• Авторизация


Торопов, Фома Гаврилович (1820 или 1821 — 1898). Коллекция Государственной Третьяковской галереи 22-04-2024 11:50 к комментариям - к полной версии - понравилось!






01. Торопов Фома (1821-1898)
ПОРТРЕТ Е. К. ТОРОПОВОЙ, середина1840-х

136,4 x 100
холст дублирован
масло
ГТГ


Портрет жены Торопов исполнил, очевидно, сразу после свадьбы (1844), в период своего обучения в Академии. Евдокия Каллистратовна была дочерью сторожа Московского почтамта К. П. Островцева.

Портрет решен в традициях парадного репрезентативного полотна большого формата с поколенным изображением модели. Молодая супруга одета в нарядный костюм: пышную белую юбку с оборками и красный, облегающий фигуру жакет. В ее руках платок со срезанными розами, прическу также украшает алый цветок. Евдокия Каллистратовна представлена, вероятно, на фоне оранжереи, о чем говорят экзотические растения вокруг нее и архитектурные детали.

Колорит портрета построен на сочетании смелых насыщенных тонов: зеленого, красного, белого. В декоративной красочности проявилось мастерство Торопова-натюрмортиста. Это также сказалось и в интересе к разнообразным предметам окружающего мира. Художник тщательно выписывает лепестки и листья растений. Не ускользают от его внимания и мельчайшие детали туалета жены – кружева, пуговки, золотые серьги и браслет.
Символика цветов учитывалась в классическом искусстве того времени. Роза всегда считалась символом любви. Благодаря ей художник выражает свое чувство к жене и любование ею.




02. Торопов Фома (1821-1898)
НАТЮРМОРТ. ЦВЕТЫ И ПЛОДЫ 1846

89 x 71,5
холст масло
ГТГ


В этой – самой ранней из известных работ Топорова – живописец проявил себя как приверженец линии академического искусства, сочетающей натурализм с общей идеализацией изображаемого. Вместе с тем русский академический натюрморт первой половины ХIХ века равнялся на образцы голландско-фламандской живописи ХVII–ХVIII столетий. Выполненные с виртуозным техническим мастерством натюрморты старых мастеров отличало стремление к насыщенному, богатому колориту и разнообразию композиции.

В натюрморте Торопова проявились данные особенности, сказавшиеся в сочетании красоты ярких локальных красок с точным рисунком. Композиция полотна отличается четкостью и ясностью построения. На столе, почти в центре, стоит керамическая ваза. Она заполнена букетом цветов, состоящим из роз, лилий, ночных фиалок, георгина и вьюнка. Слева от нее лежит пышный цветок белой гортензии. Справа – на крупных листьях персики, на плетеной тарелке – виноград. На заднем плане – тыква и туесок со спелыми ягодами вишни.
Предметы переднего плана ярко освещены, детали заднего, напротив, погружены в тень. Это позволяет подчеркнуть глубину пространства. С особой тщательностью художник передает разнообразие форм, свойств и фактуры запечатленных предметов. Его глаз внимательно отмечает нежность лепестков ароматных цветов, упругость листьев, бархатистость золотистых персиков, прозрачность виноградных ягод.

За данный натюрморт в 1846 году Торопов получил звание неклассного (свободного) художника.



03. Торопов Фома (1821-1898)
НАТЮРМОРТ 1840-e

81,5 x 99,5
холст масло
ГТГ


Композицию полотна определила фламандская традиция изображения фруктовых и овощных лавок. Изобилие цветов, фруктов, ягод и овощей демонстрирует богатые плоды натурального помещичьего хозяйства. В русских усадебных оранжереях выращивали даже экзотические фрукты. Все дары природы щедро разложены и расставлены на столе. Слева на маленькой скамеечке лежат гиацинт, тюльпан и ветка гортензии. В вазе стоит букет из садовых и полевых цветов – георгина, настурций и лилий. На переднем плане на краю стола изображены персики на зеленых листьях, ягоды малины в бумажном кульке, гроздь винограда, редкий в России ананас. Справа – опрокинутый стакан с цветком белой лилии, персики и ветка с ягодами черешни. Во втором ряду завершают композицию корзина с абрикосами и виноградом, тыква и цветок в горшке – целозия. Художник проявляет интерес к мелким деталям: слева на цветочном стебле он написал бабочку, на персике – пчелу.

Изображению свойственно сочетание точного рисунка с насыщенными красками: белой, красной, голубой, желтой, зеленой. Свет в картине угадывается по контрасту освещенных и погруженных в тень лепестков цветов.

В своем творчестве Торопов проявил себя как приверженец принципов академического искусства, которые сочетали натурализм с общей идеализацией изображаемого. Вместе с тем русский академический натюрморт первой половины ХIХ века равнялся на образцы голландской и фламандской живописи ХVII–ХVIII столетий. Для натюрмортов голландской школы характерно виртуозное мастерство, насыщенный, богатый колорит и разнообразие композиционных решений. В картине Торопова проявились именно эти особенности.

В соответствии с традициями голландского натюрморта в изображении цветов и насекомых можно усмотреть скрытую символику. Лилия – символ чистоты и невинности, бабочка намекает на скоротечность жизни. Всё в целом олицетворяет бренность бытия. В русском обществе первой половины ХIХ века язык цветов бесконечно варьировался. Впрочем, искать в изображении каждого цветка или плода тайный смысл представляется не совсем правильным. Скорее, это живая достоверность, внимание ко всему, что выражает полноту жизни природы.



04. Торопов Ф. Г. (1820 (21?), деревня Афиганово Солигалицкого уезда Костромской губернии — 1898, ?)
Семейный портрет 1848

Холст, масло
107 x 88
ГРМ


Изображена супруга художника с сыном (у Торопова было два сына, изображен один из них — Владимир или Александр) и пожилой женщиной, няней либо родственницей

Торопова Евдокия Каллистратовна (урожденная Островцева; ?–?) — дочь сторожа Императорского московского почтамта К. П. Островцева, жена художника Ф. Г. Торопова (с 1 октября 1844).



05. Торопов Фома (1821-1898)
АВТОПОРТРЕТ 1887

37,5 x 30
картон масло
ГТГ


Фома Торопов, сын художника Г .И. Торопова, происходил из крепостных крестьян генерал-майора А. И. Герарда. В мае 1830 года Торопов-младший получил вольную. Он учился в Императорской Академии художеств. В 1846 году за работу «Цветы и плоды» (Третьяковская галерея) получил звание неклассного (свободного) художника. В 1854-м за представленные четыре картины был признан «назначенным» в академики. В 1855-м за портрет действительного статского советника, секретаря Общества сельского хозяйства С. А. Маслова (Государственный исторический музей) удостоен звания академика. Торопов жил в Петербурге, преподавал рисование в Николаевском сиротском институте, работал по заказам. Писал портреты, натюрморты, исполнял декоративные росписи, образа для церквей.

Торопов исполнил автопортрет в поздний период творчества. Художник избрал камерное малоформатное изображение, овальное обрамление которого придает образу приватность. Портрет отличает лаконичное композиционное решение, неброский колорит и нейтральный фон. Главное внимание уделено лицу, наблюдательному, пытливому взгляду художника, обращенному к себе самому.



Торопов Фома Гаврилович (1821-1898)


tretyakov.ru
биография
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (1):


Комментарии (1): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Торопов, Фома Гаврилович (1820 или 1821 — 1898). Коллекция Государственной Третьяковской галереи | Bo4kaMeda - То, что время пощадило, то, что память сберегла | Лента друзей Bo4kaMeda / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»