«...Запахи почти никогда не связаны с теми цветами, чьё имя носят»,- писал Жорис Гюисманс, автор культового романа Прекрасной Эпохи - «Наоборот». Поговорим о духах, которые предпочитала эта эпоха? Об ароматах и благовониях написаны сотни статей и книг – тема влияния запахов на человека интересует не только психологов и культурологов, но и людей, далёких от науки. Рассуждая о моде, архитектуре, живописи и музыке былых времён, мы постоянно произносим устойчивые словосочетания - «аромат эпохи» или - «дух времени». Мелодии, вещи, памятные места могут вызывать острейшую ностальгию, пробуждать светлые или, напротив, тягостные воспоминания, но именно запахи способны мгновенно «переносить» в прошлое, как бы погружая человека в атмосферу пережитого. Достаточно «услышать» аромат духов, которыми вы душились в юности и воспоминания не заставят себя долго ждать
.
[показать]
Более того – знакомый запах не просто напоминает человеку о конкретном событии, связанном, например, с теми же духами или букетом цветов, но и выстраивает целую цепочку образов, относящихся к тому времени. Но если старинные костюмы можно увидеть в музее (или – на картинах), музыку былых времён - послушать на концерте, дома или в машине, а мимо исторических зданий ходить каждый день на работу, то ощущение ароматов ушедших эпох представляется наиболее сложным. Разумеется, некоторые парфюмерные компании (например, Guerlain) выпускают ограниченные партии ретро – духов, но этого слишком мало для создания целостной «картины запахов» того или иного времени. Что интересно, для современного человека ретро- аромат «Красная Москва» связан с эпохой Сталина, с коммунальными квартирами и цветастым ситцем, но никак не с роскошью «Любимого букета Императрицы», как назывался этот запах в 1913 году…
Кутюрье Поль Пуаре в лаборатории ароматов...
История парфюмерии, пожалуй, выглядит гораздо запутаннее и противоречивее, чем вся история костюма или, скажем, ювелирных украшений. Так, даже в серьёзных, претендующих на строгую научность, трудах постоянно муссируется тема «грязного Средневековья», «немытого Ренессанса» и ещё более отвратительного Галантного Века. Причём, даже такие явные опровержения сего клише, как картина Ж.-Б. Патера (Jean - Baptiste Pater)
«Принятие ванны» (‘Le bain’) не могут переубедить ни малограмотных авторов, строчащих книгу за книгой, ни доверчивых читателей. Из публикации в публикацию кочуют странные тезисы о том, что вплоть до середины XIX века духи существовали, дабы отбивать запах грязного тела и никогда не стираемого белья. Тогда почему самой распространённой профессией для женщины из городских низов была профессия прачки? Возникает и ещё закономерный вопрос: если всё население настолько отвратительно пахло, в расчёте на кого, собственно, было нужно «перекрывать» малоприятные запахи ароматами терпких духов?
И как, в таком случае, объяснить наличие мыла, которое производилось и в Средние Века, и в том же Галантном Веке? Думается, что «производством ради производства» в те времена никто не занимался. В настоящее время главным источником информации о «немытых» королях и их придворных сделалось …художественное произведение «Парфюмер» Патрика Зюсскинда, которое даже в силу своей специфики, не может претендовать на звание источника. А. Ле Герер, французская исследовательница ароматов, даёт убедительный ответ на вопрос, с какими же миазмами боролись люди в XVII – XVIII вв., умащая свои тела и одежды благовониями:
«Непосредственный контрапункт этому благоуханию - чудовищная вонь вокруг дворца…». К тому же, среди медиков существовало мнение, что сильные ароматы защищают от инфекционных заболеваний, в частности, от чумы, что духи способны
«…создать защитную преграду между кожей и зачумленным воздухом». Однако не подлежит сомнению тот факт, что долгое время в моде были резкие ароматы, которые нам показались бы хоть и привлекательными, но несовременными и, что называется, тяжёлыми.
Популярные духи Серебряного Века White Rose фирмы Atkinson.
«Вдыхая запах poudre Simon, Влюбляясь в розы Аткинсона...»
Андрей Белый.
К тому же, в XVII - XVIII вв. считалось хорошим тоном основательно душиться перед выездом в свет, причём, делали это и женщины, и мужчины. А. Ле Герер также отмечает, что в XVIII веке духи использовались даже для ароматизации ванны. Долгое время в моде оставались запахи, в которых доминировали так называемые «животные» элементы – мускус, амбра и цибетин (все эти вещества, добываются из желёз или выделений различных животных). Кроме того, привлекательным считался «восточный» резковатый запах пачулей. К середине XIX века навязчивые ароматы постепенно вышли из моды, уступив своё место лёгким цветочным – флёрдоранжу, розмарину, фиалке. Подобные перемены, по мнению большинства исследователей, были связаны с…исправлением общественных нравов. Строгая викторианская мораль требовала от женщины проявления стыдливости, деликатности и скромности, а мускусные ароматы признавались слишком чувственными и возбуждающими. Примерно до 1830-х гг. не было чёткого разделения на мужские и женские ароматы – мужчина мог пользоваться теми же духами, что и его жена.
