 1821-м он вернулся в Москву после работы в течение ряда лет на Украине. В 1823-м художник получил от графа И. И. Моркова освобождение от крепостной зависимости. В этом же году Тропинину было присвоено звание «назначенного» в академики. В 1824 году мастер был удостоен звания академика живописи.

Искусство Тропинина 1820-х годов отличается зрелостью, ясностью поставленных задач, уверенностью сложившегося живописного метода. Никто до него не выразил с такой определенностью новое отношение к женщине – не только как к «изящному украшению жизни», но и как к матери, жене, хозяйке, помощнице мужу. Тропинин одним из первых художников увидел и оценил человеческое достоинство русской женщины из народа.

Строгий погрудный портрет написан с большой любовью. Несмотря на нейтральный фон и приглушенную коричневато-оливковую гамму, он не воспринимается сухим и скучным благодаря живо переданному лицу пожилой женщины. На портрете мы видим умиротворенного человека, пронесшего ясное восприятие мира, прямой и цельный характер сквозь тяжкие испытания жизни. В мягкой улыбке отражены душевное тепло, женственность. Всему образу свойственны обаятельная простота и скромность.

Картина принадлежит к числу произведений художника, в которых особенно сильно выразилось его стремление ко всё большей правдивости и индивидуализации. Тропинин стоял у истоков целого самостоятельного направления в русском искусстве, связанного с внимательным, серьезным анализом народного характера. Это направление получило развитие во второй половине ХIХ века в творчестве передвижников.



03. Tропинин Василий (1780-1857)
ПОРТРЕТ А. В. ТРОПИНИНА, около 1818

41 x 32,8
холст масло
ГТГ


Василий Тропинин написал портрет сына на раннем этапе своего творческого пути, когда он, сопровождая семью графа Моркова, жил на Украине. Этот период своей жизни мастер вспоминал как едва ли не самый счастливый: «Я без отдыха писал с натуры, писал со всего и со всех, и эти мои работы, кажется, лучшие из всех, до сих мною написанных».

Художник изобразил своего сына, когда тому было около десяти лет. Небольшой по размерам камерный портрет поражает своей открытостью и искренностью. Особую теплоту портрету придает то, что он написан с любимого и дорогого художнику человека. В маленьком герое привлекает живость, непосредственность и его неподражаемое детское обаяние.

Мальчик резко повернулся, обратив взгляд на что-то, что заинтересовало его. Солнечные лучи играют на мягких золотистых волосах, на нежной бархатистой коже лица ребенка, на отложном воротничке его сорочки. Особую прелесть портрету придает теплый, золотисто-коричневый колорит, свойственный большинству произведений Тропинина этого периода и названный одним из исследователей «сливочным».

Арсений был единственным сыном Тропинина. Свободу от крепостной зависимости он получил пятью годами позже отца, когда ему было уже двадцать лет. Есть сведения, что Арсений продолжил дело Тропинина и тоже стал художником. Отца и сына связывали теплые отношения. После смерти жены художника Анны Тропининой Арсений нежно опекал отца, стараясь как можно уютнее и удобнее устроить его жизнь. Тропинин всю свою жизнь очень любил птиц и, живя в Москве, часто покупал их на рынке. Уже на склоне лет художника его сын, чтобы порадовать отца, приносил ему домой клетки с певчими птицами, после чего старый художник вместе с сыном отправлялись за город и выпускали птичек из клетки.

Этот шедевр Тропинина имеет особое значение для экспозиции Третьяковской галереи, так как был приобретен самим П. М. Третьяковым.



04. Тропинин Василий Андреевич
Портрет неизвестной в кружевном чепце

Холст, масло
61 х 53 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва




05. Тропинин Василий (1780-1857)
ПОРТРЕТ ЕГОРА ОСИПОВИЧА СКОТНИКОВА, 1821

58 x 43,5
дерево масло
Государственная Третьяковская галерея, Москва


Портрет Е. О. Скотникова написан В. А. Тропининым в Москве и относится к числу первых его полотен, созданных после возвращения из Украины. Егор Осипович Скотников (1782 (1780?) – 1843) - друг Тропинина по Академии художеств, где обучался с 1788 по 1803 год у И. С. Клаубера. В 1805-м за гравюру «Распятие» с оригинала Ш. Лебрена Скотников награжден большой золотой медалью, в 1809-м удостоен звания академика. В отличие от своего друга-живописца, он работал рисовальщиком и гравером при московской Оружейной палате.

