Иван Трофимович (Фомич) Хруцкий - белорусский и русскиий живописец, академик Петербургской академии живописи. Он был заслуженным человеком, который вложил в свой труд огромный запас духовной энергии, творческого совершенства и безграничного интереса к окружающему миру. Весь его жизненный путь был полон добра, тепла, неисчерпаемого полёта вдохновения. Он посвятил живописи всю свою жизнь. Мастер кисти славился великолепными натюрмортами, адаптируемыми под академический вкус и романтические тенденции. Такими же успешными были у него пейзажи, портреты
«Автопортрет» (1884 г.)
Иван Фомич Хруцкий родился в местечке Улла Лепельского уезда Витебской губернии (ныне - территория Республики Беларусь) в дворянской семье. Его отец, греко-униатский священник Фома Иванович Хруцкий, вскоре после рождения сына был уволен со службы и перебрался с семьей в имение рядом с Полоцком. В Полоцке будущий художник получил образование в высшем училище Пиаров (католического монашеского ордена, занимавшегося обучением юношества). В конце 1820-х годов Хруцкий приехал в Санкт-Петербург, где приступил к занятиям в Императорской академии художеств. Он посещал рисовальные классы ИАХ как вольноприходящий ученик. Будучи учеником, Хруцкий пробовал свои силы сразу в нескольких жанрах - натюрморта, портрета, пейзажа.
Первые датированные этюды художника - «Натюрморт с вазой» и «Натюрморт с птичкой» - относятся к 1832 году. Главное направление творчества Хруцкого в этот период - работа над натюрмортом, именуемым в официальных документах как «живопись цветов и фруктов».
![]()
Вскоре И. Ф. Хруцкий перешёл от ранних постановок, состоящих лишь из нескольких предметов, к значительным по размерам натюрмортам-картинам со сложной композицией, объединяющей множество разнообразных овощей, плодов и цветов.
![]() В 1836 году за картину «Цветы и плоды» И. Хруцкий был награждён Академическим советом большой серебряной медалью. В том же году ему было присвоено звание свободного художника за «внимание к хорошим сведениям в ландшафтной живописи».
Вид на Елагином острове в Петербурге.
Пейзажной живописью Иван Хруцкий занимался на протяжении всего последующего творчества.
Веркиайская Голгофа.
К святому месту.
После кончмны отца в 1839 году молодой художник остался опекуном младших братьев и сестер. В 1840 году по разрешению ИАХ он «отправляется по собственным делам в Витебскую и другие губернии». Тем не менее, до середины 1840-х годов большую часть времени мастер находился в Петербурге. В это время Хруцкий преподавал рисование в Институте горных инженеров, о чем упоминает учившийся там скульптор М.К.Клодт.
Период конца 1830-х начала 1840-х годов стал для Ивана Трофимовича Хруцкого временем творчества расцвета.
Часто пейзаж служил фоном в портретах и жанровых полуфигурах художника. Так, в наиболее значительной его работе - «Портрет жены с цветами и фруктами» - молодая женщина изображена у стола, заставленного корзинами с плодами, графином с водой и букетом в керамической вазе. Фоном для всей сцены служит осенний пейзаж, решённый в багряных тонах.
В некоторых источниках это название вызывает вопросы: Хруцкий женился лишь в 1845 году, и то, что на ранних портретах изображена именно его супруга, - лишь предположение. Скорее всего, предполагают некоторые искусствоведы, это была просто модель. Картина находится в Национальном художественном музее в Минске и является визитной карточкой всей коллекции работ Ивана Хруцкого.
Подобные композиции, представляющие собой некий синтез жанрового портрета, натюрморта и пейзажа, появилась у Хруцкого как дань его приверженности романтизму.
Другая картина «Старуха, вяжущая чулок» (1838) сближает его с художниками академического направления, хотя неимевшими соответствующего образования, например, с А. Г. Венециановым и особенно В. А. Тропипиным.
В комнатах усадьбы художника Захарничах Полоцкой губернии.
Ещё одна линия творчества художника в это время представлена изображением интерьеров - своеобразным жанром «в комнатах».
В комнатах художника (дети перед мольбертом).
Портрет неизвестной женщины.
Свое представление о человеке и окружающем его мире Хруцкий выразил и в портретном жанре. В этой области его деятельность также оказалась успешной. Моделями живописца стали священнослужители, чиновники, представители интеллигенции.
Портрет неизвестной в белом платье. К числу лучших картин из портретной живописи, сочетающими выразительную индивидуальную и социальную характеристику моделей, исследователи относят портреты известного петербургского книгоиздателя И.И. Глазунова …
…и виленского историка, публициста Н. Малиновского (1847, Национальный музей, Варшава).
Успешное было обращение художника к детской портретной теме в смешанном стиле академизма с романтизмом.
Его работа из мифологической темы.
С 1845 по 1855 годы художник выполнил большое количество работ по заказам литовского митрополита Иосифа Семашко. Он пишет иконы для Александро-Невского собора в Ковно , для церкви Святого Иосифа Обручника в Тринополе , пещерной церкви Трёх Мучеников в Вильно, для архиерейского дома в Вильно -32 портрета лиц духовного звания (в том числе копии с литографий и живописных оригиналов). Для городской и загородной резиденций митрополита Иван Фомич исполнял виды Вильно и его окрестностей, натюрморты и интерьеры, копии с картин европейских мастеров. В этот период Хруцкий принимает участие в издании так называемого «Виленского альбома» Я. К. Вильчинского - серии литографированных городских видов, выпущенных в Париже.
Кроме единичных, персональных изображений Хруцкий пишет также групповые портреты. Образцом произведений такого рода может служить «Семейный портрет» (1854) на фоне паркового пейзажа.
Иван Фомич с 1845 года был женат на Анне Ксаверьевне Одровонж-Бебновской (1822-?), дочери Ксаверия Бебновского, капитана костюшкинской армии. Анна Ксаверьевна пережила мужа на несколько лет, но точный год её смерти неизвестен.
В натюрмортах Хруцкого сохраняются воспринятые из европейских образцов традиции жанра,
преломленные в соответствии с современными представлениями живописца о содержании художественного образа. Ценители подчеркивали связь произведений Хруцкого с художественными традициями, отмечая не только комфпозиционную согласованность, но и «живописную тщательность» его кисти, вызывавшую ассоциации с картинами старых мастеров. Вместе с тем полотна Хруцкого привлекали современников иллюзорным жизнеподобием, присущим живописной обманке, вызывая не только визуальные, но даже вкусовые ощущения.
До конца своих дней Хруцкий оставался художником первой половины XIX века, отражавшим характерные особенности искусства того времени. Картины мастера, запечатлевшие яркие краски натуры и заняли достойное место в музейных собраниях, высоко ценятся коллекционерами. На почтовых марках и открытках выпущены изображения, посвящённые его незабываемому творчеству.
В Беларуси фрагмент его натюрморта изображен на тысячной купюре.
|