Постепенно цветочные духи становятся исключительно дамскими, тогда как «лесные» (сосна, кедр) переходят в категорию мужских. Более того, самым лучшим мужским ароматом отныне признаётся запах …чистого тела и свежего белья.
Долгое время духи относились к товарам престижного потребления. Действительно, довольно сложно себе представить надушенную служанку или работницу мануфактуры XVIII века, тогда как в конце XIX века даже самая скромная горничная имела в тумбочке флакончик с цветочными духами. В XVI – XVIII вв. флаконы духов, как и драгоценности, и модная одежда являлись статусными вещами, отделявшими аристократию (и верхушку буржуазии) от всего остального населения. Как отмечает А. Ле Герер:
«Распространяясь в воздухе, аромат образует вокруг человека своеобразный ореол, продлевающий и возвеличивающий его присутствие. Он расширяет бытие и социальную сферу придворного». В XVIII столетии королевские дворы Европы в буквальном смысле «дышали духами», а Версаль эпохи мадам де Помпадур в шутку именовался «надушенным двором».
Альфонс Муха. Реклама духов.
Развитие химической промышленности сделало реальным создание относительно недорогих духов. Так, исследовательница мужской моды О. Вайнштейн в своей книге «Денди» прослеживает бесславный путь одеколона, который был некогда любимой туалетной водой Наполеона, а в середине столетия превратился в товар массового потребления. К концу XIX века в моду снова вошли восточные, чувственные ароматы (они составляли значительную конкуренцию цветочным запахам, но, разумеется, не вытеснили их совсем). Это было связано с тем повышенным интересом, который европейское общество стало испытывать к «полуденным странам». Восток (в отличие от циничного и бесстрастного Запада) признавался мистическим, полным тайны и расцвеченным живыми, сочными красками. Парижские, петербургские и лондонские модницы совершенно искренне полагали, что при использовании благовоний, якобы, созданных на основе древнеегипетской рецептуры, они обретут грацию и чувственность прекрасной царицы Хатшепсут.
Так, в журнале «Нива» за 1897 год можно отыскать рекламу экзотического аромата «Букет Амирис», «Японской фиалки» и «Эдель Розе» от Ф. Вольфа и скромного «Майского ландыша» от Ралле. В атмосфере гедонизма, эстетства и утонченности возникало то особое отношение к ароматам, которое не исчерпывалось обычным интересом к модным парфюмерным новинкам. Постижение «науки запахов», изучение того влияния, которое оказывают ароматы на человека, сделалось одним из увлечений ‘Belle époque’. Разумеется, эстетов и «мистиков» в данном случае увлекала не скучная наука химия или, скажем, медицина. Их волновали учения алхимиков, древних магов, а уж если и медиков, то непременно тех, которые жили триста - четыреста лет назад. Неудивительно, что именно в конце XIX века сразу двум значимым литературным персонажам – дез Эссенту и Дориану Грею - авторы приписали повышенный интерес к постижению тайн запахов.
Оформление флакона российской фирмы Ралле.
Дез Эссент сделал вывод, что обоняние может такое же наслаждение, как слух и зрение.
«И почему бы, собственно, не существовать искусству, которое берёт начало от запахов? Ведь есть же искусство, действующее звуковой волной на барабанную перепонку или цветовым лучом на сетчатку глаза?» - спрашивает сам себя герой Гюисманса.
«Он принялся изучать действие различных запахов, секреты изготовления ароматических веществ. Перегонял благовонные масла, жёг душистые смолы Востока. Он приходил к заключению, что всякое душевное настроение человека связано с какими то чувственными восприятиями, и задался целью открыть их истинные соотношения», - это уже результаты научно–практической деятельности Дориана Грея. Люди ‘Belle époque’ хотели видеть в обыденных вещах некую тайну, вот и блоковская Незнакомка появляется
«дыша духами и туманами».
Никогда – ни до, ни, тем более, после ароматы не вызывали столь обострённого восприятия.
«Льётся с цветов упоительный яд», - пишет Константин Бальмонт. Игорь Северянин в своём «Рондо» сравнивает дамские духи с ядом и с дерзновенными стихами, после чего даёт им такую оценку:
«Они томят, как плотские грехи,
На лацкан сюртука тобой пролиты,
Воспламеняя чувственные мхи
Твои духи!».
Типичный флакон начала XX века.
Этикетка оформлена в стиле Модерн.
Если Версаль XVIII столетия иронично назывался «надушенным двором», то конец XIX – начало XX века в прямом смысле этого слова – «надушенная эпоха». В ностальгических воспоминаниях таких разных людей, как Феликс Юсупов, Марлен Дитрих и Анастасия Цветаева запах духов, растворённый в воздухе эпохи, неотделим от человеческого бытия.