Начало 1820-х годов знаменует собой завершение раннего периода деятельности и начало творческой зрелости Тропинина. В изображении Скотникова живописец использует камерную форму портрета с поясным срезом и простую композицию фигуры анфас и головы модели с небольшим поворотом влево. Воодушевленный взгляд персонажа, а также жест правой руки с карандашом свидетельствуют о роде его занятий.

В портрете проявилась реалистическая направленность творчества художника в передаче черт лица и деталей одежды. Произведение очень красиво по колориту, построенному на сочетании зеленого цвета плаща, в который задрапирована фигура, и желтого жилета.



кликабельно
06. Тропинин Василий (1780-1857)
СЕМЕЙНЫЙ ПОРТРЕТ ГРАФОВ МОРКОВЫХ 1815

226 x 291
холст масло
ГТГ


Василий Андреевич Тропинин почти половину своей жизни являлся крепостным вначале графа А. С. Миниха, позднее графа И. И. Моркова (до 1823 года). Именно семейство последнего владельца художник запечатлел на двух больших парадных групповых портретах.
Чтобы показать всех членов большой семьи (у четы Морковых было семеро детей) художник обратился к фризовой композиции. Главу семьи Тропинин изобразил сидящим в кресле возле ампирного столика. Граф – генерал-лейтенант в отставке, сподвижник А. В. Суворова, во время Отечественной войны 1812 года являлся начальником московского ополчения. Его мундир украшают ордена Св Георгия II степени, Св. Александра Невского и две медали в память отечественной войны 1812 года.

За графом стоят старшие сыновья. Юный прапорщик Николай опирается на эфес сабли, Ираклий указывает на высокий головной убор ополченца с крестом и вензелем императора. На груди обоих братьев имеются бронзовые медали в память войны 1812 года. В центре полотна запечатлена Наталия Моркова, старшая дочь Ираклия Ивановича. Рукоделие в ее руках подчеркивает такие ценимые женские качества как добродетельность и трудолюбие.

В правой части произведения изображены Вера Моркова, за клавиром и учительница музыки Боцигети. На лежащих нотных тетрадях прочитывается название музыкальной пьесы – шестая соната Моцарта. Разворачивающаяся перед зрителем сцена домашнего концерта воспринимается как символ счастливой послевоенной жизни московской дворянской семьи. Для придания большей представительности, художник включил в композицию картины колонны и драпировку, за которой открывается вид на сельский пейзаж. Изваяние старца позади действующих лиц —аллегорическое изображение Зимы (по рисунку со скульптуры Ф. Жирардона).

Полотно, несмотря на некоторые погрешности, поистине одно из самых уникальных произведений Тропинина прекрасно воссоздающее атмосферу эпохи «войны и мира». Портрет написан для московского дома Морковых, построенного после пожара 1812 года, и происходит из их семейного собрания.



кликабельно
07. Тропинин Василий (1780-1857)
Семейный портрет графов Морковых 1815

226 x 291 cm
холст масло
ГТГ


Второй менее известный групповой портрет графов Морковых, авторства Василия Тропинина. гр. Николай Ираклиевич здесь без своего брата.

За столом сидит, рисуя, 3-я дочь И. И. Моркова графиня Варвара, за ее спиной стоит внучка гувернантки m-elle Боцигети, справа от них стоит третий сын И. И. Моркова, граф Аркадий. Слева за столом сидит сама гувернантка Боцигети, а справа от нее четвертая дочь И. И. Моркова, графиня Мария.



08. Тропинин Василий (1780-1857)
ПОРТРЕТ ГРАФИНИ НАТАЛИИ ИРАКЛИЕВНЫ МОРКОВОЙ, 1820-e

50,7 x 22,2
холст масло
ГТГ


Выдающийся русский живописец, уроженец Новгородской губернии Василий Андреевич Тропинин почти половину своей жизни являлся крепостным. Первым владельцем будущего мастера был граф А. С. Миних. После замужества дочери Миниха Наталии Тропинин перешел в подчинение к ее новой семье, главой которой стал представитель знатного рода, офицер, сподвижник А. В. Суворова граф И. И. Морков. Морковым Тропинин служил до 1823 года – времени получения вольной грамоты.

Большое семейство графа (во время Отечественной войны 1812 года начальника московского ополчения) художник запечатлел на двух больших групповых портретах (1815). Созданию произведений предшествовали подготовительные этюды, среди которых выделяется портрет дочери графа Моркова, также Наталии. Изображение относится к раннему периоду творчества Тропинина.

