• Авторизация


ВАРНЕК (Варник) Александр Григорьевич (Alexander Varnek, 1782 — 1843) в Третьяковке 23-04-2024 11:50 к комментариям - к полной версии - понравилось!






01. Варнек (Варник) Александр (1782-1843)
ПОРТРЕТ В. И. И С. И. МАРТОС, середина 1810-x

72 x 54,5
холст масло
ГТГ


Портрет относится к эпохе классицизма. Картину отличает присущий этому стилю строгий колорит, лишенный разработки тональных градаций. Вместе с тем как портретист Варнек не стремился идеализировать облик своих моделей и передавал индивидуальность конкретной натуры. Он тщательно лепит своей кистью пухлые щеки, плавные линии подбородка и далекие от античных пропорций носы позирующих девиц.
Изображены дочери скульптора Ивана Петровича Мартоса – Вера Ивановна (1799–?), жена художника А. Е. Егорова (с 1815), и Софья Ивановна (1798–1856), жена конференц-секретаря Императорской Академии художеств В. И. Григоровича (с 1817).


Двойной портрет юных сестер посвящен теме нежной семейственной дружбы, излюбленной портретистами конца XVIII – начала XIX столетия. Руки старшей сложены в уверенном жесте, в то время как рука младшей, опирающейся на сестру, безвольно повисла.

Портрет мог быть заказан самим скульптором Мартосом, ректором Академии художеств. С живописцем его связывали теплые личные отношения. Позднее он крестил детей Варнека. В период создания портрета автор был хорошо знаком с моделями – он собирался жениться на их сестре, Анастасии. Мартос, по свидетельству М. Ф. Каменской, дочери скульптора Ф. П. Толстого, хотел всех своих дочерей выдать замуж за художников: «Он прочил прелестную свою Настеньку за известного в то время портретиста Варнека, но хорошенькая самодурка нашла, что все художники “неотесанное мужичье”, и против воли отца вышла замуж за молодого ученого Лузанова. Варнек был влюблен в нее без памяти и очень убивался своею неудачею». В 1810-е годы Варнек написал двойные портреты Анастасии и Софьи Мартос, Любови и Софьи Мартос, а также портрет их отца.



02. Варнек Александр Григорьевич 1782 - 1843
Портрет Екатерины Борисовны Ахвердовой. Не ранее 1817

Холст, масло
66 x 54 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва


Екатерина Борисовна Ахвердова, урожденная Меллер (1772 – 1852), дочь колыванского правителя Б. И. Меллера. Жена генерал-лейтенанта Н. И. Ахвердова (1755 – 1817), одного из воспитателей великих князей Николая Павловича и Михаила Павловича, их преподавателя (с 1802). Одновременно художник написал и портрет генерал-лейтенанта Николая Исаевича Ахвердова, выходца из грузинских дворян.

В начале 1890-х гг. знаменитый коллекционер Павел Михайлович Третьяков приобрел эти парные портреты для своей галереи. Но их в 1930 году «разлучили» — генеральский портрет передали в Армянскую картинную галерею, а портрет его супруги оставили в Третьяковской картинной галерее



03. Варнек (Варник) Александр (1782-1843)
СКРИПАЧ. Начало 1800-х

холст дублирован
масло
56,8 x 42,1
ГТГ


Можно предположить, что Варнек написал полотно еще в стенах Академии, которую он окончил в 1803 году, а затем уехал в Италию. Вероятно, запечатлена сцена музыкального урока, так как воспитанники Академии обязаны были обучаться музыке и пению. Романтический образ своего героя художник создает благодаря тональному сдержанному колориту, мягкой светотеневой моделировке форм и непривычному ракурсу модели. Особую выразительность изображению придает одухотворенное лицо юноши, озаренное улыбкой. Картину отличают тонкий, изящный, свободный рисунок, золотистый горячий тон и воздушность светотеневых переходов.

Происходящее из собрания известного петербургского коллекционера Ф. И. Прянишникова полотно по праву считается одним из лучших образцов раннего творчества Варнека.



04. Варнек (Варник) Александр (1782-1843)
МАЛЬЧИК С БОЛОНКОЙ, 1810-e

36,1 x 30
холст масло


«Мальчик с болонкой» принадлежит к типу малоформатного камерного портрета. Такой тип портрета утвердился на рубеже ХVIII–ХIХ веков и затем часто использовался мастерами последующего времени. Он образует особую группу произведений Варнека, в которых пространство холста занято в основном изображением лица модели. Картина имеет отчасти жанровый – отчасти портретный характер, когда персонаж изображен с предметом своих любимых занятий.

Образ мальчика подкупает трогательной серьезностью и мечтательностью. Он уже не «маленький взрослый», какими представали дети на портретах ХVIII века. Это истинный сверстник романтической поры, словно прислушивающийся к тому новому, что приносит с собой время. Загадочность маленькому герою придает колорит, построенный на контрастах освещенного лица и темного нейтрального фона.

Неизвестный автор так описал в письме другу впечатления о своем посещении мастерской Варнека в 1817 году: «Варник, кроме правильности рисования и отменной способности ловить с первого взгляда отличительные черты в лицах, имеет необыкновенный дар владеть красками и совершенно подражать натуре. Можно сказать, что в сей части он едва ли не преимуществует перед всеми нашими художниками».



05. Варнек (Варник) Александр (1782-1843)
ПОРТРЕТ А. В. СТУПИНА 1804

52,5 x 43,3
холст масло
ГТГ


Александр Васильевич Ступин (1776–1861) -- живописeц, товарищ и соратник А. Варнека по Академии художеств. Портрет мог быть написан во время их совместного обучения в Петербурге.