«Она задавала тон в моде, не желая этого или не интересуясь тем, что носил весь мир. Проезжая мимо нашего дома, она останавливалась, когда я выходила в школу, целовала меня через вуаль, пахнущую утренней свежестью и духами», - писала Марлен Дитрих о своей бабушке.
«Она пришла с мороза / Раскрасневшаяся / Наполнила комнату / Ароматом воздуха и духов…», - «вторит» ей Александр Блок.
Сестра поэтессы, Анастасия Цветаева вспоминала:
«Помню споры о том, хорош или плох запах модных тогда духов…Детское упоение нюхать выдыхавшиеся запахи пустых, из-под духов, пузырьков причудливых форм; страстную любовь к одним и оттолкновение от других; одни пузырьки были любимые, другие – противные и враждебные; это определялось сразу, с первого нюха». В детских воспоминаниях Феликса Юсупова также фигурирует аромат духов, который источали наряды его бабушки. Она
«...носила платье с дорогим кружевом и чепчик и даже в деревне надевала корсет и душилась. Когда я приходил к ней, любил взять её руку и вдохнуть дивный аромат духов». ‘Belle époque’ немыслима без удивительных, роскошных, сладких или терпких духов, без изящных флакончиков и красивых, выспренних наименований. Прекрасная Дама, которую поэты сравнивали с цветком, была просто обязана благоухать! Какие же духи могли стоять на трюмо красавицы ‘Belle époque’? Итак...
Флаконы для духов, создаваемые Рене Лаликом.
Парфюмерные фирмы и культовые ароматы.
Богатая и расточительная светская дама вполне могла быть поклонницей ароматов
CREED. Духи этой марки до сих пор именуются «ароматами королей», и это не пустые слова. История Дома CREED началась ещё в 1760 году в Лондоне. Основателем компании был парфюмер Джеймс Генри Крид (James Henry Creed), который со временем добился положения личного парфюмера короля Георга III. В 1854 года компания CREED переезжает в Париж и становится главным поставщиком ароматов ко двору Наполеона III и Евгении Монтихо. Для прекрасной Евгении парфюмеры создают аромат Jasmin Imperatrice Eugénie. Среди клиентов CREED значились такие высокопоставленные лица, как Элизабет Австрийская (Сиси), император Франц–Иосиф. Любимыми духами королевы Виктории были Fleurs de Bulgarie – изысканный коктейль из болгарской розы, цветов китайского чая и амбры, дополненный ванилью и жасмином. Кстати, эти аромат актуален до сих пор и считается одним из самых изысканных и дорогих дополнений к вечернему туалету. Поклонником CREED был Уинстон Черчилль - его любимым ароматом был древесно – пряный Tabarome. Несмотря на явные успехи химической промышленности, парфюмеры компании до сих пор пользуются рецептурой двухсотлетней давности, и все операции выполняют вручную.
Красавица ‘Belle époque’, если она, конечно, была богатой и пресыщенной, могла иметь на своём туалетном столике и духи
Floris. Основатель этого, известного и поныне, Дома был родом с острова Менорка, и его появление в Лондоне в 1730 году никого особенно не удивило – столица Англии уже тогда была шумным, многонациональным городом, куда стекались мастера со всей Европы. Хуан Фамениас Флорис (Juan Famenias Floris) поначалу рассчитывал на то, что его искусство парикмахера и изготовителя прелестных гребней, принесёт ему неплохой доход. Однако прославился он вовсе не созданием напудренных куафюр для светских капризниц – пресыщенный Лондон влюбился в южные ароматы, которые принялся творить Флорис, испытывая острую тоску по своей тёплой, цветущей Родине. Надо сказать, Хуан Фамениас не был новичком в искусстве создания благовоний – он некоторое время работал в Монпелье (Montpellier) – городе парфюмеров, который был главным соперником знаменитого Грасса (Grasse). Со временем магазин Floris на Jermyn Street снискал себе славу элитарного заведения, а талантливый южанин стал вхож в лучшие дома Лондона...
Флаконы Дома Guerlain XIX века.
Модница ‘Belle époque’ могла пользоваться духами широко известной марки
Guerlain. Основатель династии -
Пьер Франсуа Паскаль Герлен (Pierre-François Pascal Guerlain), имевший до этого мыловаренный завод, открыл в 1828 году парфюмерный магазинчик. Торгуя мылом, одеколонами и прочим «ароматным товаром», Пьер Герлен постепенно обзавёлся солидной клиентурой и, разумеется, прибрёл вес в обществе. Однако «звёздным часом» мсье Герлена стала свадьба Наполеона III и Евгении Монтихо – парфюмер преподнёс в подарок невесте Eau de Cologne Impériale, который ей настолько понравился, что это решило судьбу компании. Продукция Guerlain сделалась не просто уважаемой – она перешла в разряд «остро модной». Что ж, прекрасная Евгения диктовала моду с первого дня своего пребывания в Париже!
