• Авторизация


История первого японского фарфора 10-07-2025 19:53 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения babeta-liza Оригинальное сообщение

КЕРАМИКА из Ариты: история первого японского фарфора

Фарфор считается вершиной керамического искусства, но его производство было долгое время тайной, которая принадлежала только Китаю. Мы расскажем об истории развития и разновидностях старейшего вида японского фарфора – аритской керамики.

История аритского фарфора

Керамические изделия – это один из древнейших видов искусства и неотъемлемый элемент человеческой цивилизации. Можно сказать, пиком развития керамики стал фарфор, который впервые изобрели в Китае. Способ его изготовления хранился в строжайшем секрете, и на то, чтобы воссоздать фарфор в «домашних» условиях иностранцам потребовались века.

История гончарного искусства в Японии насчитывает несколько тысяч лет. Некоторые из изделий периода Дзёмон, японского мезолита и неолита (13 000–300 гг. до н.э.), в целом считаются одними из древнейших образцов керамики в мире. Несмотря на длинную историю своего существования, долгое время японское гончарство было относительно примитивным, и до XIII века нашей эры подавляющее число керамики было неглазурованным. Напомним: за более чем тысячу лет до этого в Ханьском Китае уже изобрели фарфор, который активно закупали и на японском архипелаге. Как раз в XIII веке японское гончарство начало активно развиваться во многих направлениях: мастера усовершенствовали обжиговые устройства, осваивали новые методы изготовления, а самое главное – они начали производить глазурованную керамику.

 

Примеры керамических изделий, характерных для периода Дзёмон. Узоры на них выполнены с помощью впечатывания верёвок в ещё сырую глину, оттуда и название периода – «эпоха верёвочных узоров»

Вскоре Японию охватила междоусобная война, которая продолжалась с середины XV и вплоть до начала XVII века. Несмотря на массовые уничтожения деревень вместе с населением, экономический ущерб и другие последствия войн, гончарство в этот период лишь расцвело. Дело было в чае, а точнее чайной церемонии: с XV века она стала популярной по всей Японии, и вместе с тем вырос спрос на продукцию мастеров-гончаров. Не желая упускать выгоду, они довольно быстро адаптировались к новым условиям и сместили фокус с изделий для культов и кухонной утвари на различные приспособления для чайной церемонии.

Тарелка с изображением цапли и тростника, конец XVI века
Кувшин для воды, покрытый пепельной глазурью, XVI век
Чайная церемония стала настоящим мейнстримом как среди интеллектуалов и философов, так и среди военных-самураев, в руках которых была власть над страной. Своей любовью к чайной церемонии (и к тому, чтобы иногда нарушать её правила) особенно выделялся амбициозный Тоётоми Хидэёси, второй объединитель Японии.

«Золотая чайная комната», изготовленная для Тоётоми Хидэёси (реплика)

Чайная утварь из всё той же комнаты (реплика)

В его план-максимум политической карьеры входили, как можно сказать, наполеоновские цели, и одна из них – покорить весь Китай. Для этого Хидэёси запросил разрешение на проход войск по территории корейского государства Чосон, однако дипломатически этого достичь не удалось, и уже в 1592 году закалённые многолетними войнами самураи отправились решать вопрос привычным для себя методом.

Война с некоторыми перерывами продлилась шесть лет, окончилась неудачей, но принесла Японии достаточно неожиданные приобретения – корейскиих мастеров-гончаров, которые в то время уже владели техникой изготовления фарфора. Наибольший интерес в «импорте» людских ресурсов имели феодалы-даймё с Кюсю, самого южного из основных четырёх островов японского архипелага. Так, например, клан Набэсима, тогда владевший уделом Сага на севере Кюсю, поставил перед новыми кадрами грандиозную цель – освоить производство фарфора на японской территории. 

Набэсима Наосигэ, владыка княжества Сага конца XVI–начала XVII веков
Спустя долгие годы, полные проб, ошибок и поиска подходящего сырья, корейский мастер Ли Сампхён (в Японии известен как Канагаэ Самбэ или Ри Сампэй) недалеко от деревни Арита обнаружил месторождение каолина – белой глины, необходимой для изготовления фарфора. Ещё какое-то время фарфоровые изделия из Ариты не отличались изящностью и художественностью, но уже к середине XVII века местные мастера в полной мере освоили как качественное и массовое производство фарфора, так и технологии оформления. По легенде, самым первым технологию многоцветной надглазурной росписи освоил аритский гончар Сакайда Какиэмон.

