• Авторизация


Угрюмов, Григорий Иванович (1764 — 1823). Коллекция Государственной Третьяковской галереи 21-04-2024 11:57 к комментариям - к полной версии - понравилось!






01. Угрюмов Григорий (1764-1823)
ПОРТРЕТ И. К. КАМЕНЕЦКОГО, 1810-e

Портрет лейб-медика Иосифа Кирилловича Каменецкого, 1810-е
66,1 x 53,2
холст масло
ГТГ


Иосиф Кириллович Каменецкий (1754–1823) – первый русский лейб-медик (1816). Учился в Черниговской коллегии, затем в Петербургском генеральном госпитале, выпущен подлекарем в Невский полк. В 1799 году был назначен членом Медицинской коллегии. Издал несколько книг на медицинские темы. За написанный им в 1813 году лечебник «Наставление. Каким образом поступать должно с больными, где нет лекарств, как их содержать и какую им пищу производить должно во время продолжения болезней, и во время выздоровления от оных» получил орден Св. Анны 2-й степени. В 1814 году удостоен без экзамена степени доктора медицины. Был также членом и профессором хирургии в Медико-хирургической академии, почетным членом Московского университета (1817–1819). Кавалер ордена Св. Владимира 4-й степени (с обоими орденами представлен на портрете).

Для камерного портрета И. К. Каменецкого характерен трезвый, объективный подход к образу. Моделировка лица отличается тщательной проработкой деталей. Художник передает спокойный взгляд заказчика, его полные губы, ямочки и румянец на щеках, двойной подбородок, высокий открытый лоб. Перед нами облик пожилого человека, исполненного довольства и спокойствия.

Собиратель Н. Д. Быков, бывший владелец портрета, совершенно случайно разыскал его у «мастеровых Ямской слободы». Быков очень дорожил своим приобретением, показывал его известному граверу Н. И. Уткину, выразившему восхищение портретом. П. М. Третьякову Быков уступил его неохотно, лишь под конец жизни.



Александр Кириллович Головачевский
Портрет Г. И. Угрюмова 1814

Кость, акварель, гуашь
14 × 11,5 см
Русский музей, Санкт-Петербург


Григорий Иванович Угрюмов -- сын купца Норской слободы под Ярославлем, депутата Комиссии по составлению проекта Нового уложения. Учился в Императорской Академии художеств с 1770 по 1785 год в классе исторической живописи Г. И. Козлова и П. И. Соколова. Закончив Академию с аттестатом 1-й степени, пять лет был в пенсионерской поездке в Италии. В 1791 году по возвращении в Петербург определен преподавателем в класс исторической живописи. В 1794-м признан «назначенным» в академики, в 1797-м удостоен этого звания, c 1798-го – адъюнкт-профессор, с 1820-го – ректор Академии.
Будучи историческим живописцем, в 1810-е годы Угрюмов увлекся портретным искусством, в котором его реалистические устремления проявились ярче, нежели в исторических и религиозных композициях.



03. Угрюмов Григорий (1764-1823)
ПОРТРЕТ И. В. ВОДОВОЗОВА 1814

71 x 57,7
холст масло
ГТГ


Иван Васильевич Водовозов (? – 1828) – именитый петербургский купец. Вел большую заграничную торговлю, состоял корреспондентом Вольного экономического общества, общался с художниками. Однако в 1817 году (по другим данным, после наводнения 1824-го) Водовозов разорился и был объявлен несостоятельным должником. Историк В. И. Семевский, автор биографического очерка о В. И. Водовозове, писал, что в семье было четыре дочери и три сына. Одна из дочерей, Евгения Ивановна, после 1807 года стала женой Угрюмова. Получил известность также сын – педагог В. И. Водовозов.

В камерном портрете, выполненном вполне мастерски, хорошо передана массивность модели. Выразительны лицо и широкая, точного рисунка рука Водовозова, приложенная к груди, вероятно, характерным для него жестом. Портрет написан в 1814 году, судя по надписи на обороте, выполненной на французском языке, скорее всего, сыном Водовозова. Долгое время он хранился в фамильном собрании, где его видел П. Н. Петров, считавший, что «голова Водовозова написана прекрасно». Авторство Угрюмова подтверждал также и неизвестный художник или собиратель картин, посетивший дом Водовозовых, где уже было забыто имя автора. Возможно, после этого и была сделана надпись.



04. Угрюмов Григорий (1764-1823)
Серебряков Аким Иванович

Портрет купца Акима Ивановича Серебрякова
Холст, масло
Государственная Третьяковская галерея




05. Угрюмов Григорий (1764-1823)
Портрет купчихи Анастасии Михеевны Серебряковой 1813

холст, масло
66,5 х 53,7 см
Государственная Третьяковская галерея




06. Угрюмов Григорий (1764-1823)
ПРИЗВАНИЕ МИХАИЛА ФЕДОРОВИЧА РОМАНОВА НА ЦАРСТВО 14 МАРТА 1613 ГОДА, не позднее 1800-х

81,5 x 56,7
холст масло
Государственная Третьяковская галерея


Произведение Г.И. Угрюмова, профессора исторической живописи Императорской Академии художеств, является законченным эскизом для большой картины (не позднее 1800, Русский музей). Картина написана для интерьеров строящегося тогда в Петербурге Михайловского, или, как потом его называли, Инженерного замка. Эскиз происходит из собрания известного коллекционера Ф. И. Прянишникова.