Что характерно - флакон Eau de Cologne Impériale был верноподданнически украшен эмблемой Бонапартов - золотыми пчёлами. Впоследствии символом дома Guerlain стали пчелиные соты (например, они и сейчас украшают флакон туалетной воды Aqua Allegoria). В 1864 году старый Пьер Франсуа умирает, оставив своим сыновьям Эме и Габриелю процветающий бизнес. Сыновья парфюмера сразу же поделили обязанности – предприимчивому Габриелю досталась вся административно – хозяйственная работа, а талантливому Эме – творческая, непосредственно связанная с созданием новых ароматов.
Легендарный аромат Jicky.
Именно им был создан уникальный запах
Jicky (его и теперь называют «революцией в парфюмерии»). Существует красивая легенда, что имя Джики принадлежало юной англичанке, разбившей сердце
Эме Герлену. Однако, скорее всего, это не более чем красивая сказка. Что же представляли собой эти «революционные» духи? Эме Герлен рискнул сделать основой нового аромата химическое вещество кумарин с запахом свежескошенного сена. О.Вайнштейн отмечает, что
«По одной версии этот сложный аромат изначально предназначался для дам, а некоторые завзятые франты «перехватили» его и ввели в моду среди мужчин.
Был даже зафиксирован случай отравления духами Jicky, причем жертвой оказался никому не известный юный денди. Однако существует и прямо противоположная версия: духи создавались мужчин, а в итоге попали в арсенал женской парфюмерии». Другие «фавориты» 1880-х -
Fleur d'Italie и
Rococo. В 1904 году Эмме Герлен создаёт мужские духи
Mouchoir de Monsieur. Дамский цветочно-древесный аромат, созданный в 1906 году, был назван
Après l`Ondée («После ливня»). Герлен хотел воссоздать аромат мокрого леса после дождя, чистоты и свежего воздуха:
«…на душе, как в синем небе после ливня - чистота...». Кстати, Après l`Ondée производятся до сих пор и считаются одним из лучших ретро – ароматов в мире.
Après l`Ondée от Guerlain.
Любая прекрасная дама ‘Belle époque’ была бы в восторге от подаренного ей флакончика духов
Coty, ибо волшебный запах был заключён в самую изысканную «оболочку» - над оформлением флаконов Coty работал сам
Рене Лалик (Rene Lalique). Дом Coty был основан в Париже, в 1904 году. Его основатель –
Франсуа Коти (Franşois Coty) – был человеком чрезвычайно честолюбивым. Собственно, его так и называли – «парфюмерный Наполеон». Коти с самого начала поставил себе цель – создание качественных, но не слишком дорогостоящих духов. Будучи дальновидным и расчётливым, он понимал, что наступила эпоха массового потребления - отныне производитель просто обязан учитывать вкусы и возможности широких слоёв населения, а не рассчитывать на создание индивидуального шедевра для богатого заказчика.
Он хорошо знал человеческую психологию, поэтому уделял большое внимание упаковке, оформлению своей продукции. Каждый флакон, созданный Лаликом для Coty, был настоящим произведением декоративно – прикладного искусства. Названия духов Coty были простыми и запоминающимися: Muse (Муза), Azur (Лазурь), Meteor (Метеор). Если учесть, что в ту эпоху все названия были похожи на поэтические изыски, подобная лаконичность имела успех. Кстати, знаменитый на весь мир аромат
«Шипр» (Chypre) был также создан лабораторией Coty в 1917 году.
Реклама духов Coty.
А вот парфюмерия Дома
Houbigant, основанного в 1775 году
Жаном Франсуа Убиганом (Jean - Franşois Houbigant), считалась элитарной. Ещё в конце XVIII столетия духи от Houbigant были в фаворе у придворных красавиц Марии – Антуанетты. Знаменитым ароматом Houbigant в 1880 – 1890-е гг. был Fougère Royale («Королевский папоротник»). Кстати, популярность «папоротникового» аромата была столь велика, что кроме прекрасных леди, которым, собственно, и был адресован этот запах, им заинтересовались мужчины. Как и в случае с герленовским Jicky, был создан своеобразный унисекс – аромат, который одинаково полюбился и мужчинам, и женщинам. Этот феномен требует особого пояснения. Как уже упоминалось, с 1830-х гг. началось чёткое разделение на мужские и женские ароматы духов.
