• Авторизация


Славянский, Фёдор Михайлович (1817 — 1876) в Третьяковке 27-04-2024 12:17 к комментариям - к полной версии - понравилось!






01. Славянский Федор (1817-1876)
КАБИНЕТ ХУДОЖНИКА АЛЕКСЕЯ ГАВРИЛОВИЧА ВЕНЕЦИАНОВА, конец 1830-х - начало 1840-х

37 x 44,5
холст масло
ГТГ


Выходец из крестьянской среды, ученик А. Г. Венецианова Ф. М. Славянский прошел сложный путь от крепостного помещицы А. Н. Семенской до академика живописи. Вольную Славянский получил в конце 1839 – начале 1840-х годов. Этим же временем датируется его полотно, на котором изображен кабинет А. Г. Венецианова. Произведение является копией со сгоревшей картины другого ученика мастера, А. В. Тыранова.

Данную работу Славянского можно отнести к числу лучших в его творчестве. Перед зрителем предстает просторная, написанная в теплых тонах студия. Вдоль ее стен помещены слепки с античных скульптур. Слева на диване отдыхает молодой человек, видимо, из близкого окружения художника. На него смотрит присевшая охотничья собака левретка. Возле декорированной печи изображен овальный столик с чернильницей и светильником. В правой части композиции располагаются небольшой стол с лежащей на нем палитрой и манекен девушки крестьянки в русском наряде. Дополняют творческую обстановку кабинета картины, вероятней всего, кисти Венецианова.

Важным образным центром произведения является распахнутая настежь дверь, ведущая в смежную комнату с большими окнами. Исходящие из окна солнечные лучи скользят по гладкому деревянному полу почти до самого первого плана, освещая кораллового оттенка шаль, разнообразные предметы интерьера. Внимательно следуя натуре, Славянский включает в композицию зеркала, в которых отражаются манекен (в первой комнате) и фигура девушки, занятой музицированием (в дальнем помещении). Проникнутое ощущением поэтической красоты домашнего мира произведение Ф. М. Славянского отражает неспешный ритм течения будней, наполненных занятиями искусством, чтением, дружескими беседами.



02. Славянский Федор (1817-1876)
В КОМНАТАХ У А. А. СЕМЕНСКОГО В ТВЕРСКОЙ ГУБЕРНИИ, конец 1830-х - начало 1840-х

55,7 x 111,3
холст масло
ГТГ


Славянский безупречно выстраивает перспективу комнат анфилады, что вкупе с расчерченными линиями половиц придает композиции картины геометрический ритм. Вместе с тем пространство дома оживлено косыми лучами зимнего солнца, ложащимися на светлые стены прихотливыми бликами. В окнах видны отбрасывающие глубокие тени сугробы и кромка леса.

Сдержанный колорит полотна разнообразит лишь темная фигура молодого человека на диване и висящие над ним фамильные портреты. На центральном полотне представлен дворянин в красном мундире с треуголкой, одетый по моде 1760–1770-х годов. Слева и справа размещены парные портреты супругов, исполненные, вероятно, в 1820–1830-е годы. Скромное убранство светлой комнаты дополняется картиной «Давид с головой Голиафа», свидетельствующей о художественном вкусе хозяина дома. Это копия с работы итальянского живописца XVII века Доменико Фетти, находящейся в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.

Не исключено, что позирующий молодой человек – помещик Андрей Александрович Семенский. У него в 1839–1840 годах стараниями Венецианова был выкуплен крепостной художник, получивший фамилию Славянский. Неподалеку от села, где родился будущий живописец, находилась усадьба Семенского Тугановичи. Можно предположить, что именно интерьер огромного барского дома в Тугановичах написал живописец. В дальнейшем картина находилась в собрании В. В. Семенского – потомка владельца имения.



03. Славянский Федор (1817-1876)
СЕМЕЙНЫЙ ПОРТРЕТ 1852

178 x 143
холст дублирован
масло
ГТГ


Большеформатный и красочный семейный портрет написан Ф. М. Славянским на пике творческой карьеры. На нем художник изобразил представителей трех поколений традиционной патриархальной семьи. Родные собрались возле круглого стола, накрытого желтой, расшитой скатертью. Сидящая за ним женщина нежно придерживает маленькую дочку. Рядом на стуле изображен мальчик, который играет на детской гармошке. Левее, в мягком красном кресле, устроилась бабушка, которая держит в руках азбуку. Ее внимания добивается еще один мальчик. Он присел на подлокотник и замер в ожидании ее слов. Позади представленной на первом плане группы стоит мужчина, который воспринимается как глава семейства.

Умение видеть и отображать мир в его непосредственной реальности художник унаследовал от своего учителя, А. Г. Венецианова, который открыл для искусства поэтический образ простого человека. Естественностью, гладким письмом и физиогномической точностью во внешнем облике персонажей портрет напоминает фотографию. Приняв желаемые позы, взрослые замерли, устремив взгляды в одну точку. И лишь подвижным от природы детям нелегко усидеть на месте. Среди них выделяется центральная фигура мальчика в красном костюме. Он единственный смотрит прямо на зрителя.

Интимная по сюжету композиция решена по всем правилам парадного портрета. Об этом свидетельствуют постановочные позы моделей, которые запечатлены на фоне балкона с видом на романтический пейзаж. С правой стороны изображения видны колонны и декоративная каменная ваза. Фоном левой части картины служит зеленая, похожая на штору, присборенная драпировка.

По мнению некоторых исследователей, на портрете изображен Константин Богданович Бекман (1821–1892), ученый-лесовод, с 1851 по 1859 год – директор Лисинского учебного лесничества Царскосельского уезда. В кресле сидит его мать, а за столом сестра – Елена Богдановна Бекман (1820 г.р.). Рядом представлены их дети – дочь Елены Богдановны и сыновья Константина Богдановича: Евгений (1848 г.р.) и Анатолий (1850 – после 1918).





tretyakov.ru
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Славянский, Фёдор Михайлович (1817 — 1876) в Третьяковке | Bo4kaMeda - То, что время пощадило, то, что память сберегла | Лента друзей Bo4kaMeda / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»