«Памятник Ри Сампэю, родоначальнику фарфора»

15-й наследник Сакайды Какиэмона и изделие с характерной росписью в стиле Какиэмон-сики. В Европе этот тип росписи пользовался особым спросом и даже повлиял на деятельность голландских мастеров.
Развитию гончарства и экономике региона в целом помогло удачное стечение обстоятельств извне – в Китае началась гражданская война, из-за которой объёмы производства фарфора и его экспорта в Японию и на Запад значительно сократились. Именно благодаря этому колоссально вырос спрос на продукцию из Ариты, и посредством порта Имари во всё том же княжестве Сага японский фарфор стали массово продавать в рамках внутреннего рынка, а также в Китай и даже Нидерланды. Из-за того, что всю продукцию провинции для продажи перевозили в Имари, фарфор из Ариты в то время так и называли – «Имари».
 
Изделие с росписью типа «госай»

Изделие с золотой росписью типа «кинрандэ»
Продажи в Голландскую Ост-Индскую компанию продолжались более ста лет, и за это время в Европу и Юго-Восточную Азию вывезли более миллиона фарфоровых изделий из Ариты. Несмотря на огромный успех, спустя долгие годы конкуренции за европейский рынок с вернувшимися к производству фарфора китайскими мастерами, аритские гончары решили сфокусироваться на внутреннем рынке, и в 1757 году экспорт фарфора был официально прекращён.

  

Работа голландских гончаров, вдохновлённая аритским фарфором

Возвращение «Имари» в Европу произошло после реставрации Мэйдзи, которая произошла в 1868 году. В молодой Японской Империи, вставшей на рельсы капитализма, стали массово индустриализировать все пригодные для этого отрасли, и гончарство не стало исключением. Важную роль в этом процессе сыграл немецкий химик Готтфрид Вагенер, который познакомил японских мастеров с европейскими методами подглазурной росписи и угольной печью западного образца, которая не требовала особых условий местности для своей установки, в отличие от традиционной «поднимающейся» печи ноборигама. Помимо этого, Вагенер активно способствовал строительству первых фарфоровых заводов и специальных школ для подготовки кадров в Арите.

Готтфрид Вагенер

Японская традиционная печь ноборигама, дословно «поднимающаяся печь». Для установки требовала наклона поверхности.

Фарфоровое изделие из Ариты начала XX века
А ещё именно в конце XIX века фарфор из Ариты наконец признали… «аритским». Произошло это благодаря массовому проведению железнодорожных путей, из-за чего продукцию развозили внутри страны напрямую из Ариты, а не через порт Имари.

В период Второй мировой войны для гончарного дела настали тяжёлые времена – вся страна была вовлечена в борьбу, а экономика строго контролировалась. Однако мастерам из Ариты, несмотря на все трудности, удалось сохранить традиционную технику и даже больше – развить её и улучшить.

После войны производство фарфора стало развиваться дальше: мастера массово изготавливали посуду для ресторанов, параллельно занимались и художественными, декоративными изделиями. Аритские мастера изо всех сил хотели сохранить дух старого традиционного фарфора, но в то же время и привнести в него что-то новое.

На сегодняшний день производство аритского фарфора активно развивается: на многих интернет-платформах можно свободно приобрести какое-нибудь изделие из знаменитого японского фарфора, хотя это, конечно, удовольствие не из дешёвых.

Бонус

Хотя фарфор и керамика в первую очередь по праву ассоциируются с небольшими изделиями вроде чашек, тарелок и другой утвари, в городе Арита есть довольно необычный образец применения фарфора – синтоистское святилище Суэяма, которое ещё называют Тодзан. От типичных святилищ оно отличается тем, что многие его элементы, такие как тории, комаину, столбы и даже амулеты-эма и о-мамори выполнены полностью из фарфора с голубыми узорами. Выглядит просто невероятно! В этом храме почитаются феодал Набэсима Наосигэ и привезённый им из Кореи родоначальник японского фарфора Ли Сампхён.

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник История первого японского фарфора | Марина_Ушакова - Дневник Марина Ушакова | Лента друзей Марина_Ушакова / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»