Мужской костюм становился всё более и более строгим, тогда как дамская мода переживала период настоящего «цветения» – роскошные кринолины сменялись провокационными турнюрами, а вычурности фасонов могли бы позавидовать даже придворные дамы Людовика XV. К концу XIX столетия произошло разрушение гендерных стереотипов – женщины заявили о своих правах на самореализацию. Надевшая строгий костюм – тальер, женщина – телеграфистка не была уверена в том, что ей подойдёт цветочный, а тем более – восточный аромат. С другой стороны, как отмечает О. Вайнштейн
«…эстетика европейского декаданса санкционировала в образе идеального мужчины толику женственности или, по крайней мере, утончённой чувствительности». Как на таком фоне не появиться духам – унисекс? В XX веке такие духи, не имеющие конкретного адресата – вполне обыденное явление.
Знаменитые духи Rosine от Poiret.
…Сейчас никого не удивляет тот факт, что ведущие Дома моды выпускают свои парфюмерные линии. Всем хорошо известны духи Chanel, Dior, Givenchy и так далее. Однако так было не всегда – «смешение жанров» произошло только в 1911 году, когда революционер моды Поль Пуаре создал духи Rosine. Розиной звали старшую дочь Пуаре (в честь младшей – Мартины - он впоследствии назовёт школу декоративно – прикладного искусства). В лабораториях Poiret была создана «восточная» линия – «Магараджа» (Maharadjah), «Минарет» (Minaret), «Китайская ночь» (Nuit de Chine), «Запретный плод» (Fruit défendu). Одевая женщину в провокационные восточные шелка, Пуаре позаботился о создании целостного образа, более того, он стал родоначальником того, что мы сегодня называем «индустрией моды».
Бесспорно, что в парфюмерно – косметической области лидировала прекрасная Франция, однако, и в России были свои заслуженные фирмы (правда, зачастую созданные всё теми же французами).
мы поговорили об иностранных парфюмерах. Бесспорно, что в парфюмерно – косметической области лидировала прекрасная Франция, однако, и в России были свои заслуженные фирмы (правда, зачастую созданные всё теми же французами). Итак... Известная российская фирма «Новая заря» имеет давнюю историю. В 1861 году француз Анри Брокар, решивший, что на Родине конкуренция слишком велика, обосновался в России. Поработав три года в качестве главного лаборанта одной из парфюмерных фабрик, Анри Брокар, открыл своё собственное предприятие. Произошло это 15 мая 1864 года.
Начал он скромно – с выпуска недорогого, но качественного мыла. Надо сказать, что персонал его мыловарни состоял всего-то из трёх человек, и вряд ли кто-нибудь мог представить, что это – начало будущей «империи Брокара». Предприимчивый француз, делая ставку на выпуск дешёвого мыла, хорошо знал, на что шёл. Громадное население России, бóльшую часть которого составляли крестьяне, мастеровые и мелкие лавочники, остро нуждалось в «народной» марке. Брокар учитывал и тот факт, что Русь издавна славилась своими банными традициями, поэтому мыло для «простых людей» должно было удивлять не только умеренной ценой, но и высоким качеством.
Известная российская фирма «Новая заря» имеет давнюю историю...
Брокаровская мыловарня выпускает «Медовое», «Детское» и «Янтарное» мыло. Подлинным «хитом» становится «Народное» мыло стоимостью 1 копейка за кусок. Такая продукция была вполне доступна большинству даже самых малоимущих подданных Российской Империи. Кстати, супруга Брокара, мадам Шарлотта, выдвинула интересную идею – сделать детское мыло привлекательным именно для тех, кому оно предназначалось. Так возникло мыло для малышей в виде зайчат, кисок и собачек, а для более взрослых детей - с буквами алфавита. Успехом пользовалось и оригинальное мыло «Огуречное», сделанное в форме одноимённого овоща. Только с начала 1870-х гг. Брокар приступает к созданию духов и одеколонов. Этому предшествовало важное коммерческое соглашение: в 1871 году московский купец В.Г. Герман выразил желание присоединиться к Брокару с тем, чтобы учредить «Торговый Дом Брокар и К◦».
Но и после того, как Брокар стал специализироваться на «высокой» парфюмерии, он не забывал о нуждах простых людей – по-прежнему пользовалось спросом «Народное» мыло, к которому присоединился новые сорта – «Сельское», «Национальное» (чуть дороже, чем «Народное»!) и ароматное «Розовое». Для более состоятельной публики выпускалось «Греческое» мыло (с ореховым маслом) и «Спермацетовое» (вернее, оно тогда «Спермацетное»). «Мятное», «Русское», «Кокосовое», «Весенние листья» и даже «Электрическое» - мыло на любой вкус и на любой достаток. Но особый успех имело «Глицериновое» - ему было суждено стать одним из самых покупаемых продуктов фирмы за полвека её существования.
Реклама «Национального» мыла.