Стоящая на лицевой стороне холста дата 1804, надо полагать, указывает на время окончании работы над портретом, потому что Ступин, получив звание свободного художника в 1802 году, вскоре покинул столицу. В следующий раз он посетил Петербургскую Академию в 1809-м в сопровождении лучших учеников основанной им школы.

Варнек запечатлел друга в самый счастливый и беззаботный период его жизни. Годы, проведенные в стенах Академии, были для Ступина непростыми в материальном плане. Зато это было время юношеских надежд, сладких грез о будущем, амбициозных творческих планов и оптимизма. Это состояние тонко почувствовал Варнек. На камерном портрете лицо модели с легкой улыбкой в уголках губ и искренним, открытым взглядом излучает внутреннюю энергию, юноша покоряет зрителя душевной гармонией и радостным приятием бытия. В воспоминаниях Ступин писал о себе, что «будучи одарен от природы приятностию лица, я этим самым мог располагать к себе других».

Впоследствии Ступин неоднократно позировал своим ученикам, в частности И. М. Горбунову, Н. М. Алексееву, И. К. Макарову. Но ни один из созданных ими образов не будет наполнен той светлой и искренней внутренней радостью, которой отличается изображение кисти Варнека.

Живописец точно передает такие характерные черты внешности друга, как очень светлая кожа и кудрявые черные волосы. Ступин отмечал, что по виду его «часто почитали греком или грузином».



06. Варнек (Варник) Александр (1782-1843)
Портрет П. А. Долгорукого

Холст, масло
62 x 49 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва




06. Варнек (Варник) Александр (1782-1843)
ПОРТРЕТ О. Е. КОЦЕБУ 1819

23,7 x 18,3
бумага
итальянский карандаш, свинцовый карандаш
ГТГ


Рисунок был исполнен в 1819 году известным портретистом А. Г. Варнеком и предназначался для гравирования. Гравюра карандашной манерой была сделана гравером на меди А. Г. Ухтомским и приложена к книге «Путешествие в Южный океан и Берингов пролив для отыскания Северо-Восточного морского прохода, предпринятого в 1815–1818 годах». СПб., 1821–1828.

Отто Евстафьевич Коцебу (1787–1846) – русский мореплаватель, которому принадлежало множество географических открытий. Он совершил три полноценных кругосветных плавания, что по тем временам можно считать мировым рекордом. Первое состоялось в 1803–1806 годах на парусном шлюпе «Надежда» под командованием И. Ф. Крузенштерна, сестра которого Кристина фон Крузенштерн была мачехой Коцебу. Крузенштерн лично поручился за Коцебу, и пятнадцатилетний юноша стал участником путешествия в качестве юнги-добровольца. По возвращении он получил чин мичмана. В 1815–1818 годах на бриге «Рюрик» Коцебу отправился во второе плавание, во время которого открыл в Тихом океане 399 островов, а также залив, названный Коцебу, к юго-востоку от Берингова пролива. Портрет был исполнен после возвращения. Во время третьего путешествия 1823–1826 годов Коцебу командовал шлюпом «Предприятие» и находился у побережья Калифорнии и Русской Америки для охраны берегов Северо-Американских колоний.



07. Варнек (Варник) Александр (1782-1843)
АВТОПОРТРЕТ С ПАЛИТРОЙ И КИСТЯМИ В РУКЕ 1805–1806

55,7 x 47,1
холст масло
ГТГ


Автопортрет написан в Риме, где художник совершенствовал мастерство с 1804 по 1809 год. Он изобразил себя на фоне открытого окна мастерской. Вопреки традиции Варнек представляет свое лицо против света, падающего из окна. Густые капли краски на палитре и кистях еще не застыли – живописец только что прервал работу. Яркое и контрастное освещение, отражение лазурного неба в оконном стекле, сочная цветовая гамма усиливают впечатление непосредственности от автопортрета. Коллекционер К. Н. Быков, купивший картину для своего собрания, восхищался свежестью ее художественного языка.

Варнек, много рисовавший на улицах Рима, вводит в качестве фона портрета элементы городского пейзажа. Пинии и кипарисы, синяя дымка гор, белая штукатурка здания с характерной рыжей черепицей крыши – таков вневременной образ солнечной Италии. Вид Рима в картине подчеркивает избранность мастера: право пенсионерских поездок в этот город получали лучшие ученики Императорской Академии художеств.

Оконный проем связывает два мира – идеальный образ вечного города и мимолетное мгновение из жизни художника. Задумчивое лицо, разметавшаяся прическа – динамичный, словно выхваченный в момент движения образ живописца подчеркивает неподвижную гармонию пейзажа. Создавая эту романтическую антитезу, Варнек умело варьирует фактуру красочного слоя, гладкую в изображении пейзажа и размашистую в области костюма, палитры с кистями.

В автопортрете явлен не только образ художника эпохи романтизма, но и угадываются личные переживания Варнека, его противоречивые настроения, связанные с римским периодом жизни. Представления об искусстве воспитанника Петербургской Академии порой не находили отклик в итальянской профессиональной среде.

«Автопортрет с палитрой и кистями в руке» А. Г. Варнека относится к вершинным образцам жанра, а его художественный язык не имеет аналогов в современном ему искусстве.




08. Варнек (Варник) Александр (1782-1843)
Автопортрет в бархатном берете, с рейсфедером в руках. 1810-е

Холст, масло
63 x 52 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва



tretyakov.ru
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (1):


Комментарии (1): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник ВАРНЕК (Варник) Александр Григорьевич (Alexander Varnek, 1782 — 1843) в Третьяковке | Bo4kaMeda - То, что время пощадило, то, что память сберегла | Лента друзей Bo4kaMeda / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»