Привлекательная девушка на выданье внимательно смотрит с полотна на зрителя. Упругие каштановые локоны обрамляют ее чуть тронутое румянцем юное лицо. Свободные легкие мазки намечают легкий кружевной рюш платья розовато-жемчужного оттенка. Этюд – одно из самых трепетных произведений Тропинина. Тонкий красочный слой не скрывает фактуры холста. Необычен и вытянутый прямоугольный формат, почти не оставляющий пространства для фона.

О самой модели сохранилось крайне мало сведений. В середине 1810-х годов она вышла замуж за полковника лейб-гвардейского полка (по другим данным, Московского гвардейского драгунского полка) П. П. Чернышева. Их сын Н. П. Чернышев стал предводителем дворянства Могилевского уезда Подольской губернии.



09. Василий Андреевич Тропинин
Портрет графа Николая Ираклиевича и графа Ираклия Ираклиевича Морковых. Этюд 1810-е
53.1 × 48.7 см
Масло Холст
Государственная Третьяковская галерея, Москва




10. Тропинин Василий (1780-1857)
ПОРТРЕТ Д. П. ВОЕЙКОВА С ДОЧЕРЬЮ И АНГЛИЧАНКОЙ МИСС СОРОКК 1842

125,3 x 103
холст масло
Государственная Третьяковская галерея, Москва


Воейков Дмитрий Петрович (1788–1876) – помещик, участник войны 1812 года, служил в Белорусском гусарском полку. В январе 1823 года уволен в отставку в чине подполковника. Вместе с братом Василием, основателем Лебедянского скакового общества, был в числе учредителей Общества московской конной скаковой охоты (1832), входил в число двадцати действительных его членов. Владелец Дерновского конного завода в Орловской губернии, Завиваловского в Пензенской и конного завода в селе Павловское Тульской губернии. Он владел усадьбой в Москве, где и был исполнен портрет. Семейство представлено в интерьере дома Воейкова на Спиридоновке.

Художник в работе использует привычную композицию: фрагмент интерьера с вкраплением пейзажа. Глава семьи изображен на фоне окна, что являлось обычным приемом романтизма. За окном открывается небольшая пустынная улочка, что придает парадному портрету камерность. Трое персонажей расположены на фоне стены, украшенной картиной в раме. Справа – городской пейзаж со статуей коня на плоском постаменте. Чуть в глубине здание с арочными окнами, из стены которого торчат трубы.

В этой работе Тропинин в очередной раз опирается на традицию искусства XVIII столетия. Он аллегорически подчеркивает возраст Воейкова, изображая героя зимой. Странные трубы, торчащие из стены, – символ наступившего «века железного». Взор Воейкова направлен в сторону дочери Варвары. Девочку приобняла за плечо гувернантка – англичанка мисс Сорокк, которая, по свидетельству современников, вскоре станет супругой коннозаводчика.

Картина поражает четкостью рисунка, сложностью композиционного построения. В портрете семейства представлены как бы три возраста: детство, юность и зрелость. Романтизм был внимателен к возрастным категориям человека. Представленные в портрете разновозрастные персонажи как бы символизируют круг жизни.

К портрету существует первоначальный вариант, на котором изображен лишь Д. П. Воейков на таком же фоне (1842).



11. Тропинин Василий (1780-1857)
ПОРТРЕТ Д. П. ВОЕЙКОВА 1842

108,5 x 88,5
холст масло
ГТГ


В 1842 году Тропинин получил заказ на портрет помещика Дмитрия Петровича Воейкова (1788–1876). Д. П. Воейков -- участник войны 1812 года (сражался в составе Белорусского гусарского полка), позднее служил в лейб-гвардии конно-егерском полку, сформированном указом императора Александра I. Выйдя в 1823 году в отставку, Воейков успешно занялся коннозаводством. Он же стоял у истоков основания Лебедянского скакового общества и Московского общества скаковой охоты.

Позирует Воейков в своем кабинете, из окон которого открывается вид на заснеженный двор и флигель (возможно, конюшню). Он задумчив и погружен в свои мысли. Мягкий боковой свет выделяет его лицо и руки. Даже в домашней одежде – утепленном шлафроке и бархатной шапочке – Воейков сохраняет выправку офицера. Фрагмент картины в пышной резной раме, колокольчик, гипсовый слепок жеребца, золотая табакерка создают бытовое окружение модели, дополняя рассказ о личности запечатленного человека.


tretyakov.ru
wikimedia
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (1):


Комментарии (1): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Сокровища Третьяковки. Тропинин, Василий Андреевич (Tropinin, Vasily; 1780-1857) | Bo4kaMeda - То, что время пощадило, то, что память сберегла | Лента друзей Bo4kaMeda / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»