Считается, что «крёстной феей» для Брокара стала Великая Княгиня Мария Фёдоровна (будущая императрица), для которой парфюмер создал букет надушенных восковых цветов. Пройдут годы и «Товарищество Брокар и К◦» будет удостоено звания поставщика императорского Двора. Но фабрика выпускала не только элитарную парфюмерию – большим спросом пользовался недорогой «Цветочный одеколон» (в 1888 году его было выпущено 86 400 флаконов, а в 1913 – уже 2 миллиона 500 тысяч). Однако, несмотря на очевидные успехи, Брокар постоянно сталкивался с проблемой традиционного пиетета русских людей перед парижской этикеткой. Высокое качество изделий, изысканные флаконы, яркие обёртки – чем только не старались привлечь покупателя российские производители. И всё без толку – французская продукция оставалась вне конкуренции.
Как-то раз Брокар, чтобы продемонстрировать «слепоту» российского покупателя, наполнил один из своих фирменных флаконов духами французской фирмы Lubin и продал как «свои». Через некоторое время флакон был возвращён привередливым покупателем с жалобой на отвратительное качество духов. Таким образом, лишённые престижного французского лейбла, духи Lubin оказались совершенно неконкурентоспособными. И Брокар не унывал – в борьбе за кошельки потребителей он осваивал новые, как сказали бы теперь, маркетинговые технологии. Так, в день открытия своего магазина на Биржевой площади (1878 г.) он пустил в продажу миниатюрный косметический набор из десяти предметов – мыла, одеколона, помады, саше и прочих ароматных «мелочей», которые стоили всего один рубль.
В дни проведения Всероссийской Промышленно-Художественной Выставки, Брокар устроил настоящий фонтан из своего «Цветочного» одеколона. Полиции даже пришлось успокаивать толпы желающих бесплатно подушиться. Справедливости ради, стоит отметить, что одеколон «Цветочный» и без того был невероятно популярен в самых разных слоях русского общества. Большим успехом пользовались духи «Идеал», «Жасмин», «Тубероза», «Реймс». На рекламном листе 1902 года можно найти и такие наименования, как «Модерн» и «Веяние садов Семирамиды» - сказывалось влияние общественных вкусов и модных тенденций. Дамские духи «Персидская сирень» часто называли «неподражаемыми».
Еще одним продуктом, приносящим крупную прибыль предприятию Брокара, был зубной порошок. Порошок выходил в изысканных жестяных коробочках, украшенных красивыми хромолитографиями. (Хромолитография - это способ воспроизведения многоцветных изображений, при котором для каждой краски вручную изготовляется отдельная печатная форма). Когда Брокар стал уже богатым и знаменитым, о нём начали ходить удивительные легенды. Например, легенда о корзине фиалок... Рассказывали, что ещё в начале своей карьеры парфюмер присутствовал на вечеринке, куда был также приглашён молодой франтоватый певец. Никто не заметил никакого подвоха, когда кто-то поставил на рояль корзину с фиалками. Цветы распространяли изумительный аромат, гости пришли в восторг, а вот самоуверенный красавец – певец почему–то взял не ту ноту и вызвал у всех вздох разочарования и жалости. Причину знал только Брокар: от запаха фиалок обычно садятся голосовые связки.
Так, по легенде, молодой парфюмер «отбил» свою будущую жену - Шарлотту Равэ - у её ухажёра – певца. Парфюмер и сын парфюмера, Брокар хорошо знал дамскую психологию – женщины (а в особенности юные девушки) не прощают своим кавалерам подобных оплошностей. Есть ли в этой истории хотя бы доля правды, сказать сложно, однако, Шарлотта Брокар была всю жизнь не только нежной супругой, но и неустанной помощницей знаменитого парфюмера. …Анри Брокар скончался в 1900 году – ему было шестьдесят три года. Парфюмеру наследовали его сыновья – Эмиль и Александр. В 1913 году, к 300-летию Дома Романовых, фирма выпустила духи «Любимый букет Императрицы». Создателем духов был тоже француз - Огюст Мишель, приехавший из Парижа только ради того, чтобы поступить на службу к братьям Брокар. После революции фабрику национализировали, и уже при НЭПе она стала выпускать «пролетарские» духи и пудру, а «Любимый букет Императрицы» был беззастенчиво переименован в «Красную Москву».
Другим известным «русским» парфюмером был француз
Альфонс Ралле. Он начал своё дело значительно раньше Брокара – в 1843 году и тоже в Москве. Если Анри Брокар начинал с мыловарения, то Альфонс Ралле принялся за производство стеариновых свеч. В середине 1850 гг., когда свечной заводик принёс своему хозяину достаточную прибыль, Ралле перепрофилировал свой бизнес и принялся за изготовление мыла и парфюмерии. Духи «Любимый цветок» в гранёном флаконе, на этикетке которого изображена дама в костюме XVIII столетия, цветочные одеколоны – «Махровая фиалка», «Махровый ландыш», «Анютины глазки» с прелестными женскими головками на этикетках украшали туалетные столики русских красавиц Прекрасной Эпохи.
Продукция фирмы Ралле.
