• Авторизация


Браз, Осип Эммануилович (1873 — 1936) в Третьяковке 26-04-2024 12:01 к комментариям - к полной версии - понравилось!






01. Браз Иосиф (Осип Хайм-Иосель) (1872-1936)
ПОРТРЕТ ЕЛИЗАВЕТЫ МИХАЙЛОВНЫ МАРТЫНОВОЙ 1896

192 x 82,5
холст масло
ГТГ


Осип Браз был одним из немногих и, по признанию А. Н. Бенуа, лучших портретистов своего поколения. В то время, когда многие его коллеги экспериментировали в области синтеза жанров, он оставался верен портрету. При отсутствии новизны в художественном языке Осипу Бразу удавалось создать яркие и точные портретные характеристики современников.


Елизавета Михайловна Мартынова (1868 – 1905) – художница, соученица Браза по мастерской И. Е. Репина. Поступила в Императорскую Академию художеств в 1890 году, когда женщины были допущены до обучения в Академии. Героиня картины «Дама в голубом» К. А. Сомова (1897 — 1900) умерла в 1905 году от чахотки. Ни одна ее работа в настоящее время неизвестна.

Для портрета художницы Елизаветы Мартыновой Браз выбирает вытянутый вертикальный формат холста. В этом видится стремление вернуться к жанру парадного портрета, который был распространен в русской живописи XVIII века. Вместе с тем уже в XIX веке подобный формат использовал Эдуарда Мане, в частности, в своих произведениях «Женщина с попугаем», «Философ» и «Любитель абсента». Еще одно роднит Браза с Мане: простой фон (в данном случае синий занавес) не отвлекает от фигуры и лица модели.

Естественная и свободная поза Елены Мартыновой; жест ее правой руки, положенной на пояс; глухая черная юбка и рабочая, достаточно закрытая блуза из темно-зеленой материи; собранные в пучок волосы – все призвано подчеркнуть, что изображена женщина, которая имеет возможность реализоваться в профессии. На портрете ее лицо кажется утомленным, глаза закрыты – она сосредоточена на своих мыслях, своем искусстве.

Вдохновляясь Уистлером и Мане, Осип Браз работает большими цветовыми плоскостями: это и черная юбка, и синий занавес, и светло-зеленый пол мастерской. Вместе с тем линеарность и вытянутые пропорции говорят о влиянии стилистики модерна, смелые синие рефлексы на лице модели – об обращении к опыту импрессионизма. Осип Браз умело сочетает разные стилистические влияния.

Картина приобретена у автора Павлом Михайловичем Третьяковым для его галереи и стала началом плодотворного сотрудничества: в дальнейшем Третьяков заказал Бразу портреты А. П. Чехова и В. Ф. Комиссаржевской.



02. Браз Иосиф (Осип Хайм-Иосель) (1872-1936)
ПОРТРЕТ ПИСАТЕЛЯ АНТОНА ПАВЛОВИЧА ЧЕХОВА 1898

102 x 80
холст масло
ГТГ
Исполнен по заказу П. М. Третьякова


В собрании Павла Михайловича Третьякова значительное место занимали портреты его современников – композиторов, художников, актеров, писателей. В конце 1890-х годов Антон Чехов – признанный мастер: журналы ищут его участия, появление новых произведений расценивается критикой как событие литературной жизни, споры вокруг них перерастают в общественно-политические дискуссии. Поэтому вполне закономерно было желание Третьякова иметь портрет писателя в своей Галерее. Портрет Чехова был заказан И. Э. Бразу, ученику Репина.

Предполагалось, что работа начнется весной 1897 года, когда Антон Павлович приедет в Петербург, но из-за внезапно начавшегося легочного кровотечения он попал в клинику. Когда воспалительный процесс был приостановлен, Чехов уехал в свою усадьбу Мелихово под Москвой и пригласил туда художника. Портрет был начат 4 июля 1897 года. Работа продвигалась трудно. Чехов не был идеальной моделью, сказывалось нездоровье – портрет явно не получался. Так как основным лекарством от туберкулеза в конце ХIХ века считался теплый морской климат, Чехов должен был уехать на зиму в Ниццу, где работа началась заново.