Избрание Земским собором Михаила Фёдоровича на царство состоялось в феврале 1613 года. На картине изображено событие, происходившее в марте того же года в Костроме. Посольство преподносит Михаилу Фёдоровичу знаки царской власти и призывает в Москву на царство. Венчание на царство произошло в июле 1613 года в Успенском соборе Московского Кремля. Это положило конец Смутному времени и ознаменовало основание династии Романовых.

Художник стремится конкретизировать обстановку, где происходит действие, в раскрытии сюжета строго придерживается исторической достоверности. Михаил Фёдорович с матерью, в монашестве инокиней Марфой, стоит на амвоне в соборе Святой Троицы в Ипатьевском костромском монастыре. Боярин Фёдор Шереметев, преклонив колена, подносит ему державу и скипетр. За спиной Шереметева стоят представители духовенства и депутаты от народа.

Угрюмов изображает молодого царя в виде ангелоподобного отрока, воспринимающего свое избрание как непосильную ношу, возложенную на него судьбой. Михаил Фёдорович жестом как бы пытается загородиться, отстраниться от Божественной воли, на присутствие которой, воздев руку вверх, указывает ему священнослужитель. Юноша даже не смотрит на коленопреклоненного человека, который протягивает ему лежащие на подушке символы царской власти.

Вся сцена носит несколько театрализованный характер, что было свойственно исторической картине эпохи классицизма. Главные герои стоят, как на сцене, на возвышении и ярко освещены. Их жесты продуманно выразительны и эмоциональны. Люди, заполняющие собор, протягивают руки в мольбе принять высокий сан и положить конец смуте в государстве. Они исполняют роль статистов, призванных подчеркнуть и усилить значение главных персонажей.



07. Угрюмов Григорий (1764-1823)
ЯВЛЕНИЕ АНГЕЛА МАНОЮ И ЕГО ЖЕНЕ

ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА 1780-Х
52 x 71
холст масло
ГТГ


Картина написана на редкий в искусстве библейский сюжет (Суд. 13: 19–21). Бездетными супругам – Маною из города Цоры и его жене, явился ангел и возвестил о рождении сына Самсона, который «начнет спасать Израиля от руки Филистимлян» (Суд. 13: 5). Маной принес жертву Богу, совершив всесожжение, и ангел Господень поднялся в пламени жертвенника. Видя это, Маной и его жена пали лицом на землю. Этот момент и изображен на полотне. Справа над жертвенником в динамичной позе и развевающихся одеждах изображен крылатый вестник, словно слетевший с небес. В испуге и удивлении отпрянула от него женская фигура, замер упавший на колени лицом вниз Маной, простирая руки к ангелу. Композиция по-классически уравновешена, фигуры и предметы вписаны в прямоугольник. Но резкие световые акценты, сильные контрасты с затемненными участками полотна, разнонаправленные движения героев и прихотливый рисунок складок драпировок напоминают о стилистике барокко.

Особую ценность представляет то, что данное произведение является самой ранней живописной работой Угрюмова, ставшего по окончании Академии художеств и стажировки в Италии одним из самых известных исторических живописцев и профессоров русской художественной школы.



08. Угрюмов Григорий (1764-1823)
ДЕТСКАЯ ВАКХАНАЛИЯ (АМУРЫ) 1783

107 x 173,5
холст масло
ГТГ




09. Угрюмов Григорий (1764-1823)
ДЕТСКАЯ ВАКХАНАЛИЯ (АМУРЫ) 1783

107 x 173,5
холст масло
ГТГ


Оба полотна выполнены в монохромной технике гризайля, когда художник тончайшей градацией оттенков серого цвета имитирует фактуру резной мраморной поверхности. Подобные декоративные панно приобрели особую популярность во второй половине XVIII века, когда определяющим стилем в искусстве стал классицизм, и мраморная скульптура, подражавшая античной пластике, играла важную роль в оформлении помещений. Иногда заказчики покупали вместо настоящей скульптуры так называемые обманки – написанные маслом на холсте изображения, имитирующие гипсовые и каменные рельефы. Такие обманки любил заказывать князь А. И. Вяземский для интерьеров возведенной в конце XVIII века подмосковной резиденции Остафьево, откуда и происходят рассматриваемая и парная к ней картины Угрюмова

Повинуясь законам строгого классицистического ансамбля, «Детская вакханалия» должна была подчеркнуть плоскость стены, слиться с ней в единое целое. Поэтому изображение имеет фризообразное построение, практически не передающее глубины.

Художник старается расположить путти вдоль плоскости полотна в живых свободных позах, непринужденно взаимодействующими друг с другом: влюбляющимися, ссорящимися, дегустирующими только что собранные фрукты. Корзины, наполненные свежими сочными фруктами, были важным атрибутом вакханалий – популярных в Древней Греции и Древнем Риме праздников урожая.

Представленная картина была исполнена Г. И. Угрюмовым в период его обучения в историческом классе Императорской Академии художеств. Сохранились сведения о том, что в 1784 году панно «Детская вакханалия, или Амуры» было продано на аукционе за 25 рублей в факторской – специальной лавке при Академии художеств, которая занималась в том числе продажей ученических работ.



10. Угрюмов Григорий (1764-1823)
Минин взывает к князю Пожарскому о спасении Отечества. 1800-е

Бумага, акварель, селия, белила, кисть, перо
31,6 x 42
Государственная Третьяковская галерея. Каталог собрания. Рисунок XVIII века. Т. 1


tretyakov.ru
wikimedia
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (1):


Комментарии (1): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Угрюмов, Григорий Иванович (1764 — 1823). Коллекция Государственной Третьяковской галереи | Bo4kaMeda - То, что время пощадило, то, что память сберегла | Лента друзей Bo4kaMeda / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»