В журнале «Нива» за 1897 год (№20) можно найти рекламу «цветочных вод, заменяющих духи»: «Майский ландыш», «Иланг – иланг», «Гелиотроп» и «Вера – Виолетта». Особый вклад в дело процветания фирмы «Ралле и К◦» внёс талантливый парфюмер
Эрнест Бо(Ernest Beaux). Он родился в 1882 году, в Москве, в семье француза-парфюмера Эдуарда Бо. У сыновей парфюмеров, как правило, два пути в жизни – либо они сами становятся творцами ароматов, либо – обучаются бухгалтерским и управленческим премудростям, чтобы вести дела своих более талантливых братьев. К счастью, у Эрнеста Бо оказался феноменальный «нос», поэтому, окончив гимназию, юноша уезжает стажировку во Францию. По возвращении в Москву, Бо поступает на работу в знаменитую фирму «Ралле». Он отличался тем, что не искал простых путей в искусстве создания ароматов; Бо активно экспериментировал с компонентами, создавая принципиально новые сочетания.
Естественно–цветочные и восточные ароматы казались месье Эрнесту малоинтересными, скучными, да и попросту устаревшими (хотя, его дамские духи «Фея роз» до сих пор считаются одним из лучших «подражаний» запаху цветущей розы). Также большим спросом пользовались духи Bouquet de Napoleon, созданные Эрнестом Бо в 1912 году – к празднованию столетия Бородинской битвы. Он предпочитал так называемые «альдегидные» запахи и полагал, что будущее – за «неестественными», химическими ароматами. Помимо всего прочего, Эрнест Бо слыл красавцем, щёголем и дамским угодником – женщины влюблялись в него без оглядки. Карьеру парфюмера прервала война, а после революции Эрнест Бо и вовсе покидает большевистскую Россию с тем, чтобы продолжить работу во Франции. Начав, по существу, с нуля, Бо к середине 1920-х гг. становится одним из ведущих парфюмеров, а в 1925 году создаёт… самый знаменитый аромат XX века – Chanel № 5. Что же касается фирмы «Ралле и К◦», то во времена НЭПа она «возродилась» под названием «Свобода» и существует до сих пор.
Аромат «Царский вереск» от Ралле.
Имя
Адольфа Сиу сейчас мало кому известно, а вот в конце XIX века торговая марка ‘Сiу’ была одной из самых популярных в России. …В 1853 году парижанин Адольф Сиу вместе со своей женой – Клариссой Селестиной прибыл в Москву, чтобы занять место скромного сотрудника парфюмерной фирмы. Со временем хваткий молодой человек сделался директором – распорядителем, но желание «выбиться в люди» подтолкнуло Сиу к открытию собственного магазинчика, правда, это была не парфюмерная лавка, а - кондитерская.
Несмотря на то, что московские жители всегда были охочи до сладостей, и спрос на пирожные да цукаты был велик, бизнес Сиу развивался довольно медленно – таких производителей в Москве было много, и все они предлагали покупателям качественную и недорогую продукцию. Только к 1884 году предприниматель построил фабрику близ Петровского парка. (Кстати, вышеуказанное предприятие функционирует до сих пор, а его продукция хорошо известна в современной России, но об этом – речь впереди).
На этой фабрике было два отделения – собственно, кондитерское и парфюмерное. Очень скоро продукция парфюмера – кондитера стала пользоваться спросом у московских модников. Это так пикантно – поднести даме коробку конфет и духи одной и той же марки. Сын Адольфа Сиу – Шарль – больше интересовался производством духов и мыла - он даже ездил в Европу и Америку, дабы изучить новинки парфюмерного рынка. Все магазины Шарля Сиу отличались превосходным дизайном – зеркала и белые шкафчики а-ля рококо, в которых был выставлен товар, привлекали состоятельных покупателей своей изысканной роскошью. Семейство Сиу, как и многие русские предприниматели того времени, были коллекционерами – основу их коллекции составляли русские народные костюмы и кокошники. Октябрьская революция застала семейство Сиу во Франции и только Шарль, остававшийся в Москве, упорно не хотел верить в то, что власть большевиков – это надолго. Дело кончилось тем, что в 1918 году Шарля выслали из страны, а фабрика Сиу была национализирована. В эпоху НЭПа фабрика стала специализироваться на кондитерских изделиях. Продукция фабрики… «Большевик» хорошо известна до сих пор, правда, покупая печенье «Юбилейное» мало кто вспоминает теперь фамилию Сиу.
Продукция Александра Митрофановича Остроумова.
Может создаться впечатление, что «русскими» парфюмерами были исключительно французы! Однако это не совсем так. Имя провизора
Александра Митрофановича Остроумова заслуживает того, чтобы о нём вспомнили. В 1885 году маленькое предприятие начало выпуск весьма актуального продукта – мыла от перхоти. Неказистое на вид, оно, тем не менее, стало пользоваться повышенным спросом. Со временем провизор наладил выпуск специальной «воды от перхоти О–де-совэр». Вырученные деньги Остроумов потратил на расширение производства, а его новое изобретение – крем «Метаморфоза» быстро сделался «фаворитом» московских и питерских красавиц. В 1900 году было основано «Паевое товарищество парфюмерной фабрики провизора А.М. Остроумова» - у этой солидной фирмы была клиентура не только в России, но и за её пределами.