Со свойственной ему иронией Антон Павлович сообщал: «Я сбился с пути истины и стал усердным посетителем Монте-Карло и уже мыслить могу только числами. Меня пишет Браз. Мастерская. Сижу в кресле с зеленой бархатной спинкой. En face. <...> но выражение, как в прошлом году, такое, точно я нанюхался хрену».

Браз намеревался воплотить строгий образ писателя-классика. При абсолютном портретном сходстве художник создал обобщенный образ российского интеллигента конца ХIХ века. На сей раз портрет получился очень похожим и вполне соответствовал этому образу. Худое, тонкое лицо опирается на бескровную руку, за стеклами пенсне — сухие, печальные глаза. «Если я стал пессимистом и пишу мрачные рассказы, то виноват в этом портрет мой» – грустно шутил писатель. Известный художник и историк искусств Александр Бенуа отмечал, что место в первом ряду среди русских портретистов Браз занял именно тогда, когда исполнил портрет Чехова.



03. Браз Иосиф (Осип Хайм-Иосель) (1872-1936)
ПОРТРЕТ ПЕТРА ИВАНОВИЧА НЕРАДОВСКОГО, 1920–1921

39,7 x 30,9
холст масло
ГТГ


В судьбах Иосифа Браза и Петра Нерадовского (1875–1962) много общего: они учились в мастерской Ильи Репина в Высшем художественном училище при Императорской Академии художеств, оба работали в основном в жанре портретной живописи, писали также натюрморты, преподавали, участвовали в деятельности Дома искусств в Петрограде. Оба с полной самоотдачей трудились в музеях: Нерадовский в течение двадцати лет возглавлял художественный отдел Русского музея, а Браз работал хранителем голландской живописи, экспертом и реставратором в Эрмитаже. Позже за увлеченность старым искусством оба поплатились арестом.

Портрет Нерадовского входит в ряд произведений Браза, на которых он изображал своих друзей и знакомых художников. Эти работы, написанные в основном в конце 1890-х – 1910-е, разнообразны по видам (в полный рост, поколенные, поясные, оплечные) и по стилистике (многие из них отмечены влиянием импрессионизма и модерна, привитых художнику во время учебы в школе Шимона Холлоши в Мюнхене). Работы мастера в этом жанре, созданные после революции, – реалистические в своей основе. При этом им присущи черты новых направлений в искусстве рубежа XIX–XX веков: открытая фактура, работа цветовыми пятнами и подчеркивание контуров черной линией.

Портрет написан в сложное, переходное для страны время, в период напряженной работы как автора, так и модели в музеях и учебных заведениях Петрограда. Внимание сосредоточено на лице, на вдумчивом, строгом взгляде Нерадовского. Фоном, предположительно, служит постановка для одного из натюрмортов, над которыми Браз работал в те годы.

Это произведение было обнаружено советским литературоведом и историком искусства Ильей Зильберштейном в частном собрании в Париже во время поездки во Францию в 1966 году. Тогда множество предметов искусства, выявленных им, были привезены в Россию и попали в разные музейные собрания. Некоторые работы, в том числе небольшая картина Браза, поступили в Третьяковскую галерею.



04. Осип Эммануилович (Иосиф) Браз
Женский портрет 1891
120 × 98 см
Масло Холст
Государственная Третьяковская галерея, Москва




04. Браз Иосиф Эммануилович (1873 - 1936)
Финская деревня, 1915

Холст, масло
63 x 86 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва


tretyakov.ru
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (2):
Благодарю,дорогая!
Всего доброго. Хороших выходных.
Потрясающе! Смотрю все ваши выпуски, спасибо!


Комментарии (2): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Браз, Осип Эммануилович (1873 — 1936) в Третьяковке | Bo4kaMeda - То, что время пощадило, то, что память сберегла | Лента друзей Bo4kaMeda / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»