• Авторизация


СКОТТИ Михаил Иванович (1814 – 1861). Коллекция Государственной Третьяковской Галереи 19-04-2024 11:46 к комментариям - к полной версии - понравилось!






01. Скотти Михаил (1814-1861)
ПОРТРЕТ МАТВЕЯ ПАВЛОВИЧА БИБИКОВА В МАСКАРАДНОМ КОСТЮМЕ XVII ВЕКА 1843

62,6 x 50,5
масло холст
ГТГ


Персонаж на портрете предстает в карнавальном наряде, напоминающем голландский костюм XVII века. На нем белая свободная рубаха и черная куртка с разрезами на рукавах, отделанных множеством блестящих пуговиц, широкие красные кальцони, подвязанные под коленями лентами, и желтые сапоги с широкими раструбами. Украшенная перьями мягкая шляпа дополняет облик этого «голландского кавалера» с русским бородатым лицом. Он стоит у стены, на которой помещен увенчанный короной герб с изображением голубя и с девизом: "AUDAX ET. VIGILES" («отвага и бдительность»).

На обороте холста есть авторская надпись, указывающая на изображенного: “Матвѣю Павловичу Бибикову въ память Сербского праздника 1843 живо писалъ Мих. Скотти въ Римѣ”.

Писатель Матвей Павлович Бибиков (1812–1856) во время своего длительного путешествия по Италии (с 1841 по 1849 год) сблизился с итальянскими и русскими художниками. Он был знатоком памятников Рима, ценителем искусства и неплохим рисовальщиком, любил импровизации и розыгрыши.


Бибиков изображен в костюме для праздника, который устраивали художники, жившие в Риме, в первый день мая в гротах-каменоломнях Чербаро. Все наряжались в самые затейливые или смешные наряды, а подготовка к маскараду начиналась заранее — недели за две придумывались костюмы, распределялись шуточные роли. С раннего утра участники собирались со всего города и пестрой кавалькадой отправлялись к месту праздника, где их ждали накрытые в пещерах «столы» из огромных камней с закусками и вином. «Это собрание костюмированных молодых людей, сидящих в красивых позах около циклопического стола, отряды фантастических карабинеров, занимающих входы в пещеру, в которых, на светлом глубоком небе обрисовываются головы моделей, чучар и мальчишек, пришедших поглазеть на праздник — все это… составляет картину, которая никогда не изглаживается из памяти»,— писал Бибиков в рассказе «Праздник в Чербаро». За обедом шли шутливые представления, бега и скачки на осликах, причем ослик, пришедший последним, и получал приз. «Я всегда был без ума от арлекинад, кукольных комедий и вообще всех балаганных зрелищ», — признавался герой портрета.



02. Скотти Михаил (1814-1861)
ПОДВИГ ИВАНА СУСАНИНА 1851

67 x 67
холст масло
ГТГ


Сюжетной основой исторического полотна педагога Московского училища живописи и ваяния академика М. И. Скотти стала история подвига Ивана Сусанина (вторая половина XVI века – 1613). Согласно традиционной версии событий, в костромское село Домнино в поисках новоизбранного царя Михаила Фёдоровича прибыл отряд польско-литовских захватчиков. Не желая выдавать местонахождение государя, староста села Иван Сусанин завел интервентов в лесную чащу. Он был казнен, однако погибли и враги. Поступок Сусанина – один из ярких примеров самопожертвования во имя спасения отечества.

М. И. Скотти выбрал трагический момент казни, которая совершается на фоне заснеженного елового леса. Перед зрителем два образа: готовящийся нанести удар острым кинжалом поляк, чья фигура выступает из тени, и противостоящий ему русский крестьянин – его лицо, напротив, выделено светом. Взгляд Сусанина устремлен к небесам, правая рука сложена в молитвенном трехперстии. В интерпретации художника даже перед неотвратимой гибелью герой не выглядит сломленным и мужественно готов предать душу Богу. Серебристо-голубой лунный свет усиливает декоративный эффект полотна, для которого Скотти выбрал форму тондо.



03. Скотти Михаил (1814-1861)
ПОРТРЕТ А. И. ТЕРЕБЕНЕВА 1835

26 x 21,5
холст масло
ГТГ


Александр Иванович Теребенев (1815–1859) – выходец из потомственной семьи художников, внук мастера орнаментальной пластики И. Е. Теребенева, племянник живописца и миниатюриста М. И. Теребенева, сын скульптора и карикатуриста И. И. Теребенева. В 1824–1835 годах учился в Императорской Академии художеств у В. И. Демут-Малиновского. Работал преимущественно в области монументально-декоративной скульптуры. Принимал участие в пластическом оформлении ряда крупных общественных зданий Петербурга, привлекался к работе по возобновлению Зимнего дворца после пожара 1837 года, руководил изысканиями пантикапейских древностей в Керчи. В 1845 году удостоен звания академика.
Самым значительным и известным произведением мастера стали колоссальные фигуры десяти атлантов на портике Нового Эрмитажа (1845–1848), построенного по проекту архитектора Л. фон Кленце. По окончании работ Теребенев был награжден орденом Св. Анны III степени.

Автор портрета – художник Михаил Иванович Скотти, итальянец по происхождению, в 1830–1835 годах состоявший вольноприходящим учеником Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге, где в это время учился А. И. Теребенев.

Перед зрителем предстает привлекательный молодой человек в синем академическом мундире. Он изображен в интерьере учебной мастерской, где в глубине комнаты виден стол с моделью мужской фигуры и профессиональными инструментами скульптора. Скрещенные на груди руки демонстрируют его отрешенность от внешнего мира и погруженность в себя. Образ героя романтичен и трогателен. Устремленный вверх взгляд карих глаз, яркий румянец на щеках и дерзко зачесанные назад волосы выдают страстную и амбициозную натуру юного творца.