Помимо духов, кремов и пудр, Товарищество выпускало медицинские и гигиенические товары. В этом заключалось основное отличие остроумовской фирмы от остальных производителей парфюма и косметики. Как и Брокар, Остроумов выпускал детское мыло - с чередой. Реклама продукции Товарищества была прямолинейной и доходчивой. Например, в рекламе духов «Наполеон», выпущенных к 1912 году содержался такой слоган:
«Если бы Наполеон пользовался остроумовским «Наполеоном», Жозефина никогда бы ему не изменяла».Предприимчивый провизор догадался использовать авторитет известных актрис в рекламных целях. Так, была выпущена книга под названием
«Наши артистки о парфюмерии товарищества парфюмерной фабрики провизора А.М. Остроумова». В книге были собраны похвальные отзывы театральных примадонн об изделиях фирмы. Разумеется, актрисы, певицы и скандально известные шансонетки уже тогда служили «ходячей рекламой» для Домов мод и парфюмерных магазинов, но никто, кроме Остроумова так и не догадался издать подобную книгу!
Продукция Александра Митрофановича Остроумова.
«Мой ум опьянён дыханием «Жасмина», «Вы спрятали в гранёном хрустале волнующую гамму ароматов…», - так выспренне и восторженно говорили жрицы Муз о продукции Товарищества. Оперная певица Елизавета Азерская ограничилась словами:
«Приветствую серьёзную соперницу иностранной парфюмерии…», Антонина Нежданова честно призналась, что наипаче всего любит остроумовское мыло, одеколон и пудру 'Лакте'. Кстати, в книге можно было встретить имена балерин Тамары Карсавиной и Марии Петипа, драматической актрисы Веры Пашенной и знаменитой исполнительницы русских песен Надежды Плевицкой. Большой популярностью пользовались остроумовские духи Liseron. …После Октябрьской революции, когда имущество Товарищества было национализировано, Александр Остроумов покинул Россию.
Помимо них, в России работал провизор
Г.Ф.Юргенс – его борно–тимоловое мыло против излишней потливости пользовалось особым спросом. Санкт – петербургская химическая лаборатория выпускала различные сорта мыла, в частности, мыло «Дворянское». Лаборатории провизора
Н.Яковлева принадлежало мыло «Чистотел». Компания
«Келер и К◦» предлагала ни много, ни мало – «косметику древних эллинов». Рекламное объявление гласило:
«Восковая паста прибавляется при умывании и купании к мыльной пене для улучшения цвета лица и смягчения кожи». Санкт-Петербургская химическая лаборатория славилась парфюмерией «Сакура» - реклама «восточных» духов изображала грациозную японку на фоне такого же изящного деревца.
Флаконы фирмы Ралле.
«И были гранёные пробки от флаконов духов, - как от них пахло! И голова кружилась от сломанных в гранях радуг, огней, искр…»,- писала в своих воспоминаниях Анастасия Цветаева, сестра поэтессы. Форма флакона для духов – это особый объект изучения для историка. Флакончики ‘Belle époque’ - это настоящие вместилища для роскошных ароматов, напоминающие маленькие вазы. Даже самые скромные духи были «одеты» в роскошный стеклянный наряд, не говоря уже о дорогостоящих, сделанных на заказ для высоких особ. Флаконы духов и одеколонов стояли на трюмо императриц и скромных телефонисток, сопровождали их в путешествиях, запрятанные в специальные ниши саквояжа. Флакон с любимыми духами был спутником любой женщины, не обязательно «жестокой» кокетки, роняющей надушенные платочки в присутствии страждущих кавалеров.
Если вспомнить знаменитый автопортрет Зинаиды Серебряковой, женщины далёкой от жеманного кокетства, то на туалетном столике художницы можно обнаружить сразу две склянки с духами. Один флакон - с гранёной пробкой, другой - с круглой. В правом нижнем углу холста зритель обнаруживает круглую яркую коробочку, скорее всего, пудреницу… Возможно, нам это покажется странным, но женщины ‘Belle époque’ красились весьма умеренно. Единственное, чем они злоупотребляли, так это пудрой – в моде была идеально – белая кожа. Густо подводить глаза, губы и румяниться было «привилегией» кокоток, кафешантанных див и прочих женщин лёгкого поведения. Но об этом мы поговорим в другой раз...
Иванкина Галина © 2008.
https:///fuchsinebhhfbeg.html
Иванкина Галина © 2013.
http://istorikov.ru/moda/200-aromaty-serebryanogo-veka-chast-ii.html