• Авторизация


Культ кабана на беларусско-русском пограничье 13-04-2014 12:25 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[366x560]
Ермилка и лесной боров


В одном селе жил-был мальчик Ермилка. Любил он всех дразнить да высмеивать, никого он не боял­ся, и доставалось от него всякому, кто попадался на глаза.

Лежал как-то Ермилка на печке и услышал — как под Новый год весёлые колокольца зазвенели, гудочки заиграли. Вышел во двор и увидел—как мальчишки наряжались и во игровые коляды соби­рались. Кликали-звали мальчишек всех идти играть да колядовать. Звали с собой и Ермилку.

Собрался Ермилка и пошёл с ряжеными по дво­рам величать и поздравлять хозяев. А затем к ле­су — задабривать лесного Борова, чтобы весь год сало в доме было да зерно в закромах водилось. Подходили мальчишки толпой к лесу, разбрасывали зерно и пели:

А мы Борова любили,
Зёрна в лес ему носили,
А мы беленькому,
Со спинкой пегенькой!
Чтобы Боров встал,
Весело поскакал!
Ай и ох! Коляда.
Боров высок,
Дай сала кусок,
С осину вышины,
С дуб толщины.
Ай ох! Коляда.

А Ермилка возьми да и начни дразнить:

Боров-туша,
Покажи уши,
Хвост крючком,
Рыло пятачком...

Только он кончил дразнить, как вдруг из леса выскочил большой чёрный Боров, схватил Ермилку на спину, на щетину и утащил. Испугались маль­чишки и в село побежали, обо всём рассказали.

Пришёл народ искать Ермилку, а его нигде нет. Все кустики проглядели, бугорки прошли, искали в поле и за огородом, да не нашли.

А Боров утащил Ермилку в лес и бросил в снег. Огляделся Ермилка — никого в тёмном лесу нет. Влез он на дерево и видит — на поляне братья Мо­розы стоят да рядят, кому какой работой заняться. Один Мороз говорит:

— Я у реки погощу, во всю реку золотой мост проложу. Да заслон в лесу сколочу.

Другой Мороз говорит:

— Я где пробегу — ковром белым устелю. Вьюгу на волю выпущу, пусть, весёлая, в поле гуляет, кру­тит и бурчит да снег потряхивает.

Третий Мороз говорит:

— А я по селу похожу, окна в избах разрисую. Постучу-потрещу, холод и стужу напущу.

Ушли братья Морозы. Ермилка слез с дерева и пошёл по следам третьего Мороза. Так по следам и дошёл до родного села.

А в селе в Новый год народ на гулянье сряжает­ся, песни поёт, у ворот ведёт хоровод. Мороз-то шутник тут как тут — на улице стоять не велит, за нос домой тянет. Под окнами стучит, в избу про­сится. Окна разрисовал и стужей в избу лезет. За­берётся в избу, по полу покатится, зазвенит, под лавку ляжет и холодом дышит.

Увидели в селе Ермилку, обрадовались, накор­мили да обо всём расспросили. Узнали о Морозе, проказнике да шутнике.

А Мороз всем руки и ноги познобил, холодом-стужей в рукава залез. Взялись тут мужики, костёр разожгли, жару-пылу на всё село напустили. Греет­ся народ у огня, ещё громче песни поёт, ещё быстрее хоровод ведёт. А Морозу от огня жарко да парко; обозлился он на народ, что их холод и стужа не бе­рёт, убежал из села в лес, больше не проказил здесь. С того времени, говорят, Ермилка никого не дразнил, не дразнил и лесного Борова — боялся его. И зажил он ладно и весело.

Шумно, весело отмечали крестьяне новогодний праздник, который длился несколько дней. В эти дни люди рядились в маски медведя, козы, журавля и разыгрывали весёлые сценки, пели песни, гадали о судьбе и будущем урожае, жгли костры, играли в разные игры. Существовал также обычай обходить дома с пением особых поздравительных песен — колядок. В колядках желали хозяевам богатого урожая в новом году, здоровья, хорошего приплода скота. А в Смоленской области, где записана сказка «Ермилка и лесной Боров», было принято в новогоднюю ночь ходить к лесу задабривать лесного Борова (дикого кабана) [Золотые серпы: Русские народные сказки./ За­пись, обработка и коммент. Г. Науменко; Рис. А. Владимирской. — Москва: Детская литература, 1988. — 32 с., ил. — (Книга за книгой) — С. 7-10].

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (4):
Интересная какая сказка. Явно из двух частей - про Ермилку с Боровом и про Морозы. Получается, Ермилка - это Ерема, то есть Гермес-трикстер. Три Мороза: три сакральное число, Морозы - память о ледниках?
Kostyantyn1979 13-04-2014-16:50 удалить
Очень инттересная, я её с детства помню. Не из двух. Это же не столько сказка, сколько быличка: попав в лес, герой становится свидетелем сверхъестественных явлений, влияющих на жизнь людей. От параллели с Гермесом воздержусь.
Ответ на комментарий Kostyantyn1979 # Две части не исключают целого, а сверхестественное - древнюю память народа. А про Гермеса -Ерему-Бермяту это я давным-давно у Валерия Демина вычитала. http://lib.rus.ec/b/147278 "Тайны русского народа".
Kostyantyn1979,

День рожденья — это круто,
Это словно Кама Сутра
Для восторженной души —
Так приятно, хоть пляши!

День рожденья — это славно,
Ты сегодня — самый главный!
Все такое говорят —
Уши целый день горят!

День рожденья — это классно,
Значит вовсе не напрасно
Мы пришли к тебе сегодня
Потому что одному

Так балдеть от наслажденья —
Это просто извращенье!
В общем, с днем тебя рожденья!..
Рюмку... То есть руку жму!

[показать]



Комментарии (4): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Культ кабана на беларусско-русском пограничье | Kostyantyn1979 - Дневник Kostyantyn1979 | Лента друзей Kostyantyn1979 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»