04. Скотти Михаил Иванович
Портрет Н. С. Пименова 1835

Холст, масло
109,4 × 84,5
ГТГ




05. Михаил Иванович Скотти (1814 – 1861)
Армянин Нерсесов и чеченец Захаров 1836

Бумага, итальянский карандаш, акварель, гуашь, белила
19,3 × 27,9
ГТГ





06. Скотти Михаил (1814-1861)
НА КАРНАВАЛЕ В ВЕНЕЦИИ 1839

72 x 55,3
холст масло


Итальянские карнавалы стали одним из любимых сюжетов русских художников, живших в Италии. Безудержное веселье, раскованность и праздничная кутерьма разряженной толпы, ее пестрая красочность и эмоциональная яркость увлекали путешественников. В Венеции карнавал начинался сразу после Рождества, со дня Св. Стефана, и продолжался до «чистой среды» на первой неделе поста.

На венецианской Пьяцетте, у стен старой библиотеки Сан Марко, царит дурачество и хохот, пестрота и путаница. Героя, картинно позирующего в карнавальном греческом костюме, окружают веселые маски в причудливых нарядах. Надпись на подрамнике называет его имя: “На первомъ планѣ с маской в рукѣ графъ Алексѣе Владимiровичъ Васильевъ”. Сын графа Владимира Федоровича Васильева и Марии Ивановны, рожденной Кутайсовой, Алексей Владимирович Васильев (1809–1895) был двоюродным братом Ивана Павловича Кутайсова, с семьей которого Михаил Скотти путешествовал по Италии.

Художник стремится подробно передать живописное зрелище беспечной толпы: здесь и цветочница с корзинкой в костюме Арлекина — она замахивается палкой то ли на героя, то ли на Пьеро – Пульчинелло в белой рубашке и широких панталонах. Здесь и русский боярин в высокой меховой шапке, а рядом турчанка в чалме, маркизы и рыцари. Дама в черном домино игриво полуобернулась к герою. Ее платье напоминает о «баутте» – непременном атрибуте старого венецианского карнавала, но без таинственной и жутковатой черно-белой маски, полностью закрывавшей лицо. Кокетливая полумаска красавицы оставляет открытой ее пленительную улыбку. Гондольер в полосатом красном платке подогнал свою лодку, ожидая пассажира.



07. Скотти Михаил (1814-1861)
Сценка у источника в Константинополе 1845

Лист из альбома Скотти
Бумага, графитный карандаш, акварель
ГТГ





08. Скотти Михаил (1814-1861)
У папы Римского 1843–1844

Бумага, акварель, галловые чернила
31,5 × 28,4
ГТГ





кликабельно
09. Скотти Михаил (1814-1861)
ХРИСТОС ПЕРЕД НАРОДОМ

Неоконченная картина (нижняя половина прорисована карандашом)
67,9 x 91
холст масло
ГТГ


Полотно Скотти решено в традициях академической исторической живописи – как многофигурная сцена, с колоритом, построенным на сочетании насыщенных тонов. Основное действие картины разворачивается возле лестницы дворца римского префекта в Иудее Понтия Пилата. На первом плане художник показывает толпу, к которой префект обратился с вопросом, кого из двух приговоренных к казни – Иисуса Христа или разбойника Варавву – следует отпустить. Возбужденные фарисеями люди с большой экспрессией потребовали освободить последнего и распять Христа.

Сам наместник изображен сидящим на каменном помосте – лифостротоне – в правой части полотна. Жест Пилата указывает на Иисуса Христа, который со связанными руками стоит наверху лестницы рядом с воинами. Его фигура, облаченная в красное одеяние, является центральной. Во всем облике Спасителя передано смирение и готовность принять мученическую смерть по требованию не понявшего его народа. В картине живописец представил ренессансную архитектуру с роскошной аркадой коринфского ордера, которая придает композиции величественность и монументальность. Слева открывается вид на горный пейзаж и Иерусалим.

Изначально полотно называлось «Христос перед Пилатом». Позднее название было скорректировано. Рекомендовавший картину П. М. Третьякову известный педагог П. П. Чистяков считал, что она написана «в итальянской манере и превосходно». Точное время создания работы неизвестно. Сейчас считается, что произведение, вероятней всего, относится к позднему периоду творчества мастера – концу 1850-х годов.



10. Михаил Иванович Скотти (1814 – 1861)
Портрет конференц-секретаря Императорской Академии художеств В. И. Григоровича 1836

Лист из альбома Скотти
Бумага, графитный карандаш
Государственная Третьяковская галерея





11. Скотти Михаил (1814-1861)
Айвазовский в Венеции 1842

Бумага, итальянский карандаш
ГТГ





12. Михаил Иванович Скотти (1814 – 1861)
Улица в Риме (Via Ponte Pinciano) 1843

Лист из альбома Скотти
Бумага, графитный карандаш
ГТГ





13. Скотти Михаил (1814-1861)
Лавка торговца оружием в Константинополе. Ок. 1845

Лист из альбома Скотти
ГТГ


tretyakov.ru
tretyakovgallerymagazine
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (1):


Комментарии (1): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник СКОТТИ Михаил Иванович (1814 – 1861). Коллекция Государственной Третьяковской Галереи | Bo4kaMeda - То, что время пощадило, то, что память сберегла | Лента друзей Bo4kaMeda / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»